«Каждый выбирает для себя…» (интерпретация выбора жизненного пути героями литературных произведений и своего собственного)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Манаенко Инна Владимировна

В своей жизни человек принимает десяток решений, но самое главное-выбор жизненного пути.

Такая потребность возникает у нас тогда, когда мы осознаем себя личностью и начинаем размышлять о своем предназначении на этой земле. Я думаю, что у каждого из вас тоже время от времени появляется такая потребность, ведь вы стоите на пороге взрослой жизни.Цель мастер-класса - порассуждать с обучающимися о том, как изменились жизненные приоритеты и человеческие ценности в 21 веке? Что влияет на выбор жизненного пути? И как изменилось читательское восприятие жизненного выбора литературных героев в 21 веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhdyy_vybiraet_dlya_sebya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Каждый выбирает для себя…» (интерпретация выбора жизненного пути героями литературных произведений и своего собственного)

Цель: интерпретация текстов художественных  произведений: «Уроки французского»,  «Герой нашего времени», «Война и мир», «Живи и помни», «Житие Сергия Радонежского», «Мертвые души».

Задачи:

  • - сформировать умение самостоятельно анализировать художественный текст:
  • Сопоставить  эпизоды, мотивы, характеры героев и их интерпретацию с опорой на приобретенные теоретические сведения;
  • Определить  способы выражения идеи текста;
  • Выявить  авторскую позицию;
  • Воспитать культуру речи, культуру чтения.

Оборудование:    

  • портреты главных героев;
  • карточки-ассоциации;
  • карточки с вопросами на осмысление темы, идеи, проблемы, художественных  особенностей текстов;
  • словарь: интерпретация, мораль, блаженный, праведный возмездие, месть, благоговение, ретроспектива, нравственность.

План мастер-класса

Слайд № 1

I этап – Индуктор – начало,  мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание

Слайд № 2

2. –В своей жизни человек принимает десяток решений, но самое главное-выбор жизненного пути.

Такая потребность возникает у нас тогда, когда мы осознаем себя личностью и начинаем размышлять о своем предназначении на этой земле. Я думаю, что у каждого из вас тоже время от времени появляется такая потребность, ведь вы стоите на пороге взрослой жизни.

Слайд № 3

деконструкция и реконструкция

3.Великий Шелленг сказал: «Блажен, кто выбрал цель и путь, и видит в этом жизни суть… »

-Значит, если есть цель в жизни, легче выбрать свой путь и понять свое предназначение?

 Слайд № 4

4.- Что обозначает в этой цепочке слово «блажен»?

5.Работа с этимологией слова «блажен», «праведник»              Слайд № 5

6. –Значит, счастье-это правильный выбор, путь к своей цели? В этом нам придется разобраться.

Слайд № 6

7.Учитель читает стихотворение «Выбор жизненного пути»

Выбор жизненного пути.

Восход-закат, восход-закат,

А годы быстро так летят,

Пришло то время, когда надо

Свой в жизни путь избрать.

Одна тропа идет наверх,

По ней идти сложней для  всех.

Другая катится там вниз,

Ты посмотри и разберись.

Тропа наверх ведет к успеху,

Тропа, что вниз , ведет в тюрьму.

Есть третий путь - который прямо,

Он не опасен никому.

Стою, я думаю-не знаю,

На что сил хватит у меня,

И подсказать никто не не может.

Сам выбирай -твоя стезя

Слайд № 7

8.-Если человек посадит дерево, родит сына, построит дом, значит, он прожил не зря

ВОПРОС  для обсуждения: Достаточно ли этого для человека? Может ли быть счастье в другом?

- Я думаю, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к вашему жизненному и читательскому опыту.

Слайд №8

9.Работа с ассоциативными  картинками: Определите основные приоритеты при выборе своего жизненного пути, опираясь на ассоциативные картинки. Объясните свой выбор.                                                                      Слайд №9

10.Работа с образами литературных героев: Распределите литературных героев на две группы: а) герои, выбравшие светлый путь; б) герои, выбравшие скользкий путь. Охарактеризуйте каждую группу героев, определив их качества характера, жизненные приоритеты.

11.Защита заданий каждой группы.

 12. Итак, опираясь на жизненный и читательский опыт, попробуем сделать вывод: «Чтобы быть счастливым, нужно выбрать…»

Составление синквейна                                                                  Слайд № 10

Путь

Жизненный, светлый,

Выбрать, пройти, прожить,

Завершить достойно и праведно

СЧАТЬЕ!

13.-Это идеальный путь человека! А в наш 21 век как изменились жизненные приоритеты и человеческие ценности? Что влияет на выбор жизненного пути?

(Учащимся предлагается выстроит «лестницу жизненных ценностей» по группам).Делаем выводы-сравнения.                                                              Слайд № 11

14 Выводы.

(Учитель читает стихотворение  Юрия Левитанского)

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

1983

Встретились на развилке две дороги. Узкая и широкая.

 - Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернем заросла! - принялась упрекать широкая узкую. - Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи - веселись!..

 - Что это ты вдруг замолчала? Ведь судя по твоим словам, живется тебе хорошо! - удивилась узкая дорога.

 - Хорошо-то оно хорошо... - вздохнула в ответ широкая. - Да только в конце меня - пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются, видно всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего на свете боюсь однажды сползти в нее. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живешь?

 - Трудно! - вздохнула узкая дорога. - И тем, кто по мне идет, нелегко. Но зато в конце моего пути - гора. И взошедшие на нее такие светлые, радостные счастливые, что я и описать тебе не могу, и знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь - будет уже навечно!

 Поговорили дороги и разошлись в разные стороны.

 А на развилке той человек остался, который все это слышал.

 И вот, что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!

В учителе есть что-то от поэта,

Ведь каждый день и каждый свой урок

Он ищет истин мудрые заветы

Средь мыслей, прозы, графиков и строк.

В учителе есть что-то от пророка,

Ведь ежедневно кропотно творит

Он будущего свет, по воле Бога

Он с БУДУЩИМ сегодня говорит!

В учителе есть что-то от поэта,

Ведь каждый день и каждый свой урок

Он ищет истин мудрые заветы

Средь мыслей, формул, графиков и строк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

"Каждый выбирает для себя..." (М. Булгаков "Собачье сердце")

Презентация предназначена для 9 класса при изучении произведения М. Булгакова "Собачье сердце"....

Классный час "Каждый выбирает для себя"

Ведущий 1: У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьёзности, неодинаковый по своим последствиям....

Каждый выбирает по себе!

Автор публикации предлагает апробированную в течение нескольких лет методику обучения одной из непростых тем литературоведения - анализа стихотворения, начиная с 7 класса. Описываемая методика одобрен...

Урок внеклассного чтения в 10 классе "Каждый выбирает для себя"

Изучая произведения русских писателей и поэтов, мы имеем возможность говорить о  духовно - нравственных категориях, так как литература - это философия жизни. Она помогает ученику обрести духовно ...

Статья "Сравнительная характеристика героев как путь анализа литературного произведения"

Сравнительная характеристика героев часто используется учителями на уроках литературы как способ постижения авторской позиции. В статье описываются особенности проведения данного вида работы среди раз...

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…»  по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...