"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Желтухина Наталья Викторовна
Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художественной детали до композиционных форм. Урок внеклассного чтения дает возможность окунуться в атмосферу современной ученику жизни, встретиться с ровесниками, определить важность и актуальность проблем, волнующих героев, пройти вместе с ними «путь проб и ошибок» к пониманию того, что есть добро и зло, верность и предательство, истина и ложь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interpretaciya_rasskaza_F._Iskandera_Vozmezdie.doc62 КБ
Office presentation icon prilozhenie.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Каждый выбирает для себя» (интерпретация рассказа Ф. Искандера «Возмездие»): урок внеклассного чтения в 8 классе.

Текст. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 8 класс./К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев и др. - М.: ООО «Гендальф», 2002

Цели: - интерпретация текста художественного произведения;

          - формирование умений самостоятельного анализа художественного текста:

  • определение частей композиции сюжета;
  • выявление основных сюжетных линий;
  • сопоставление эпизодов, мотивов, характеров героев и их интерпретации с опорой на приобретенные теоретические сведения;
  • определение способов выражения идеи текста;
  • выявление авторской позиции;

- развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания;

- воспитание культуры речи, культуры чтения.

Оборудование:    - тема урока;

                            - портрет Ф. Искандера;

                                 - иллюстрации к рассказу (портреты главных героев, выполненные учащимися)

                                 - эпиграфы: «Не сотвори себе кумира и всякого подобия его», «Не убий», «Не укради», «Чти отца своего и матерь твою»;

                                 - план урока;

                                 - проблемный вопрос: «Что выбирает для себя Чик»?

                                 - карточки с вопросами на осмысление темы, идеи, проблемы, художественных особенностей текста;

                                 - словарь: интерпретация, мораль, возмездие, месть, благоговение, ретроспек-тива, нравственность.

Организация: 4 группы учащихся (предварительные задания для каждой группы)

         1 группа готовит пересказ экспозиции рассказа, находит в тексте портреты Керопчика и Моти Деревянного (героев рассказа), комментирует библейскую заповедь «Не сотвори себе кумира»;

         2 группа выделяет в тексте завязку сюжета, анализирует роль приема ретроспекции, комментирует библейскую заповедь «Не убий»;

         3 группа находит кульминационные точки сюжета (почему их две?), эпизоды, в которых можно увидеть отношение окружающих к Моте и Керопчику; комментирует библейскую заповедь «Не укради»;

         4 группа выявляет развязку сюжета, анализирует речевые характеристики Моти и Керопчика, комментирует библейскую заповедь «Чти отца своего и матерь твою».

        Сообщения учащихся (индивидуальные задания):

- биография писателя;  

- черты характера героев произведений Д. Лондона;

 - выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал».                    

Ход урока.

Слайд № 1, 2

1. Слово учителя о целях урока.

Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла чего-либо.

Слайд № 3, 4

2. «Судьба интеллигента», который хочет « что-то сделать для Родины в условиях остановившегося социального времени»: биография Ф.Искандера (сообщение учащегося)

Слайд № 5, 6

3. Работа в группах.

  • Опорные точки композиции

1 группа: экспозиция сюжета (описание базара, портретные характеристики продавцов, появление Керопчика и компании, хулиганство (оскорбил старшего по возрасту человека) – опрокинул лоток со сладостями старика Алихана)

2 группа: завязка сюжета (зарождение желания отомстить хулигану).

Вопрос для обсуждения: с течением времени способы мести становятся менее жестокими, почему? (Сначала: «О, если бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех четверых одной очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся от боли, пока не опустел бы диск». Позже: «Иногда ему представлялось, что тот (Мотя) избивает Керопчика до полного нокаута». И наконец: «Иногда ему представлялось, что он (Мотя) ставит Керопчика на колени перед самым лотком Алихана и, велев ему стоять весь день до закрытия базара, сам уходит по своим делам»).

3 группа: кульминация сюжета (появление человека в военной форме во время наказания Керопчика, которое могло перейти в убийство).

4 группа: развязка сюжета (Чик убежал из дома «нервного хозяина», «бежал до самого дома, словно выныривая и выныривая, просыпаясь и просыпаясь от ужасного сна»)

Вопрос для обсуждения: есть ли в рассказе эпилог (есть, автор предоставляет отдельные факты из дальнейшей жизни Керопчика и Моти Деревянного).

Слайд № 7

  • Сравнительная характеристика Керопчика и Моти Деревянного

Критерии сравнения

Керопчик

Мотя Деревянный (Пилипенко)

портрет

Небольшого роста, коренастый, прозрачные глаза безумной козы (прозрачные козьи глаза)

Рослый, здоровый, в матросском костюме, медаль «За отвагу», холодные, стальные спокойные глаза, тяжелые шаги усталого хозяина

Прием ретроспекции

Футбольный матч, на котором Керопчик дразнил  брата Чика

Ограбление магазина

Отношение окружающих

Настороженность, возможность общения

Страх и «благоговейный шелест», ужас и восхищение, никто не вмешивался в ситуации,  т.к. не хотел осложнять себе жизнь

Речевая характеристика

Использование жаргонизмов («хошь», «пошухарить», «братуха», «прихандекаю»), эмоциональность речи (вопросительные и восклицательные предложения)

Краткость, отрывочность речи, использование односоставных предложений («За..». «Кого», «Дефицит»: что хотел сказать Мотя, и так все понимали)

                               

Вопрос для обсуждения: почему автор оставляет Керопчику право на социальную реабилитацию, а Моте  - нет? ( Керопчика арестовали, он образумился и появляется снова в городе. Мотю арестовали, он исчезает. Первый совершает моральное преступление. Второй – уголовное. Керопчику есть прощение, Моте – нет).

Слайд № 8

  • Работа с карточками  (выбрать вопросы, направленные на осмысление темы, идеи, проблемы, художественных особенностей текста)
  • Почему Чик решается прибегнуть к возмездию? (тема)
  • Какие способы возмездия выбирает Чик? (тема)
  • Чему научило Чика наказание Керопчика? (идея)
  • Возмездие – цель или средство для Чика? (проблема)
  • Какие глаза были у Керопчика, Моти? (художественная деталь)
  • Какова разгадка взгляда Моти? (идея)
  • Каково отношение окружающих к Моте, Керопчику? (проблема)
  • Какое наказание выбирает Мотя для Керопчика? (тема)
  • В каких ситуациях использует автор прием ретроспекции? (художественный прием)
  • Почему в эпилоге рассказа автор оставляет место для Керопчика, а Мотя исчезает из города навсегда? (идея)

  • Эволюция отношений Чика к Керопчику и Моте.

Слайд № 9

Керопчик

Мотя

Тревога – жалость - возмущение

Ужас и восхищение

Выбор способов возмездия:

Хотел быть на него похожим (тайный восторг, глаза героев Д. Лондона)

«приступ тоски по возмездию»

Восхищался дерзостью (слухи об ограблении магазина), но не хотел верить

«Нельзя вспугивать дичь раньше времени» (охота на Керопчика)

Процесс возмездия = процесс прозрения для Чика (почему, когда наказывает, не говорит, за что)

«что-то кольнуло» (Керопчик спросил у Чика про брата)

Чик чувствует себя во время наказания соучастником преступления

Соучастник грабежа (Мотя заставляет Керопчика раздеться)

Стало «страшно жалко» Керопчика (татуировка орла, уносящего девушку, придает контрастный, нелепый внешний вид раздетому хулигану)

Разгадал значение взгляда = презрение к людям

«все неважно по сравнению с унижением» (Керопчика Мотя унижает, а не наказывает за хулиганство)

Перестал ходить на спортплощадку (любимое место отдыха Моти)

Вопрос для обсуждения: что такое возмездие, почему рассказ получил такое название? (Возмездие – правосудие, отплата, кара за преступление, способ добиться справедливости,

 не цель. Чик возмездие превратил в цель. В ходе развития сюжета он «прозревает», освобождается от иллюзий, учится путем проб и ошибок распознавать добро и зло).

Слайд №10

  • Обращение к эпиграфам
  • Не сотвори себе кумира и всякого подобия его (поклоняясь иконам, человек молится не краске, дереву или металлу, а тому, кто на ней изображен: Чик в Моте не видел сначала человека, ему нравились только внешние атрибуты героя).
  • Разновидность идолопоклонства (т.е. поклонение кумиру) – служение такой страсти как гордость (гордый человек чрезмерно высокого мнения о своих достоинствах – уме, красоте, богатстве, чтит самого себя, с презрением относится к мнениям и советам других (образ такого героя в рассказе - Мотя).
  • Не убий (Мотя в течение наказания доходит до угрозы жизни Керопчику; появление человека в военной форме предотвращает потенциальное убийство).
  • Не укради: вид кражи – грабительство, т.е. отнятие чужой вещи насилием (по слухам,  Мотя ограбил  магазин)
  • Чти отца своего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле. Наряду с родителями должны почитаться старшие по возрасту, имеющие опыт жизни и могущие дать добрый совет. Моисей сказал: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца» (Керопчик обидел старика Алихана).
  1. Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал» (чужая боль должна отзываться в твоем сердце, стать твоей болью).

Ты заплакал о моем горе, и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.

Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его – во мне.

  1. Итоги работы в группах: слово организаторам групп (сплоченность группы, взаимопомощь, полнота ответов, логичность доказательств, уместность цитат, богатство лексики, выразительность речи).
  2. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Что выбирает для себя Чик».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…»  по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....