Статья "Сравнительная характеристика героев как путь анализа литературного произведения"
статья по литературе (5 класс) на тему
Сравнительная характеристика героев часто используется учителями на уроках литературы как способ постижения авторской позиции. В статье описываются особенности проведения данного вида работы среди разных возрастных групп учащихся, приводятся примеры заданий для сравнительных характеристик по произведениям, входящим в школьную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnaya_kharakteristika_geroev_kak_put_analiza.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Володина А. В.
Сравнительная характеристика героев как способ анализа литературного произведения.
В литературоведении существует два толкования понятия «литературный герой»:
- – действующее лицо, персонаж, нарисованный более многогранно и более весомо для идеи произведения;
- действующее лицо, близкое к авторскому идеалу человека, т. н. положительный герой. (Краткая литературная энциклопедия в 9 томах под редакцией А. А. Суркова. М., 1967, т. 4)
В данной работе термин «литературный герой»используется в первом, более распространенном его понимании.
Авторский замысел в произведении раскрывается по-разному: через композицию, авторские отступления и т. д. Но, пожалуй, важнейшее средство для его реализации – система героев произведения. Ни один персонаж не случаен. Между ними, говоря словами Л. Толстого, существует «система сцеплений». Нередко автор строит произведение вокруг двух (нескольких) героев (часто героев – антиподов, двойников). Именно через их сопоставление, столкновение можно наиболее очевидно реализовать замысел произведения. Вот почему в таких случаях важно провести сравнительную характеристику героев, основывая на ней дальнейшее изучение произведения и последующие выводы.
Данный вид работы может быть проведен в любом классе. В 7 классе, например, он необходим при изучении «Песни…о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова и рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро». В 8 классе – сравнение Швабрина и Гринева, в 9 – Чацкого и Скалозуба, Молчалина, Репетилова; Печорина и Грушницкого и т. д.
Как известно, существует 3 пути анализа литературного произведения: вслед за автором, по образам и проблемный. Составление сравнительной характеристики героев может стать элементом любого пути изучения, но в основном данный вид работы свойственен для второго пути. Анализ литературного произведения по образам – самый привычный – основан на взгляде на литературу как человековедение. Опасность этого пути – замкнуться на характеристике одного или нескольких главных героев. Сравнительная характеристика героев дает возможность более широко взглянуть на произведение, увидеть взаимосвязь всех его элементов, а следовательно, полнее осознать авторский замысел.
Как было сказано выше, данный вид работы может быть использован во всех классах, но должно учитывать возрастную специфику каждого класса.
Для «наивных реалистов» 5-6 классов свойственно восприятие сюжета, заслоняющее авторскую мысль в сознании учащихся. Следовательно, важно продумать критерии для сравнения так, чтобы, опираясь на них, ученик шел от сюжета к осмыслению деталей, композиции и авторского замысла.
Для 7-8 классов свойственно нравственное самоуглубление. Нравственная оценка поступков героя выходит на первый план. Как оценить поведение героя – самый интересный вопрос для учащихся этой возрастной группы, который обязательно надо включить в план характеристики. Как характеризует Кирибеевича и Калашникова отношение к Алене Дмитриевне? Какие качества героев проявляются в беде, как оценить поведение героев в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»? Но в этом возрасте очень велика вероятность сугубо субъективной оценки героя, которая зачастую расходится с авторским замыслом. Так, в «Тихом утре» Яшка оказывается смельчаком, а Володя трусом, не достойным уважения. В таких случаях важно обращать внимание на авторские ремарки, объективный ход событий.
В старших классах учащимся проще увидеть объективный смысл произведения, но конкретизация образов у них в сознании ослаблена. Поэтому здесь особенно важно обращать внимание на детали облика героя, окружающую его обстановку (например, при сравнении помещиков в «Мертвых душах»).
Сравнительная характеристика героев обязательно должна проводиться не абстрактно, а по заданным критериям, которые могут быть заданы учителем или составлены классом.
При этом нужно не забывать, что цель школьного анализа – создание читательской интерпретации произведения и соотнесение ее с научными исследованиями текста, корректирование субъективных представлений читателя объективным смыслом произведения, раскрытым литературоведением. Поэтому критерии сравнения героев должны учитывать и объективные детали, и читательское восприятие. Оба параметра должны быть включены в итоговый вопрос после проведения сравнительной характеристики. Например, домашним заданием по «Песне…» Лермонтова может быть письменный ответ на вопрос: «Оцените одного из героев (Кирибеевича или Калашникова) с точки зрения народной морали и с вашей точки зрения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ литературного произведение через театральное искусство
Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....
Методическая статья "Особенности анализа литературного произведения в 5 классе"
Методическая статья "Особенности анализа литературного чтения в 5 классе"...
Анализ литературного произведения
Подготовка к ЕГЭ по литературе...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)
Образовательная технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...
Самоанализ по теме "Совершенствование компетенции анализа литературных произведений в их родовой и жанровой специфике"
В работе описаны наряду с традиционными нетрадиционные методы и приемы обучения литературе в аспекте системно-деятельностного подхода...
Пути анализа лирического произведения в 5-6 классах
Статья содержит два пути анализа лирического произведения на уроках литературы в 5-6 класса (композиционный и образный)...
Пути анализа литературных произведений в школе
Выяснение читательского восприятия необходимо учителю, чтобы определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста.В основе школьного разбора произведения всегда ...