Урок внеклассного чтения в 10 классе "Каждый выбирает для себя"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Изучая произведения русских писателей и поэтов, мы имеем возможность говорить о духовно - нравственных категориях, так как литература - это философия жизни. Она помогает ученику обрести духовно - нравственные ценности. О том, насколько важно сохранять человеческое достоинство, принимать радости жизни, уметь делатьправильный выбор, прозвучало на уроке внеклассного чтения в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения "Каждый выбирает для себя" | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока внеклассного чтения в 10 классе
«Каждый выбирает для себя…»
Автор: учитель МБОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района ЧР
Елена Ивановна Хвостова
Цели:
образовательные: познакомить учащихся с рассказами М.Булгакова «Морфий» и Л.С.Петрушевской «Глюк»;
развивающие: совершенствовать навыки сравнительного анализа героев и поступков в произведении, помочь понять сложность и многогранность тематики рассказов, развить умение размышлять над актуальностью рассматриваемой темы, познавательный интерес, самостоятельность суждений;
воспитательные: формировать этические ценности духовной стойкости, порядочности, совестливости, воспитывать в детях умение разбираться в людях, отличать плохое от хорошего, уметь в определенный момент сказать «нет», т.е. сделать правильный выбор.
Тип урока – урок - размышление.
Вид урока - комбинированный
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Технологии: ИКТ – технологии, здоровьесберегающие; технология групповой дискуссии, личностно – ориентированный подход.
Методы: проблемный, творческий, частично – поисковый, активные методы обучения (АМО)
Оборудование: I. Художественные тексты: Л.С.Петрушевская «Глюк», М.А.Булгаков «Морфий».
II. Иллюстрация: Помпео Батони «Геракл на распутье».
III. Мультимедийная презентация с музыкальным сопровождением.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Учитель. Добрый день, дорогие ребята. Оглянитесь вокруг, посмотрите. Как красива наша земля. Как привлекательна и необычна наша планета. А такой делает нашу планету ваши улыбки, прекрасное настроение и желание многого добиться в жизни. Все зависит только от себя. Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке.
Ребята, а сейчас мне бы хотелось узнать, что вы ждете от сегодняшнего урока, поэтому прошу вас украсить «Дерево ожиданий» листочками.
(Метод «Дерево ожиданий». Цель: участники самостоятельно формулируют свои ожидания от урока, знакомятся с ожиданиями других. На заранее подготовленных листочках ребята пишут свои ожидания и прикрепляют на лист ватмана).
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею –
Каждый выбирает для себя. (Ю.Левитанский)
Учитель. Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам, его свободная воля — отдавать предпочтение духовным заботам или плотским. Человек сам определяет свою дальнейшую жизнь. Вспоминаются слова Д.С.Лихачева о том, что «одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Так и получается, что с выбором сталкиваемся на каждом шагу. «Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?
Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли...»(По Р.Рождественскому) .
Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.
- ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Теме нравственного выбора посвящен наш урок. На основе двух рассказов «Морфий» М.Булгакова и «Глюк» Л.Петрушевской мы попытаемся выяснить, насколько важно сделать правильный выбор в жизни, как это отражается в судьбе отдельно взятого человека.
3. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Какая тема затронута в обоих произведениях? (Тема наркомании).
- Какие чувства вы испытали при чтении этих произведений? (Жалость, страх, сочувствие, печаль…)
- Обратите внимание на время создания двух произведений. Сколько времени прошло с момента издания «Морфия»?
- Актуально ли то, о чем пишет Булгаков в 20-ых годах прошлого столетия, для начала 21 века? Время, несомненно, идет вперед, но проблемы остаются. Обратите внимание на следующие данные.
4. ВЫХОД НА ПРОБЛЕМУ
Статистика. Информация к размышлению.
- Согласно оценкам экспертов, наркотики употребляют 3-3,5 млн. россиян.
- Возраст, с которого дети знакомятся с наркотиками, снизился на 6 лет (с17,5 до 11 лет).
- 89% российских наркоманов заражены гепатитами В, С, 20-30% - вирусом иммунного дефицита.
Учитель. Вы стоите на пороге взрослой жизни. Многие будут учиться в городах, могут оказаться в разном коллективе. Могут возникнуть различные «соблазны». Недаром говорят, что запретный плод сладок. Но вы должны всегда знать, что главная задача каждого человека – уметь сделать правильный жизненный выбор, который будет определять всю его дальнейшую жизнь. Это жизнь в ладу со своей совестью, в гармонии с окружающими людьми, в любви.
Учитель. А если эта гармония нарушена? Есть ли возможность решить проблему? Всегда ли есть выбор? Ответы на эти вопросы находим в рассказах «Глюк» и «Морфий».
- РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Аналитическая беседа по вопросам
- Составлением таблицы в тетрадях по ходу обсуждения произведений
Итак, перед вами два произведения.
- 1. Кто является героем в каждом из них?
«Морфий» | «Глюк» | |
Главные герои | 1. Поляков – 25 лет, врач, окончил университет | Таня, девочка 16 лет; способная, красивая. |
Что вы можете сказать об образе жизни героев? | Участковый врач в Горелове, в деревне. Поляков с трудом переносит сложности деревенской жизни. По его мнению, больница – «снежный гроб», «необитаемый остров». Он молод, энергичен, обладает неплохими литературными способностями, он тоскует по театру и библиотекам. В деревне он живет в пустоте, работает механически, страдает от одиночества и безнадежности, без человеческого общения. | Много гуляет по рынку, любит поспать, не моет голову, ест без конца сладкое, нервная (кричит), не уважает родителей («Мать тоже базарит так же»), она их считает больными. Воровала у них деньги (всегда их отыскивала, куда бы они их ни прятали), пьет пиво с одноклассниками. |
Причины употребления наркотиков | Был повод для отчаяния (ушла жена). Неожиданные боли в области желудка, которые не удавалось ничем унять, кроме морфия. Итак, интеллигентный человек, осознающий свою мессианскую роль русской деревне, живет в противоречии между своими запросами и тем, что может дать ему жизнь. Это испытание доктор преодолеть не в силах. | Просто так, предложили на дискотеке. |
Что происходит с человеком, принимающим наркотики? | С медицинской стороны: галлюцинации, увеличенные зрачки, худоба, бледность, нарывы, фурункулы, рвота. Острота физических и нравственных страданий достигли огромных размеров. Потеряна радость жизни: разрушена врачебная карьера, произошел распад личности: минутный покой сменяются агрессией, ненавистью ко всем, физическими и нравственными мучениями. Он грубит, зол. Вырывает, оскалившись, из рук фельдшерицы ключи от аптеки. | «Заплетающийся язык», «с лукавым видом», «злым взглядом», «совершенно бесчувственный Серёжка» и, наконец, «все валялись по углам, как тряпичные куклы», «у Серёжки закатились глаза, были видны белки». Таня не понимала, что после приёма наркотика человек теряет волю, а это как раз и нужно тем, кто подстрекает людей на это страшное и опасное действие. |
Осознавали ли герои свои поступки? | «У меня начинается распад моральной личности». Все происходило вполне осознанно, отдавая во всем себе отчет. В подтверждение этому дневник доктора Полякова. | Ведь Глюк соблазнил ее своими обещаниями о хорошей жизни. Глюк знал, что она попадется на этот крючок, потому что Таня, героиня рассказа, хотела иметь большой дом и чемодан денег, жить за границей. У Тани–материальные, физиологические. Таня далеко не пай-девочка. Дискотека, тусовки, пиво, двойки по математике – вот и вся ее жизнь. Но не все потеряно в этой девочке. Автор как бы дает ей шанс подумать и поправить положение. Не зря она в конце рассказа с волнением говорит: «Хочу, чтоб все спаслись», хотя раньше говорила, что не такая добренькая. |
Был ли выбор у героев? | Конечно, ведь можно пережить уход жены. Боль в желудке можно прекратить и с помощью других лекарств. Он сам с иронией говорит, что «куда, к черту, годится человек, если малейшая невралгийка может выбить его совершенно из седла». О том, что был выбор, говорит тот факт, что сам Булгаков испытывал пагубное тяготение к морфию. Но автор, в отличие от героя рассказа, нашел силы побороть это зло. Даже писал матери: «В числе погибших быть не желаю». | Был, никто ее силом не заставлял это делать. У нее была цель - иметь друзей, чтобы Сережка был рядом, чтобы ею восхищались и т.д. Это ложное представление об известности, о «крутости» (как сейчас модно говорить среди молодежи). Истина, конечно же, в другом. |
Какими качествами обладают герои? | Безвольный, слабохарактерный, нерешительный. | Таня хотела, чтобы все ей легко доставалось. Она легкомысленная, слабая, лживая, грубая, невоспитанная. |
Почему герой М. Булгакова и Л. Петрушевской оказались во власти наркотиков? | Полякову кажется, что после употребления наркотиков быстро, без определенных усилий снимается боль. Наступает только временное облегчение. Облегчение без усилий. Забываются проблемы. Но это самообман. Процесс самоуничтожения начался, болезнь прогрессирует. У него поражены воля и ум, способность бороться за свою жизнь. | Под действием наркотиков создается ложное представление о красивом, как киноартисте, одетом, как модель, всемогущем человеке. Это ложное представление о счастье, о покое, о жизни. |
Если вы заметили, то в рассказе присутствует и тема счастья. В чем видят герои счастье? | Тему счастья Булгаков связал с образом Бомгарда. Он в его слова вкладывает свое представление о счастье. Бомгард счастлив тем, что может читать, думать, общаться с людьми, выполнять необходимую для себя и людей работу. Жизнь прекрасна. Выбери жизнь. Умей построить ее разумно, сделай ее счастливой. | Счастье в деньгах, на которые она покупает уважение одноклассников. И не в ее стиле помогать другим людям. «Не такая я добренькая»,- говорит она Глюку. А когда все закончилось плохо, Таня поняла, что это ей не нужно. Она хочет, чтобы все были живы, чтобы все спаслись. То, чего она хотела, совсем не то, к чему должен стремиться человек: к высокому, истинному, правильному. |
Каков финал произведений? | Смерть главного героя. Он не приложил никаких усилий, чтобы сохранить себе жизнь. | Чуть ли не все погибли. А в сумочке все еще лежала таблетка. Значит, Таня может попробовать таблетку, может, и нет. |
В чем урок произведений? | Подвергнуться пагубной страсти можно случайно, по глупости или намеренно, в одиночку или коллективно, а вот избавиться от нее поможет, разве что случай или чудо, в основе которого сконцентрировано единство Воли, Мужества и Любви. Нужно только сделать правильный выбор. |
Учитель. Критики называют рассказ «Морфий» предупреждением. Почему?
Чтобы предупредить молодых людей, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя.
- Оба рассказ взаимосвязаны. Под действием морфия появляются глюки. Глюки – это болезненное воображение в воспаленном мозгу под действием наркотиков.
-Какие ассоциации вызывает слово «глюк»? Ребята называют.
Учитель.
Глюк – темная, страшная сила, в любом обличье может прийти. Он искуситель, дьявол, сатана. По религиозным представлениям – дьявол (глюк) все знает о человеке, он искушает его. Но любым искушениям можно воспротивиться, отгородиться от соблазнов. Должны быть веские причины не употреблять наркотик.
- ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Упражнение «Продолжи мысль».
Цель – сформировать у учащихся умение видеть мир красивым и без употребления наркотиков, научить ценить жизнь, видеть ее красоту, неповторимость. Описание: ученики должны записать в тетрадях 10 причин, почему они не стали бы употреблять наркотики: «Я не буду употреблять наркотики, потому что…». Пока ребята пишут, звучит песня «Как прекрасен этот мир».
Учитель. Молодцы, вы сделали свой выбор! Он достоин похвалы. К сожалению, не все так думают: наркотики употребляют и у нас в Чувашской Республике. Давайте обратим внимание на статистические данные по нашей республике. Они не утешительны. Что вас удивило?
Учитель. Заметьте, что 59% употребляющих наркотики, люди в возрасте от 18 до 30 лет. Эти данные настораживают, так как мы живем по соседству. Конечно же, вы должны уметь определять свой круг общения, выбирать то, что вам нужно. Ведь жизнь-это постоянный выбор. Иногда ты даже не замечаешь, что тебе приходится его делать. Но бывают ситуации, от которых зависит твое будущее, и тебе самому решать, как поступить. Сможете ли вы сказать вовремя НЕТ, чтобы не произошло беды. Сейчас мы попробуем сыграть следующие ситуации.
Упражнение «Ситуация». Цель – вовлекая ребят в решение простых жизненных ситуаций, выработать умение сказать «нет!» Описание: один ученик подходит к другому и предлагает различные ситуации. Используя жесты, мимику, другой ученик должен дать утвердительный ответ.
Ситуация 1. Одноклассники (сосед, лидер двора) предложил попробовать наркотик за «компанию».
Ситуация 2. Одноклассник просит достать для него наркотик.
Учитель. Молодцы. Вижу, что вы готовы сказать НЕТ. А есть ли наркотикам альтернатива!
- Да, это жизнь. Давайте сделаем синквейн со словами «наркотик» и «жизнь».
Приём «Написание синквейна». Цель – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет делать обобщения по какому – либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов. Это может быть крылатое выражение, цитата, или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Наркотик.
Губительный, страшный
Одурманивает, разрушает, уничтожает.
Наркотик – это страшное зло, которое убивает морально и физически человека.
Смерть.
Жизнь
Добрая, полноценная, здоровая.
Радует, воодушевляет, придает силы.
Правильная жизнь – это ощущение мира, добра, прекрасного.
Счастье.
- РАБОТА ПО КАРТИНЕ
Учитель. Вы являетесь хозяевами своей судьбы. Вам решать, как дальше жить, вам же и делать выбор. А соблазн подстерегает нас всегда. И он обладает огромной силой. Главное, чтобы человек был мудрее и знал то, что ему нужно. А если соблазн сильнее человека, то очень трудно найти выход. Значит, приговор уже подписан. В Евангелие от Матфея говорится, что
Широки врата и пространен путь,
ведущие в погибель, и многие идут ими;
потому что тесны врата и узок
путь, ведущие в жизнь, и немногие
находят их. (Мф. 7:13–14).
Учитель. - Ребята, прокомментируйте это высказывание.
Художники разных стран и времён уделяли большое внимание теме нравственного выбора. Эта тема воплощена в одной из картин Помпео Батони «Геракл на распутье».
Ученик. Венера сулит Гераклу всевозможные наслаждения. У её ног музыкальные инструменты (наслаждения слуха), фрукты (наслаждения вкуса), позади неё кусты розы (наслаждения обоняния и зрения). Женская красота самой Венеры — наслаждение зрения и осязания. Позади Венеры дворец и фонтан, сулящие богатую, роскошную жизнь. Она протягивает Гераклу розу — символ любви.
Минерва же указывает на храм Славы, стоящий на высокой скале, предлагая тяжёлый и опасный путь к славе через подвиги. Рядом с Минервой трёхглавый пёс Цербер со змеиным хвостом, охранявший вход в царство мёртвых Аид, у её ног львиная голова. Это намёк на будущие подвиги Геракла — он убил немейского льва и победил и привел к Эврисфею пса Цербера.
Учитель. Оказавшись перед выбором жизненного пути, юный Геракл телом склонился к Венере, а голова его повёрнута в сторону Минервы. Так художник обозначил трудную борьбу плоти и разума. Разум Геракла победил в этой борьбе.
- Всегда ли есть выбор? Почему?
- Что влияет на выбор?
- Ребята, приходилось ли вам выбирать в жизни? Принимать важные решения?
8. РЕФЛЕКСИЯ
- Оправдались ли, ребята, ваши ожидания? Давайте обратим внимание на «Лист ожиданий». Получили вы ответы на интересующие вас вопросы?
(Ответы детей)
Учитель. «…Вопросы подстерегают нас повсюду. И даже самые пустячные, мелкие требуют ответа, причем продуманного ответа, который в конечном итоге не приведет к плачевным последствиям. Ведь из мелочей, какими бы ничего не значащими они ни казались, как говорится, складывается жизнь. Но все же не стоит в них увязать. Лучше обратиться к вопросам более глобальным. Но для любого выбора, каким бы он ни был, главное – разум. В любом выборе нужно руководствоваться не только чувствами, наитием, но прежде всего разумом. Он для того и дан Богом людям, чтобы им пользоваться, хотя бы изредка».
Лишь в разуме счастье,
Беда без него.
Лишь разум богатство,
Нужда без него…
Коль разум вожатым не станет тебе,
Дела твои сердце изранят тебе (Фирдоуси).
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Все, что нужно знать, чтобы мудро жить».
9.РЕЛАКСАЦИЯ (Мультимедийная презентация «Как прекрасен этот мир» с музыкальным сопровождением)
Использованная литература.
1.Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе
Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...
Урок внеклассного чтения в 9 классе «Каждый выбирает сам...» по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»
Данный урок затрагивает проблему нравственного выбора героями жизненной позиции. На примере литературных героев формируются нравственные качества учащихся....
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».
Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...
Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"
Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством поэтов Калужской области. Воспитывать у учащи...
Урок внеклассного чтения на тему: "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (на примере библейских притч)
Данный урок по литературе в 7 классе (ЗПР) по теме "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (на примере библейских притч) включает в себя три цели: образовательная, которая знакомит учащихся с содер...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...