Методическая разработка внеурочного мероприятия на основе регионального содержания на тему «Путешествие с Николаем Колычевым «От моря Белого до моря Баренцева» (Образы русского севера в творчестве Николая Колычева).
методическая разработка по литературе (9 класс)

Алексеева Анна Олеговна

Методическая разработка внеурочного мероприятия распахнет перед учащимися двери в чарующий мир Кольского полуострова, приглашая в незабываемое «Путешествие с Николаем Колычевым: от Белого моря до Баренцева». Это странствие станет откровением Русского Севера, запечатленного в поэтических строках Николая Колычева, где каждый образ – словно драгоценный камень, найденный на берегах суровой красоты.

Цель: познакомить обучающихся с поэзией Николая Колычева.

Задачи:

-развивать мыслительные способности, выразительное чтение, обогащать словарный запас;

-формировать у учащихся читательский интерес;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой Родине, интерес к поэтическому наследию литераторов Кольского Севера.

В ходе мероприятия участники отправятся в заочное путешествие по местам, вдохновившим Николая Колычева на создание его проникновенных стихотворений. Они посетят суровые берега Белого и Баренцева морей, познакомятся с бытом и традициями жителей Кольского полуострова, ощутят дыхание северной природы. Мероприятие позволит учащимся осознать свою принадлежность к богатой культуре и истории родного края, воспитает чувство гордости за свою малую родину и ее талантливых представителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного мероприятия на основе регионального содержания

Тема: «Путешествие с Николаем Колычевым «От моря Белого до моря Баренцева» (Образы русского севера в творчестве Николая Колычева).

Цель: познакомить обучающихся с поэзией Николая Колычева.

Задачи:

-развивать мыслительные способности, выразительное чтение, обогащать словарный запас;

-формировать у учащихся читательский интерес;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой Родине, интерес к поэтическому наследию литераторов Кольского Севера.

Участники: учащихся 8-9 классов

Оборудование:

- тексты стихотворений;

- презентация;

- «Колычевский диктант»;

-Гимн города Кандалакши.

Тип внеклассного мероприятия: открытия новых знаний.

Ход мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап. Вступительное слово педагога

           Приветствие учителя.

Наша малая Родина обладает несметными природными богатствами, в ней есть величие перед человеком: её поразительная красота, от которой захватывает дух, грозные зимние бури, глубокие реки, высокие скалы, разнообразные животные. Всё это природа, уникальная природа северного края. Всё это вдохновение. Вдохновение — это то, что нужно для создания произведения искусства в музыке, живописи или литературе.

Край белых ночей давно вдохновлял сказителей и поэтов. С той поры как Михайло Ломоносов открыл эту тему в русской поэзии, родилось много стихов о северном сиянии, белых снегах и льдах, о вечном круговороте природных явлений. Немало стихотворений посвящено мореходам, поморам, труженикам, «распахивавшим» не только морские просторы, но и земные поля, возводившим села и города. Люди издавна осваивали эти суровые места, свободные и привольные. Тема Севера представлена достойным художественным наследием. И трудно себе представить северную поэзию без стихотворного наследия поэта Николая Колычева.

Сегодня, дорогие друзья, я предлагаю вам отправиться в путешествие по Кольскому полуострову. Мы познакомимся со стихотворениями Николая Колычева, вслушаемся в каждый звук произведения и постараемся понять, какое влияние оказала северная природа на творчество поэта.

Наше путешествие будет стоять из 5 станций:

  1. Жизненный и творческий путь поэта
  2. Станция «Ковда»
  3. Станция «Кандалакша
  4. Станция «Мурманск»
  5. «Колычевский диктант»

Приветствуют.                    

  1. Станция 1.  «Жизненный и творческий путь поэта»

(Приложение 1 Презентация)

Николай Владимирович Колычев — российский поэт, прозаик и переводчик, член Союза писателей России.

Николай Владимирович Колычев родился 24 октября в 1959 году в городе Мурманске. Мать — Аполлинария Петровна Колычева, медицинский работник, заведующая детским садом, косметолог. Отец — Владимир Николаевич Колычев, инженер пароходства.

Учился в музыкальной школе. Долго искал себя, поступил в Ленинградское арктическое училище (1975-1977), но был отчислен за недисциплинированность. Сменил несколько профессий, стал первым мурманским фермером, но хозяйство разорилось. Служил в армии инструктором учебной части. Работал в Норвегии, а Кандалакша стала местом, где Николай родился как поэт. Профессионального литературного образования автор не имел. Он говорил душой.

Литературной деятельностью начал заниматься после возвращения из армии. Первые поэтические публикации Колычева состоялись в Кандалакшских газетах в 1982, тогда же его стихи впервые увидели свет в столице—в альманахе «Истоки». В 1987 вышла в свет первая книга поэта «Цветы и люди».

Творчество Николая Колычева условно можно разделить на два периода:

1) первый период (до 2012) — следование лучшим традициям классической русской поэзии;       2) второй период (с 2013) — поиск новых поэтических форм. В это время «в поэзию Колычева добавляются врубелевские нотки — резкие, несколько рваные. Стихи второго периода несут в себе мощный эмоциональный заряд, однако литературные критики отмечают излишнюю публицистичность поэзии Николая Колычева позднего периода».

Писал поэт и для детей разного возраста. (Поэтические сборники «Мурманчанка», «Мурманские ступеньки», «Косолапые ботинки», «Детские стихи», сказочная повесть «Нюфоцей Бэч» по оригинальной идее Александра Хмеля).

Музыкальность стихов Н. Колычева способствовала тому, что многие из них стали песнями, и исполняются профессиональными и самодеятельными певцами. Н. Колычев — автор песни, ставшей гимном Кандалакши.

Николай Колычев — автор исторического романа «Феодорит», посвященной святому русского Севера Феодориту Кольскому, юмористической повести «Завтра вылетаем!», рассказов и публицистических очерков, неоконченной пьесы о святом русского Севера Трифоне Печенгском.

Автор восемнадцати книг, опубликованных в Москве и Мурманске. Публиковался в журналах и коллективных сборниках «Север», «Нева», «Аврора», «Роман-газета 21 век», «Наш современник», «Под сенью Трифона», «Наука и бизнес на Мурмане», «Мир Севера», альманахах «Поэзия», «День поэзии», «Площадь Первоучителей», «Турнир» и др.

Член Союза писателей СССР (1990), член Союза писателей России (1991).

Лауреат Большой литературной премии России (2009), премии «Ладога» им. А. Прокофьева (2005), премии «Неизбывный вертоград» им. Н. Тряпкина (2007), премии читательских симпатий «Открытая книга» как самый читаемый поэт Мурманской области и др..

С 1998 года жил в Мурманске. Принимал участие в возрождении Дня славянской письменности и культуры в СССР.

Умер от инсульта в Кандалакше 6 июня 2017 года. Прощание с Н. В. Колычевым прошло 10 июня 2017 года в Мурманске. Похоронен Николай Колычев на Городском кладбище Мурманска, в секторе №44.

Николая Владимировича не стало в день рождения Александра Сергеевича. 6 июня для заполярного литературного круга отныне не только праздник. Если Пушкина называли солнцем русской поэзии, то можно ли Колычева с чем-то сравнивать? С многогранным северным сиянием? Смело? Пожалуй. Но без трепета читать его стихотворения сложно. Строки же горят перед глазами, красками бьют по всем чувствам. Стоишь, смотришь на привычное темное небо и не понимаешь, как же раньше эти краски не замечал.

Слушают, осмысливают.

  1. Станция 2.  «Ковда»

Духовное становление Николая Колычева произошло во многом благодаря настоятелю Трифоно-Печенгского монастыря Аристарху. Стихи поэта пронизаны любовью к Родине, светлой печалью, добротой и, конечно, поиском себя. Хороших духовных стихов никогда не было в избытке. Поэтому такие стихи, как «Ковда», это самое настоящее откровение. (Приложение 3 стихотворение «Ковда»)

-Ребята, а почему село Ковда одно из любимых мест поэта?

Совершенно, верно. В селе Ковда есть старинная Никольская церковь, уникальный архитектурный памятник деревянного зодчества.  Произведение описывает одно из любимых мест поэта — село Ковда, и связано оно с Богом: «И — рука ко лбу стремится, и к тебе нисходит Бог».

-Что отписывает поэт в первой части стихотворения?

-О чём рассказывает поэт во второй части?

-Что понимает герой в финале стихотворения?

Читают и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы.

Село Ковда связано с Богом. Там есть церковь.

В первой части стихотворения поэт описывает красоту окрестных мест, в том числе церкви за мостом, и отмечает, что здесь можно помолиться.

Поднимись на колокольню,

Глянь – какая красота!

Пей во все глаза раздолье –

Эту ширь и эту даль!

Во второй части поэт рассказывает о своём посещении села во время дождя и описывает, как он был пленён красотой окрестностей и ощутил родство с ними.

Я был пленен. Точнее – влит звеном

В цепь вечного согласия и счастья.

Где все, что есть – тому подчинено,

Чему и я безропотно подвластен.

В финале стихотворения герой понимает, что люди ушли от красоты, однажды сотворённой Богом, и строит Вавилоны, вновь и вновь теряя рай. А красота сквозь слёзы смотрит вслед, не веря в то, что брошена навеки, и пытается увидеть родителя всего на всей земле в каждом человеке.

  1. Станция 3.  «Кандалакша»

(Приложение 2 «Гимн Кандалакши»)

          Все стихи Николая Колычева – это взволнованный рассказ о своей Родине - большой и малой, о своей душе, о своём времени, своём народе, о природе любимого Севера.

В Кандалакше поэт рос, провёл свои детские и юношеские годы и начал самостоятельную жизнь. Весь «кандалакшский цикл» Николая Колычева   свидетельствует о том, что Кандалакша стала для поэта не просто местом проживания, но и его «поэтической родиной». Сквозные образы и темы стихотворений кандалакшского цикла находят продолжение во всей лирике поэта.

С огромной нежностью, трепетом говорит Н. Колычев о своей малой Родине в стихотворении «Кандалакша моя» (Приложение 2 «Гимн Кандалакши»)

-Какая тема раскрывается в стихотворении поэта?

-Какие инверсии использует поэт своём стихотворении «Кандалакша моя?»

-Для чего Н. Колычев использует этот приём?

         -Николай Колычев использует богатые возможности синонимов и антонимов. Давайте обозначим их в тексте.

       Поэт говорит о том, что у каждого есть своя малая Родина со своим именем.  «Есть у каждого Русь изначальная…» – пишет Н. В. Колычев. «Русью изначальной» для Колычева была и есть Кандалакша – чудесный город на берегу Белого моря, пропахший ветрами и метелями.  И это не просто «малая родина», это тот «край земли», суровый и добрый, с которого начинается Россия.

Слушают и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы

Любовь к родному северному краю

«Кандалакша моя», «Земля скалистая», «сила вражья», «Русь изначальная»

Инверсии «Кандалакша моя», «Русь изначальная» подчёркивают, как дорого сердцу поэта слово. Инверсия придаёт фразе особую интонацию, стилистическую окраску, торжественность и возвышенность.

Это зрелое и спелое, грезится и помнится, устоять и выстоять; зима – лето, завтра – вчера, грустное – ласковое, умру – останется.

  1. Станция 4.  «Мурманск»

Мурманск – второй родной город поэта. Мурманску посвящено множество стихотворений, например, стихотворение «Угрюмый Мурманск, твоя угрюмость» (Приложение 3)

-Как автор называет город?

В стихотворении Николая Колычева «Угрюмый Мурманск, твоя угрюмость» автор описывает город как бесприютный и холодный, в котором лирический герой чувствует себя потерянно. Так ли это?

Читают и анализируют стихотворение, отвечают на вопросы

Тепло и нежно автор называет этот город «родимый город», «О берег милый». Так обращаются к близкому и родному человеку.

Нет, эта угрюмость — лишь «маска нежной и доброй силы».

  1. Станция 5.  «Колычевкий диктант» (Приложение 4)

Наше путешествие подходит к завершению. Предлагаю Вам проверить свои знания, ответив на вопросы «Колычевского диктанта»

Письменно отвечают на вопросы «Колычевского дикатнта»

  1. Заключительное слово педагога

Как Есенин и Рубцов, Колычев — поэт подлинно национальный, очень русский. Тема Родины для него — главная, определяющая. Россия, родная земля так или иначе присутствует во всех стихах третьего его поэтического сборника «Звонаря зрачок» (1993). «Я люблю... Я верую в Россию! Жить нельзя без веры на земле...» — пишет поэт. Он остро, болезненно переживает сегодняшнее российское лихолетье. Стихи Колычева о современной России страшат и ранят: «Вымираем... И женщинам страшно рожать...» («Вымираем...»). Россия Колычева трагична, но при этом, несмотря ни на что, прекрасна. Противоречивость русской жизни, где «то жизнь гармошку растянет», то «смерть гармошку сожмет», Колычев ощущает точно и зримо: «Россия — гармония противоречий...» Но, что бы ни происходило со страной, остаются нерушимыми, незыблемыми святые для каждого русского человека ценности. Именно отсюда исходит уверенность поэта в неизменном восхождении «из дряни — к куполам золоченым», вера в то, что постигшее Родину несчастье временно.

-Ребята, как вы думаете, занимает ли образ севера центрально место в творчестве Николая Колычева?

Анализируют, отвечают, обобщают, делают выводы.

Да. Природа севера — это источник красоты и вдохновения творчества Николая Колычева.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 3

Ковда

Николай Колычев

о. Аристарху
1.
Над водою – синий воздух,
Хороводом – к дому дом.
Привела дорога в Ковду,
Видишь –  церковь за мостом.

Как же здесь не помолиться!
Лишь переступи порог –
И – рука ко лбу стремится,
И к тебе снисходит Бог.

Поднимись на колокольню,
Глянь – какая красота!
Пей во все глаза раздолье –
Эту ширь и эту даль!

Вот где воля без оков-то!
Вот где близко до небес!
Из глубин былого Ковды
На скале – поклонный крест.

Я брожу от зданья к зданью,
Кепку теребя в руках.
Что ж дома сомкнули ставни?
Что ж все двери на замках?

Расставанье. Час отъезда.
Замираю на мосту.
Вот – ей-Богу –  свято место!
Отчего ж так пусто тут?
2.
Шел дождь. Ботинки хлюпали водой.
А я – одет совсем не по погоде,
Бродил, отогреваясь красотой
По древнему селу – поморской Ковде.

Я был пленен. Точнее – влит звеном
В цепь вечного согласия и счастья.
Где все, что есть – тому  подчинено,
Чему и я безропотно подвластен.

Аукалось родство окрестных мест,
Я ощутил знакомыми до боли
И крест над храмом, и поклонный крест,
И крест над обновленной колокольней.

И кованные ковдские кресты,
Могучие, как те, кто жил здесь прежде…
И чаек крик, и лодки у воды,
И этот дождь, стекавший по одежде.

В лицо хлестали мокрые кусты,
Но я уже не разбирал дорогу…
Я понял – мы ушли из красоты,
Для нас однажды сотворенной Богом.

Мы строим Вавилоны, вновь и вновь
Теряя рай. Довольствуемся  адом.
Бетонных обитатели кубов
И черных почитатели квадратов.

А красота сквозь слезы смотрит вслед,
Не веря в то, что брошена навеки,
Родителя всего на всей земле
Пытаясь видеть в каждом человеке.

Кандалакша моя

Николай Колычев

* * *

Словно ветер в дремучей душе лесной,

Словно легкой волны поглаживанье...

Ах, как нежно звучит, как шелестно:

Кандалакша моя, Кандалакша моя.

Сердцу грезится, сердцу помнится

Когда – грустное , когда – ласковое…

Море осенью дышит с Колвицы:

Кандалакша моя. Кандалакша моя.

А зимою метель – как  бабка мне

Шепчет древнюю сказку страшную.

Снег бросает в окно – охапками

Кандалакша моя, Кандалакша моя.

Сколько раз ты, земля скалистая,

Содрогалась под силой вражьею

Но смогла устоять и выстоять

Кандалакша моя, Кандалакша моя.

Время, в завтра врастая, – тянется,

Память держится за вчерашнее.

Я умру, а она – останется!

Кандалакша моя. Кандалакша моя.

Верю в лучшее, глядя в дальнее,

Кровно дорого все, что пройдено…

Есть у каждого Русь изначальная.

Много разных имен носит Родина.

Угрюмый Мурманск, твоя угрюмость

Николай Колычев

* * *

Угрюмый Мурманск, твоя угрюмость –

Лишь маска нежной и доброй силы.

Валов лазурных седая бурность

Ласкаясь, трется о берег милый.

И с плеском блещут залива волны,

Целуя скулы гранитным скалам.

И лето зреет, и воды полнит

Из ночи белой закатом алым.

Родимый город. Соленый запах.

Залива зелень с небесной синью.

Судами тянешься ты на запад,

Домами держишься – за Россию.

Ты весь измаян прощальной грустью,

Ты весь боязнью измены болен.

О, горечь моря – разлука с Русью!

О, горечь берега – ждать доколе?!

Ты – в состоянии непостоянства,

Ты – в постоянном ладу разлада…

Но сладок берегу ветер странствий,

И воздух родины морю сладок.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

«Колычевский диктант»

267px-nikolaj_vladimirovich_kolychev1_750_auto_jpg_5_70

1. В каком городе родился Николай Колычев?

1)Кандалакша

2)Оленегорск

3)Мурманск

2. Николай Колычев умер 6 июня 2017 года.  Он написал пред смертью такие строки: "... Я знаю - дата моего ухода с рожденьем чьим-то совпадет". С датой рождения какого великого поэта совпадает дата смерти Николая Колычева?

  1. Сергей Есенин
  2. Николай Рубцов
  3. Александр Сергеевич Пушкин

  1. Имел ли Николай Колычев литературное образование?
  1. Да, Николай Колычев учился Мурманском арктическом государственном университете
  2. Нет, поэт «говорил душой»
  1. В каком месте Николай Колычев родился как поэт?
  1. Кандалакша
  2. Мурманск
  3. Ковда
  1. В 1987 вышла в свет первая книга поэта, как она называлась?
  1. «Цветы и люди»
  2. «Гармония противоречий» 
  3. «Есть у каждого Русь изначальная»

  1. С огромной нежностью, трепетом говорит Н. Колычев о своей малой Родине в стихотворении «Кандалакша моя»:

Ах, как нежно звучит, как шелестно:
Кандалакша моя, Кандалакша моя.

Какой приём использует поэт, чтобы подчеркнуть, как дорого сердцу поэта слово «Кандалакша»?

1)Эпитет

2)Инверсия

3)Олицетворение

7. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал поэт в стихотворении «Кандалакша моя»:

зима – лето, завтра – вчера, грустное – ласковое, умру – останется.

Сердцу грезится, сердцу помнится

Когда – грустное , когда – ласковое…

Море осенью дышит с Колвицы:

Кандалакша моя. Кандалакша моя.

  1. Контекстные синонимы
  2. Контекстные антонимы
  3. Ряды однородных членов

8. В стихотворении«У Белого моря, у древнего дома» ряды____________________(«от цвета», «в соцветьях», «в цветении») настойчиво подчеркивают чувство радости от созерцания цветущей черемухи, сразу же создает образ быстротекущего времени:  лето – самая краткая пора  « у Белого моря».

У Белого моря, у древнего дома

В немеркнущем небе черемухи тонут,

Растянешься в травах - о, сладость истомы!

В цветении белом не высмотреть дома.

Из белого неба в соцветья черемух

Вливается светлая летняя дрема.

  1. Ряды синонимов
  2. Ряды однокоренных слов
  3. Ряды однородных членов

9. Музыкальность стихов Н. Колычева способствовала тому, что многие из

них стали песнями и исполняются профессиональными и самодеятельными певцами. Н. Колычев — автор песни, ставшей гимном ________________

  1. Мурманска
  2. Кандалакши
  3. Мончегорска

10. Как называется исторический роман, написанный Николаем Колычевым?

1) Феодорит

2) Трифон

3)Аристарх

11. В Какой связке часто упоминают Николая Колычева. С какими известными русскими поэтами сравнивают  его творчество?

1)Есенин-Пушкин-Колычев

2)Есенин – Лермонтов – Колычев

3)Лермонтов-Пушкин-Колычев

12. Когда родился Николай Колычев?

1)24 октября 1959 года

2) 18 ноября 1951 года

3) 11 сентября 1968 года

13.Кто читал маленькому Коле  сказки, пел песни и народные частушки, научил Колю читать в пятилетнем возрасте?

1) Мама

2) Бабушка

3)Папа

14. Как вы думаете, в каком классе Николай Колычев получил первую 2-ку за поведение?

1) 9

2) 7

3) 3

15. В каком городе был открыт памятный бюст Николая Колычева?

1)Мурманск

2)Кандалакша

3)Оленегорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.

Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....

Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности «Человековедение» на тему «Путешествие к своему Я»

Итоговое занятие по курсу "Человековедение". Направлено на осмысление учащимися младшего подросткового возраста значимости самопознания, знания своих индивидуальных возможностей. В занятия в...

Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого

Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории «Путешествие по Республике Коми».

Представленная методическая разработка является внеурочным мероприятием по краеведению для учащихся 5-6-х классов и призвана помочь учителю расширить общекультурный и исторический кругозор учащихся, с...