Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности «Человековедение» на тему «Путешествие к своему Я»
методическая разработка по психологии на тему
Итоговое занятие по курсу "Человековедение". Направлено на осмысление учащимися младшего подросткового возраста значимости самопознания, знания своих индивидуальных возможностей. В занятия включены различные формы и средства для самораскрытия и самореализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 80» г.Северск
Методическая разработка занятия
по курсу внеурочной деятельности «Человековедение» на тему «Путешествие к своему Я»
Гезь Лариса Владимировна
учитель музыки, педагог-психолог
ВВЕДЕНИЕ
Растущему человеку необходимо знание особенностей своего темперамента, характера, умение пользоваться этими знаниями, чтобы осознанно строить свое будущее, чтобы стать личностью. На разных этапах возрастного развития у детей появляется желание получить знания о психологии человека, больше узнать о себе, своей индивидуальности, найти ответы на вопросы: «Как выйти из трудной ситуации?», «Как успешно строить свое будущее, позитивные отношения со своими родными, сверстниками, окружающим миром?» и т.п. Поэтому в содержание школьного образования необходимо включать психологические знания о человеке, обучать тому, как развивать в себе волю, повышать самооценку, защищать собственное достоинство, управлять своими эмоциями и желаниями.
Психологи говорят, что у человека существует особая потребность в положительном безусловном отношении к себе, которая помогает соотнести свои успехи и неудачи со своим Я. Для этого нужны определенные педагогические условия. Одним из таких условий и является введение в программу по внеурочной деятельности для детей нашей школы предметов человековедческой направленности, так как ни один учебный предмет не имеет своей целью дать знания и понимания обучаемому самого себя, своих индивидуальных возможностей.
Формированию социально-психологической компетентности учащихся способствует программа курса «Я в себе открою тайну» в рамках внеурочной деятельности для учащихся четвертого класса. Социально-психологическая компетентность предполагает следующее:
- понимание себя, своих сильных и слабых сторон;
- знание и понимание других людей, их индивидуальных различий;
- умение управлять своим эмоциональным состоянием;
- знание, понимание и разрешение сложных жизненных ситуаций.
Содержание ориентировано на получение знаний и конкретных умений, навыков необходимых в процессе социализации и самоопределения. Так как только те знания становятся из «чужих» «своими», которые не только «пропущены через себя», но и апробированы на самом себе, помогают формировать адекватную самооценку, уверенность в себе, коммуникативные навыки и чувство прекрасного. Это является важным условием успешности человека в жизни. Обращенность к личному опыту, включение игровых, сенситивных тренингов помогают на занятиях снять эмоциональные зажимы, доверять друг другу, находить позитивные способы межличностного общения, удовлетворить запросы учащихся.
Итоговое занятие по курсу направлено на осмысление учащимися младшего подросткового возраста значимости самопознания, знания своих индивидуальных возможностей. В занятия включены различные формы и средства для самораскрытия и самореализации: создание эмоционально-музыкального фона, рассказы о себе и своих сверстниках, рисунки, творческие задания, анализ собственных чувств и состояний, понимание других людей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема: «Путешествие к своему Я» (итоговое занятие).
Цель: обобщить полученные знания о процессе самопознания, об уникальности и богатстве внутреннего мира человека.
Задачи:
- обучать приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний;
- воспитывать бережное отношение к собственному Я и Я – другого;
- формировать навыки самоанализа, самовыражения в процессе самопознания, группового тренинга;
- формировать навыки культурного общения.
Методы и приемы: релаксация, игровой тренинг, сенситивный (тренировка межличностной чувствительности – способность понимать друг друга), убеждение, беседа, личный пример, рассказ, деятельно-практический, проблемно-поисковый.
План
Этапы, используемые методы | Содержание, виды деятельности | Ожидаемые результаты |
Методы психологической разгрузки | Выполнение дыхательных и зрительно-образных упражнений | Создание психологического комфорта, эмоциональный настрой. |
Методы: словесный, наглядно-зрительный, проблемно-поисковый, деятельно-практический. | Работа с текстом стихотворения «Я - Мир», обсуждение. Создание групповых творческих работ: коллаж на тему «Богатство и разнообразие внутреннего мира человека». Индивидуальная работа: составление психологической карты «Я». Игра «Листок на спине». | Понять многообразие внутреннего мира человека, его индивидуальности, формировать навыки позитивного межличностного общения |
Рефлексивный метод. | Обсуждение высказываний философов, примеры из жизни учащихся, собственное мнение по теме занятия. | Осознание практической значимости процесса самопознания. |
Материально-техническое обеспечение
- Аудиозаписи с релаксационной музыкой.
- Слайдовая презентация:
- текст стихотворения,
- высказывание философов;
- шаги самопознания
- Раздаточный материал: листы бумаги А3, карточки со словами «Мои хорошие и плохие качества», листы ватмана, восковые карандаши и фломастеры, вырезки из журналов, фотографии, рисунки с различными жизненными ситуациями, отражающие эмоциональное состояние, качества личности, события.
Ход занятия
- Организационная часть.
Задача: создание психологического комфорта, закрепление навыков саморегуляции.
- Приветствие.
- Выполнение упражнений на фоне спокойной музыки.
Использование дыхательных методов разгрузки связано с воздействием органической обратной связи между частотой, ритмом дыхания и эмоциональным состоянием. Легко заметить, что взволнованный человек дышит совсем иначе, чем спокойный – дыхание при волнении прерывисто, аритмично. Дыхательные приемы удобны и просты. Дыхание при их выполнении медленное и глубокое, с обязательной медленной концентрацией: сосредоточением внимания на выдохе, паузе после него, равной по длительности выдоху. Дыхание с замедленным выдохом и коротким резким вдохом – активируют. Всего 10 минут дыхательных упражнений помогают нам хорошо отдохнуть в условиях напряженной работы.
1-е упражнение – дыхательное: свободная посадка, глаза закрыты. Сделать 10 медленных вдохов и выдохов, вдох – считая про себя до 7, выдох замедлить – считая до 9.
2-е упражнение - зрительно-образное: представить образ, который дает ощущение внутренней радости, удовольствия (выполняется 3 минуты).
3-е упражнение - со свечой, для расслабления зрительного напряжения: нужно смотреть сквозь пламя, максимально расслабив глаза (если видим два пламени свечи, то это говорит о правильном выполнении данного упражнения).
Данные методы психологической разгрузки позволяют снижать утомляемость, улучшать самочувствие, регулировать эмоциональное состояние, повышать работоспособность.
- Работа с текстом «Я – Мир».
Задача: осознать богатство внутреннего мира человека, палитру его чувств, душевных состояний.
Беседа о роли самопознания в жизни человека.
Чтобы осознанно строить свое будущее, важно открытие для себя своего внутреннего мира, знание своих возможностей, умение пользоваться этими знаниями. Понимание себя необходимо и для того, чтобы становиться лучше, проявлять свои достоинства и преодолевать свои недостатки. Перечислить упражнения, которые помогали это понять: «Визитная карточка», «Надпись на футболке», «Что я хочу о себе рассказать людям» и другие. Путь самопознания может длиться всю жизнь.
Перед вами стихотворный текст, который сочинил ученик вашего возраста.
(Слайд с текстом)
Я – Мир
Вот Я! И вот мой Мир, мы похож и разные.
Мой личный мир не тот, что передо мной.
Могу в своем мире взлететь на красочные облака фантазии.
Могу я ссору предугадать, и не случится она.
Могу я человеку «здравствуй» сказать, и друга обрету.
Задание: прочитать текст, определить, на чем здесь автор акцентирует внимание. Почему?
Разбор текста:
- мой Мир (с большой буквы) – показ значимости, уникальности, важности;
- мы похожи и разные – индивидуальность каждого человека;
- личный мир – где он находится? Это внутренний мир;
- красочные облака фантазии – раскрывается богатство и разнообразие нашего воображения;
- не случится она – если почувствовать и понять другого человека;
- и друга обрету – необходимо воспитывать в себе коммуникативные качества.
Вывод: Я - это одна из самых больших загадок для человека.
Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы познать свой внутренний мир?
- Составление коллажа на тему: «Богатство и разнообразие внутреннего мира человека».
Задача: осознать богатство внутреннего мира человека, палитру его чувств, душевных состояний.
Внутренняя жизнь человека – это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, стремлений. Мир явлений внутренний жизни богат и разнообразен.
Задание: Составить коллаж из различных картинок, рисунков на листе ватмана, выбрать по содержанию то, что подходит для выполнения данного задания. Дать название творческой работе (работа в группах).
Далее презентация групповых мини-проектов, обсуждение, анализ проделанной работы. Что самое главное хотели отразить в коллаже?
Вывод: внутренний мир человека многообразен, безграничен, незавершен во времени, так как еще можно добавлять и что-то менять в данном процессе.
- Работа с психологической картой Я.
Задача: развивать объективное отношение к себе, показать индивидуальность каждого.
Наше «Я» одно из самых больших загадок. В различных упражнениях, играх раскрывались ваши увлечения, недостатки и достоинства, желания, качества и другие характерные особенности.
Задание: Составьте карту, в центре листа «Я», далее по желанию любым цветом написать слова – характеристики о себе с учетом расстояния: чем важнее качество, тем ближе к центру «Я». Выделить в цвете качества, которые проявляются часто, либо редко, устраивают, не устраивают.
Рефлексия: «Я» - высказывания по выполненному заданию (по желанию).
- Игра «Листок на спине».
Задача: формировать позитивные межличностные отношения, бережное отношение друг к другу.
Задание: каждый выбирает по желанию, чтобы он хотел узнать о себе: достоинства или недостатки, а может быть и достоинства и недостатки (игра проводится по карточкам, прикрепляя на спине, ребята по желанию подходят друг к другу, подбирая слова-характеристики).
Обсуждение: что чувствовали, когда писали другие ребята; когда писали сами. Выбрать, что можно добавить в психологическую карту вашего Я.
Вывод: человек узнает о себе через взаимодействие с окружающим миром, прежде всего с другими людьми.
- Заключительная часть.
Задача: показать важность самопознания в жизни человека.
(Показ слайдов с высказываниями)
«Познай себя!» - это призыв древнегреческого философа Сократа представляет трудную задачу для каждого. Ведь в мире нет двух одинаковых Я, даже среди близнецов.
«Нет более плодотворного занятия, как познание себя» - писал французский философ Р. Декарт. Но нет и «вопроса более темного», добавлял английский философ Д. Юм. Обсуждение высказываний.
Познавая свой внутренний мир, развивая и реализуя свои возможности, человек становится успешной личностью.
Задание: приведите примеры из своей жизни, своих знакомых, известных людей.
Методические рекомендации.
Результативность проведения занятия зависит от создания благоприятных условий для самовыражения каждого участника: доброжелательной комфортной атмосферы, позитивного настроя ведущего, включения диалоговой формы общения, использования внешних и внутренних стимулов в побуждении ребят к творческому проявлению, самораскрытию в продуктах деятельности и Я-высказываниях.
Основные принципы занятия:
- равноправное полноценное межличностное общение;
- постоянная обратная связь;
- оптимизация условий для успешного самораскрытия.
Формы организации: тренинг, групповая и индивидуальная работа.
В течение занятия ребята обретают эмоциональное равновесие, душевное спокойствие, узнают о разнообразии внутреннего мира человека, ощущают радость открытий собственных возможностей, обретут уверенность в себе и смогут практически использовать полученную информацию в общении с окружающим миром, в развитии личностных качеств.
Литература.
И. А. Агеева Коррекционные техники в школе. – СПб: Речь, 2004г.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2010г.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000г.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004г.
Маленкова Л.Н. Человековедение.- М, 2000г.
Материалы V, VI Всероссийского научно-практического семинара – Томск, 1997, 1998 г.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. – М.: «Роспедагенство», 1997г.
Психология: Учебное пособие для начальной школы. – М., 1998г.
Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога. – М., 1998г.
Сигимова М.Н. Кто Я? Какой Я? Методическое пособие для учителей начальных классов. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1995г.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М: Генезис, 2004г.
М. А. Шевченко Я рисую успех и здоровье. – СПб: Питер, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в 5 классе «Путешествие в прошлое. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь»
Занятие-путешествие в историю Валуйского Успенского Николаевского монастыря....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.
Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...
Методическая разработка "Возможности курса внеурочной деятельности по интересам в организации проектной деятельности"
В данной разработке представлены материалы, доказывающие, что проектную деятельность можно и нужно совмещать с курсами внеурочной деятельности....
План занятия курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЯ»
Цель: поддерживать у обучающихся интерес к изобразительной деятельности, привлечь большее количество обучающихся к занятиям курса Задачи:...
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"
Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Я умею читать"
Класс: 5-7Вводное занятие курса внеурочной деятельности по читательской грамотности....