ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе (11 класс)
Цель: при анализе художественных произведений через проблемные вопросы способствовать формированию нравственных качеств учащихся.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Именно в этом я и вижу свою задачу как учитель литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТИРОиПК имени Р.Р.Бегзи
II Бегзиевские педагогические чтения
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
Начын Марианы Маадыровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г.Чадан
Регина Рафаиловна Бегзи –ученый и методист, внесшая неоценимый вклад в развитие методической науки Тувы, разработавшая методику преподавания русского языка в тувинской школе. Автор и соавтор всех учебных комплектов по русскому языку для тувинской школы с 1948 г по 2001 годы. Результатом ее труда по методике преподавания русского языка в тувинской школе пользуются и сегодня, потому что он является фундаментом методической базы преподавания русского языка в тувинской школе.
В ее учебниках по русскому языку тексты к упражнениям подобраны с учетом возрастных особенностей по различным тематическим разделам, которые нацелены на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Социальные, политические, экономические изменения, произошедшие в России за последние десятилетия, привели к серьезным изменениям среди молодежи, которая игнорирует опыт предыдущего поколения, не верит в идеалы «отцов», ставит материальные ценности выше духовных, в приоритете у них эгоизм, цинизм, безыдейность, агрессивность. Фильмы, различные сайты, компьютерные игры ведут к жестокости и насилию. Уроки литературы, влияющие на воспитание ребенка, должны помочь отличить добро от зла, помочь детям разобраться в той или иной ситуации, помочь сделать правильный нравственный выбор.
Дети сейчас очень мало читают, не интересуются классической литературой, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Русская литература, являющаяся гордостью, совестью народа, создает благодатную почву для воспитания духовно – нравственных ценностей и с ее помощью закладываются основы морального облика человека. Поэтому данный материал может быть использован учителями на уроках литературы.
Цель: при анализе художественных произведений через проблемные вопросы способствовать формированию нравственных качеств учащихся.
Ключевым компонентом образования является воспитание подрастающего поколения в интересах общества, государства с решениями следующих задач: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Именно в этом я и вижу свою задачу как учитель литературы.
Новизна опыта состоит в создании системы использования традиционного и инновационного обучения через формирование нравственных ценностей у детей.
Сегодня современный урок литературы оценивается умением учителя создавать проблемные ситуации на уроке, активно участвовать в их разрешении, разнообразию видов деятельности, уместного включения в урок аудио- и видеоматериалов. Уроки литературы позволяют формировать критическое мышление, и самостоятельное решение проблем превращает знания в убеждения, так как только проблемный и поисковый подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует у учащихся систему прочных и глубоких убеждений, что приводит к становлению нравственно устойчивой личности. В этом заключается суть духовно-нравственного воспитания.
На уроках, где делается основной упор на нравственное воспитание, через рассуждения о патриотизме, духовном богатстве человека, подлости, духовной нищете, о справедливости и красоте формируем Человека с его взглядами и убеждениями, своим собственным мнением. Я хочу научить своих учащихся видеть, чувствовать, понимать, сопереживать, любить окружающий мир и быть терпимыми к людям.
Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы, содержит множество нравственных проблем, которые в нем прямо или скрыто поднимаются. Ядром урока служит вопрос – проблема, который надо ставить так, чтобы он был жгучим, злободневным и личностно – значимым; чтобы этот вопрос был обращен не сразу ко всем, а именно к конкретному человеку. Ответ на этот вопрос и разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, должны требовать подробного изучения произведения, статьи учебника и дополнительной литературы, знакомства с историей изучаемого произведения и с биографией автора. Главным становится не запоминание и понимание фактов, а переживание описанных в произведении проблем, сострадание герою и стремление оказаться на его месте. Урок посвящается проблеме, которая может пробудить интерес обучающихся. Смысл урока – осмысление этой проблемы и обсуждение возможных путей ее решения. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, обсуждения, которое организует и поддерживает преподаватель.
Уроки литературы ставят перед детьми сложные вопросы:
- Почему Чацкие терпят «горе от ума», а «Молчалины блаженствуют на свете»?
- Почему для Онегина и Татьяны «счастье было так возможно, так близко», а оказалось недостижимым?
- Почему Онегин «убив друга на дуэли, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», полюбил Татьяну, именно ту, любовь которой отверг когда-то?
- Почему гибнут Евгений Базаров, Андрей Болконский, а преуспевают Аркадий Кирсанов, Берг, Борис Друбецкой?
- Почему Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову воскресила любовь?
- Почему Ольга Ильинская выбрала не Обломова, а Штольца?
Таким образом, русская литература учит читателя самого думать и формирует личность в соответствии с нравственными принципами, воспитывая к сопереживанию, сочувствию, состраданию.
Теоретическая база опыта опирается на основные концептуальные положения системы Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Эти положения, отличающиеся от традиционной системы, помогают каждому ученику состояться человеком. Главной целью преподавания литературы является воспитательная функция, а уж потом – познавательная.
Таким образом, преподаватель разнообразными методами и приемами побуждает обучающихся к активному поиску своей истины, собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем.
Данная система обучения содействует гуманизации образования, ориентирует учащихся на общечеловеческие ценности добра и справедливости, памяти и милосердия. Литература формирует культуру личности подростка: ценностные ориентации, отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, любви, искусству, природе, собственной личности.
Таким образом, ученики становятся добрее в человеческих отношениях благодаря урокам литературы.
Литература:
1.Аглоткова Н. И. Я зажёг в своём сердце костёр. Журнал «Литература в школе», №8, 2006.
2.Айзерман Л. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках литературы. Журнал «Литература в школе», №8, 2007.
3.Ерастова Е. С., Петриева Л. И. Уроки нравственности, или возвращение к «Капитанской дочке» С. Пушкина. Журнал «Литература в школе», №6, 2011.
4.Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все. -М.:1990
5.Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.
6.Ильин Е. Н. Рождение урока – М.: Педагогика, 1986.
7.Созонов В. П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания. Журнал «Народное образование», №4, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья "Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе"
Тема самообразования: «Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе»...
Формирование нравственных качеств личности в системе художественно-эстетического образования на уроках литературы с привлечением произведений изобразительного искусства
В данной статье раскрывается использование произведений живописи на уроках литературы в 10 - 11 классах....

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы
Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы...

доклад на педсовет "Формирование нравственного воспитания на уроках литературы"
Формирование нравственного воспитания на уроках литературы...

Формирование нравственных качеств на уроках ОРКиСЭ, модуль "Основы православной культуры"
В настоящее время для многих педагогов становится очевидной необходимостью обращение к опыту православной педагогики. Православие является созидателем и хранителем лучших традиций русской ...

Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.
в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....

Формирование нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы
Русский язык и литература- это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного ввоспитания учащихся....