ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе (11 класс)

Начын Мариана Маадыровна

   Цель: при анализе художественных произведений через проблемные вопросы  способствовать формированию нравственных качеств учащихся.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Именно в этом я и вижу свою задачу как учитель литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nachyn_m.m.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТИРОиПК имени Р.Р.Бегзи

II Бегзиевские педагогические чтения

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»  

Начын Марианы Маадыровна,

учитель русского языка и литературы  

МБОУ СОШ №3 г.Чадан  

       Регина Рафаиловна Бегзи –ученый и методист, внесшая неоценимый вклад в развитие методической науки Тувы, разработавшая методику преподавания русского языка в тувинской  школе.  Автор и соавтор всех учебных комплектов по русскому языку для тувинской школы с 1948 г по 2001 годы. Результатом ее труда по методике преподавания русского языка в тувинской  школе пользуются и сегодня, потому что он является фундаментом методической базы преподавания русского языка в тувинской школе.

   В ее учебниках по русскому языку тексты к упражнениям подобраны с учетом возрастных особенностей по различным тематическим разделам, которые нацелены на духовно-нравственное воспитание учащихся.

   Социальные, политические, экономические изменения, произошедшие в России за последние десятилетия, привели к серьезным изменениям среди молодежи, которая игнорирует опыт предыдущего поколения, не верит в идеалы «отцов», ставит материальные ценности выше духовных, в приоритете у них эгоизм, цинизм, безыдейность, агрессивность. Фильмы, различные сайты, компьютерные игры ведут к жестокости и насилию. Уроки  литературы, влияющие  на воспитание ребенка, должны помочь отличить добро от зла, помочь детям разобраться в той или иной ситуации, помочь сделать правильный нравственный выбор.

    Дети сейчас очень мало читают, не интересуются  классической литературой, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Русская литература, являющаяся гордостью, совестью народа, создает благодатную почву для воспитания духовно – нравственных ценностей и с ее помощью закладываются основы морального облика человека. Поэтому данный материал может быть использован  учителями на  уроках литературы.

   Цель: при анализе художественных произведений через проблемные вопросы  способствовать формированию нравственных качеств учащихся.

  Ключевым  компонентом образования является воспитание подрастающего поколения в интересах общества, государства с решениями следующих задач: формирование у обучающихся  гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Именно в этом я и вижу свою задачу как учитель литературы.

   Новизна опыта состоит в создании системы использования традиционного и инновационного обучения через формирование нравственных ценностей у детей.

    Сегодня современный урок литературы оценивается умением учителя создавать проблемные ситуации на уроке, активно участвовать в их разрешении, разнообразию видов деятельности, уместного включения в урок аудио- и видеоматериалов. Уроки литературы позволяют формировать критическое мышление, и самостоятельное решение проблем превращает знания в убеждения, так как только проблемный и поисковый подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует у учащихся систему прочных и глубоких убеждений, что приводит к становлению нравственно устойчивой личности.  В этом заключается суть духовно-нравственного воспитания.

    На уроках, где делается основной упор на нравственное воспитание, через рассуждения о патриотизме, духовном богатстве человека, подлости, духовной нищете, о справедливости и красоте формируем Человека с его взглядами и убеждениями, своим собственным мнением. Я хочу научить своих учащихся видеть, чувствовать, понимать, сопереживать, любить окружающий мир и быть терпимыми к людям.

    Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы, содержит множество нравственных проблем, которые в нем прямо или скрыто поднимаются. Ядром урока служит вопрос – проблема, который надо ставить так, чтобы он был жгучим, злободневным и личностно – значимым; чтобы этот вопрос был обращен не сразу ко всем, а именно к конкретному человеку. Ответ на этот вопрос и разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, должны требовать подробного изучения произведения, статьи учебника и дополнительной литературы, знакомства с историей изучаемого произведения и с биографией автора. Главным становится не запоминание и понимание фактов, а переживание описанных в произведении проблем, сострадание герою и стремление оказаться на его месте. Урок посвящается проблеме, которая может пробудить интерес обучающихся. Смысл урока – осмысление этой проблемы и обсуждение возможных путей ее решения. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, обсуждения, которое организует и поддерживает преподаватель.

Уроки литературы ставят перед детьми сложные вопросы:

  1. Почему Чацкие терпят «горе от ума», а «Молчалины блаженствуют на свете»?
  2. Почему для Онегина и Татьяны «счастье было так возможно, так близко», а оказалось недостижимым?
  3. Почему Онегин «убив друга на дуэли, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», полюбил Татьяну, именно ту, любовь которой отверг когда-то?
  4. Почему гибнут Евгений Базаров, Андрей Болконский, а преуспевают Аркадий Кирсанов, Берг, Борис Друбецкой?
  5. Почему Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову воскресила любовь?
  6. Почему Ольга Ильинская выбрала не Обломова, а Штольца?

  Таким образом,  русская литература учит читателя самого думать и формирует личность в соответствии  с нравственными принципами,  воспитывая к сопереживанию, сочувствию, состраданию.

   Теоретическая база опыта опирается на основные концептуальные положения системы Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Эти положения, отличающиеся от традиционной системы, помогают каждому ученику состояться человеком. Главной целью преподавания литературы является воспитательная функция, а уж потом –  познавательная.

   Таким образом, преподаватель разнообразными методами и  приемами побуждает обучающихся к активному поиску своей истины, собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем.

   Данная система обучения содействует гуманизации образования, ориентирует учащихся на общечеловеческие ценности добра и справедливости, памяти и милосердия. Литература  формирует  культуру личности подростка: ценностные ориентации, отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, любви, искусству, природе, собственной личности.

   Таким образом,  ученики становятся добрее в человеческих отношениях благодаря урокам литературы.

Литература:

1.Аглоткова Н. И. Я зажёг в своём сердце костёр. Журнал «Литература в школе», №8, 2006.

2.Айзерман Л. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках литературы. Журнал «Литература в школе», №8, 2007.

3.Ерастова Е. С., Петриева Л. И. Уроки нравственности, или возвращение к «Капитанской дочке» С. Пушкина. Журнал «Литература в школе», №6, 2011.

4.Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все. -М.:1990

5.Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.

6.Ильин Е. Н. Рождение урока – М.: Педагогика, 1986.

7.Созонов В. П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания. Журнал «Народное образование», №4, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья "Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе"

Тема самообразования: «Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе»...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы...

доклад на педсовет "Формирование нравственного воспитания на уроках литературы"

Формирование нравственного воспитания на уроках литературы...

Формирование нравственных качеств на уроках ОРКиСЭ, модуль "Основы православной культуры"

В настоящее время для многих педагогов становится очевидной необходимостью  обращение к опыту православной педагогики. Православие является  созидателем и хранителем лучших традиций русской ...

Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.

в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....

Формирование нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы

Русский язык и литература- это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание  вопросам нравственного ввоспитания учащихся....