Формирование нравственных качеств на уроках ОРКиСЭ, модуль "Основы православной культуры"
статья на тему

Баснева Эльвира Павловна

В настоящее время для многих педагогов становится очевидной необходимостью  обращение к опыту православной педагогики. Православие является  созидателем и хранителем лучших традиций русской культуры, духовных ценностей русского общества. Воспитание детей должно отражать неразрывную связь  судеб  всей многовековой истории нашего народа.

Какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они  обществу, выйдя за порог школы - любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы, педагоги, воспитать  их душу, научили ли противостоять порокам современного мира?  Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что  наши воспитанники приобрели  за годы учения   положительный  духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 20  г. ХИМКИ

141431, г. Химки Московской области, ул. Школьная, д.  2


тел/факс: 574-13-63, 574-08-80, E-mail: himkimou20@mail.ru



ОКПО 53120394, ОКОГУ 49007, ОГРН  035009553810, ИНН \ КПП 5047045510 / 504701001



Доклад на ММО учителей начальных классов  г. о. Химки на тему

«Формирование нравственных качеств на уроках ОРКиСЭ, модуль «Основы православной культуры»

                                                                                   

                                                                            

       

         Подготовила

          учитель начальных классов

      МБОУ СОШ № 20  

Баснева  Эльвира Павловна

                

Химки

2013

Православная культура была ядром истории России на протяжении последних 10 веков. Понимание культуры народа возможно лишь во взаимосвязи с историей этого народа. Введение христианства в России в его греко-восточной форме наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры, как русского, так и других народов, входивших в состав Российского государства. Таким образом, феномен православной культуры отражает характерные особенности сознания и среды обитания человека, сформированные и организованные на основе православной духовности в контексте истории России и представленные в виде продуктов деятельности человека.

Христианская нравственность всегда являлась компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в определении задач образования, мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей. Утрата преемственности традиций в духовно-нравственном воспитании детей привела к кризисным явлениям в развитии общества. Поэтому был разработан культурологический учебный курс с задачей систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а такой ценностной традицией для России является православная культура). Имея духовно-нравственную и эстетическую направленность, предмет "Православная культура" будет знакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

Введение систематического преподавания предмета духовно-нравственной направленности, восстанавливающего утраченный в результате политических катаклизмов в России в XX веке опыт практического воспитания благочестия, может и должно препятствовать нравственной деградации общественного сознания.

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ "Об образовании" и обозначенными в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"", программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

• Воспитание школьников. как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции. как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.

• Развитие нравственного чувства сопереживания.

• Развитие чувства ответственности за другого человека.

• Развитие чувства благодарения.

• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали.

Задачи эстетического воспитания:

  1. .Развитие эстетического восприятия.

• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.

• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Созидателями будущего  нашего Отечества, его истории, культуры  станут дети. Они - продолжатели и носители нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в раннем возрасте  заложить в маленьких гражданах понятия Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты - те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых исконно воспитывались многие поколения русских людей. Сделать это своевременно, пока душа маленького человека чиста,  простодушна, не обременена пороками. Добрые семена легче прорастают  в благодатной почве.

Сложно воспитывать детей в современном  противоречивом мире в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно много: отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи времён, чувства сопричастности к истории своей родины, к  кризисным явлениям  в обществе и семье, как основной его ячейке. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности,  угрожают психологическому здоровью  молодого поколения.  Поэтому  проблема  воспитания духовно и нравственно здоровой личности  сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.  Становится  очевидным, что для духовного возрождения нации недостаточно знаний,  получаемых через организацию традиционного  учебно-воспитательного  процесса.  Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность.

Что же такое духовность? Духовность - это понятие христианской нравственности. Ни для кого не секрет, что наше общество переживает глубокие преобразования, которые сопровождаются серьезными нравственными потерями. Непосредственное влияние на образование и на результат воспитания, в частности, оказал кризис национальной идеи, который не преодолен до настоящего времени. В этих условиях общество с надеждой смотрит на школу, которая может привить молодому поколению иммунитет против безнадзорности, поможет качнуть маятник в противоположную сторону – к духовным, человеческим ценностям. В настоящее время, когда воспитание индивидуальности является стержневой идеей образования, важно подчеркнуть значение духовно-нравственного начала в личности. Духовно-нравственное развитие предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей – чувств – деятельности. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой жизнью. Духовное воспитание – это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школьной жизни должна служить этой цели. Под духовностью в данном случае понимается не определенный тип религиозного воспитания, а исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором человеческие (духовные) ценности занимают более высокое место в ценностной ориентации общества и человека. Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. Каждый здравомыслящий человек понимает, что основы духовно-нравственного воспитания должны закладываться в семье, а в дальнейшем культивироваться в школе. Но часто оказывается, что ребенок не получает в семье должного воспитания, и тогда, главную роль по воспитанию нравственных качеств, взваливает на себя школа. И очень часто случается, что родители не только не помогают в воспитании их детей, а оказывают всяческое негативное воздействие на детей. Неоднократно приходилось сталкиваться с маленьким гражданином, который владеет знаниями о своих правах, но не имеет ни малейшего представления о своих обязанностях, и тем более отказывается понимать, что его сосед по парте также обладает правами. Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать другого человека, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством.

Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Это связано с развитием творческого мышления и восприятия. Данные психологов показывают, что у детей есть задатки творческого восприятия. Оно характеризуется взаимосвязью нравственной и эстетической категорий: категория добра сливается с категорией красивого, прекрасного, категория зла — с категорией безобразного. Творческое развитие предполагает движение от образа-чувства к средству выражения: интонации, жанру, стилю, цвету, форме, особенностям языка, обряду, канону. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства.

         Основной целью является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры. Для достижения данной цели,  учитель решает следующие задачи:

 - пробуждение интереса к православным и культурным традициям  русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;

- формирование у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей, через раскрытие  сущности ветхозаветных и христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности;

 - знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.  

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.          

 Предпочтительными методами обучения, используемыми автором на уроках православной культуры, являются:

 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

 3) нравственный диалог;

 4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;

 5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.

Обучение должно быть организовано так, чтобы на начальном этапе у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Затем эта актуализированная потребность позволит учителю совместно с ребенком сформулировать вопрос: для чего и как создавалась православная культура? И теперь, опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства ее создания, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

Проблема формирования у школьников духовно-нравственных качеств личности в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию весьма актуальна, так как порождается целым рядом противоречий:

  1. между традиционными методами воспитания и введением инновационных технологий;
  2. между исторически сложившимся укладом и введением новых стандартов;
  3. между семейными традициями и законодательством о семье;
  4. между теорией подчинения личного общественному и установлению личностных приоритетов в обществе;
  5. между вопросами морали и права;
  6. между порядочностью и предприимчивостью;
  7. между поддержанием Российской самобытности и ориентацией на иностранные порядки.

 В традиционном учебном процессе в основном задействован логический тип восприятия — усвоения знаний и реже  — образный тип восприятия. Соответственно формируется дивергентный или конвергентный тип мышления учеников. Учитель может выбрать один из двух методических подходов: либо, опираясь на логическое восприятие, давать ученикам знания о православной культуре, либо, учитывая специфический эстетический компонент в содержании предмета, развивать их чувства (нравственные прежде всего) и, используя специфику искусства (а искусство есть отражение человеческих чувств, зафиксированных в эстетических формах) и методику эстетического воспитания (которая развивает воображение), давать знания и пробуждать отношение учеников к явлениям православной культуры (это Священное Писание, святыни, православные традиции).

Оба этих подхода в плане освоения специфического содержания предмета имеют свои негативные стороны. При первом подходе у детей растет информированность о православной культуре, но она характеризуется нейтральным, холодно-рациональным отношением к содержанию предмета. Второй подход, опирающийся на методики эстетического воспитания, предполагает развитие чувств и воображения ребенка. Однако в учении Отцов Церкви содержится предостережение о возможных негативных последствиях этого: чрезмерно развитое воображение может засорять ум, вводя его в состояние суетной мечтательности, препятствуя формированию аналитических способностей.

Таким образом, при выборе методики преподавания православной культуры следует избегать провоцирования развития излишней чувствительности ребенка, чтобы она не смогла вызвать таких негативных проявлений, как страсти.

Золотая середина методического подхода содержится в творческом опыте создателей православного искусства. Православная культура создавалась верующими людьми. Их развитое воображение уравновешивалось чистотой созерцательного ума, который воспитывался в лоне Православной Церкви (участием в литургии и Таинствах, чтением Священного Писания, творений святых отцов). Даже погруженный в суетность жизни ум светского человека рано или поздно возвращался к Богу. Воспитание детей тоже было церковным.

В раннем возрасте очень большую опасность представляет эгоизм. Это чувство начинается с того, что маленькие дети сосредотачивают свои помыслы вокруг себя, все их душевные силы направлены на удовлетворение собственных желаний.  При такой направленности духовной жизни человек испытывает жалость к самому себе. Там, где есть жалость к себе, сердце закрывается для щедрости и бескорыстия, человек становится глухим к нуждам и заботам других. Но все-таки хорошо, что есть на свете щедрые и великодушные люди, которые богаты духом, а плоды их духовного труда – великодушие, чистосердечие, светлый разум, чистая совесть. Я считаю, что именно уроки православной культуры призваны научить детей отличать категории «добра» и «зла», научить поступать с людьми так,  как хотелось бы,  чтобы поступали с ними, и попросту воспитать качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.

По мнению Ивана Тихоновича Шатохина, прививать духовно-нравственные качества личности, деятельной и адаптированной к нормальной жизнедеятельности в условиях нынешней социальной среды - задача всего образовательно-воспитательного процесса, а предмета «Православная культура» в самой большей мере.

Юрий Васильевич Коврижных говорит о том, что на уроках православной культуры, не только воспитываются человеческие благодетели, а и получают развитие этические мотивы христианства, таким образом, проблема преемственности традиций оказывается вопросом о единстве культуры и исторически сложившихся форм ее существования.

Такие вещи не могут быть навязаны, или вымуштрованы узурпаторским путем, вот именно поэтому наиболее приемлемым методом для достижения поставленных целей я считаю вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность на уроках и внеклассных мероприятиях.

Е.В. Бондаревская отмечает, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Можно считать, что цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Изучение предмета «Православная культура» ставит перед собой цели передачи современным школьникам знаний в области православной культурной традиции, как средства формирования их личностных качеств. Для формирования нравственных и духовных ценностей учащихся большое значение имеет внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных технологий, способствующих более свободному, живому восприятию предметов, связанных с духовно-нравственной направленностью.

На уроках православной культуры используют следующие приемы:

1. для развития умения воспринимать информацию:

Прием «Знаю – хочу, узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы учащимся предлагаю разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы учащимся предлагаю соотнести полученную информацию с той, что была у них в начале урока и заполнить 3 графу таблицы.

2. для развития умения прогнозировать:

Прием «Верные – неверные утверждения». В начале изучения новой темы предлагаю учащимся несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаюсь к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

3. для развития умения работать с текстом:

Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения  текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

           Воспитание духовно-нравственной личности начинается с любви к Родине, того малого «кусочка» родной земли,  на  котором он родился. Место рождения его – частица души человека. Любовь к родному краю должна воспитываться с рождения ребенка. Изучая его, дети осознают себя частью истории, истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Проблема воспитания нравственности младшего школьника для российской школы является одной из самых актуальных. Решение этой проблемы ставит перед обществом вопрос о том, следует ли опираться  на прагматические ориентиры и эталоны морали, выбрав основой  воспитания  «западный» образец, или  необходимо пойти по пути возвращения к традициям православной педагогики и культуры, несущих в себе важнейшие духовно-нравственные константы и ценности нашего народа?

Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности:

Младшие школьники (1—4 классы):

1)семья; 2) Бог; 3) дружба (любовь); 4) книги; 5) искусство, музыка;

6) материальные блага; 7) театр, кино (компьютер).

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, обогащает опытом нравственного уклада жизни, цельностью миропонимания, способствует развитию личности.

Для формирования нравственных и духовных ценностей учащихся большое значение имеет внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных технологий, способствующих более свободному, живому восприятию предметов, связанных с духовно-нравственной направленностью. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Я для себя выделяю технологии, которые применимы к урокам православной культуры. Это такие технологии, которые носят название прикладных и которые отвечают на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке.

Технология дифференцированного обучения, и связанные с ним групповые технологии, при которых основной акцент делается на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология разноуровневого обучения, которая предполагает деление класса на группы и включает индивидуальную ученическую деятельность, сочетающуюся с фронтальной формой обсуждения результатов всеми учащимися класса. Применение этой технологии важно для воспитания коммуникабельности личности, создания социальной мотивации. В групповой деятельности учащиеся чувствуют себя свободно, ведут себя раскованно, тем самым, стимулируя творческий подход к учебной деятельности. Учащиеся выполняют не только исполнительские, но и контролирующие действия. Это способствует формированию умения учиться, усвоению способов самообучения, самовоспитания, самоконтроля.

Технология развития критического мышления. Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации. Использование данной технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Технология исследовательской направленности. Использование этой технологии предполагает такое обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направленном учителем.

          Духовно-нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков; использования мультимедийной продукции, красочного иллюстративного материала и  фрагментов музыкальных произведений.

Музыка – пища для души. Она затрагивает все сферы  человеческого бытия: тело, душу, дух. Гармонизация  и активизация вливается в жизнь человека под  действием звуков. На уроках  православной культуры музыка всегда уместна. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Личностные переживания души рождает сопроводительная фоновая музыка. Иллюстративная музыка  на уроке православной культуры помогает творческому созданию образа. Прослушивая церковные песнопения, порой, трудные для восприятия ребенком, дети учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре Руси.                          

Разнообразие видов деятельности учащихся на уроке, использование элементов новых технологий способствует развитию познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности.  

Тщательное продумывание структуры каждого урока и внеклассного мероприятия, использование разнообразных методических приемов, стремление не просто дать готовые знания, а выдвинуть проблему, формулирование выводов вместе с учащимися по каждому этапу деятельности – все это способствует развитию активности и самостоятельности учащихся, способствует развитию познавательного интереса, логического мышления учащихся. Необходимо заинтересовать детей изучаемым материалом, используя актуальные для учащихся сообщения, учить их осмысливать материал в процессе творческой познавательной деятельности, проводить уроки и внеклассные мероприятия всегда в спокойной, доброжелательной обстановке, учитывая психологические особенности учащихся, создавать  атмосферу непринужденного сотрудничества учителя и учащихся, основываясь на методологии развивающего обучения, использовать инновационные педагогические технологии. Это и есть один из путей к успеху в решении вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся.

Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно  православной культуры. "Дитя глядит на себя чужими глазами, так же, как само глядит на других людей. Оно не отделяет себя от среды". Поэтому в младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен быть творческим, нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного  нравственного опыта, пробуждать желание различать и  пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников.

 В настоящее время для многих педагогов становится очевидной необходимостью  обращение к опыту православной педагогики. Православие является  созидателем и хранителем лучших традиций русской культуры, духовных ценностей русского общества. Воспитание детей должно отражать неразрывную связь  судеб  всей многовековой истории нашего народа.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания,  педагог помогаем учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

 Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее,  дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.

Меняется и общий уровень нравственного развития к четвертому классу: в ситуациях, связанных с проблемой нравственного выбора, уменьшается число предпочтений, связанных с себялюбием, эгоизмом, увеличивается количество выборов  высоконравственных  поступков.

От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. Православная культура, по словам Н.О. Лосского «есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека». Понятие духовности философ связывает с личностным развитием человека, так как настоящая личность — это деятель, осознающий абсолютные ценности бытия и осуществляющий  их в своем поведении .

Какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они  обществу, выйдя за порог школы - любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы, педагоги, воспитать  их душу, научили ли противостоять порокам современного мира?  Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что  наши воспитанники приобрели  за годы учения   положительный  духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.

Литература:

1. Алексашкина Л.Н. и др. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Образовательная область "Общество" (истории)// Материалы третьего этапа Всероссийского конкурса. — М., 1996.

2. Боголюбов Л.Н. и др. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Образовательная область "Общество" (социальные дисциплины)// Материалы третьего этапа Всероссийского конкурса. —М., 1996.

3. Выготский Л.С. Детская психология. Принципы обучения, основанные на психологии. Собр. соч. Т. 1. — М., 1984.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1986.

5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 гг."//Бюллетень "Официальные документы в образовании". — 2001. № 9.

6. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. Издание официальное. — М.: Госстандарт России, 1992.

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

8. Закон Российской Федерации "Об образовании". — М., 1996.

9. Зеньковский В.В. Педагогика. — М., 1996.

10. Ильин И.Л. О России и русской душе // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. — М., 1994.

11. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1981.

12. Святитель Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. — СПб., 1883. Репринтное изд.

13. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. — М., 1998.

14. Концепция московских образовательных стандартов. — М., 1995.

15. Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 1986.

16. Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. — Киев, 2001.

17. Сухомлинский В. А. Избранные сочинения: В 5 т. — Киев, 1977.

18. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия. — М., 2001.

19. Шмелев И.С. Душа России. — СПб., 1998.

20.Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования. Профильное обучение / Под. ред. А.Ф. Киселева. Министерство образования РФ. — М., 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.

Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

ОРКиСЭ ( Основы православной культуры)

Здесь вы найдёте мою разработку урока, подготовленную во время педагогической практики. Конспект урока + материалы для его проведения....

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Это статья о воспитании духовно-нравственных качеств у детей....

Основные направления работы по духовно - нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы, «Основ православной культуры»» и во внеклассной деятельности в рамках образовательной организации

Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всесторон...