Рецепт счастья (интегрированный урок литература+английский язык)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Багдасарова Татьяна Владимировна

Данный  бинарный урок формирует у учащихся представление о понятии “счастье”, воспитывает ценностное отношение к счастью, бережному отношению к этому чувству; побуждает детей к самосовершенствованию, саморазвитию; воспитывает чувство прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл retsept_schastya_angl.yaz_.lit-ra.docx276.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Интегрированный  урок-диспут

Тема: «Рецепт счастья»

Бинарный урок: английский язык и литература.

Цель: сформировать у учащихся представление о понятии “счастье”, воспитать ценностное отношение к счастью, бережному отношению к этому чувству; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; воспитывать чувство прекрасного.

Задачи:

- Познакомить учащихся с новыми словами по теме «счастье», повторить употребление форм «Past progressive» в английском языке; обогащать словарный запас русского и английского языков учащихся; продолжать обучение культурологическому анализу художественного произведения, выделять главное в характерах и поступках героев.

- Развивать умения устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия; развивать интеллектуальные и познавательные способности учащихся, их память, логическое мышление, языковую догадку, внимание, общий кругозор и ассоциативное мышление; закреплять навыки и умения эвристической познавательной и творческой деятельности.

- Воспитывать нравственные качества личности, культуру общения и поведения, умение работать в коллективе. Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского и английского языков, литературе, к стране изучаемого языка.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение мотивации и активности учащихся при изучении концепта «СЧАСТЬЕ»;

 2.Овладение навыками аргументированного монологического высказывания на русском и английском языках.

 3.  Формирование коммуникативной, информационной, компетенции; формирование

собственной позиции учащихся.

Форма проведения: интерактивная беседа.

Оснащение урока: компьютер, интерактивная панель, презентация, видео ролики,музыка.

Ход занятия

  1. Орг.момент , учитель английского языка(Коршунова М.Л.)

Hello guys. Today we have an unusual lesson. You see 2 teachers: an English teacher and a teacher of Russian language and literature. This will be a binary lesson. I think it will be interesting and useful. Let's do the exercise. Take a deep breath and exhale and so we are ready. Look at the board, you see a rainbow. What are the colors of the rainbow associated with?  The guys answer. We're going to need a good, bright mood today. Let's join hands and share a piece of our warmth with each other.

  1. Самоопределение к деятельности

Guys, look at the screen and tell me what these pictures are about? The answers of the guys are possible: happy family, friendship.

-  Can you call these people happy?  What is their happiness? Do you consider yourself happy people?

- Why?

You guessed that it would be about happiness. Let's listen to a poem about happiness.

It is such a joy to feel really happy.
Your heart sings, your feet dance
your mind sways in the wind.
The world is light
you float on a breeze.
The world moves
to the rhythm of your joy
every note is sung
with the voice of contentment.

                                                                              Poetry & Art by Patricia Walter 1999 ©

What is happiness for you?

Many famous people have talked about happiness, please   give   examples.

  1. Уровни счастья, учитель литературы. (Багдасарова Т.В.)

Ребята, а вам хотелось бы стать абсолютно счастливыми людьми?

          Это естественное желание каждого человека. В течение жизни понятие о счастье меняется. Давайте подумаем и вспомним произведения литературы о таком концепте, как СЧАСТЬЕ?.

  1. -В чем видят счастье герои произведений?

Ученики: 

А. Грин, «Алые паруса». Счастье человек ощущает тогда, когда его мечта сбывается. Ассоль испытала настоящее счастье, осознав, что ее идеал стал явью.

Герои романа М. Шолохова «Тихий Дон» видят счастье по-разному. Но многие сходятся в одном: мир и покой – настоящее счастье. Это понимает и Григорий Мелехов. Автор показывает, что счастье – в простых, вечных вещах, а войны, напротив, приносят только горе. Семья, призвание и мирное небо над головой — вот те основы, на которых строится счастье каждого из нас.

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Для кого-то счастье — это настоящая любовь. Таким идеалистом бы Георгий Желтков. Любовь стала смыслом жизни для героя.

II. Проблема счастья.

Ученики: 

А.П. Чехов, «Крыжовник». Многие люди видят счастье в личном эгоистическом комфорте и деградируют в этой утопии на одного. Так произошло и с героем рассказа. Счастье заключается не в комфорте, а в высшем удовлетворении моральных и интеллектуальных потребностей.

М. Е. Салтыкова-Щедрин, «Премудрый пискарь». К сожалению, люди часто путают комфорт и счастье, поэтому проживают жизнь впустую. Счастье – это наслаждение жизнью, а не футлярное существование, в котором комфорт заменяет радость.

III. Личное счастье.

Ученики:

И.А. Гончаров, «Обломов». У каждого из нас своя версия счастья. Это доказывает содержание романа «Обломов». Главный герой видит высшее наслаждение в праздности, комфорте и вкусной пище. Каждый герой имеет свое видение счастья, универсального рецепта нет.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Л. Н. Толстой видел счастье в семье, об этом говорит роман «Война и мир». Любимые герои пришли к семейному счастью – Наташа Ростова, Пьер Безухов, Марья Болконская, Николай Ростов. Семья – это то настоящее, к чему стремится каждый человек, что автор противопоставляет стремлению выслужиться и получить власть и деньги. Благодаря ей персонажи обрели долгожданное счастье.

IV. Является ли богатство необходимым условием счастья?

Ученики:

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Многие люди думают, что богатство — гарант счастья. Однако роман Пушкина опровергает это мнение. Деньги не делают его счастливым. Напротив, они потворствуют его порокам и запутывают на жизненной тропе.

«Господин из Сан-Франциско». Герой одноименного рассказа И. Бунина, видел счастье в деньгах и высоком положении в обществе. Автор показывают, что счастье заключается вовсе не в сиюминутной выгоде, а в более важных вещах — семье, саморазвитии, призвании.

V. Как обрести счастье?

Ученики:

О. Генри, «Дары волхвов». Счастье можно найти в любви и заботе. Герои ценят свои отношения выше сокровищ, поэтому отдают самое дорогое, чтобы порадовать друг друга в праздник. Поняв, что подарки сейчас бесполезны, они не расстраиваются, ведь любовь остается и дарит им наслаждение каждый день.

VI.Дорога к счастью: какая она?

А.И. Куприн, «Куст сирени». Дорога к счастью требует от человека усилий и даже жертв. Герои рассказа упорным трудом прокладывали свою дорогу к общему счастью. Лишь каждодневная работа над собой может обеспечить создание крепкой семьи, успешной карьеры и интересной жизни.

VII.Счастье в мелочах.

Ученики:

М.А. Шолохов, «Судьба человека». Источник счастья — в мелочах, которые радуют нас день за днем. Жил он просто, без излишеств, но и не бедствовал. Все эти мелочи были его миром, в котором он чувствовал себя счастливым.

А. Платонов, «Юшка». Счастье человек может находить в мелочах, которые окружают его каждый день и дают повод улыбнуться. Главный герой наслаждался красотой белого света и не желал ничего большего. Его дни были наполнены смыслом и простыми радостями существования. Это и есть настоящее счастье.

VIII.Умение радоваться чужому счастью.

Ученики:

А.И. Солженицын, «Матренин двор». Далеко не каждый человек может радоваться чужому счастью. Но тот, кто может, сам получает положительные эмоции от успехов других. Такой была и Матрена.  Она сама жила в нищете, но могла поделиться последним, ведь умела оценить чужое счастье.

IX.Что дает человеку ощущение счастья?

Ученики:

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Человек становится счастливым, когда переживает чувство влюбленности при условии взаимности. Любовь сделала Онегина и Татьяну сильнее и ответственнее. В ней они черпали счастье всю последующую жизнь.

Учитель литературы. Вывод: Я считаю, сколько людей, столько и мнений. У каждого автора своё мнение, своя точка зрения на счастье. Счастье — это то, что окружает нас, всё то, что мы видим, ощущаем, но некоторые не замечают самого элементарного, самых простых вещей, но все это счастье.

  1. Качества характера, учитель литературы. (Багдасарова Т.В.)

         Ребята, давайте подумаем, какие качества должен развивать в себе человек, чтобы достичь верхней ступеньки счастья? А какие черты характера мешают нам жить в мире и согласии с другими людьми, а значит, мешают нашему счастью? На экране вы видите изображение человека. Слайд 4. 

        Перед вами карточки с названиями качеств характера. Какие из них ему нужно взять с собой в дорогу на пути к счастью, чтобы достичь самой верхней его ступеньки? Необходимые для этого качества положите в его дорожный чемодан. А качества, мешающие стать счастливым, поместите в контейнер для мусора.  Учитель английского языка (Коршунова М.Л.)записывает названия на английском языке. Ребята переносят эти слова в тетрадь.

трусость

терпение

злоба

равнодушие

целеустремлённость

смелость

честность

лживость

трудолюбие

жадность

отзывчивость

доброта

завистливость

высокомерие

бескорыстие

  • Сowardice, courage, responsiveness, patience, honesty, kindness, malice, falsehood, envy, indifference, industriousness, arrogance, purposefulness, greed, unselfishness. Which of these qualities should we take with us? Put these words in the suitcase.  Let's make sentences with these words.


Итак, посмотрим, с каким багажом надо отправиться в путь по дороге счастья. А что может послужить препятствием на этом пути?

  1. Ребята,послушайте сказку о счастье учитель литературы. (Багдасарова Т.В.)

     Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:

- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? - спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.
- Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой.

Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.

     Сидит Счастье в яме плачет ещё громче. Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:

- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.
- А что ты мне дашь за это? — спрашивает человек
- А что ты хочешь? - переспросило Счастье.

- Я хочу много красивых и дорогих машин.

Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.

     Совсем потеряло надежду Счастье. Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:

- Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста.

Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше. Обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:

- Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?
- Ничего мне не надо,- ответил человек.

Так и бежит Счастье за человеком, не отставая от него никогда.

Учитель литературы. (Багдасарова Т.В.) Как вы думаете, в чем основная мысль этой сказки? Чему она учит нас? 

Предполагаемые ответы учеников:

- Сказка учит нас тому, что нужно бескорыстно оказывать помощь другому. Тогда счастье пойдет за тобой по пятам

- Сказка учит нас тому, что нужно бескорыстно оказывать помощь другому. Тогда счастье пойдет за тобой по пятам.

  1. Рефлексия – “Цветок счастья” Учитель литературы. (Багдасарова Т.В.)

А сейчас я хочу предложить вам выполнить творческое задание. Каждая группа  создаст свой “Цветок счастья”. Возьмите сердцевину цветка с надписью “Я счастлив, когда...”. А вокруг этой сердцевины приклейте лепестки, в которых запишите продолжение предложения  на русском и английском языках. Можно использовать фломастеры разных цветов, чтобы ваш цветок счастья был похож на сказочный цветик-семицветик.

Учитель английского языка.(Коршунова М.Л.) Let's write sentences or sayings about happiness in English too.

  1. Правила счастливого человека Я думаю, что из всего услышанного и увиденного сегодня мы можем с вами вывести ПРАВИЛА СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА - РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ. 

             Что нам необходимо делать, как нужно себя вести, чтобы быть счастливыми, жить в ладу с окружающими нас людьми, чтобы наша душа всегда пела от счастья? (Дети формулируют правила.)

            Учитель литературы. (Багдасарова Т.В.) Друзья мои, оказывается, мы не изобрели ничего нового. Эти правила стары, как мир, они передаются из поколения в поколение уже тысячи лет. РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ:

– Делай добро! Умейте дарить людям радость!
– Люби и прощай людей!
– Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.
– Найди свой смысл жизни.
– Живи в гармонии с природой.
– Береги мир на земле.

Чтобы быть счастливыми, мы всегда должны придерживаться этих нравственных норм жизни.

А сейчас разрешите поделиться с вами оригинальным рецептом счастья:

“Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.” (И. Беляева)

Это рецепт вы найдёте в буклетах, которые лежат перед вами на столах.

Очень хочется, чтобы после сегодняшнего урока, вы задумались над тем, счастливы ли вы и что нужно сделать для того, чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.

  1. Пожелания счастья

Друзья мои, мы сегодня стали чуточку счастливее. Мы желаем вам, чтобы ваша душа всегда пела от счастья.

Подумайте, с кем бы вы хотели поделиться своим счастьем.

 (Клип “По дороге к счастью”.) Слайд 10.

Что вы сделаете со своим счастьем?

Каждый сам распоряжается своим счастьем: может поделиться с родными и друзьями, может наслаждаться в одиночку. Но помните, что, даря счастье близким, вы обретаете намного больше. Ведь добро, отданное вами, вернется к вам в большем объёме.

 Захотелось Счастьем с кем-то поделиться!

Всем, кто ждет и верит и мечтать умеет,

Я раздам по капле-пусть и Вас согреет!

9.Домашнее задание. 

Написать эссе на русском и английском языках: «Что значит быть счастливым?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вступление  ( слайд -  портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским)         Где он? Где друг? Кого спросить?...

Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки "Путешествие в Зазеркалье".

Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки в 5 классе (по программе под ред.Б.А.Ланина) "Путешествие в Зазеркалье" по повести-сказке В.Губарева "Королевство кривых зеркал", Льюиса Кэр...

Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.

Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....

Открытый интегрированный урок (литература – английский язык): «Тайга…хлипких не любит»

Данный урок позволит в интересной и увлекательной форме обобщить знания обучающихся 5 класса по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро" и закрепить материал по английскому языку "Способы выражения ...

Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки «Королевство кривых зеркал»

Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки «Королевство кривых зеркал»...

Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему: «Байронизм в русской литературе» Классы 8-9

Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему: «Байронизм в русской литературе» Классы 8-9...

Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему: «Байронизм в русской литературе» Классы 8-9 Раздаточный материал

Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему: «Байронизм в русской литературе» Классы 8-9...