Открытый интегрированный урок (литература – английский язык): «Тайга…хлипких не любит»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Данный урок позволит в интересной и увлекательной форме обобщить знания обучающихся 5 класса по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро" и закрепить материал по английскому языку "Способы выражения будущего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок "Тайга хлипких не любит" | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок: литература – английский язык. «Тайга…хлипких не любит»
(по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).
Подготовили и провели:
Учителя первой квалификационной категории МКОУ «Атагайская СОШ»:
Гдовская Анна Валерьевна (английский язык),
Корогодина Елена Валерьевна (литература).
Цели урока:
Образовательные:
Формировать умение анализировать текст художественного произведения, развивать умение делать выводы, развивать умение выражать свои мысли.
Развивающие:
Развивать творческие способности работы в группах, умение определять свою роль в группе. Совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения. Развивать способность находить в тексте и употреблять в речи грамматические конструкции для выражения будущего времени в английском языке.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за порученное дело. Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать развитию интереса к изучению предметов.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, сообразительности, языковой догадки; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, иметь способность к целеполаганию.
- Познавательные: понимать цель чтения, находить нужную информацию в контексте, излагать содержание текста (сжато), анализировать употребление грамматических конструкций для выражения будущего времени.
- Коммуникативные: формировать умение договариваться, находить общее решение, слушать и слышать других.
Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование: Учебник “Русская литература 5 класс”, «English 5», карточки с заданиями, памятки, маршрут Васютки.
Ход урока
Зарядка (первый урок)
- Оргмомент
Распределение учеников класса на группы.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, проведем мы его вместе: учитель английского языка и литературы
Учитель английского языка.
На столах лежат карточки (составить способы образования будущего времени и назвать их: 1группа: Настоящее длительное,
2 группа: Оборот (собираться что-то делать),
3группа: Простое будущее время.
Перевернули карточки: на оборотной стороне слова на русском языке: ЛЕС, ОЗЕРО, РЕКА.
Учитель литературы.
- Что это за слова? (элементы маршрута Васютки)
Учитель английского языка
Составить маршрут Васютки из предложенных слов на английском языке (обуч-ся называют дом, лес, озеро, костер, болото, река) и прикрепляют слова на доску, повторно проговаривают весь маршрут на английском языке.
На доске предложения с разными способами образования будущего времени. Выбрать предложения подходящие к способу для каждой группы. (перевернув карточки, можно будет увидеть прилагательные, относящиеся к Тайге. Если предложения выбраны верно, то прилагательные будут соответствовать существительным на предыдущих карточках)
Перевести с английского языка слова на карточках (прилагательные):
Сопоставьте переведенные прилагательные с названиями …..
- Неподвижно-тихий, чужой, унылый (лес)
- Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
- Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)
Учитель литературы
На предыдущих уроках мы познакомились с произведением В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Многое узнали о том, что есть в тайге, как Васютка, заблудившись, не растерялся и смог выжить в суровых таежных условиях.
- Определение темы урока
На доске запись « Тайга wt х b л k и пlb к f и mv х не любит»
Отделите буквы английского алфавита от русского, прочитайте полученное слово на русском языке - ХЛИПКИХ, а теперь прочитайте тему: « Тайга хлипких не любит»
Проблема: Что обозначает это слово «хлипких»? Почему не любит?
Работа со словарём. (Хлипкий – значит слабый. Следовательно, тайга любит сильных).
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Как остаться сильным в трудной ситуации).
- Как вы соберетесь в тайгу? Что возьмете с собой? Как будете действовать? (обучающиеся зачитывают пункты их сборов в лес)
Учитель английского языка
- Зачитайте английские предложения из выбранных вами, которые подходят к данной ситуации.
А теперь рассмотрим ещё несколько ситуаций из произведения
- Работа с текстом (стр. 130)
«Теперь всё – догоню!» - уверенно решил Васютка и припустил сильнее. До птицы оставалось совсем недалеко»
- Какой способ образования будущего времени вы бы использовали, если бы переводили текст на английский язык?
Учитель литературы:
- К чему это привело Васютку? (он заблудился)
- Что нужно делать, чтобы не заблудиться в лесу? Соблюдать правила поведения в лесу.
- Зачитайте, свои памятки «Поведение в лесу» (обучающиеся зачитывают)
- А как повел себя Васютка, когда заблудился? (ответы детей)
Работа с текстом (стр. 131)
«…Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь.»
- А какой способ образования будущего времени возможен в данном отрывке?
(стр. 137) - Назовите способ образования будущего времени в следующем отрывке.
«Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра.»
Учитель литературы:
- Так что же помогает человеку выжить в Тайге? (знание законов природы, приметы)
- Какие знания помогли Васютке не заблудиться и выйти к реке? (каждая группа работает самостоятельно, затем озвучивают свой ответ: Кто больше приведет аргументов - примеров из текста). Названные цитаты вывешиваются на доску.
Цитаты:
- Лиственный лес обычно тянется по берегам рек.
- Трава обычно растёт возле больших водоёмов.
- Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
- С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
- Кровянистое небо – завтра ветер будет.
- Вызвездило – к холоду.
Выводы:
Васютке помогли знания природы. Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие, она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь.
- Скажите, изменился ли Васютка по сравнению с тем, каким мы его видели вначале? Что изменилось в нём? Ответы аргументировать примерами из текста (страницы текста указывает учитель).
Цитаты (распечатаны):
-«Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?»
- «Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух…»
- «Открытие было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя. Он много раз слышал, как блуждают в лесу люди и погибают иногда. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто».
- «Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи».
- «Совсем приуныл Васютка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену на голове ходил…»
Выводы по результатам исследования:
13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит теперь только от него. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.
Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
Вопрос: Можно ли назвать Васютку сильным человеком? В чем его сила?
Ребята, вы все очень хорошо поработали. Каждая группа справилась с заданием.
VI. Рефлексия.
- Как опытные таёжники вы знаете, что нужно идти по тропинке, а любая тропинка, любая дорога начинается с затесей (зарубей) Какое выражение вы знаете со словом «зарубить»? - заруби себе на носу
- Что означает это выражение? - запомнить
Ребята, а теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Ф.И. | |
Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? | |
Какие трудности встретились? | |
Что тебе было интересным? | |
Чему научила работа в группе? |
VII. Домашнее задание (на выбор)
- Составление синквейна: ВАСЮТКА
Васютка
Находчивый, смелый
Помогает, не сдается, держится
Выживает, благодаря знанию законов тайги, открывает новое озеро с рыбой
Герой!
2. Составить памятку «Поведение в лесу» (для иностранца)
Дополнительное задание: (однозначные ответы на вопросы, в именительном падеже)
1) Почему Васюткино озеро «не отыщешь на карте»? (Оно небольшое)
2) Кем был отец Васютки? (рыбак)
3) Чем снабжал Васютка рыбаков? (Орехи)
4) Причина, по которой Васютка заблудился в тайге? ( Хотел убить глухаря)
5) Сколько ночей провел в тайге? (3)
6) К какой крупной реке вышел? ( Енисей)
7) Кто спас Васютку? («Бот Игарец»)
8) Что пообещал дед купить Васютке на следующий год? (Ружьё)
9) Время года, когда заблудился Васютка? (Осень)
10) Какая была погода? (дождь)
11) С кем сравнивает автор Васютку, когда тот заблудился? ( Муха, попавшая в паутину)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки "Путешествие в Зазеркалье".
Интегрированный урок литературы, английского языка и музыки в 5 классе (по программе под ред.Б.А.Ланина) "Путешествие в Зазеркалье" по повести-сказке В.Губарева "Королевство кривых зеркал", Льюиса Кэр...
Открытое занятие кружков английского языка и истории. Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне.
Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме “Victory, 70”, посвященный 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, проводился среди студентов 1 и 2 курса.Интеграция данного у...
Открытый интегрированный урок по английскому языку и математике для 1 класса в школе с углубленным изучением английского языка по теме "Цифры".
Открытый интегрированный урок по английскому языку и математике для 1 класса в школе с углубленным изучением английского языка по теме "Цифры" включает себя две части: первая часть на русском яз...
Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.
Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....
Интерактивная игра для открытого интегрированного урока по английскому языку и информатике "Да здравствует логика!", 7 класс
Данная интерактивная игра создана совместно с учителем информатики Шевелёвой Е. И. для открытого интегрированного урока по английскому языку и информатике в 7 классе в формате телевизионного шоу...
Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»
Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...
- Мне нравится (1)