Методическая разработка "Из опыта работы. Фортепиано. Подготовительный класс."
методическая разработка на тему
Данная работа предназначена для педагогов фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.f-no.podg_.kl_.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД «Детская школа искусств» Мотовилихинского района г.Перми
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Из опыта работы. Фортепиано. Подготовительный класс»
Составитель: педагог дополнительного образования Петухова Юлия Юрьевна
На сегодняшний день издано множество различных методических разработок, пособий для педагогов-пианистов. Конечно, каждый творческий человек с интересом будет относиться к любой из этих работ. Всегда, изучая методический материал, мыслящий преподаватель обязательно найдёт в нём что-то нужное для себя, для своих учеников. Данная работа также предназначена для педагогов фортепианного отделения. Всё, что здесь будет представлено, практикуется мной много лет. Это начальный период обучения.
На сегодняшний день я ставлю перед собой цель - развить любовь к музыке, любовь к занятиям, не загубить желание познавать новое, неизведанное.
Современные дети сейчас настроены на получение быстрого результата. И, как пишет Галина Хохрякова в своей книге «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?», «нормальный ребёнок не согласен мучиться сейчас ради прекрасного, но отдалённого будущего». И мы, педагоги, должны задуматься о том, что мы можем предложить ребёнку, как увлечь его новым видом деятельности.
Помимо этой цели я ставлю для себя определённые задачи. Необходимо развивать музыкальные способности – слух, ритм, память. Своей же задачей считаю накопление ребёнком музыкально-слуховых впечатлений. В процессе работы воспитываются личностные качества ребёнка – трудолюбие, внимание, самостоятельность.
Для достижения положительного результата очень важен позитивный настрой, радостное восприятие процесса обучения. Поэтому уроки проводятся энергично и весело, подача музыкальной грамоты даётся в игровой форме, что будет описано в последующих разделах.
Процесс обучения строится так, чтобы ребёнок к концу года с удовольствием играл по нотам. Для этого в течение года я прохожу с учеником большое количество маленьких пьес, в которых идёт усвоение навыков, и пьес, доставляющих удовольствие от музицирования.
Учитывая, что ребёнок ещё маленький (а бывает ещё и неусидчивый), во время урока планируется несколько видов деятельности. Если чувствуется, что ребёнок устал заниматься чтением нот с листа, то можно поработать с ритмами. Во-первых, ученик может встать, сменить своё месторасположение, во-вторых, приобретая навык отстукивания ритма, он лучше и смелее будет разбирать новые произведения, а в-третьих, этот вид работы предполагает некую игру-соревнование. Ещё один вид деятельности, который предлагается на уроке - это прослушивание музыкальных произведений. Во время этого вида работы рассказывается про музыкальные жанры: песню, танец, марш. Музыку исполняет сам педагог, но в том случае, если ребёнок сам будет (с удовольствием) делать какие-либо движения под музыку, например маршировать. Но если ваш ученик застенчивый, стеснительный, то лучше движения делать вместе, с педагогом.
И самое главное, для чего мы всё это делаем - это наши публичные выступления. Так как детки подготовительного класса совсем ещё маленькие, они только-только выходят из-под "маминого крылышка", нужно создать им комфортные психологические условия. Из пьес, которые изучаются учеником, всегда есть особо любимая, которую он играет чаще остальных. Вот именно эту пьесу и нужно взять для исполнения в концерте. Нет необходимости выучивать наизусть пьесы, которые вы проходите. Ребёнок сам выучит любое понравившееся ему произведение наизусть, так как играть он его будет везде и всюду, где будет возможность его продемонстрировать. Вторым условием психологического комфорта будет атмосфера, которой будет наполнен зал. Конечно же, это доброжелательность, атмосфера праздника. А выступление станет неким подарком для слушателей.
Желательно, чтобы ребёнку понравился сам процесс. Выступать желательно примерно раз в два-три месяца. Это может быть выступление в любимом садике, где его помнят и будут рады, в классе, где он учится (иногда можно использовать синтезатор, если в классе нет фортепиано). Конечно же, концерты для родителей.
Участие в концертах служит формированию мотивации, благодаря которой появляется интерес к учёбе.
Знакомство с клавиатурой.
Начинаем с того, что рассматриваем клавиатуру. Видим чередование чёрных клавиш (две, три) по всей клавиатуре. Две чёрные клавиши-это два бережка, между которыми течёт "речка" (то есть клавиша "ре"). На одном берегу стоит ДОм (клавиша "до"), на другом берегу, в лесу, живёт МИшка (клавиша "ми").
Эти клавиши находим по всей клавиатуре.
Три чёрные клавиши - это "садоогород", где "растёт" ФА СОЛЬ, СИрень и есть "озеро", где живёт ЛЯгушка.
Все эти клавиши обязательно находим по всей клавиатуре.
Примерно за два урока ребёнок запоминает расположение клавиш.
Регистры.
Познакомившись с работой С. Альтермана «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет», мне понравился урок с изучением регистров. Я его активно практикую, привнося свои нюансы.
Изучение регистров ведётся через персонажей сказки "Теремок". Обязательное условие - участие самого ребёнка.
Вступление: педагог играет мотив песенки и поёт.
Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок не высок, не высок...
и далее
А по полю - то мышка бежит,
Подбежала к теремочку и стучит…
Далее педагог спрашивает ребёнка, как пищит мышка, какой у неё голосок?
Ребёнок отвечает, и педагог показывает, как можно изобразить мышку на инструменте и поёт (играем на одной клавише 3-ей или 4-ой октавы, одним пальчиком):
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в не высоком живёт?
-Никто ей не ответил, забежала мышка в теремок ("забежала" звучит при помощи глиссандо) и стала в нём жить.
Далее педагог продолжает петь основной мотив сказочки. Следующий персонаж - зайка (изображаем зайку интервалом б.3, также, в верхнем регистре).
Затем роль мышки ( ч.1), зайки ( б.3) и лягушки (б.м.2) (верхний регистр) оставляем ребёночку. Он сам будет "играть" на инструменте, изображая этих сказочных героев. А педагог продолжает, добавляя других персонажей и переходя в другие (средний, нижний) регистры: лисичка-сестричка, волчок - серый бочок, медведь - могу песни я петь.
Таким образом, ребёнок знакомится с регистрами (нижний, средний, верхний). Здесь же можно проговорить и названия октав.
Ритмы.
Эту часть работы мы должны вести ежеурочно, так как она помогает детям впоследствии верно читать ритмические рисунки. Во время урока - это возможность переключить ребёнка на другой вид деятельности.
Педагог вступает в диалог с учеником:
-Ты знаешь названия деревьев?
-Да.
-Назови.
-Дуб, сосна, берёза.
-Давай попробуем « прохлопать» слово "дуб".
Педагог проговаривает и одновременно делает хлопок. Так как в этом слове один слог, хлопок будет один. Желательно подобрать несколько подобных слов.
Можно продолжить диалог с учеником, задавая такие задания, как:
-Назови имена своих друзей, подруг...
-Знаешь ли ты названия фруктов, овощей, цветов и пр.
Все эти слова мы хлопаем.
Сначала мы работаем с одним хлопком: проговорили, прохлопали, а затем записали на листе палочкой (чёрточкой):
ДУБ, КЛЁН, ЖУК.
| | |
Переходим на 2-х слоговые хлопки: СОС-НА ВО-ВА ГРУ-ША
/ / / / / /
Обязательно всё это нужно говорить весело, в подвижном темпе, чтобы ребёнку не было скучно.
Переходим к стихам.
Попросить ученика вспомнить какой-либо маленький стишок и прочитать его наизусть, если не знает, предложить свой. Желательно, чтобы стихотворение было хорошо знакомо ребёночку, так как ему легче воспринимать ритм.
Например: - Жук, жук, где твой дом?
| | / / |
- Мой дом под кустом.
| | / / |
В стихах мы обозначаем длинными палочками те слова и слоги, которые произносятся с ударением.
В работе со словами мы услышим, что в них есть ударные слоги.
Например: БЕ-РЁ-ЗА
/ | /
КОС-ТЯ
| /
Этот ударный слог (сильный хлопок) мы будем обозначать длинной палочкой, а безударный (слабый хлопок) будем обозначать короткой палочкой:
ПА-РО-ХОД СА-МО-ЛЁТ ТРУ-БА СОЛН-ЦЕ
/ / | / / | / | | /
Длительности. Размер. Ритмические рисунки.
Слово сос-на мы записывали двумя палочками. Сейчас эти две палочки превратились в две четверти:
Так как здесь написаны две четверти, то перед ними мы можем поставить размер 2
4 та - та
2
4
Дугами мы отмечаем доли такта. Задание: расставить доли и разделить на такты в связи с размером.
2
4
Ритмослоги рекомендуется использовать те, что используются на уроках сольфеджио. Ритмические рисунки лучше записывать по 4-8 тактов, чтобы ребёнок ощущал некую законченность.
ти-ти
2
4
2
4
2
4
Вводим новые виды размеров: три четверти, четыре четверти.
3
4
4
4
Читаем наизусть любимый стишок из будущего репертуара:
У ворот огород,
В огороде лук растёт.
Стихотворение нужно прохлопать, затем записать палочками:
/ / | / / | / / / / / / |
Уво-рот о-го-род в о-го-ро-де лук рас- тёт
Затем оформить всё это нотками.
Короткие палочки становятся восьмушками, длинные - четвертями:
У во-рот о-го-род, в о-го-ро-де лук рас-тёт
В домашней работе можно предложить ребёнку несколько заготовок ритмических рисунков.
Задание: 1) распределить длительности по тактам в связи с размером.
2) хлопать, проговаривая ритмослоги.
4
4
Во втором полугодии ритмические рисунки усложняются паузами и 16-тыми длительностями.
Во время пауз руки разводим в стороны ( не хлопаем).
и - тыми длительностями:
гм, ту-ру ту-ру
2
4
Вводим новые виды размеров: три четверти, четыре четверти.
Н:
3
4
3
4
3
4
3
4
3
4
3
4
4
4
4
4
Если ребёнок быстро двигается и усваивает материал, то можно усложнить ему задания:
- триоль - синкопа - пунктирный ритм.
3
Нэ-нэ-нэ ти- та- ти ти- ру
3 3
4
4
Прослушивание музыкальных произведений
Очень серьёзно следует отнестись к такому виду деятельности, как слушание музыки.
К сожалению, в наши дни дети очень редко слышат настоящую классическую музыку. И кому, как ни нам, педагогам музыкальных школ и школ искусств, пропагандировать её. Технический прогресс предоставляет нам огромные возможности для прослушивания любого типа музыки.
В течение первого года обучения, можно познакомить начинающих пианистов с произведениями П.И.Чайковского. Музыкально-литературная композиция «Щелкунчик» - это книга, которую может читать сам ребёнок, а педагог может проиллюстрировать отдельные номера из этого балета. Такая совместная работа обязательно запомнится ученику.
«Детский альбом» П.И.Чайковского – очень яркое пособие для восприятия ребёнком классической музыки.
Интересной для детей является музыка Э.Грига. Такие произведения, как «В пещере горного короля», «Утро», «Танец Анитры», а также цикл «Лирические пьесы» надолго останутся в памяти юных слушателей.
Важно в этом виде деятельности то, чтобы восприятие детей было активным. Ребёнок, слушая музыку, может сам создавать образы или какое-либо сценическое действие. Например, при прослушивании произведения П.И.Чайковского «Подснежник», ученик может изображать прорастание подснежника. Педагог помогает ему, подсказывая начало фраз. Так, на подсознательном уровне, мы можем познакомить ученика с фразировкой.
Знакомясь с музыкальными произведениями, педагог конечно же расскажет о творчестве композитора. Можно познакомить ученика с музыкальными жанрами (песня, танец, марш).
Слушая ту или иную музыкальную композицию, можно выявлять одинаковые (повторяющиеся) части, тем самым, говоря о форме. Также будет интересно обсудить инструменты, которые использовал композитор.
Выпущена серия дисков «Великие композиторы», к ним прилагаются краткие биографические данные композитора. Коллекция удобна своей компактностью и доступностью. За короткое время мы можем познакомить детей с большим количеством имён.
Литература:
1.Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – 1994г., 56 стр.
2.Альтерман С. 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет тет.1,2.-
С-П: Композитор, 1999г.
3.Геталова О.А. «Общий курс фортепиано». Авторская программа. –
С-П: Композитор, 2009г.
4.Геталова О.А. «Курс музыкально-эстетического развития». Авторская программа. – С-П: Композитор, 2009г.
5.Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – С-П: Композитор, 2004г.
6.Геталова О.А. Обучение без мученья! Учебное пособие на материале детских песен.- СПб.: Композитор,2008.-112с.
7.Поплянова Е.М. Уроки господина Канона: весёлые игры и всякая всячина для детей. Учебное пособие.-СПб.: Композитор, 2009г.
8.Чайковский П.И. Щелкунчик. Музыкально-литературная композиция и облегченное переложение для фортепиано. – М.: Музыка, 1989г.
9.Клёнов А. Там, где музыка живёт. – М.: Педагогика – Пресс, 1994г.
10.Геталова О.А. В музыку с радостью. Учебное пособие по ф-но для детей 4-6 лет. – СПб.: Композитор, 2009г.
11.Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. – Л.: Советский композитор, 1988г.
12.Королькова И.С. Я буду пианистом. Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано: ч.1 Мои первые ноты. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в 5 классе. Десятичные дроби.
Учащиеся часто затрудняются в замене обыкновенных дробей десятичными. Кроме основных теоретических сведений, касающихся перевода обыкновенных дробей в десятичные, я даю ряд устных упражнений....
из опыта работы в математических классах
Представлено выступление на городской конференции из опыта работы в математических классах....
РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...
Учебно – методическое пособие по диагностике учащихся подготовительного класса школы VIII вида (I вариант обучения)
Данные тесты предназначены для учащихся подготовительного класса, обучающихся по программе VIII вида (I вариант обучения).Тестовые задания составлены на основе учебной программы «Программы специ...
Организация работы сообща в малой группе в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъек...
Работа с подготовительным классом (флейта)
Постановка рук, корпуса, дыхания, амбюшура....