Методические разработки из опыта работы по реализации требований ФГОС по русскому языку «Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку"
учебно-методический материал по краеведению (5, 9 класс)
Цель: разработать систему органичного включения топонимического материала в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_lingvokraevedcheskogo_materiala.docx | 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Методические разработки
из опыта работы по реализации требований ФГОС по русскому языку
«Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку
учитель русского языка и литературы
Путова Юлия Петровна
Великий Новгород
2018
Введение.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.
Как известно, учебники, реализующие ФГОС в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.
Однако Великий Новгород и Новгородская область имеют ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и способствует формированию таких личностных УУД, как развитие уважения и любви к родному.
Актуальность работы определяется 1) социально-общественными факторами, так как вопрос наименования и особенно переименования географических объектов является одним из насущных в нашей стране, 2) важностью знания о происхождении географических названий, их изменениях во времени, что расширяет кругозор учащихся, помогает сформировать вдумчивое, творческое отношение к фактам языка и становится одним из приоритетных направлений в школьном образовании, 3) методической тенденцией на уроках русского языка реализовывать когнитивно-семантический подход при ознакомлении с языковыми явлениями, с особенностями функционирования топонимов в языке (произносительными, морфемными и словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) и правилами написания топонимов, важно также привлечь внимание к смысловому значению каждого из топонимов, так как топонимы несут в себе исторические, географические, культурные сведения о народе, 4) тем, что знакомство с топонимами помогает учащимся лучше усвоить программный материал по русскому языку и достичь лучших личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение географических названий представляет большой научный и практический интерес, помогает решать вопросы обучения и воспитания школьников средствами родного языка. Использование текстов топонимического содержания обогащает словарный запас учащихся, положительно сказывается на уровне правописных и речевых умений и навыков, когда учитель обращает внимание учащихся на правила написания и произношения географических названий, соблюдение орфоэпических норм.
Цель работы – разработать систему органичного включения топонимического материала в образовательный процесс учащихся по предмету «русский язык».
С этим связаны задачи исследования:
- изучить и проанализировать имеющуюся лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- раскрыть внутриязыковые и экстралингвистические особенности изучения топонимов на уроках русского языка;
- разработать методику комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка;
- разработать систему упражнений по изучению топонимов на уроках русского языка.
Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке наук и широко используется в различных областях знаний: лингвистике, географии, архитектуре, истории и т. п. Топонимы как результат социального познания возникают в процессе освоения объектов географической среды с этноязыковым составом населения. Они образованы от самых разных дотопонимических именований, в том числе от обычных нарицательных слов.
Именами географических объектов становились слова, обозначавшие физико-географические особенности ландшафта или конкретного пункта той или иной местности. Такого рода характерологическое название приобретало статус собственного имени. В то же время немало случаев, когда топоним отражает свойство именуемого места.
Известный исследователь А.И.Попов писал: «Многие факты топонимики получают надлежащее объяснение только при привлечении весьма значительного и многообразного материала - лингвистического, исторического и географического». Отмеченное А.И.Поповым пограничное положение топонимики на стыке географии, языкознания и истории определяет большие возможности по осуществлению самых широких межпредметных связей в процессе использования топонимического материала. Межпредметные связи - это необходимое условие успешного обучения. Знания по смежным предметам расширяют границы возможностей учащихся скорее и вернее находить путь к усвоению нового.
Вопрос наименования и особенно переименования географических объектов является одним из насущных в нашей стране. Знание о происхождении географических названий, их изменениях во времени расширяет кругозор учащихся, помогает сформировать вдумчивое, творческое отношение к фактам языка и становится одним из приоритетных направлений в школьном образовании. Важно привлечь внимание к смысловому значению топонимов, так как топонимы несут в себе исторические, географические, культурные сведения о народе. Изучение географических названий представляет большой научный и практический интерес, помогает решать вопросы обучения и воспитания школьников средствами родного языка. Топонимическая номенклатура даёт возможность сделать упражнения в правописании маленькими путешествиями по родному краю и городу.
В работе по теме «Городская топонимия как учебник иностранных языков» И.Потехиной собраны десятки иноязычных слов на вывесках – парикмахерская «Куафер», молочный завод «Лактис», магазин «Адепт», «Парадиз», «Престиж», «Вояж» и др. Учитель, пользуясь этой работой, обращает внимание школьников на названия, пришедшие из разных языков. Знать такие слова, знать, где можно справиться об их значении, - это условие культурного существования в родном городе. Это помогает школьнику и в освоении учебных дисциплин, и в культурном освоении своего родного города, своей страны и времени, в котором он живёт. В этом проявляется вспомогательная роль топонимики.
Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, изучение топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики. Этот материал даёт широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся и их мышления.
Объект исследования - процесс изучения топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся на основе комплексного подхода.
Предметом исследования является комплексный подход к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся с целью развития и формирования языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции школьников.
Если применять комплексный подход при изучении топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5-9 классы), соединяющий внутриязыковые и экстралингвистические особенности данных языковых фактов, то данная методика позволит:
- углубить знания учащихся по предмету «русский язык»;
- расширить кругозор учащихся в области других дисциплин (географии, истории и др.);
- формировать культуроведческую компетенцию школьников.
Методика комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5-9 классы):
1) предусматривает комплексное изучение внутриязыковых и экстралингвистических особенностей изучения топонимов на занятиях по русскому языку;
2) обосновывает органичное включение топонимов за счет разработанной системы упражнений с использованием топонимического материала в программное содержание по предмету «русский язык»;
3) учитывает специфику фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического и синтаксического аспектов в изучении топонимов на занятиях по русскому языку.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
- обоснован комплексный подход к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5-9 классы);
- выявлены взаимосвязи между уроками русского языка и внеурочной деятельностью, когда часть экстралингвистических сведений выносится на внеурочные занятия при повторении и закреплении программного материала по русскому языку;
- определены критерии отбора топонимов для их последующего использования в разработанной системе упражнений с использованием материалов топонимики;
- доказана эффективность использования комплексного подхода к изучению топонимов на занятиях по русскому языку при формировании языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции школьников.
Данная проблема разрабатывалась Афанасьевой С.С. в работе «Использование топонимического материала на уроках русского языка в 3 – 4 классах», Куликовой О.Н. «Комплексный подход к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся», но не отражена в УМК Федерального перечня.
Практическая значимость состоит в том, что:
- создана и внедрена в школьную практику система упражнений с использованием топонимического материала;
- изучение топонимов включено в программу дополнительного образования «Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования» в разделе «Краеведение»;
- изучение топонимики стало темой проектной деятельности выпускников 9-х классов.
Важный объект лингвокраеведения – региональная топонимика, отражающая важные этапы истории материальной и духовной культуры народа, являющейся источником познания истории языка и культуры народа.
Для начальной школы наиболее доступным материалом является микротопонимия, которая может быть собрана самими учащимися на основе собственных наблюдений. Под руководством учителя учащиеся могут овладеть навыками лингвистического анализа микротопонимов. В качестве внеклассного мероприятия может быть составление словаря региональных микротопонимов, в котором будут отражены старые и новые названия улиц родного города. Можно проводить творческие работы, дав задание описать родной край, употребляя топонимы, гидронимы и т. д.; или же провести экскурсию по историческим местам родного города; или же дать задание составить диалоги на темы: «Где ты родился?», «Что я увидел в Москве?»
Такие виды задания помогают и работе по развитию речи, в частности – при подготовке к устным и письменным высказываниям на патриотическую тему. Для подготовки таких исследовательских работ привлекаются архивные материалы, документальная, научно-популярная и художественная литература о родном крае, справочники, словари. Эффективны экскурсии по городу и за его пределы, музеи, библиотеки.
Работа с микротопонимической лексикой может проводиться на разных этапах урока русского языка и служить лексическим материалом.
Например, на уроке русского языка грамматическая тема «Обобщение знаний о предложении», а лексическая – «Улицы нашего города».
Можно использовать следующий текст: «Знаешь ли ты, как получают своё название улицы нашего города? Чаще всего улицы называют в честь известных учёных, героев войны, писателей и поэтов. Улица Рахманинова названа в честь композитора Сергея Васильевича Рахманинова».
Задание по тексту.
- Как получают свое название улицы нашего города?
- Вспомните, что такое подлежащее, и назовите подлежащие в предложениях этого текста. Назовите, какой частью речи выражено подлежащее.
- Назовите предложения с однородными членами. Определите, какими членами предложения они являются.
- Расскажите об улице, названной в честь известного человека.
При изучении темы «Подлежащее и сказуемое» в качестве лексической можно предложить тему «Улица, на которой я живу».
Улица … начинается в восточной части города, у его окраины, и заканчивается ... Это небольшая улица. На ней располагается …
1. Допишите в текст название улицы и дополните предложения.
2. Составьте с названием улицы предложения, разные по цели высказывания.
3. Запишите эти предложения, подчеркните в них подлежащее и сказуемое.
Микротопонимы можно использовать для проведения различных видов лингвистического анализа в процессе выполнения грамматических заданий, включать в минутки правописания т.п.
В начальной школе (начиная со второго класса) отводится время для формирования навыков оформления деловых бумаг. Составляются письма родным, друзьям, заметки в стенную газету, что является эффективным видом развития письменной речи учащихся.
Раскрывается роль письма и других документов в жизни человека. Письмо является основным средством письменного общения между людьми: родными и друзьями, находящимися в других областях или населённых пунктах.
Учитель читает образец письма. Обращает внимание учащихся на:
- правила оформления письма (адрес отправителя и получателя);
- определение содержания письма;
- грамотный отбор необходимых конструкций предложений.
Объясняются основные части письма, как начинать, как заканчивать. Содержание письма начинается с красной строки. Предложения должны быть небольшими, в них используется только знакомая лексика. Учитель обращает внимание на знаки препинания в конце предложений. Содержание письма зависит от того, кому оно адресуется (родителям, другу), о чём хочет сообщить пишущий и т.д.
Большое внимание уделяется правильному написанию адреса. Педагогом раскрывается роль адреса отправителя и получателя, последствия неправильного написания.
Микротопонимы в своей совокупности образуют нестрогую, но достаточно выраженную региональную систему. Она проявляется и в исходном словнике, на основе которого возникли конкретные топонимы региона, и во взаимосвязях региональных топонимов и, наконец, в месте и роли, в удельном весе каждого вида топонимов.
Анализ этой топонимической системы связан со значительным количеством вопросов и проблем, которые касаются:
1. Времени формирования топонимии своего края.
2. Ее связи с языками, на основе которых возникли конкретные географические названия.
3. Мотивировочных оснований, определяющих своеобразие состава топонимов своего края.
4. Структуры и исторических судеб географических названий региона.
Нужно отметить, что, как и в любом другом городе, у нас существуют 2 вида топонимов: официальные, зафиксированные в документах, и неофициальные, народные. На уроках учащимся предлагается работа с различными видами топонимов.
В разделе «Словообразование» при изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» в 6 классе предлагаются учащимся упражнения на определение способов словообразования в языке, уточнение лексического значения словообразовательных морфем с использованием топонимического материала. Обращение к данным топонимам на уроках русского языка, с одной стороны, способствует формированию знаний, умений и навыков производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой (внутриязыковые особенности топонимов). С другой стороны, на этих же уроках русского языка обогащаются представления учащихся об этимологии местных топонимов.
Изучаемый раздел | Тема | Формируемые знания, умения, навыки | Упражнения с использованием топонимического материала |
Словообразование | Основные способы образования слов в русском языке | Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой. | 1. Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова. Образец: березовый – береза; бензовоз – возить бензин. Радос..ный, Подберезье, Новгород, кр..сноватый, преотличный, ельник, Торговая сторона, атомоход, восход, подводный, Московская улица, ленточ(?)ка, скоросшиватель, Софийская площадь, булочная, перерыв. 2. Выпишите словосочетания, в которых одно из слов обозначает 1) чрезмерную степень признака, 2) умеренную степень признака. Выделите морфемы, обозначающие степень проявления признака. Слабоватый ветер, грубоватый характер, сероватый свитер, хрипловатый голос, Рюриково городище, распрекрасный день, развеселый человек, наилучший подарок, наивысший результат, наименьший размер, предобрый товарищ, Малый Волховец. 3. Каким способом образованы данные слова? Образец: водолаз – вода, лазить; водолазный – водолаз. Листопад, пароходик, Козьмодемьянская улица, лесостепь, носоглотка, водопровод, лесопарковый, железобетон, Новолучанская улица, ракетоноситель, самоварный, Белорусская улица, тепловозный, ракета-носитель, заплыв. |
Лексика. | Прямое и переносное значение слова. | Различать слова с прямым и переносным значением. | 1. Среди предложенных топонимов найдите слова с прямым и переносным значением. Ледовый Дворец, Синий мост, Красное Поле, Черепичная улица, стадион «Электрон» |
Неологизмы. Устаревшие слова. Диалектизмы. | Находить слова, различные по времени и месту образования. | 2. Распределите предложенные топонимы по времени и месту образования: 1)Неологизмы 2) Устаревшие слова 3) Диалектизмы. озеро Ильмень, ЖКХ «Новодел», улица Нутная, улица Посольская, улица Космонавтов |
В рамках ФГОС выпускники 9 класса защищают итоговый проект на общешкольной научной конференции. Для лучшей подготовки выступления целесообразно провести предзащиту работ, которую включаем как элемент урока рефлексии. Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему. Цели любого урока рефлексии: содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала; деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Тему проектной работы учащиеся выбирают в 8 классе, работают над ней под руководством учителя (научного руководителя). Предзащиту проектной работы «Топонимы Великого Новгорода в видеоэкскурсии» включаю в урок, следовавший после написания домашнего сочинения на тему «Дом, который украшает (не украшает) мою улицу».
Цель данного урока: оценка и самооценка учениками результатов своей учебной деятельности и деятельности одноклассника на материале новгородских топонимов.
Задачи урока:
фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях;
взаимопроверка по эталону (критериям оценки проектной деятельности);
построение плана дальнейшей работы над своим проектом.
Технологическая карта урока «Топонимика родного города» 8 класс
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Цель этапа/ деятельности | Оценка деятельности обучающихся (что оцениваем, при помощи чего) | Формируемые способы деятельности |
1. | Мотивация (1-2 мин) | Создание проблемной ситуации: «Получилось ли домашнее сочинение?» | Формулируют возможные затруднения. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Решение проблемной ситуации, умение задать вопросы учителю и одноклассникам | |
2. | Актуализация и пробное учебное действие (5-8 мин) | «Сможете ли вы оценить сами свою работу?» | Зачитывают сочинения, дают самооценку | Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Самооценка | |
3. | Проблематизация (проблемное поле) (4-6 мин) | «Каковы критерии оценки? Оцените товарища» | Оценивают работы одноклассников | Осознание места и причины затруднений в выполнении изученных способов действий. | Оценивается умение воспринимать на слух и анализировать сочинение по критериям с помощью оценочных листов | Работа с информацией, с учебными моделями, схемами, классификация |
4. | Целеполагание →выход на тему урока (4-5 мин) | «На какой улице расположен ваш дом? Что вы знаете о ней? Хотите ли узнать больше? Как называется наука, изучающая географические названия?» | Формулируют тему «Топонимика Великого Новгорода», вспоминают известные ранее сведения о топонимах. Формулируют цель урока: научиться оценке и самооценке проектной деятельности на основе проекта о топонимах. | Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | Проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности | |
5. | Реализация через первичное закрепление (5-8 мин) | Предлагает вниманию итоговый проект «Топонимы Великого Новгорода» | Выступает ученик с защитой проекта. Ему задают вопросы. | Осмысленная коррекция учащимися ошибок в работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Речевая деятельность, сотрудничество, продуктивная коммуникация | |
6. | Включение в самостоятельную работу (4-6 мин) | «Что удалось в проекте? Что необходимо доработать?» | Оценивают работу по выданным критериям, обсуждают затруднения | Закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | Оценивается умение проанализировать работу товарища по критериям при помощи оценочных листов. | Соотнесение работы с эталоном |
7. | Рефлексия (4-6 мин) | «Что нового узнали на уроке? Как урок помог в дальнейшей работе над итоговым проектом?» | Делают выводы о том, что необходимо учесть в работе над своим проектом. | Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. | Самоанализ, самокоррекция, построение индивидуального плана работы. |
Приложение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Показатель | Критерии и оценка | Самооценка | Оценка руководителя | Оценка комиссии |
| Критерий: актуальность проблемы и тема Показатель: Достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта – 2 балла; Неполное обоснование актуальности и ее соответствие теме – 1 балл; Отсутствие актуальности темы – 0 баллов. | |||
Критерий: формулировка цели и задач, гипотезы (если это исследование) Показатель: Соответствие цели задачам и гипотезе – 2 балла; Частичное соответствие цели задачам и гипотезе – 1 балл; Нет цели и/или задач или несоответствие цели задачам и гипотезе – 0 баллов; | ||||
| Критерий: технологичность Показатель: План (методы) работы соответствуют задачам – 2 балла; Частичное соответствие плана задачам – 1 балл; Несоответствие плана задачам – 0 баллов; | |||
| Критерий: содержательность Показатель: Информация соответствует смысловой ёмкости проекта – 2 балла; Частичное соответствие – 1 балл; Несоответствие теме – 0 баллов; | |||
| Критерий: аналитичность Показатель: Отражение в тексте причинно-следственных связей, выводов по каждой главе – 2 балла; Частичное соответствие – 1 балл; Отсутствие причинно-следственных связей, нарушение логики рассуждений, отсутствие выводов – 0 баллов; | |||
| Критерий: соответствие требованиям к оформлению Показатели: Титульный лист – 1 балл; Содержание – 0,5 балла; Описание проекта в соответствии с этапами (актуальность, цели, задачи, план, информация, выводы) – 6 баллов; Список литературы – 0,5 балла. | |||
| Критерий: качество доклада, ответы на вопросы, личностные проявления докладчика Показатели: Использование ИКТ Презентация – 1 балл; видео – 2 балла; Полнота представления результатов, краткость, ясность – 2 балла; Аргументированность, убедительность при ответе на вопросы – 2 балла; Культура речи, поведения – 2 балла | |||
| Критерий: качество проектного продукта Показатель: Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленной цели) – 2 балла; Продукт частично соответствует требованиям качества – 1 балла; Продукт не соответствует требованиям качества или отсутствует – 0 баллов; | |||
ИТОГО (максимум – 30 баллов): 15 – 23 б. – базовый уровень 24 – 30 б. – повышенный уровень | ||||
ОЦЕНКА ПРОЕКТА – | ||||
Регулятивные УУД | Показатель: Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося – базовый уровень. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно – повышенный уровень | |||
Познавательные УУД | Показатель: Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного – базовый уровень. Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы – повышенный уровень | |||
Коммуникативные УУД | Показатель: Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и ее результатов, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы – базовый уровень. Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы – повышенный уровень |
Проектная деятельность учащихся не является самоцелью, а организуется таким образом, чтобы проектный продукт мог быть использован. Так видеоэкскурсию по топонимам Великого Новгорода я использую в дальнейшем на занятиях по спортивному ориентированию в разделе «Краеведение».
Выводы. На современном этапе развития общества методисты и учителя стремятся найти пути повышения уровня грамотности и решить проблему совершенствования методики усвоения русского языка учащимися начальных классов. Раздел лексикологии, изучающий топонимы, называется топонимикой. Этот раздел представляет интерес для языковедов, историков, этнографов, археологов.
Орфография и произношение топонимов имеют свою специфику, которая иногда расходится с общепринятыми орфоэпическими и орфографическими правилами. Топонимика оказывает положительное влияние на развитие познавательного интереса учащихся, изучение топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, формированию чувства патриотизма, которое является одной из задач школьного воспитания. Раздел языкознания, который изучает языковую ситуацию края, региона в тесной связи с историей и современным укладом жизни, называется лингвокраеведением. В методическом аспекте под лингвокраеведением понимают ознакомление школьников с региональными языковыми особенностями, с региональной лексикой, фразеологией, ономастикой, речевым этикетом, творчеством местных писателей и поэтов. Важный объект лингвокраеведения – региональная топонимика, отражающая важные этапы истории материальной и духовной культуры народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность учителя в области внедрения в практику своей работы механизмов реализации требований ФГОС. (Методические рекомендации)
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию. В связи с этим назрела необходимость создания стандарта второго поколения.Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление учи...
Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский» Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...
Проект по теме: Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 7 класса теме «Системы линейных уравнений»
ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления" дополнительное профессиональное образование...
Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Иностранный язык» «Интеллектуальная игра по английскому языку «RAISING STAR
Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку Raising Star (Восходящая Звезда) рассчитана на обучающихся 7 классов. Данное мероприятие активизирует коммуникативные умения всех видов речевой ...
Методическая разработка "Из опыта работы с авторским пособием для обучения лексике по английскому языку "Английский в радость"
Обобщение опыта работы с авторским пособием для изучения лексики английского языка младшими школьниками...
Методическая разработка из опыта работы "Организация урока физической культуры с использованием модели смешанного обучения и индивидуально-ориентированного подхода"
Разработка открытого урока с целью знакомства обучающихся 2-3 классов с комплексом ГТО, используя ИКТ-технологии и метод круговой тренировки. Данный урок разработан на основе рабочей программы по физи...
Методическая разработка презентации "«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Презентация к семинару-практикуму «Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка и литературы»...