Методическая разработка учителя-логопеда по теме: « Формирование процесса чтения у обучающихся с речевыми нарушениями».
учебно-методический материал
Чтение –сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей сигнальной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_po_chteniyu.docx | 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
учителя-логопеда по теме:
« Формирование процесса чтения
у учащихсяс речевыми нарушениями».
Чтение –сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей сигнальной системы.
Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения
1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог, его зрительное восприятие является побуквенным.
Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра).
Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения осуществляется с большим трудом.
2.ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ
На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог.
Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.
В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова.
Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.
3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ
Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение.
Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, отмечается большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.
4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.
Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.
С помощью киносъемки удалось установить, что глаза читающего человека движутся по строчке скачкообразно, с короткими остановками, равными 0,15-0,2 с. Как правило, опытный чтец делает на строчке 3—6 остановок (в зависимости от сложности текста), во время которых происходит осознание прочитанного. Если то, что воспринято сенсорно, непонятно, глаза читающего совершают повторное движение, возвращаясь к прочитанному.
Если говорить о навыках выразительного чтения, то здесь можно отметить следующее: в первые годы обучения дети не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание. Характерны или излишне громкое чтение, или излишне тихое. В целом же оно отличается монотонностью.
По мере повышения уровня беглости и сознательности чтения улучшается и его выразительность.
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
- Формирование навыка правильного чтения
Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.
Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтение текста.
Материалом для заданий служат слоговые структуры слов и целые слова.
Виды заданий подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения.
Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста.
Примеры заданий:
- Дифференциация сходных слогов и слов:
ла—рама— мя дом — том
ло— ромо— мё Дима — Тима
лу—руму— мю кадушка — катушка
- Чтение слогов и слов по подобию:
мамомуМаша шапка
сасо су Даша лапка
ла лолу Паша папка
- После воспроизведения слоговых структур дети читают слово либо в
слоговой разбивке, либо целиком.
Ра тратрам-вай трамвай
- Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или
порядком их расположения:
кто — кот ток — кот рак — кар
- Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес — лесок
шел — пошел
нырял — нырнул
увидел — увиделся
- Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни:
прошел — проделал — просмотрел
увял — увел — увез
На это упражнение отводится 4—5 мин, в зависимости от объема материала.
На доске заранее выписываются слова:
бе-жим бе-га-ет бе-жа-ли
по-бе-жимпо-бе-житпо-бе-жа-ли
под-бе-жим под-бе-жит до-бе-жа-ли
при-бе-жа-ли
- «Слог потерялся», «Буква потерялась».
На доске записывают слова из текста с пропущенной буквой или слогом.
- «Шепни на ушко».
На доске записываются слова и закрываются полосками.
Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.
9.«Бегущая лента».
Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех). Не менее важно для формирования навыка правильного чтенияорганизовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга.
10. Медленное чтение учителя, когда учащиеся имеют возможность следить по
книге, используя закладку или водя по строке пальцем.
Педагог в любой момент может проверить учеников и поощрить, выдав игровую фишку.
11. Комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для
чтения их хором.
Перед детьми ставят задачу вовремя включиться в хоровое чтение.
12. Сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками.
Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором.
13. Контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением
количества и характера допущенных ошибок.
Каждый ребенок должен читать не более одного-двух предложений, так как в противном случае дети забывают действительные ошибки и начинают придумывать их, чтобы получить поощрение учителя.
14.Чтение строчек наоборот по словам.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.
15.Чтение строчек наоборот по буквам.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
заРелсопяджодолунялгывокшынлос, и ьсаливяопяантевцимесагуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясвюеястеубюл. ьсалидрогаЗагудар, ад и алатсясьтилавх, отчаноеевисаркогомасацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТависарк - отэадварп, он ьдевзебянем и игударентеавыб». А агударокьлотястёемс ад ещупястилавх. адгоТокшынлосьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.
16. «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Ворон и лисица.
Ворон лыбодмясакосук и сел на оверед.
Захотелось ецисил мяса, она алшодоп иговорит:
- Эх, норов! Как юртомсопна тебя, потвоему утсорда красоте только бытебе мёрац быть! И верно был бы мёрац,если бы у тебя сологбыл.
Ворон лунизаррот и лароаз, что быломочи.осяМ упало. ацисиЛподхватила итировог:
Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был,быть бы тебе мёрац.
17. Чтение только второй половины слов.
Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.
Заботливый брат
На бузинесидели бок о бок два молодыхворобья. Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-под перьев. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним. Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного.
Данные задания способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию темпа последнего, развитию умения прогнозировать слова.
II. Формирование навыка беглого чтения
Беглость чтения — это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.
Средняя скорость разговорной речи человека в зависимости от типа нервной системы колеблется в пределах 100-160 слов в минуту.
В начале занятия следует проводить разминку.
«Разминка» проводится в начале занятия.
Примерная методика работы в период «разминки» может быть следующей:
Учащиеся читают про себя текст на карточках (не более 1 мин), готовясь к быстрому, плавному чтению вслух.
Одного-трех учеников вызывают для чтения вслух. Они обязательно должны выполнить установку, которую дал учитель.
По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос — либо учителем, либо читающим учеником.
Ученики оценивают технику чтения своего товарища (с помощью «светофоров», например зеленый цвет - «5», желтый - «4», красный - «3»), комментируя свое суждение.
Наиболее часто встречающаяся и аргументированная оценка выставляется в журнал.
Для формирования навыка беглого чтения предлагается следующий комплекс упражнений.
Развитие речевого аппарата.
Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи. Такие задания рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.
Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.
АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ…
АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ…
З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ…
Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С…
Ба-бябо-бёбу-бю бэ-бе бы-би
За-зязо-зёзу-зю зэ-зезы-зи
Тра-тро-тру-три; бра-бро-бру-бри
Чтение чистоговорок.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Му-му-му – молока кому?
Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.
Чтение и четкое проговаривание скороговорок.
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно использовать прием подсчета слов, прочитанных учениками за определенный промежуток времени.
Работа над развитием зрительной памяти.
В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение.
От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения. Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге - для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической грамотности полезны зрительные диктанты.
Рекомендации:
1. Зрительные диктанты следует проводить регулярно на каждом уроке письма в течение двух-трех месяцев (можно повторять этот прием дважды).
2. Длительность этого вида работы не должна превышать 5 мин.
3. В качестве речевого материала для диктанта следует использовать одно предложение, постепенно увеличивая общее количество букв в нем.
4. Предложение, написанное на доске (еще лучше — на карточке), прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени, которое отводится на открытую экспозицию в начале работы, составляет 20-16 секунд, в конце ее – 12-8 секунд.
5. Предложение закрывается, а учащиеся проговаривают его по слогам перед записью.
6.Если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия.
7. Если некоторые учащиеся не запомнили речевой материал, его предлагают для нового прочтения только им, но уже на индивидуальной карточке.
8. После окончания работы предложение на доске открывают, и школьники сверяют свои записи.
9. Если многие дети не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке.
Прием фотографирования карточек с речевым материалом.
Начинаем работу с запоминания четырех букв.
В Л О Н
Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.
В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды.
Затем переходим к запоминанию слогов.
Мо-ро-ли-со; ту-не-му-ду…
Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв – 8 секунд.
Прием фотографирования слов.
Лев, мак, слон, тигр.
На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.
Чтение слов на карточке за короткое время.
Детям предлагается карточка с написанным словом и дается одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Слова желательно брать простые (вода, вата, море, лето, корова, собака, молоко), затем короткие слова со стечением согласных (кран, утро, тигр), а далее – более сложные слова (лодка, цветок, пирамида, бабочка, чистота, девушка, портфель).
Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи.
Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.
Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.
Родина, родной, родимый, родитель, родить.
При чтении этих слов используется прием многочтения.
Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе со взрослым.
Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе.
В третий раз дети читают вслух.
Чтение слов, записанных пирамидкой.
Например:
бури снег
ветры весна
ураганы ручьи
разыграйся
Ребенку необходимо читать пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро.
Также можно предлагать прочитать пирамидки за определенное время.
Развитие смысловой догадки.
Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно ускоряет процесс чтения.
Чтение слов с пропущенными буквами.
К. Ш. А С. Б. КА
К. О. О. ИЛ К. Р. ВА
С. Л. В. Й С. ОН
Б. Г. М. Т В. Р. НА
Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом.
Чтение слов с перепутанными буквами.
Слова с перепутанными буквами разгадываются с опорой на цифры:
ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ
3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5
Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА
Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.
Гроза.
Гроза надвига…. Огромная лиловая ту… медленно выплыва… из-за ле….
Сильный ветер загуд… в выши…. Дере… забушева…. Крупные кап… дож… резко застуча… по листь…, но вот солн… опять засия…. Как всё засверка… вокруг. Как пахнет земляни… и гри…
Чтение текстов с пропущенными словами.
Над городом повисли снеговые …. Вечером началась …. Снег повалил большими …. Холодный ветер выл, как дикий…. На конце пустынной и глухой … вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно…. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и … ей идти.
Прием щадящего чтения.
Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого используют иллюстрированные энциклопедии, познавательные детские книги с картинками и краткими пояснениями к ним. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.
Ежедневныйсамозамер скорости чтения.
Данный прием в значительной степени усиливает мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата. Суть заключается в том, что ребенок ведет таблицу достигнутых результатов.
1)Чтение с подсчётом слов (строчек).
Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы.
2) Поиск в тексте заданных слов.
Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.
3)Чтение с полосками.
Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.
4)Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.
Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.
5) Метод ритмических фиксаций.
Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.
III.Формирование навыка выразительного чтения
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения.
Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, силу голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодику тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.
Все средства интонации поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Логические ударения
На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове.
На доске или на карточках записаны пословицы. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Тот герой, кто за Родину горой.
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно.
Паузы могут быть художественными и психологическими.
Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу.
Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении.
Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.
Как удивили | его слова | брата!
Как удивили его | слова брата!
Как обрадовали | его успехи отца!
Как обрадовали | его успехи | отца!
Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.
Мой старший брат Коля очень любит футбол.
Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.
Упражнения на повышение и понижение тона голоса
а) Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
б) Упражнение «Поход»
Это упражнение направлено на умение распределять силу голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.
Поход
По тропинке узкой горной,
Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
в) Упражнение «Пещера»
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.
IV.Формирование навыка осознанного чтения.
Осознанность чтения является основным качеством, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.
1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке.
2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
Нарек__, в завод_, раскрылись бел.. лилии и жёлт..__кувшинки. Буйно цветёт над вод… водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__исин__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.
3) Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.
4) Поиск отрывков из разных текстов.
Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.
Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и
В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла - бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне. Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"
Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...
Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.
Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...
Роль учителя-логопеда общеобразовательного учреждения в формировании коммуникативных компетенций обучающихся в рамках ФГОС
Презентация...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов. Тема: «Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание»
В этой работе раскрыты основные направления развития детей и образовательных областей. Широко представлена интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание» с другими образовательн...
«Роль взаимодействия учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений»
Взаимодействияе учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений (учителями, родителями, специалистами)...
Методическая разработка учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: «Методика обследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста.»
Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этап...
Совместная методическая разработка учителя-логопеда и воспитателя.
Комплексы артикуляционной гимнастики для дошкольников 5-7 лет на учебный год....