Работа с текстом по рассказу Ф.Искандера
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Орлова Наталья Анатольевна

Предназначена для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_po_rasskazu_f.iskandera.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

ФИ____________________________________________                                        

Работа с текстом по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Вариант 1

Выберите  вариант ответа.

1.Какое определение соответствует понятию «юмор»?

а) выражение насмешки, б) изображение героев в смешном виде,

в) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

2.В каком жанре литературы написано произведение Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) роман, б) повесть, в) очерк, г) рассказ

3.Кто не является героем рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) Сахаров, б) Алик Комаров, в) Авдеенко, г) Василий Князев

4.Какой предмет преподавал Харлампий Диогенович?

а) химию, б) математику, в) литературу, г) иностранный язык

4.Кто из героев рассказа был комендантом стадиона, постоянно, особенно во время больших соревнований, мешавшим педагогическому процессу?

а) Адольф Комаров, б) Шурик Авдеенко, в) Харлампий Диогенович, г) дядя Вася

5.С какой целью Харлампий Диогенович, давая характеристику Шурику Авдеенко, использует следующие выражения: «Может сломать шею», «думает, что он лебедь», «чёрный лебедь»?

а) высмеивает поступок героя,

б) подчёркивает сложность характера героя,

в) характеризует психологическое состояние героя,

г) выявляет отсутствие в герое серьёзного отношения к учёбе.

6.Кто, по мнению рассказчика, боится показаться смешным?

а) бабушки и дедушки, б) молодые люди, в) женщины и поэты, г) мужчины и актёры.

2. Работа с лексическим значением

В произведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение:

Бывало, во время контрольной работы оторвётся от своих чёток или книги и говорит:

- Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Что означает слово «чётки»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Запишите ответ, используя цитату.

Что делал Харлампий Диогенович, когда узнавал списанную работу какого-нибудь ученика?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ (3-5 пред) на вопрос.

Чем мне интересен образ учителя Харлампия Диогеновича?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с текстом по рассказу Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Вариант 2

Выберите  вариант ответа.

1.Имя какого великого человека упоминается в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) Архимед, б) Ньютон, в) Пифагор, г) Фалес

2.Кем был по происхождению Харлампий Диогенович?

а) греком, б) египтянином, в) русским, г) итальянцем

3.В чём заключался «метод Харлампия Диогеновича»?

а) разрешал опаздывать на свои уроки,

б) требовал от учеников беспрекословного подчинения,

в) приучал учеников относиться к себе с чувством юмора

г) воспитывал на собственном примере.

4.Кто из героев рассказа считался тихим и скромным учеником и способным троечником?

а) Адольф Комаров, б) Шурик Авдеенко, в) Харлампий Диогенович, г) Сахаров

5.Кто из героев рассказа считался самым мрачным человеком класса?

а) Адольф Комаров, б) Шурик Авдеенко, в) Харлампий Диогенович, г) Сахаров

6.Как называется подчеркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса»?

а) сравнение, б) гипербола, в) метафора, г) эпитет

2. Работа с лексическим значением

В произведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение: «Я надеялся, что он, Харлампий Диогенович, расскажет по этому поводу какую-нибудь притчу из школьной жизни, или басню Эзопа, или что-нибудь из греческой мифологии». Что означает слово «притча»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Запишите ответ, используя цитату.

Как назвал рассказчика Харлампий Диогенович, когда вызвал к доске решать задачу?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ (3-5 пр.) на вопрос.

Какие эпизоды рассказа Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» ты считаешь юмористическими и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

Презентация рассказа Ф. Искандера "Авторитет".

Проблемные вопросы, рассматриваемые в рассказе:  - Правда ли, что современные дети не любят читать книги?- Теряет ли книга свой авторитет? Или всё заменили компьютеры и интернет?- Толь...

Урок внеклассного чтения в 9 классе «Каждый выбирает сам...» по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»

Данный урок затрагивает проблему нравственного выбора героями жизненной позиции. На примере  литературных героев формируются нравственные качества учащихся....

Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" представлена в презентации и позволяет проверить уровень усвоения учащимися изученного произведения....

Проверочная работа по рассказу Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

закрепление полученных знаний о жизни Ф.А. Искандера,анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»,активизация мыслительной деятельности учащихся,выявление в прозаическом тексте изобразител...