«Возмездие – торжество правды или иллюзия справедливости?" (по рассказу Фазия Искандера "Возмездие")
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока «Возмездие – торжество правды или иллюзия справедливости? (по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»)
Цели урока: формирование базовой способности понимания текста (понимание смысла текста, позиции автора); развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов (терминология по теории понимания текста М. М. Бахтина); побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции.
Тип урока : развёртывание процессов понимания Технология: развития и мониторинга базовой способности понимания текста Методы обучения : исследовательский, рефлексивный Формы обучения : групповая
Стадии урока 1.Первый круг понимания (работа в группах). 2.Выступление групп (определение уровня понимания смысла текста). 3.Второй круг понимания (создание ситуации «тупика»). 4. Выступление групп (обмен версиями, углубление понимания). 5. Рефлексия. 6.Мониторинг уровня понимания. 7. Домашнее задание
Используемые ресурсы: 1.УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Коровина В.И. 2011, Москва, учебник В. Я. Коровина В. П. Журавлёв В. И. Коровин : Литература. 8 класс. - Москва: «Просвещение», 2010 . 2.Ф. Искандер. «Возмездие». 3.Т.М.Губанова, А.Ю. Губанов, А.В. Нечипоренко. «Образовательный проект Вертикаль», Мегион, 2008г. 4.Материалы инновационного проекта «От идеи к воплощению».
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Создаёт ситуацию мотивации. 2.Организует ситуацию целеполагания. Принимают правила работы в группе. Обсуждают предложенный круг вопросов. Фиксируют ответы участников обсуждения. Задача: выявить уровни понимания позиции автора. 1 стадия. Первый круг понимания (8-10 минут)
2 стадия. Выступление групп (создание ситуации «тупика» (8-10 минут) Деятельность учителя Деятельность учащихся Слушает выступления представителей групп. Задает вопросы на уточнение. Фиксирует высказывания учащихся. Выделяет в ответах обучающихся 4 уровня понимания смысла текста. Предлагает каждому определить место в группе согласно его уровню понимания. Представляют наработанный материал. Выслушивают представителей других групп, задают вопросы на уточнение. Делают выбор, в какой группе продолжить углубление понимания текста. Задачи: 1.Зафиксировать первичное понимание текста. 2.Создать ситуацию, когда первичное понимание оказывается под сомнением
Отвечая на вопрос, в чём заключается основной смысл рассказа, учащиеся высказывают свои точки зрения. Обобщая их мнения, учитель выделяет следующие уровни понимания: 0 уровень – тема возмездия, необходимо отомстить, заставить страдать того, кто совершил зло. 1 уровень – Керопчик должен быть наказан, Мотя должен тоже понести наказание. 2 уровень – Керопчик, Чик и Мотя - представители разных социальных групп, они не могут понять друг друга, каждая позиция имеет право на существование. 3 уровень – при помощи зла нельзя сотворить добро.
3 стадия. Второй круг понимания (создание ситуации «тупика») (5-7 минут) Деятельность учителя Деятельность учащихся Каждой группе предлагает вопрос для обсуждения . Координирует работу в группах , предлагая для обсуждения вопросы – «провокации». Принимают участие в обсуждении, фиксируют различные точки зрения. Задача: у глубить понимание текста за счёт создания ситуации «тупика».
Первая группа учащихся считает, что основной смысл рассказа заключён в теме возмездия («необходимо отомстить», «заставить страдать того, кто совершил зло»). Этой группе для обсуждения предлагается следующий вопрос: «Почему с течением времени способы мести Керопчика становятся менее жестокими? (Сначала: «О, если бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех четверых одной очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся от боли, пока не опустел бы диск». Позже: «Иногда ему представлялось, что тот (Мотя) избивает Керопчика до полного нокаута». И наконец: «Иногда ему представлялось, что он (Мотя) ставит Керопчика на колени перед самым лотком Алихана и, велев ему стоять весь день до закрытия базара, сам уходит по своим делам»). Вторая группа близка по своему пониманию к первой группе: «Смысл рассказа в том, Керопчик должен быть наказан», «Мотя должен тоже понести наказание». Эта группа, используя сравнительную характеристику Моти и Керопчика , должна дать ответ на вопрос: «Почему автор оставляет Керопчику право на социальную реабилитацию, а Моте - нет?» Третья группа , представители которой считают, что Керопчик , Чик и Мотя, представители разных социальных групп, не могут понять друг друга, каждая позиция имеет право на существование, для обсуждения получает следующий вопрос: «Почему Чик убежал из дома «нервного хозяина», «бежал до самого дома, словно выныривая и выныривая, просыпаясь и просыпаясь от ужасного сна?» Четвертая группа получает для обсуждения стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал »: Ты заплакал о моем горе, и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне. Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его – во мне.
Сравнительная характеристика Мотя Керопчик Портрет: «Рослый, здоровый, в матросском костюме, медаль «За отвагу», холодные, стальные спокойные глаза, тяжелые шаги усталого хозяина» Портрет : «Небольшого роста, коренастый, прозрачные глаза безумной козы (прозрачные козьи глаза) Поступки: ограбление магазина Поступки : футбольный матч, на котором Керопчик дразнил брата, перевернул лоток со сладостями на рынке Отношение окружающих: ужас и восхищение, никто не вмешивался в ситуации, т.к. не хотел осложнять себе жизнь. Отношение окружающих: Настороженность, возможность общения. Речевая характеристика: краткость, отрывочность речи, использование односоставных предложений («За..». «Кого», «Дефицит»: что хотел сказать Мотя, и так все понимали) Речевая характеристика: Использование жаргонизмов (« хошь », « пошухарить », « братуха », « прихандекаю »),эмоциональность речи (вопросительные и восклицательные предложения)
4 стадия. Обмен версиями, в процессе которого происходит углубление понимания (5-7 минут) Деятельность учителя Деятельность учащихся Выслушивает мнения учащихся, задаёт вопросы на уточнение. Представляют версии, наработанные в группах . Слушают выступления, дополняют. Задают вопросы на уточнение представителям других групп. Задача: углубить понимание текста за счёт выстраивания отношения к версиям одноклассников.
Представители разных групп предъявляют версии, за счёт которых происходил процесс углубления понимания смысла рассказа. Так, первая группа , отвечая на вопрос : «Почему в воображении Чика с течением времени способы мести становятся менее жестокими», - придёт к пониманию того, что Чику становится жалко Керопчика . Вторая группа, которая первоначально считает, что и Керопчик и Мотя должны понести наказание, придут к пониманию мысли о том, что Керопчика арестовали, он образумился и появляется снова в городе. Мотю арестовали, он исчезает. Первый совершает моральное преступление. Второй – уголовное. Керопчику есть прощение, Моте – нет. Третья группа, представители которой считают, что Керопчик , Чик и Мотя - представители разных социальных групп- не могут понять друг друга, обсуждая следующий вопрос: «Почему Чик убежал из дома «нервного хозяина», «бежал до самого дома, словно выныривая и выныривая, просыпаясь и просыпаясь от ужасного сна?», придёт к пониманию того, что такое поведение Чика связано с его прозрением:«все неважно по сравнению с унижением» ( Керопчика Мотя унижает, а не наказывает за хулиганство). Четвертая группа , обсуждая стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал», придёт к мысли о том, что чужая боль должна отзываться в твоем сердце, стать твоей болью.
5 стадия. Рефлексия (5-7 минут) Деятельность учителя Деятельность учащихся Предлагает учащимся ответить на вопросы: 1. Как мы выстраивали процесс понимания текста? 2. Изменилось ли моё понимание смысла рассказа? Почему это произошло? Высказывают своё мнение. Задача: проследить, как прошёл процесс понимания смысла текста и понимания позиции автора.
5 стадия. Мониторинг (2-3 минуты) Деятельность учителя Деятельность учащихся Задаёт вопросы для определения уровня понимания . Отвечают на поставленные вопросы. Задача: выявить уровни понимания смысла текста и позиции автора.
Мониторинг понимания позиции автора и основного смысла рассказа 1.В чём заключается основной смысл рассказа? 0 уровень – тема возмездия, необходимо отомстить, заставить страдать того, кто совершил зло. 1 уровень – Керопчик должен быть наказан, Мотя должен тоже понести наказание. 2 уровень – Керопчик, Чик и Мотя - представители разных социальных групп - не могут понять друг друга, каждая позиция имеет право на существование. 3 уровень – при помощи зла нельзя сотворить добро. 2.Совпадает ли точка зрения автора с позицией какого-либо персонажа? 0 уровень – «совпадает» или «не совпадает» (нет объяснения). 1 уровень – позиция автора отождествляется с позицией любого из героев. 2 уровень – автор на стороне Моти и Чика: зло должно быть наказано. 3 уровень –позиция автора однозначна: никто не имеет права вершить самосуд.
7 стадия. Домашнее задание (1-2 минуты) Домашнее задание на выбор: 1. Письменно ответить на один из вопросов: 1)Как я понимаю смысл названия рассказа? 2) Как изменилось отношение Чика к Керопчику и почему? 2. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что же есть возмездие: торжество правды или иллюзия справедливости»?
Самоанализ урока Урок разработан по технологии развития и мониторинга базовой способности понимания текста. Использование данной технологии в деятельности учителя-словесника нацеливает на «поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи, побуждает к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции» (согласно теории М. М. Бахтина). Урок «Возмездие- торжество правды или иллюзия справедливости», построенный по данной технологии, ориентирован на развитие личности каждого ученика 8 а класса, т.к. изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно-деятельностного подхода.
Тема урока: «Возмездие – торжество правды или иллюзия справедливости? (по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»). Тип урока : развёртывание процессов понимания. Урок внеклассного чтения в 8 классе. Класс средних учебных возможностей. Урок построен с использованием «тактики сотрудничества ». Групповая форма работы существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
Развитие базовой способности понимания текста происходило на всех стадиях урока. На первой стадии фиксировалось первичное понимание смысла рассказа и позиции автора, в результате обмена мнениями корректировалось и углублялось за счет работы в группах (учащиеся сами выбирали группу), задание для всех групп было одинаковым. В результате выступлений учащихся были отслежены основные уровни понимания текста (смысла рассказа). Каждый ученик продолжил работу по углублению понимания в той группе, которая соответствует его уровню понимания. Углубление понимания в группах шло за счёт «провокационных» вопросов, которые ставили под сомнение первичное понимание и побуждали учащихся в процессе размышлений перейти к пониманию смысла текста и позиции автора.
На следующей стадии урока происходил обмен мнениями между группами, позволяющий повысить уровень понимания позиции автора каждому ученику от более низкого уровня к более высокому. Заключительный этап работы, включающий рефлексию и мониторинг уровня понимания смысла текста и позиции автора, позволил подвести итог проделанной работе. Учащиеся говорили о том, как проходил процесс понимания смысла текста, за счёт чего происходило углубление понимания. Каждый получил возможность предъявить своё понимание, отвечая на вопросы по пониманию смысла текста и позиции автора. Их ответы помогли провести мониторинг уровня понимания, планировать дальнейшую работу по формированию базовой способности понимания текста.
Результаты мониторинга (количество учащихся – 25) 1.В чём заключается основной смысл рассказа? 0 уровень – тема возмездия, необходимо отомстить, заставить страдать того, кто совершил зло (0) 1 уровень – Керопчик должен быть наказан, Мотя должен тоже понести наказание(5 человек) 2 уровень – Керопчик , Чик и Мотя - представители разных социальных групп - не могут понять друг друга, каждая позиция имеет право на существование (7 человек) 3 уровень – при помощи зла нельзя сотворить добро (13человек) 2.Совпадает ли точка зрения автора с позицией какого-либо персонажа? 0 уровень – совпадает или не совпадает без объяснения.(0 человек) 1 уровень – позиция автора отождествляется с позицией любого из героев (3человека) 2 уровень – автор на стороне Моти и Чика : зло должно быть наказано (4человека) 3 уровень –позиция автора однозначна: никто не имеет права вершить самосуд (18 человек)
Проведение мониторинга позволило оценить работу каждого: оценку «5» получили учащиеся, чьё понимание достигло 3 уровня, «4» - 2 уровня, «3» - 1 уровня. С помощью листа самооценки учащиеся фиксировали результативность работы в группе на каждой стадии урока. При выполнении домашнего задания учащиеся отрабатывали не только универсальные навыки при написании сочинения-рассуждения, но и предъявляли личностное понимание смысла рассказа «Возмездие», а также имели прекрасную возможность рассмотреть данную проблему как весьма актуальную в наши дни. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся. Урок прошёл в ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание носило творческий характер. Работоспособность ребят на уроке высокая. Психологическая атмосфера характеризовалась дружелюбием и оптимизмом. Результаты урока оцениваются как оптимальные для данной категории учащихся. Поставленные цели урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе
Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...
УРОК ««Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)»
Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала») Цели урока: Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза); Сравнить главных г...
«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...
Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого
Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....
Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого
Папка содержит презентацию, рассказывающую о защите Севастополя в Крымской войне 1855-56г.г., об участии в ней Л.Н.Толстого, и урок по "Севастопольским рассказам"....
Урок внеклассного чтения в 9 классе «Каждый выбирает сам...» по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»
Данный урок затрагивает проблему нравственного выбора героями жизненной позиции. На примере литературных героев формируются нравственные качества учащихся....
Правда о войне в "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстого
Урок-путешествие может быть использован при изучении Л.Н.Толстого в 10 классе. Цель этого урока: знакомство с рассказом Толстого и воспитание патриотизма. Презентация: https://docs.google.co...