Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века (на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»).
проект по литературе (6 класс) на тему

Леонтьева Екатерина Александровна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по литературе на тему:

Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века (на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»).

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………..3
  2. Образ учителя в произведениях XX века
  1. Анализ образа учителя в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»……………………………………………5
  2. Анализ образа учителя в произведении Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»……………………………………………………9
  1. Заключение…………………………………………………..11
  2. Список использованной литературы………………………13


Введение

Становление человека как личности начинается со школьной скамьи, и немаловажную роль в ходе такого процесса как нравственное и умственное развитие играет учитель. Трудной, но в то же время благородной профессии педагога посвящали свои произведения многие поэты и писатели русской и зарубежной литературы разных эпох, такие как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Р. Рождественский, Г. Полонский, Ю. Яковлев, А. Астафьев, Ч. Айтматов и другие. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в обществе. Литературный же образ учителя является подтверждением этому. Несмотря на то, что в каждом произведении герой индивидуален- у каждого преподавателя своя судьба, свой характер, свои методы воспитания – всех их объединяет одно – бесконечная любовь к своему делу и к своим учителям. «Сеять разумное, доброе, вечное» - вот главная составляющая учителя.   «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Отношение к учителю всегда было неоднозначным, менялось в поколениях, ибо любые действия педагога оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д. В современном обществе роль учителя стала несколько принижена, сейчас люди чаще всего принимают учителей исключительно как людей, оказывающих образовательные услуги, совершенно несправедливо забыв, что учитель – это еще и кладезь моральных ценностей, нравственных устоев. Этим обуславливается актуальность нашей работы.

Предметом нашей исследовательской работы является образ учителя в произведениях писателей XX века на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла».

Целью нашей работы является анализ образа учителя в произведениях XX века.

Задачи:

  1. Рассмотреть образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
  2. Рассмотреть образ преподавателя в рассказе Ф.Искандера «13 подвиг Геракла»
  3. Выявить общие черты в образе произведений XX века.

Мы считаем, что на примерах учителей XX века стоит строить всю систему образования, утверждаем, что учитель, не зависимо от времени, от общественной ситуации всегда должен оставаться высоконравственной и милосердной личностью, должен быть творческим, с нестандартным мышлением, способным действовать в зависимости от ситуации. Постараемся в своей работе привести примеры настоящих учителей, как говорится, с большой буквы.


Образ учителя в произведениях XX века.

Анализ образа учителя в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»

Творчество замечательного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина оказало громадное влияние на возрождение национального самосознания русского народа в 1970-1990 годы. «Распутин создал удивительную галерею образов русских людей: сердечных, терпеливых, измученных, добрых, беззащитных, упрямых, — ту галерею, которая воспроизводится с разными оттенками в каждом поколении нашего народа»[1]. Удивительно, что его глубочайший талант очень рано пробился сквозь фантастическую идеологию «строителей коммунизма», и произведения В. Г. Распутина в качестве дополнения к основной программе стали преподавать в средней школе с самого начала 1970-х годов. Это связано с тем, что его размышления о жизни, о судьбе, о любви, дружбе, природе помогают находить в окружающем мире и самом себе огромные источники доброты и душевного тепла. ««Уроки французского» и «Прощание с Матёрой» уже даже не в памяти, а в сознании русского человека. Мы безотчетно мыслим образами и категориями, которые в своих произведениях формообразовал Распутин.»[2]

Действие рассказа «Уроки французского», написанного в 1973, происходит в послевоенное время, когда царствовали нищета и голод. Тем не менее люди не только не ожесточились, а наоборот стали глубже принимать чужую беду, старались помочь и поддержать друг друга. Именно таким замечательным человеком является Лидия Михайловна – учительница.

 Удивительно, но несмотря на то, что рассказ «Уроки французского» стал одним из значимых в творчестве писателя, сам Валентин Григорьевич не выделяет его среди других своих произведений, отмечая, что ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное происходило с ним. Действительно, рассказ автобиографичен, и прототипом главной героини является Лидия Михайловна Молокова. В 1977 году писатель рассказал о ней в интервью для «Литературной газеты». Позже она уже учила не деревенских детей Сибири, а русскому языку детей Франции – так складываются биографии. И однажды случайно увидела в русском магазине книжечку своего ученика и прочитала рассказ «Уроки французского». «Можно представить, как обревелось её сердце. И она написала Валентину Григорьевичу нежное письмо.»[3]Она признавалась, что не вполне довольна своей героиней, так как многие моменты все таки автор изменил, а главное добавил игру на деньги, которую в реальности Лидия Михайловна никогда бы себе не позволила, поскольку считала это непедагогичным. Как заметил ей в ответ сам Валентин Григорьевич,  «не было этого, но по ее характеру можно было предположить, что она пошла бы на это…» Посвящен же рассказ другой замечательной учительнице - Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери  друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.

Прежде чем говорить непосредственно об образе учителя, необходимо еще раз обратить внимание на заглавие. Слово «уроки» в произведении несет два значения: непосредственно учебные часы и нечто духовно ценное, поучительное. То есть и учитель будет рассматриваться скорее  не как представитель определенной профессии, а как носитель мудрости, наставник.

Сюжет произведения прост: Лидия Михайловна, учительница французского языка, почувствовав, что с учеником творится нехорошее, пришла к нему на помощь. Поняв, что открыто материальную поддержку мальчику она оказать не может, дабы не задеть его гордость, решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Затем об этом узнает администрация школы, и учителя увольняют, не разобравшись.

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику (мальчик буквально голодал, потому начались проблемы с учебой), она сделала это. Кроме того,  она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную профессиональную задачу.

Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась  играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как  недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел»[4].

Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому. Это - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет, она также следит за жизнью своих учеников: "...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..."[5]. Вся ее внешность сквозила добротой: "...я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости <...> а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой».[6]

В душе Лидия Михайловна – точно такой же ребенок, как и ее ученики, она старается понять и принять каждого, стать с ним на равных, а главное – она считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным:"...Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому..."[7] 

Итак, обобщим сказанное. Образ учителя в произведении «Уроки французского» - это образ умного, тонко чувствующего, высоконравственного, душевного и добросердечного человека, который способен находить нестандартные, но поистине мудрые решения, чтобы помочь другим, человека, обладающего чувством юмора, умеющего в определенный момент отбросить излишнюю строгость, человека, для которого судьба другого ставится выше собственных интересов.  


Анализ образа учителя в произведении Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»

Фазиль Искандер — из тех авторов, которые не просто любят своего читателя, но и пытаются ему помочь. "Я считал всегда своим долгом помогать человеку взбодриться в этой трудной жизни и быть достаточно добрым, достаточно честным. А вообще конечная задача искусства, как и религии, — очеловечивание человека", — говорил он не раз в интервью.[8] Рассказ  Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» - на первый взгляд небольшая зарисовка из школьной жизни, но на самом деле в нем сокрыт глубинный смысл. Рассказ помогает понять детскую психологию, дает шанс взрослому читателю вернуться в детство и переосмыслить многие моменты, раскрывает истинный смысл такого сложного понятия, как «воспитание», а главное рисует превосходный образ идеального учителя.

В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном  Ф.Искандером в 1964 году, речь также как и в произведении В.Г. Распутина идет о школе, и герой-рассказчик, которым в произведении является пятиклассник, повествует историю о своем учителе – Харлампие Диогеновиче.

События происходят в военные годы, однако историческое время отодвинуто на задний план, что дает сосредоточить свое внимание непосредственно на рисуемом образе учителя.

Харлампий Диогенович – очень интересный персонаж, у этого  педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, хотя многим она кажется неподходящей, и в современном обществе скорее всего получила бы порицание.  

В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе  юмор может быть очень действенным. Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда её результатом  может стать конфликт ученика и учителя.

  В анализируемом рассказе ученики воспринимают шутки как маленькое наказание, которое они заслужили, а не как оскорбление их личности. Для них такое обращение, доброе, но слегка насмешливое, является нормой, а Харлампий Диогенович вызывает  даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину, что говорит о его профессионализме.

Главный герой оценивает такое обращение явно положительно: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда»,-однако к этим выводам приходит скорее не мальчик, а взрослый мужчина, проживший многие годы.[9] 

Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку  он должен  находить отклик в душах учеников, даже если внешне  способ педагогического  воздействия   не кажется приемлемым. Как говорил в дальнейшем автор произведения, «пока мы способны смеяться над своими недостатками, мы живы»[10].


Заключение

Итак, проанализировав в соответствии с нашими целями и задачами образ учителя в произведениях В.Г. Распутина и Ф. Искандера, мы пришли к следующим выводам:

Безусловно учитель – профессионал своего дела. Он всегда заинтересован в том, чтобы его предмет вызывал интерес у учеников, чтобы дети получили глубокие знания по той или иной дисциплине. Так общение с Лидией Михайловной помогло герою подтянуть и главное полюбить французский язык; в классе Харлампия Диогеновича всегда царила идеальная дисциплина, если и раздавался смех, то смех организованный самим учителем, а с помощью своей методики учитель добился почти стопроцентного выполнения домашнего задания, а следовательно повысил качество знаний.

Настоящий педагог – это в первую очередь человек с большой буквы. Он умеет понять чужую беду, поддержать в трудный момент. Это человек, для которого моральные ценности превыше всего, а главное превыше собственных интересов. Лидия Михайловна вовремя верно оценила ситуацию, которая происходит в жизни мальчика, поступив очень мудро, ненавязчиво оказала поддержку, хотя поплатилась карьерой, а ведь в послевоенные годы было жить несладко. Харлампий Диогенович – прежде всего тонкий психолог, который умеет безболезненно затронуть струны человеческой души, и сыграть на этом ради пользы ученику.

Преподаватель способен нестандартно мыслить, порой становясь на одну ступень со своим учеником, отходить от излишней строгости, становясь не учителем, но наставником. Лидия Михайловна пошла на нарушение профессиональной этики, решилась на игру на деньги, дабы в такой форме оказать материальную поддержку ученику, действия Харлампия Диогеновича сейчас некоторые возможно также сочтут непрофессиональными, однако он никогда не задел чужой гордости, не нанес оскорбления, а лишь сумел призвать к собственной совести с помощью иронии.

Учитель XX века безусловно пользуется уважением и признанием со стороны своих подопечных. Ни один ученик никогда не воспринимал действия своего педагога как неправильные, и по прошествии многих лет учитель – это нечто светлое, что остается в воспоминаниях из детства.

Итак, образ учителя – безусловно один из самых положительных образов в литературе XX века. Это герои, несущие свет, доброту, милосердие, заставляющие переосмысливать свои действия, люди, оказывающие поддержку.

       Мы доказали верность гипотезы, что настоящий учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога  и  среды до сих пор актуальна, и для ее решения нам нужно чаще обращаться к нашему литературному  наследию, к примерам настоящих Учителей, ведь от того, каким будет преподаватель и его общение с учениками, зависит  будущее нашего общества.

 Считаем, что наша работа имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут  быть использованы   на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.


Список использованной литературы

  1. Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. – 221с.
  2. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.
  3. В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.
  4. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.        - 122 с.

Интернет-ресурсы.

  1. Афанасьева Н. Фазиль Искандер. Человек, заглянувший в бездонную пропасть // https://ria.ru/analytics/20140306/998369423.html
  2. Болотин Л.Е. Уроки Валентина Распутина // http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina
  3. Дворцов Е. Исповедник нравственности// http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina
  4. Крылов К. Размышления о творчестве Фазиля Искандера // http://iamruss.ru/razmyshleniya-o-tvorchestve-f-iskandera-m-lipoveckiy.html
  5. Курбатов В. Валентин Курбатов о Валентине Распутине: люди бежали к нему, как к собственному сердцу // http:www.pravmir.ru/valenyin-kurbatov-o-valentine-rasputine-lyudi-bezhali-k-nemu-kak-k-sobstvennomu-serdtsu/
  6. Липовецкий М. Критика о творчестве Ф. Искандера // http://litrusia.ru/11744-kritika-o-tvorchestve-f-iskandera-m-lipoveckiy.html
  7. Проханов А. Распутин: Империя и народ // http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina
  8. Сапрыкина Е. У колыбели русского духа // http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina


[1] Проханов А. Распутин: Империя и народ // http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina

[2] Дворцов Е. Исповедник нравственности// http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina

[3] Курбатов В. Валентин Курбатов о Валентине Распутине: люди бежали к нему, как к собственному сердцу // http:www.pravmir.ru/valenyin-kurbatov-o-valentine-rasputine-lyudi-bezhali-k-nemu-kak-k-sobstvennomu-serdtsu/

[4]  Здесь и далее по В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. С. 26

[5] С. 9.

[6] С. 7

[7] С. 27.

[8] Крылов К. Размышления о творчестве Фазиля Искандера // http://iamruss.ru/razmyshleniya-o-tvorchestve-f-iskandera-m-lipoveckiy.html

[9] Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. С. 49.

[10] Афанасьева Н. Фазиль Искандер. Человек, заглянувший в бездонную пропасть // https://ria.ru/analytics/20140306/998369423.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

На уроке большое внимание уделено работе с текстом. Используются разные виды чтения....

Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" представлена в презентации и позволяет проверить уровень усвоения учащимися изученного произведения....

Проверочный тест по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" 6 класс

Проверочный тест по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" 6 класс...

Проверочная работа по рассказу Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

закрепление полученных знаний о жизни Ф.А. Искандера,анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»,активизация мыслительной деятельности учащихся,выявление в прозаическом тексте изобразител...

тест по рассказу Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

Тест используется для контроля прочтения текста....

Урок доброты (на примере рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского")

Презентация поможет вам интересно и увлекательно провести урок, проанализировать рассказ В. Г. Распутина с точки зрения добрых и нравственных поступков....