Мастер-класс "Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы"
материал по литературе
Мастер-класс "Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_itog.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы
При подготовке к уроку каждый учитель задает себе вопросы: «Чем увлечь учеников? Как вызвать у них желание учиться?» Современное поколение школьников сформировалось под воздействием компьютерных игр и всевозможных гаджетов; поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности к литературе, целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии.
Возникновение методической идеи и последующего опыта связано с
- необходимостью формирования креативной высокообразованной личности учащегося;
- потенциальной возможностью создания условий для развития творческих способностей каждого ребенка;
- со сложностью организации всего классного коллектива в процессе анализа художественного текста на уроках литературы;
- качественной подготовки учащихся ко всем форматам ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку как итоговой проверки сформированности необходимых компетенций школьника.
Поиск путей совершенствования учебного процесса привел к мысли о важности технологии визуализации как способе изучения художественного произведения на уроках литературы, которая может помочь в развитии творческих способностей, творческого воображения, логического и ассоциативного мышления; в осмыслении, анализе, интерпретации, рефлексии литературных знаний.
Задачи визуализации:
представить и структурировать основной учебный материал;
дополнить основной материал;
обеспечить логичность в изложении информации;
смоделировать связь между литературным текстом и графическим изображением.
Необходимость систематизации информации в виде таблиц, опорных схем на современном уроке обуславливается тем, что у нынешних обучающихся, живущих в информационном обществе, формируется «клиповое мышление», т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке литературы различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, т. к. позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.
Существует много различных современных средств визуализации, но в своей работе в основном я использую следующие: скрайбинг (на уроках литературы в 5-7 классах), ментальные карты (в 7-11 классах), логико-смысловые модели (в 8-11 классах), облака слов, кластер, лента времени (5-11 классы). Все эти средства представлены в буклетах, которые я вам раздала. Поподробнее расскажу о трех из них.
Облако слов – это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.
Вот несколько приемов использования облака слов на уроках литературы:
- задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких произведений.
Создавать подобные облака очень легко. В этом нам поможет платформа Wordcloud.pro. Нужно сделать три простых шага: 1. выбрать эскиз, 2 добавить слова. 3 оценить результат
Скрайбинг (англ. Sсribe — чертить) – создание визуального конспекта, небольших рисунков, которые делают смысл слова учителя-словесника или презентации более понятным. Это донесение сложного смысла в виде простых образов с помощью визуальных метафор. Успех и эффективность скрайбинга объясняются тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.
Например, результатом работы над анализом рассказа Л.Н. Толстого «После бала» стал вот такой конспект. На нем видно, как изменилось состояние главного героя после бала, как изменилось его отношение к предмету его обожания. Предлагаю вам с помощью скрайбинга составить портрет бабушки из повести М. Горького «Детство». Я читаю, вы стараетесь зафиксировать на листе все детали, которые присутствуют в этом описании. У вас есть карандаши и листы бумаги.
"...Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь..."
Пользуясь своим визуальным конспектом, учащиеся с легкостью воспроизводят материал урока и пишут сочинения, поскольку конспект успешно заменяет традиционный план.
Ментальная карта – это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Работу начинаем с предварительных заданий.
- Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например, «Наташа Ростова».
- Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы. Например, «Любовь» - Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой; «Семья» - родители, Николай, Петя, Соня, Вера; «Черты характера» и т.д.
- Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.
- Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.
- Отмечаем основной образ, добавляем ветви
- Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.
- Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.
И тогда полнота жизни Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры, обостренная чуткость, внимательность, искренность в полной мере будут осознаны и приняты десятиклассниками.
- Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к шпаргалкам? Считаете ли вы, что шпаргалка – это плохо? А вы разрешаете своим ученикам пользоваться шпаргалкой? А можете ли вы представить, что шпаргалка открыто используется на уроке, а учитель поощряет её использование? Я предлагаю вам познакомиться с такой «шпаргалкой».
Еще одно современное средство визуализации – это логико-смысловая модель, которая позволяет создавать идеальные шпаргалки по известной формуле: «шпаргалки нет, а ее функция выполняется».
Логико-смысловая модель – это инструмент и продукт профессора Башкирского педагогического университета Валерия Эмануиловича Штейнберга, это многомерная модель для представления знаний, состоящая из двух компонентов:
содержательного (смысловые элементы),
логического (порядок расположения смысловых элементов)
ЛСМ дает возможность представить большИе объемы учебного материала в виде наглядных и компактных моделей, в которых логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов.
В центре системы координат помещают объект исследования (тему урока, название раздела, имя писателя или поэта, проблему).
Затем определяются основные направления темы (координаты)
Из каждой части выбираются ключевые понятия (словосочетания, метафоры), которые и фиксируются в «узловых» точках модели.
При изучении нового материала предлагаю учащимся ЛСМ с заданными координатами, которая может служить планом изучения темы.
На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках литературы, при подготовке к экзаменам и зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом. Возможна и самостоятельная разработка логико-смысловых моделей учащимися.
Работа со словом на уроках русского языка и литературы - один из важных этапов при подготовке к ОГЭ. Детям сложно сформулировать определение слова, подобрать к нему синоним, подобрать литературные аргументы для подтверждения тезиса и т.д. Применение логико-смыслового моделирования позволяет увидеть слово и его структуру целиком.Смысл модели заключается в сжатии информации и в выделении логико - смысловых узлов.
Предлагаю создать логико-смысловую модель слова МУЖЕСТВО. (Приглашение фокус-группы).
Модель строится по следующему алгоритму.
1 шаг – выделить центральное ядро – ключевое слово (мужество).
2 шаг – выделить координаты,
3 шаг – наполнение каждой координаты смыслами, т.е. узлами (по три на каждой координате).
Вы во время работы можете пользоваться словарем и интернетом. Прежде чем приступить к работе в группе, распределим координаты между членами команды.
К1- толкование слова. (Качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в опасных ситуациях, преодолевать при этом страх и нерешительность; храбрость, присутствие духа в опасности.)
К2- синонимы к слову. (бесстрашие, героизм, доблесть, отвага, стойкость)
К3- профессии (врач, пожарный)
К4- прилагательные со словом. (несгибаемый, стойкий)
К5- глаголы со словом. (обладать, проявить)
К6- примеры из жизненного опыта. (Алексей Маресьев, Михаил Девятаев, Леонид Рошаль)
К7- примеры из художественных произведени. (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев, А.С. Пушкин «Дубровский», М. Шолохов «Судьба человека» Андрей Соколов)
К8- пословицы, афоризмы со словом. (Мужество рождается в борьбе. Знай свои силы, но рассчитывай на мужество. Мужество создает победителей.)
Вам необходимо определить узловые элементы и записать их на листы бумаги.
Затем озвучиваются результаты работы. Выстраивается модель.
Мужество – это качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в опасных ситуациях, преодолевать при этом страх и нерешительность; это храбрость, присутствие духа в опасности.
Мужество проявляется в бесстрашии, героизме, доблести, отваге и стойкости.
Мужества требуют и профессии, не связанные с военным делом. Например, профессии врача и пожарного в принципе невозможны без этого качества.
Обладают мужеством и проявляют его люди с несгибаемым, стойким характером.
Вспомним Алексей Маресьева, Михаила Девятаева, детского хирурга Леонида Рошаля, которые проявляли мужество в экстремальных ситуациях.
Немало примеров мужества и в классической литературе. Образы Тараса Бульбы, Андрея Соколова, Петра Гринева неотделимы от понятия «Мужество».
Пословицы гласят: Мужество рождается в борьбе. Знай свои силы, но рассчитывай на мужество. Мужество создает победителей.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления по слову. Эта работа поможет, например, учащимся быстро и легко написать сочинение 9.3.
Логико-смысловая модель применима не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Это метапредметный способ работы с информацией. Он прост и удобен.
Современные средства визуализации созвучны содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении - это интересно и современно. Их использование развивает у школьников образную креативность, способность видеть проблему там, где её не видят другие, способность к «свёртыванию» мыслительных операций, когда происходит замена нескольких понятий одним, умственную гибкость, умение анализировать и синтезировать, способность легко ассоциировать отдаленные понятия.
Но есть в использовании современных средств визуализации и определенные риски. Например, не все дети могут выделять ключевые слова и понятия. Отсутствие элементарной логики способно стать серьезным препятствием в использовании визуализации. Не всегда и не все учащиеся могут свободно фантазировать (не хотят обнародовать свои идеи и направлять творческие возможности на решение различных задач).
Технология обучения на уроках литературы путем использования современных средств визуализации имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно.
Основным критерием положительной результативности считаю достижения своих учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по курсу "Педагогическое мастерство" по теме "Роль учителя в развитии творческих способностей школьников на уроках информатики"
Основные идеи работы1. По-мнению психологов, развивать творческие способности детей необходимо, особенно, это продуктивно в среднем школьном возрасте.2. Идея развития творческих и креативных способнос...
Воспитание языковой личности и формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Без умения общаться невозможен успех ни в одной области человеческой деятельности. В связи с этим проблема развития коммуникативных способностей приобретает особую значимость для педагогов, поскольку ...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии
Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование творческих способностей школьников...
статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии"
Статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках техноллогии"...
Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки и внеурочной деятельности.
На современном этапе образования одной из важнейших задач является развитие творческих способностей обучающихся для их успешной самореализации. Овладение способностью к реализации творческ...
Формирование творческих способностей школьников с умственной отсталостью посредством кружковой работы «Волшебное дерево» с использованием различных видов проектной деятельности
Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не...