Технологическая карта урока на тему :" Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Плотникова Татьяна Григорьевна

Конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 9

Предмет: русский язык

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного»

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о  бессоюзном сложном предложении

Задачи урока

Образовательные:

  1. Формировать общеучебные умения и навыки находить бессоюзные сложные предложения, делать синтаксический разбор, ставить запятые, точку с запятой, двоеточие, тире в бессоюзных сложных предложениях, составлять схемы бессоюзных сложных предложений.

Развивающие:

  1. Развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
  2. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к знаниям;

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

  • Распознавать бессоюзные сложные предложения
  • Ставить знаки препинания между частями бессоюзных сложных предложений
  • Составлять схемы бессоюзных сложных предложений

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Применять полученные знания на практике

Основные понятия: сложное предложение, бессоюзное сложное предложение, двоеточие, точка с запятой, тире

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

1.Организационный момент (Этап мотивации)

Задача этапа: обеспечить положительный настрой учащихся к учебной деятельности на уроке.

1.Здравствуйте, сегодня на уроке мы повторим полученные знания по теме «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного». Будет много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно, помогать друг другу.

2.Откройте тетради, напишите число и классная работа.

3. Эпиграфом нашего урока являются следующие слова: «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать, но и претворять их в жизнь практическими делами».

– Согласны вы с этими словами?

Предлагаю знания, полученные на уроках, применить на практике нашего сегодняшнего урока.

Отвечают на вопрос. Высказывают свои мысли.

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Личностные: положительное отношение к урокам русского языка

3 мин

2Постановка учебной задачи, целей урока.

- Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Пропишите ее в тетради

(Повторим, какие знаки препинания ставятся между частями в БСП)

Определяют цель урока, необходимость повторения данного материала.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

2 мин

3 Актуализация знаний

 Проверка актуал.знаний

Идёт фронтальный опрос по пройденным темам:

  1. Что проходили на прошлых уроках?
  2. Какие предложения называются простыми?
  3. Какие предложения называются сложными?
  4. Какие предложения называются бессоюзными?
  5. В чем отличие бессоюзных сложных предложений  от  союзных?
  6. Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении?
  7. Чем выражаются в бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме? ( - и ;, в речи паузы)
  8. Когда ставится точка с запятой в БСП?
  9. Когда ставится двоеточие в БСП?
  10. Когда ставится тире в БСП?

       11 Какие средства связи в БСП?

Отвечают на вопросы учителя, выявляют затруднения в ходе проделанной работы, строят высказывания.

Регулятивные:

Понимание и принятие учебной задачи

Коммуникативные:

высказывать свое мнение при обсуждении задания

Личностные:

Положительная мотивация к учебной деятельности

5 мин

4 Обобщение и систематизация знаний

(Работа в парах)

5.Физкультминутка

6. Применение знаний и умений. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задание 1. Работа с предложениями. Закрепление умения ставить знаки препинания в БСП.

- Расставьте нужные знаки препинания в данных предложениях.  Подчеркнуть грам основу, составить схему. Поясните, почему вы поставили именно эти знаки препинания, то ест определить значение

1) Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров. Над палубой летали чайки. (Значение перечисления, внутри каждого предложения уже есть знаки препинания)

2) Печален я: со мною друга нет. (Значение причины, можем проверить союзом потому что)спп

3) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные – умные. (Пояснение, поверим союзом а именно) ссп

4) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение, проверяем союзом что)спп

5) Скажешь слово – добавят десять. (Противопоставление, проверяем союзом А, НО) ссп

6) Раз солгал – на век лгуном стал. (Условие, подставляем союз если).спп

7) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Следствие, проверяем союзами значит, так как)спп

 Исследование  смысловых отношений между частями БСП, где ставится тире.

Прочитайте предложения и попробуйте определить смысловые отношения между частями БСП, какие союзы или союзные слова можно вставить:

а/  Труд человека кормит – лень портит

б/  Любишь кататься – люби и саночки возить.

в/ Назвался груздём – полезай в кузовок.

г/ Я за свечку – свечка в печку!

д/  Молвит слово – соловей поет.

 Дополните предложения, образуя БСП:

1. Я взглянул на небо … (следствие).

2. Нас охватило чувство страха … (причина).

3. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

Задание 2

Ребята, перед вами картина Василия Ивановича Сурикова (живописца)  «Взятие снежного городка».

-Составьте несколько бессоюзных предложений, описывающих полотно.

 ( На картине изображен кульминационный момент среди казачьего населения Сибири старинной народной игры. По традиции игру устраивали в последний день Масленицы)

Задание 3.

 «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка? (Задание ОГЭ 4)

Работа  с учебником.Открйте стр 395 упр 89 ( №4 8)

Пишут предложения и выполняют задания, которые предлагает учитель.

(дифференцированное обучение)

Выполняют физкультминутку

а/противопоставление, можно вставить противительный союз а

б/в 1 предложении содержится условие совершения действия во 2 предложении, можно вставить союз если

в/  второе предложение заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом предложении, можно вставить союз поэтому

г/ быстрая смена событий или неожиданный результат

д/ сравнение, можно вставить союз как

Предложения.

1. Я взглянул на небо – стало страшно.

2. Нас охватило чувство страха: приближалась гроза.

3. Раздался удар грома – сверкнула молния.

Работают индивидуально.

Регулятивные:

умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий;

Познавательные:

относить объекты к известным понятиям;

определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, способов взаимодействия; управление поведением партнера

-контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

15 мин

5 мин

10 мин

7Домашнее задание

Выписать из романа «Герой нашего времени» бессоюзных сложных предложений.

Записывают задание в дневнике.

1 мин

8Рефлексия учебной деятельности на уроке

Итоги урока

- 1. Что мы повторили  и закрепили на уроке?

2 Выполнили цель урока? Докажите.

4. В чём вы испытывали затруднение?

6. Что вам помогло их преодолеть?

    Я довольна вашей работой на уроке. Считаю, что данную тему усвоили.

-Согласны?

Определяют свои учебные навыки, намечают дальнейшие пути самообучения.

Выбирают одну из форм и высказывают своё мнение.

Дают свои ответы.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свои возможности

Личностные:

формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предмета; воспитание готовности к самообразованию.

4 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс

урок первичного предъявления знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение"....

Методическая работа "Система УЗ в ТРИИК" Разработка уроков по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Методическая работа "Система УЗ в ТРИИК" В работе представлены уроки русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение". Уроки были разработаны после прохождения курсов "Русский язык в...

Урок по теме "Бессоюзные сложные предложения" 9 класс

Презентация по теме "Бессоюзные сложные предложения" 9 класс...

Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Владимир Иванович Даль писал: «Где чихнулось - запятая, где икнулось –двоеточие , где табаку понюхать - точка». Мы не будем полагаться на слова В.И.Даля, а вспомним   теорию и  приступим к в...

Презентация к уроку по теме "Бессоюзные сложные предложения в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Презентация  к уроку по теме "Бессоюзные сложные преложения в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...

Конспект урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Урок русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение"....

Презентация "Урок по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Презентация "Урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" предназначена для использования на уроке русского языка в 9 классе.Цели и задачи урока:Образовательные : 1.Установить смы...