Технологическая карта урока на тему :" Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Плотникова Татьяна Григорьевна

Конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 9

Предмет: русский язык

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного»

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о  бессоюзном сложном предложении

Задачи урока

Образовательные:

  1. Формировать общеучебные умения и навыки находить бессоюзные сложные предложения, делать синтаксический разбор, ставить запятые, точку с запятой, двоеточие, тире в бессоюзных сложных предложениях, составлять схемы бессоюзных сложных предложений.

Развивающие:

  1. Развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
  2. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к знаниям;

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

  • Распознавать бессоюзные сложные предложения
  • Ставить знаки препинания между частями бессоюзных сложных предложений
  • Составлять схемы бессоюзных сложных предложений

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Применять полученные знания на практике

Основные понятия: сложное предложение, бессоюзное сложное предложение, двоеточие, точка с запятой, тире

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

1.Организационный момент (Этап мотивации)

Задача этапа: обеспечить положительный настрой учащихся к учебной деятельности на уроке.

1.Здравствуйте, сегодня на уроке мы повторим полученные знания по теме «Бессоюзные сложные предложения. Повторение и закрепление изученного». Будет много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно, помогать друг другу.

2.Откройте тетради, напишите число и классная работа.

3. Эпиграфом нашего урока являются следующие слова: «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать, но и претворять их в жизнь практическими делами».

– Согласны вы с этими словами?

Предлагаю знания, полученные на уроках, применить на практике нашего сегодняшнего урока.

Отвечают на вопрос. Высказывают свои мысли.

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Личностные: положительное отношение к урокам русского языка

3 мин

2Постановка учебной задачи, целей урока.

- Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Пропишите ее в тетради

(Повторим, какие знаки препинания ставятся между частями в БСП)

Определяют цель урока, необходимость повторения данного материала.

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

2 мин

3 Актуализация знаний

 Проверка актуал.знаний

Идёт фронтальный опрос по пройденным темам:

  1. Что проходили на прошлых уроках?
  2. Какие предложения называются простыми?
  3. Какие предложения называются сложными?
  4. Какие предложения называются бессоюзными?
  5. В чем отличие бессоюзных сложных предложений  от  союзных?
  6. Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении?
  7. Чем выражаются в бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме? ( - и ;, в речи паузы)
  8. Когда ставится точка с запятой в БСП?
  9. Когда ставится двоеточие в БСП?
  10. Когда ставится тире в БСП?

       11 Какие средства связи в БСП?

Отвечают на вопросы учителя, выявляют затруднения в ходе проделанной работы, строят высказывания.

Регулятивные:

Понимание и принятие учебной задачи

Коммуникативные:

высказывать свое мнение при обсуждении задания

Личностные:

Положительная мотивация к учебной деятельности

5 мин

4 Обобщение и систематизация знаний

(Работа в парах)

5.Физкультминутка

6. Применение знаний и умений. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задание 1. Работа с предложениями. Закрепление умения ставить знаки препинания в БСП.

- Расставьте нужные знаки препинания в данных предложениях.  Подчеркнуть грам основу, составить схему. Поясните, почему вы поставили именно эти знаки препинания, то ест определить значение

1) Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров. Над палубой летали чайки. (Значение перечисления, внутри каждого предложения уже есть знаки препинания)

2) Печален я: со мною друга нет. (Значение причины, можем проверить союзом потому что)спп

3) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные – умные. (Пояснение, поверим союзом а именно) ссп

4) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение, проверяем союзом что)спп

5) Скажешь слово – добавят десять. (Противопоставление, проверяем союзом А, НО) ссп

6) Раз солгал – на век лгуном стал. (Условие, подставляем союз если).спп

7) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Следствие, проверяем союзами значит, так как)спп

 Исследование  смысловых отношений между частями БСП, где ставится тире.

Прочитайте предложения и попробуйте определить смысловые отношения между частями БСП, какие союзы или союзные слова можно вставить:

а/  Труд человека кормит – лень портит

б/  Любишь кататься – люби и саночки возить.

в/ Назвался груздём – полезай в кузовок.

г/ Я за свечку – свечка в печку!

д/  Молвит слово – соловей поет.

 Дополните предложения, образуя БСП:

1. Я взглянул на небо … (следствие).

2. Нас охватило чувство страха … (причина).

3. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

Задание 2

Ребята, перед вами картина Василия Ивановича Сурикова (живописца)  «Взятие снежного городка».

-Составьте несколько бессоюзных предложений, описывающих полотно.

 ( На картине изображен кульминационный момент среди казачьего населения Сибири старинной народной игры. По традиции игру устраивали в последний день Масленицы)

Задание 3.

 «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка? (Задание ОГЭ 4)

Работа  с учебником.Открйте стр 395 упр 89 ( №4 8)

Пишут предложения и выполняют задания, которые предлагает учитель.

(дифференцированное обучение)

Выполняют физкультминутку

а/противопоставление, можно вставить противительный союз а

б/в 1 предложении содержится условие совершения действия во 2 предложении, можно вставить союз если

в/  второе предложение заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом предложении, можно вставить союз поэтому

г/ быстрая смена событий или неожиданный результат

д/ сравнение, можно вставить союз как

Предложения.

1. Я взглянул на небо – стало страшно.

2. Нас охватило чувство страха: приближалась гроза.

3. Раздался удар грома – сверкнула молния.

Работают индивидуально.

Регулятивные:

умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий;

Познавательные:

относить объекты к известным понятиям;

определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, способов взаимодействия; управление поведением партнера

-контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

15 мин

5 мин

10 мин

7Домашнее задание

Выписать из романа «Герой нашего времени» бессоюзных сложных предложений.

Записывают задание в дневнике.

1 мин

8Рефлексия учебной деятельности на уроке

Итоги урока

- 1. Что мы повторили  и закрепили на уроке?

2 Выполнили цель урока? Докажите.

4. В чём вы испытывали затруднение?

6. Что вам помогло их преодолеть?

    Я довольна вашей работой на уроке. Считаю, что данную тему усвоили.

-Согласны?

Определяют свои учебные навыки, намечают дальнейшие пути самообучения.

Выбирают одну из форм и высказывают своё мнение.

Дают свои ответы.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свои возможности

Личностные:

формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предмета; воспитание готовности к самообразованию.

4 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительный материал к уроку

ролевой дополнительный материал к уроку : Альтернатива: промышленное освоение или сохранение природы"...

«Дополнительный материал к УМК ‘Welcome Starter A’»

Автор: Петрова Н.П.«Дополнительный материал к УМК ‘Welcome Starter A’» Данное пособие включает в себя перевод заданий, упражнений, стихов и песен.  Это существенно облегчает работу с учебник...

Дополнительный материал к уроку

дополнительные материалы к уроку по теме "Кодирование информации", "Устройство компьютера"...

Дополнительный материал к урокам географии

7ой класс "Удивительный мир Австралии". 8й - 9й классы "Экология Санкт-Петербурга - Калининского района". 9й - 10й классы "Решение экономических задач в курсе географии". Работы учащихся школы 633....

дополнительный материал для работы со стихотворением Humpty Dumpty

Здесь разработаны вопросы и задания к стихотворению Humpty Dumpty. Всё это поможет ученику быстрее выучить стихотворение и лучше разобраться в нем. Также этот материал можно оформить в виде мини-книжк...

дополнительный материал к теме "Фонетика"

этот материал помогает мне сделать урок увлекательными более эффективным...