Методическая работа "Система УЗ в ТРИИК" Разработка уроков по теме "Бессоюзное сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Методическая работа "Система УЗ в ТРИИК" В работе представлены уроки русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение". Уроки были разработаны после прохождения курсов "Русский язык в контексте ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система УЗ в ТРИИК | 38.11 КБ |
Презентация "Блок В, 2" | 177.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Ганаева Елизавета Владимировна, ГБОУ гимназия № 32.
Тема «Бессоюзное сложное предложение», кол-во часов 5
Цель изучения темы:
Сформировать представление о бессоюзном сложном предложении..
Ввести правила постановки знаков препинания в БСП..
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Педагогическая технология – проблемное обучение.
Планируемый результат освоения темы:
Личностные умения
Проявлять:
- желание помочь однокласснику;
- творческое отношение к процессу создания и оформления сообщения;
- интерес к изучению темы;
- позитивное отношение к процессу работы на уроке.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятия «бессоюзное сложное предложение»; определять смысловые значения БСП разного типа и обосновывать свое мнение;
- определять условия постановки знаков препинания в БСП и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания для составления и оформления сообщения.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известным правилом, алгоритмом;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
- уметь выбирать БСП из предложений разного типа, видеть в тексте БСП, определять их роль;
- уметь различать БСП по значению;
- уметь ставить знаки препинания в зависимости от типа БСП;
- уметь осуществлять анализ на основе памятки;
- уметь строить понятные для партнера высказывания;
- уметь строить монологические высказывания.
Содержание темы
Блок А, 1. Понятие о БСП. Типы БСП.
Блок Б, 2. БСП со значением перечисления.
Блок В, 3. БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
Блок Г, 4. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
Блок К, 5. Контроль освоения содержания темы.
Термины и понятия по теме:
Бессоюзное сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, знаки препинания, сложное предложение, смысловые отношения, значения предложений, синтаксические особенности, пунктуация, интонация, пауза.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы:
- учебник «Русский язык. 9 класс» (под редакцией М.М.Разумовской);
- «Дидактический материал по русскому языку для 9 класса», авт.В.Г.Бирюков, А.И.Петрушенко, «Просвещение» 1995;
- презентации
- раздаточный материал.
Формы работы школьников: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Учебные задания.
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание
Рассматривая задания части В ГИА по русскому языку, учащиеся столкнулись с трудностью объяснения знаков препинания в БСП. С чего же начать? Что надо знать, чтобы правильно сделать данные задания?
Продолжите предложения.
Я буду (хочу) изучать тему «Бессоюзное сложное предложение» для того, чтобы…
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Блок А, 1. Понятие о БСП. Типы БСП. (ДЭС, Блок А, 1. Слайд 1)
Содержание блока осваивается школьниками на основе параграфа 23, материала упр.215 учебника и упр.151 дидактического материала в соответствии с данной структурой:
- Понятие о БСП. Смысловые отношения между частями БСП.
- Выбор БСП разного типа из текста, объяснение постановки знаков препинания в них, объяснение роли БСП в тексте.
На основе параграфа 23.
Задание 1 (З) (фронтальная работа)(ДЭС, Блок А, 1. Слайд 1, 2, 3, 4,5,6)
Дайте определение БСП. Перечислите значения БСП.
Задание 2 (П) (фронтальная работа) )(ДЭС, Блок А, 1. Слайд 7)
Подтвердите примерами связь между значением БСП и знаком препинания в нем.
Задание 3 (У) (работа в парах, взаимопроверка) (ДЭС, Блок А, 1. Слайд 8)
Представьте информацию о постановке знаков препинания в БСП в виде таблицы.
На основе материала из упр. 215 учебника и упр.151 дидактического материала текст «Это моя Родина».
Задание 1 (З) (фронтальная работа) (ДЭС, Блок А, 1. Слайд 9)
Прочитайте предложения упр.215 с соответствующей интонацией, объясните постановку знаков препинания в них.
Задание 2 (П) (самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка) (ДЭС, Блок А, 1. Слайд 10)
Прочитайте текст выразительно. Выпишите БСП, ранжируйте их по условиям постановки знаков препинания, используя материалы таблицы.
Задание 3 (У) (самостоятельная работа) (ДЭС, Блок А, 1. Слайд 11)
Дополните таблицу своими примерами предложений.
Задание (Д) (самостоятельная работа) (ДЭС, Блок А, 1. Слайд 12)
Ответьте на вопрос: Чем отличается БСП от других типов сложных предложений? Покажите на схемах отличия БСП от других типов сложных предложений.
Блок Б, 2. БСП со значением перечисления. (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 1)
Содержание блока осваивается школьниками на основе п. 24, материала упр. 219, 220, 221 учебника и упр.152 дидактического материала в соответствии с данной структурой:
- Чем характеризуются БСП со значением перечисления и каковы условия постановки запятой и точки с запятой в БСП со значением перечисления.
- Самостоятельная постановка знаков препинания с БСП со значением перечисления.
- Выбор БСП со значением перечисления из предложений разного типа и постановка знаков препинания в них.
На основе параграфа 24 и упр.152 дидактического материала
Задание 1 (З) (фронтальная работа) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 2)
Укажите, чем характеризуются БСП со значением перечисления.
Задание 2 (П) (самостоятельная работа) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 3, 4, 5)
Прочитайте предложения упр.152. Обоснуйте постановку запятой и точки с запятой в предложениях.
Задание 3 (У) (работа в парах, взаимопроверка) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 6)
Составьте схемы предложений (упр.152).
На основе упр.219
Задание 1 (З) (фронтальная работа) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 7)
Прочитайте предложения и определите условия постановки запятой и точки с запятой в БСП со значение перечисления.
Задание 2 (П )(работа в парах) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 8)
Обоснуйте свое мнение об условиях постановки запятой и точки с запятой в БСП со значение перечисления.
Задание 3 (У)(индивидуальная работа) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 9)
Выписать по одному примеру БСП с запятой и с точкой с запятой, составьте схемы этих предложений.
На основе упр.221 и 220
Задание 1 (З) (фронтальная работа) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 10)
Прочитайте предложения, найдите БСП.
Задание 2 (П) (работа в парах) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 11)
Докажите, что выбранные предложения БСП со значением перечисления.
Задание 3 (У) (самостоятельная работа) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 12)
Составьте и запишите несколько БСП со значением перечисления(с разными знаками) с описанием погоды, которую вы наблюдаете за окном в данный момент.
Задание (Д) (самостоятельная работа) (ДЭС, Блок Б, 2. Слайд 13)
Представьте информацию о постановки запятой и точки с запятой в БСП со значением перечисления в виде схем предложений (дополни таблицу)
Блок В, 3. БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п. 25 и материала упр.223, 227, 228 учебника в соответствии с данной структурой:
- Чем характеризуются БСП со значением причины, пояснения, дополнения и каковы условия постановки двоеточия в БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
- Самостоятельное составление БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
- Выбор БСП со значением причины, пояснения, дополнения из предложений разного типа и постановка знаков препинания в них.
На основе параграфа 25 и упр.223
Задание 1 (З) (фронтальная работа)
Укажите основные особенности БСП со значением причины, пояснения, дополнения и условия постановки двоеточия в БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
Задание 2 (П)(работа в парах)
Прочитайте предложения упр.223 и аргументируйте постановку двоеточия в БСП.
Задание 3 (У)(самостоятельная работа)
Составьте схемы БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Используйте соотносимые схемы СПП.
На основе полученных знаний
Задание 1 (З)(фронтальная работа)
Укажите условия постановки двоеточия в БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
Задание 2 (П)(фронтальная работа)
Покажите связь между значением БСП и знаком препинания, приведите примеры предложений.
Задание 3 (У)(работа в парах, взаимопроверка)
Составьте БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
На основе упр.227, 228
Задание 1 (З)(самостоятельная работа)
Прочитайте предложения и распределите по пунктам таблицы.
Задание 2 (П) ( работа в парах, взаимопроверка)
Докажите, что предложения распределены правильно.
Задание 3 (У) ( работа в парах, взаимопроверка)
Заполните таблицу примерами предложений.
Задание (Д)
Дополните предложение.
В БСП ставится двоеточие, если______________________
Дополните пояснения к таблице.
Блок Г, 4. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п.26 и материала упр.231, 232, 233 учебника в соответствии с данной структурой:
- Чем характеризуются БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия и каковы условия постановки тире в БСП.
- Самостоятельная замена СПП и ССП на БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
- Выбор БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия из предложений разного типа и постановка знаков препинания в них.
На основе параграфа 26 и упр.231
Задание 1 (З) (фронтальная работа)
Укажите особенности БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия и условия постановки тире в этих БСП.
Задание 2 (П) (работа в парах)
Прочитайте предложения упр.231 и аргументируйте постановку тире в БСП, используя прием замены.
Задание 3 (У) (самостоятельная работа)
Дополните таблицу «Знаки препинания в БСП» схемами предложений с тире между частями БСП, соотнесите их с СПП и ССП.
На основе упр.232
Задание 1 (З) (фронтальная работа)
Прочитайте предложения и определите значения частей ССП и СПП.
Задание 2 (П) (фронтальная работа)
Сделайте вывод о возможности замены ССП и СПП БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
Задание 3 (У) ( работа в парах, взаимопроверка)
Замени данные предложения БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия, объясняя условия постановки тире.
На основе упр.233
Задание 1 (З) ( работа в парах, взаимопроверка)
Найдите БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
Задание 2 (П) ( работа в парах, взаимопроверка)
Приведите аргументы в поддержку своего выбора БСП.
Задание 3 (У)
Выпишите БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия, составьте схемы, указывая причину выбора.
Задание (Д)
Допишите бессоюзные сложные предложения по образцу.
Очнулся Мересьев – солнце стояло довольно высоко.
Солнце садится за горизонт, красное, багровое - …
Будешь книги читать - …
Еще мгновение - …
Блок К, 5. Контроль освоения содержания темы.
Контрольное задание.
- Дополните предложение
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, в котором__________________________________
- Перечислите основные виды БСП по значению.
- Приведите примеры разных по значению БСП.
III этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.
Задания А (информативный уровень).
Спишите текст ( упр.235) Расставьте и объясните знаки препинания.
Задания Б (импровизационный уровень).
Составьте таблицу «Знаки препинания в БСП» на основе использования материалов темы и памятки.
Памятка: таблица содержит в себе следующие части: знаки препинания, условия постановки, схема, пример.
Задания В (эвристический уровень)
Задания ГИА по данной теме:
- Среди предложений 45-49 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Выпишите это предложение, объясните графически условия постановки знаков препинания.
(45) Приехали мамины родственники, в доме поднялась суетня, так что время удобное. (46) Я сказала старой няньке, чтобы она проводила меня «к подруге за уроками», и пошла.
(47) Толстой был дома. (48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.
(49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая.
- Среди предложений 23-27 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Выпишите это предложение, объясните графически условия постановки знаков препинания .
(23) Потому что не изобрели еще пишущих машинок. (24) И рукописи, и деловые бумаги, и письма просто нельзя было бы прочесть, будь они написаны каракулями. (25) И когда на смену гусиным перьям пришли стальные, против них ополчились все учители чистописания: они запрещали школьникам писать стальными перьями, чтобы школьники не испортили себе почерк. (26) Так, по крайней мере, утверждали специалисты чистописания. (27) Но прошло время, и от гусиных перьев осталось одно лишь название — «перо». (28) Все люди пишут перьями стальными.
3. Среди предложений 46-50 найдите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Выпишите это предложение, объясните графически условия постановки знаков препинания.
(46) Эти все время ехидничают, посмеиваются. (47) И уверены, что они гораздо взрослее взрослых. (48) По мнению моей мамы, это как раз и говорит о том, что они ещё абсолютные дети, потому что, как утверждает мама, ни один взрослый человек никогда не захочет казаться старше своего возраста. (49) Но сами-то десятиклассники не догадываются о том, что они абсолютные дети, и никто им этого не объяснит: просто никто не решится. (50) Поэтому они и дальше будут изображать из себя утомлённых "героев нашего времени", которых ничем на свете не удивишь.
4. Среди предложений 32-38 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Выпишите это предложение, объясните графически условия постановки знаков препинания.
(32) А добрый Ряша сказал, что нельзя обвинять Тютькина. (33) Он же не для зла. (34) Просто такое у человека свойство: рисовать всё из жизни. (35) Но, конечно, объективно Лева прав: раз уж у тебя такое свойство, то надо самому за собой следить. (36) Ряше ещё никогда не удавалось кому-нибудь покровительствовать. (37) И поэтому он был рад и, пожалуй, даже упивался новым, захватывающим занятием.
– (38) Вот вы все убиваете в нем художника, – обличал он своих ребят.
5. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Выпишите это предложение, объясните графически условия постановки знаков препинания.
(7) Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди – все до одного! – адмиралы; что у него есть собственная лодка (кажется, даже под парусом), – и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес.
(8) Обо всем этом я знал от счастливцев, которым удалось побывать у Житкова, а дрессированного (очень лохматого) пса я видел своими глазами: он часто провожал своего хозяина до ворот нашей школы, неся за ним в зубах его скрипку.
(9) Бывало, придя спозаранку, я долго простаивал у этих ворот, чтобы только поглядеть, как Житков – с неподвижным и очень серьезным лицом – наклонится над ученой собакой, возьмет у нее свою скрипку, скажет ей (будто по секрету!) какое-то негромкое слово. (10) И она тотчас же помчится без оглядки по Пушкинской, – очевидно, в гавань, к кораблям и матросам.
6. Среди предложений 28-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Выпишите это предложение, объясните графически условия постановки знаков препинания.
(28) У Юры четверок было две, у Левы – ни одной, сплошные пятерки, но, к сожалению, у него имелась тройка по немецкому. (29) У Машки-то, конечно, четверок хватало.
(30) Но когда «день открытых дверей» уже кончался и наши ребята собирались уходить, вдруг выступил директор этой самой специальной математической школы – странный такой человек, косоглазый, носатый, с дикой шевелюрой, как у Левы, но только седой. (31) И вот этот директор в своей речи прямо сказал, что тот, кто не отличник, но способный, пусть все-таки не отчаивается: главное значение будет придаваться итогам математической олимпиады.
IV этап. Рефлексивная деятельность.
Задание 1 (самоанализ)
- Для меня было важно(полезно) изучать виды БСП и правила постановки знаков препинания в них, потому что____________________________.
- Чтобы правильно писать БСП, нужно знать_______________________.
Задание 2 (самооценка)
- Я доволен(льна)/не доволен своей работой (текстом, таблицей, письмом), котор___ _____________________ сам(а).
- Я оцениваю свою работу по теме «БСП» на________________________, потому что__________________________________________________.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1 Укажите, чем характеризуются БСП со значением перечисления.
Задание 2 Прочитайте предложения упражнения 152 . Обоснуйте постановку запятой и точки с запятой в предложениях.
Запятая ставится в предложениях со значением последовательности: Поезд ушел, его огни исчезли. одновременности: Жжет солнце, слепит пыль, жужжат оводы и мухи.
Точка с запятой ставится в предложениях, части которых чем-то осложнены или более самостоятельны: Мне попалась какая-то заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед.
Задание 3 Составьте схемы предложений упражнения 152.
Задание 1 Прочитайте предложения из упражнения 219 и определите условия постановки запятой и точки с запятой в БСП со значение перечисления.
Задание 2 Обоснуйте свое мнение об условиях постановки запятой и точки с запятой в БСП со значение перечисления.
Задание 3 Выпишите по одному примеру БСП с запятой и с точкой с запятой. Составьте схемы этих предложений.
Задание 1 Прочитайте предложения из упражнений 220 и 221. Найдите БСП.
Задание 2 Докажите, что выбранные предложения БСП со значением перечисления.
Задание 3 Составьте и запишите несколько БСП со значением перечисления(с разными знаками) с описанием погоды, которую вы наблюдаете за окном в данный момент .
Диагностическое Задание Представьте информацию о постановки запятой и точки с запятой в БСП со значением перечисления в виде схем предложений (дополни таблицу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Сложное предложение" в 5 классе
Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Сложное предложение" проводится в игровой форме. Содержание урока включает материал по краеведению. Данная форма урока легко переносится на другой м...
Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс
Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс
Урок в 11 классе с использованием Сингапурских структур с презентацией....