Конспект урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Цель: Систематизировать изученный материал по данной теме, повторить постановку знаков препинания в БСП. Формировать пунктуационные навыки. Развивать речь обучающихся, навыков слушания и говорения. Воспитывать бережное к другу и дружбе.
Задачи урока:
1) актуализировать знания обучающихся по теме «Знаки препинания в БСП»;
2) повторить правила постановки знаков препинания в БСП;
3) организовать самостоятельную работу в группах;
4) организовать самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся на уроке.
Тип урока: урок систематизации и обобщения.
Оборудование: доска, проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
- Оргмомент: Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Актуализация опорных знаний.
Прочитайте предложения, какой общей темой объединены данные высказывания? Как вы понимаете данные высказывания? (обучающиеся по очереди объясняют высказывания)
- В здании человеческого счастья дружба возводит стены (,) а любовь образует купол. (Козьма Прутков) (ССП)
- Друзья на то и существуют (,) чтобы помогать друг другу. (Ромен Роллан) (СПП)
- Выбирать друзей не спеши(,) менять их – тем более. (Бенджамин Франклин) (БСП)
Задание: Определите вид сложных предложений, расставьте знаки препинания.
Вопрос: вспомните, какие предложения называются бессоюзными? (Сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонацией, называются сложными бессоюзными предложениями)
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (варианты ответов обучающихся)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Слайд с темой урока)
- Какие цели вы сегодня для себя ставите? (Варианты ответов обучающихся) далее цель урока выводится на слайде: повторить условия выбора знаков препинания при БСП.
3. Повторение (СЛАЙД 5)
- К уроку должны были повторить теоретический материал по расстановке знаков препинания в БСП. (2-3 обучающихся проговаривают правила, опираясь на материал, представленный на слайдах)
- Запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей, тесно связанных друг с другом (между ними можно поставить союз и) и обозначающих одновременно или последовательно происходящие события.
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (А.Пушкин)
- Точка с запятой ставится в том случае, когда части бессоюзного сложного предложения менее связаны между собой (по смыслу и интонации они близки к самостоятельным предложениям), а также когда части уже распространены (имеют запятые) или группируются по смыслу (в этом случае употребление запятой между частями бессоюзного сложного предложения является знаком недостаточным).
Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце невысоко. (И.Гончаров) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.Тургенев)
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:
1. Если между частями причинные отношения (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении), в этом случае перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как.
Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. (Н.Чернышевский)
2. Если между частями пояснительные отношения (вторая часть поясняет, конкретизирует высказанную мысль первой части), в этом случае перед второй частью можно поставить пояснительно-присоединительные союзы а именно, то есть.
Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)
3. Если вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов (обычно сказуемое). В первой части в этом случае можно вставить глаголы речи, мысли, чувства, восприятия (услышать, увидеть, почувствовать и подобные). Проверочные союзы: что, как.
Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.
Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:
1. Если содержание одной части резко противопоставляется содержанию другой части. Эти отношения можно проверить, вставив союзы а, но, зато.
Ноги носят – руки кормят. (Пословица)
2. Если в первой части указывается на время или условие того, о чем говорится во второй части. Проверочные союзы: времени – когда, условия – если.
1) Настанет вечер – загорятся на небе звезды. 2) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Пословица)
3. Если вторая часть заключает в себе вывод или следствие из того, о чем говорится в первой части. Эти отношения можно проверить союзами так что, поэтому.
Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (К.Паустовский)
4. Если части бессоюзного сложного предложения имеют значение сравнения. Проверочные союзы: словно, будто, как.
Посмотрит – рублем подарит. (Пословица)
5. Если части бессоюзного сложного предложения рисуют быструю смену событий.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)
6. Если части бессоюзного сложного предложения связаны уступительными отношениями. Проверочные союзы: хотя, несмотря на то что.
Я говорил правду – мне не верили. (М.Лермонтов)
- Обобщение и систематизация
1.Работа у доски. К доске выходят трое обучающихся. Получают карточку с заданием, необходимо записать предложение, выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему, объяснить знаки препинания, дать характеристику предложения.
- В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. (Бессоюзное, [ ] : [пояснение].)
- Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержатся крахмал, жиры, белок, клетчатка. (Бессоюзное, [ ] : [причина].)
- Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель картофеля. (Бессоюзное, [ ] : [дополнение].)
Каждый обучающийся комментирует выполненную работу. Осуществляется самоконтроль, оценку выставляет обучающийся.
2.Работа с классом. Раздаточный материал.
После грозы (Читает выразительно учитель)
Ночью я видел:
Ломались березы!
Видел: метались цветы!
Гром, рассылающий
Гибель и слезы,
Всех настигал с высоты!
Как это странно
И все-таки мудро:
Гром роковой перенесть,
Чтоб удивительно
Светлое утро
Встретить, как светлую весть!
Вспыхнул светящийся
Солнечный веер,
Дышат нектаром цветы,
Влагой рассеянной
Озеро веет,
Полное чистой воды!
(Н. Рубцов)
- Объясните смысл названия стихотворения.
- сколько бессоюзных сложных предложений в стихотворении? Назовите предложение, которое соответствует 1, 2, 3 схемам. (схемы заранее составлены в раздаточном материале)
- Как вы можете объяснить: почему в этом тексте так много бессоюзных предложений?
- Как это связано с содержанием стихотворения? Что достигается благодаря использованию бессоюзной связи?
- Почему автор часто использует двоеточие в стихотворении?
- Назовите слова, которые употребляются в переносном значении? (цветы метались, солнечный веер, дышат цветы). Как называются средства выразительности, которые создает автор на основе переносного значения? (олицетворения)
- В каких значениях употребляется многозначное слово светлый (светлое утро, светлая радость). Что достигается благодаря употреблению в тексте одного и того же слова в переносном значении? (?)
3.Задание по группам:
1группа (СЛАЙД 16): В данных предложениях исправьте допущенные пунктуационные ошибки. Найдите слово, которое соответствует схеме приставка + корень+суффикс+ суффикс+ окончание + постфикс
- День выдался слякотный, с утра пошел мокрый снег вперемежку с дождем... (Б.Можаев)
- Фомич осмотрел свои ветхие кирзовые сапоги и решил привязать резиновые подошвы сыромятными ремнями; дорога до Тиханова дальняя. (Б.Можаев)
- Туман рассеялся, вершины вновь засверкали на солнце. (М.Ю.Лермонтов)
2 группа (СЛАЙД 17): Объясните постановку двоеточия в тексте.
Басня
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?». Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».
Раскройте смысл басни.
3 группа (СЛАЙД 18): Преобразуйте СПП в БСП. Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
- Когда занялась заря, стало видно, что погода будет хорошая. (В. Арсеньев)
- Яков был прозван Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки. (И. С. Тургенев)
- Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов)
Группы представляют результаты работы, осуществляют взаимоконтроль.
4. Контроль. Слуховой диктант. Обучающиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1) Товарищ, верь: взойдет она.
Звезда пленительного счастья.
2) Вы грозны на словах – попробуйте на деле!
3) Ты сам, поэт, свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь.
5) Поведай мне: в сей казни что сокрыто?
6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
7) Теперь моя пора: я не люблю весны.
8) И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь.
- Рефлексия.(СЛАЙД 19)
- На партах имеются листочки, оцените, пожалуйста, работу на сегодняшнем уроке. «плюс-минус-интересно».
+ | |
- | |
интересно |
+ запишите все, что вам понравилось на уроке
- запишите, что не понравилось, показалось скучно, что вы не поняли
Интересно – вопросы к учителю, что вы не знали, но вам обязательно хотелось бы это узнать.
- Информация о д\з (СЛАЙД 20)
Из произведений художественной литературы приведите примеры употребления тире в простом и сложном бессоюзном предложениях. Запишите по три предложения, в которых тире ставится: а) между подлежащим и сказуемым, б) в неполном предложении, в) в предложении с прямой речью перед словами автора, г) между частями сложного бессоюзного предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс
Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...
Конспект урока "Понятие о сложном предложении в 9 классе
Урок русского языка с применением современных технологий...
План-конспект урока "Синтаксический разбор сложного предложения"
Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока «Синтаксический разбор сложного предложения»Тип урока- урок–рефлексии.Технологии здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, индивидуальн...
Конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи"
Разработка урока по рускому языку в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи" ....
План-конспект урока по бессоюзным сложным предложениям
Комплексное применение знаний и умений на уроке русского языка по теме "Бессоюзные сложные предложения"...
Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс
Урок в 11 классе с использованием Сингапурских структур с презентацией....
План-конспект урока "Простые и сложные предложения"
Приводится план-конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ...