Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Владимир Иванович Даль писал: «Где чихнулось - запятая, где икнулось –двоеточие , где табаку понюхать - точка». Мы не будем полагаться на слова В.И.Даля, а вспомним теорию и приступим к выполнению практической части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme.docx88.docx.docx | 49.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык – 9 класс
Тема: Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение».
Цель: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном бессоюзном предложении;
закрепить навык постановки различных знаков препинания в БСП.
2) развивать устную монологическую речь и творческие способности учащихся;
совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между частями
предложений ;обобщать, сравнивать и делать выводы о БСП.
3) поддерживать интерес к русскому языку
Эпиграф урока: «Русский язык : понимаю –пишу- проверяю.»
Оборудование: 1) учебник русского языка для 9 класса под редакцией Бархударова С.Г;
2) таблица «Бессоюзные сложные предложения»;
3) раздаточный материал.
4) памятка работы со словарным словом.
Словарная работа. Притча.Бессоюзные.
Лингвистическая разминка.
1. Второстепенный член предложения, выраженный прилагательным. /Определение/
2. Звуки мы произносим и слышим, а их – видим и пишем. /Буквы/
3. Слово или сочетание слов, называющего того , к кому обращаются с речью./Обращение/
4. Тип односоставного предложения , в котором глагол обозначает состояние / Безличное/
природы и человека. В данном предложении никогда не может быть подлежащего.
5.Пятая буква в ответе №5 /Щ/
6.Одно из наклонений глагола. /Изъявительное/
7.Согласные делятся на мягкие и …………. /Твёрдые/
8. Этот знак обозначает мягкость согласных / Ь/
Творческое задание
1. Конкурс красноречия «В защиту знаков препинания»
2.Слайд-фильм «Гвозди» .Притча –поучительный рассказ .Прочитать информацию
/один ученик читает вслух/ .
Задание !Определить микротему , сформулировать её в 3-4 предложениях или записать
основную мысль текста
А- используя разные виды связи между частями сложных предложений;/В9/
В- используя простые осложнённые предложении /В4/ .
* Рана , принесённая словами, причиняет ту же боль , что и физическая..
* Проще контролировать себя , чем забивать гвозди
Историк .Рассказывает о истории возникновения знаков препинания.
Ход урока.
1.Мобилизующий этап. Интрига темы.
*Запишем число ,классная работа .
* Тему урока постараемся определить с помощью лингвистической разминки. Я задаю вопросы , а
ваша задача: записать ответ в тетрадь, не проговаривая вслух .Итак, внимательно слушаем!
*Проводится «Лингвистическая разминка».
*Что значит «обобщать»?(Толковый словарь с .222). Обобщить- сделать вывод , выразить
основные результаты в общем положении , придать общее значение чему-нибудь частному.
Н-р: нужно обобщить весь пройденный материал по теме
- Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому мы, сегодня будем повторять теорию, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаем кое-что новое и интересное о БСП.
2. Формулирование темы урока учениками .
- Для чего необходима нам эта тема? Поставьте цели на сегодняшний урок.
- Все слова понятны по данной теме?
- Что значит предложение бессоюзное?/Бессоюзным называется такое сложное предложение ,
части –грамматические основы которого объединяются без посредства союзов ,
а только при помощи интонации и смысла./
3.Повторение теории по теме. 1.Изменится ли интонация (в предложениях), когда изменим знаки препинания?
- Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
- Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
- Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
2.Какие знаки препинания ставятся между частями сложного бессоюзного предложения ?
Какие смысловые отношения существуют в БСП? /Третья группа выходит по очереди и рассказывает о каждом знаке и вывешивает на доске свой знак / , ; - : -в БСП + таблица/ Группе А . Подсказка-информатор.
Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая?/№15,с.96-учебник/
Части бессоюзного сложного предложения разделяются между собой запятыми, если они произносятся с перечислительной интонацией. Обычно в таких предложениях речь идёт о явлениях , происходящих одновременно или следующих друг за другом. / Погода утихла , тучи расходились, перед ним лежала равнина./
Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой?/№15,с.96,уч-к\ Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если они отделены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые. /Ты сам поэт, свой высший суд ; всех строже оценить умеешь ты свой труд. / Кстати, в XVIII веке точку с запятой называли полуточием.
В каких случаях между частями сложного предложениях ставится двоеточие?/№ 16 ,стр98-учебник / Двоеточие в БСП ставится 1)если 2 часть имеет значение причины; 2) пояснения 3) изъяснения; 4) иногда в 1 части опускаются слова-глаголы: и увидел , И услышал…
В каких случаях между частями сложного предложениях ставится тире ? /№17,с.102,учебник/ Тире или черту первым начал применять русский писатель и историк. Н.В. Карамзин. А языковед А. Барсов, ученик М. В. Ломоносова , назвал этот знак молчанкой. Тире в БСП ставится 1) если1 часть имеет значение времени , условия; 2) 2 часть имеет значение следствие, результата; 3) содержание 1 части противопоставляется содержанию второй; 4) если выражена быстрая смена событий.
!!! Владимир Иванович Даль писал: «Где чихнулось - запятая, где икнулось –двоеточие , где табаку понюхать - точка». Мы не будем полагаться на слова В.И.Даля, а будем вспоминать теорию и выполнять практическую часть постановки знаков препинания.
4..Работа в группах/накануне урока проводится тестирование «Степень усвоение темы»
Класс разбивают на 3 группы. Каждый ученик на уголке тетрадного листа карандашом выставляет себе оценку дробью: 5/4. !!!Какую оценку хочу заработать на уроке , какую получил на уроке.
1 группа А - хорошие знания
2 группа В - ознакомительно-начальные знания
- группа С - удовлетворительные знания
Схематичный диктант 1группа- записать предложения , расставив знаки препинания, составить схемы. 2 группа- записать предложения , расставив знаки препинания. 3 группа- найти соответствие между схемой и предложением , записать в тетрадь.
Группа №1
Записать предложения , расставив знаки препинания , составить схемы. 1.Он засмеётся все хохочут. 2.Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал. 3.Я посмотрел назад то был мой старый приятель и товарищ. 4.В дали голубой столбом уж крутился песок золотой звонков раздавались нестройные звуки пестрели коврами покрытые вьюки. 5.Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
Группа №2
Записать предложения , расставив знаки препинания . 1.Он засмеётся все хохочут. 2.Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал. 3.Я посмотрел назад то был мой старый приятель и товарищ. 4.В дали голубой столбом уж крутился песок золотой звонков раздавались нестройные звуки пестрели коврами покрытые вьюки. 5.Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
Группа №2
Записать предложения , расставив знаки препинания . 1.Он засмеётся все хохочут. 2.Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал. 3.Я посмотрел назад то был мой старый приятель и товарищ. 4.В дали голубой столбом уж крутился песок золотой звонков раздавались нестройные звуки пестрели коврами покрытые вьюки. 5.Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
Группа №3 Найти соответствие между схемой и предложением , записать в тетрадь. *Записать тип отношений между частями предложения . 1. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. 2.В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки. 3.Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ. 4.Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал Он засмеётся – все хохочут.
1. [ ] - [ ]. 2. [ ] - [ ]. 3. [ ] : [ ]. 4. [ ] , [ ] , [ ]. 5[ ] ; [ ] ; [ ].
5.Психогимнастика.Упражнение 2 .Три группы участников.
- Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников в каждой группе , сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и).
6. Тестовые задания для обучающихся 1 группы А 1. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи. Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
2.Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
- Нас охватило чувство страха……………. (причина).
- Я давно написал другу письмо……………..(противопоставление).
- Раздался удар грома……………………(быстрая смена событий).
3.Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана.
- Разделяет подлежащее и сказуемое.
- Обозначает пропуск члена предложения.
- Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
- Отделяет приложение.
4. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они стояли на реке.
- Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.
- Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
- Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
5. Объясните, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении . Пробовал бежать– ноги от страха не двигались.
- Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
- Предложения рисуют быструю смену событий.
- Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того , о чём говорится в первом.
Дополнительные задания.
Каждой группе даны 5 предложений, задания разные.
1группа. Расставить знаки препинания во всех предложениях, выписать бессоюзное сложное предложение , подчеркнуть грамматическую основу, построить схемы.
2 группа . Расставить знаки препинания во всех предложениях. Выбрать и выписать бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу.
З группа. Знаки препинания стоят. Из предложенных пяти выбрать одно бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Группа №1 . Расставить знаки препинания во всех предложениях, выписать бессоюзное сложное предложение , подчеркнуть грамматическую основу, построить схемы.
1. Очевидно было что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.
Группа № 2 . Расставить знаки препинания во всех предложениях. Выбрать и выписать бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть грамматическую основу.
1. Очевидно было что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.
Группа №3. Знаки препинания стоят. Из предложенных пяти выбрать одно бессоюзное сложное предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. 1. Очевидно было , что Савельич передо мною был прав.
2. Смотритель осведомился , куда надо было ему ехать.
3. Пугачёв дал знак, и меня отпустили.
4. Мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.
5. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
Тесты на тему урока "Бессоюзное сложное предложение" | ||
1. Определите бессоюзное сложное предложение А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. В)То солнце светит, то идёт дождь. С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. D) Там счастье не диво, где трудятся красиво. Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось. 2.Определите бессоюзное сложное предложение А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. В) Май холодный - год хлебородный. С) Там счастье не диво, где трудятся красиво. D) То солнце светит, то идёт дождь Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось. 3.Определите бессоюзное сложное предложение А) Вот вы сели, и лошади разом тронулись. В) Где любовь и совет, там и горя нет. С) Вот вы сели, лошади разом тронулись. D) Наступила ночь, но было светло. Е) Когда вы сели, лошади разом тронулись. 4.Определите бессоюзное сложное предложение А) Где любовь и совет, там и горя нет. В) Наступила ночь, но было светло. С) Становится легче, когда песню поёшь. D) Поспешишь - людей насмешишь. Е) Не было никакой надежды, что небо прояснится. 5.Определите бессоюзное сложное предложение А) Где любовь и совет, там и горя нет. В) Наступила ночь, но было светло. С) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт. D) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. Е) Труд человека кормит - лень портит. 6.Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности. А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. В) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды. С) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны. D) Время красит, безвременье старит. Е) Мир строит - война разрушает. 7.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. В) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды. С) Время красит, безвременье старит. D) Мир строит - война разрушает. Е) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. 8.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. В) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды. С) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны. D) Время красит, безвременье старит. Е) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. 9.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия А) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. В) Время красит, безвременье старит. С) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. D) Мир строит - война разрушает. Е) Стоял тёплый день, в лужах купались воробьи. 10.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени А) Был вечер, на небе блестели звёзды. В) Не спеши языком - торопись делом. С) Я доверяю любящим: они великодушны. D) Стемнело - я зажёг лампу. Е) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. Тесты «Бессоюзное сложное предложение» 11.Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия А) Был вечер, на небе блестели звёзды. В) Не спеши языком - торопись делом. С) Я доверяю любящим: они великодушны. D) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. Е) Поспешишь - людей насмешишь. 12.Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире( знаки не расставлены) А) Май холодный год хлебородный. В) Я доверяю любящим они великодушны С) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится. D) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду. Е) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 13.Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире ( знаки не расставлены) А) Я доверяю любящим они великодушны В) Поспешишь людей насмешишь. С) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится. D) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. Е) Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 14.Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены) А) Май холодный год хлебородный. В) Ученье красота неученье слепота. С) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. D) Поспешишь людей насмешишь. Е) Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели. 15.Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием (знаки не расставлены) А) Тьма света не любит злой доброго не терпит. В) Ученье красота неученье слепота. С) За всё браться ничего не сделать. D) Я доверяю любящим они великодушны Е) Технику любишь мастером будешь.
|
Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:
Начавшиеся в конце октября(1) дожди уже месяц кропили землю (2) и (3) казалось (4) напитали влагой всё на свете (5) и улицы (6) и дома (7) и зябко съёжившихся (8) куда-то бегущих людей.
1) 1, 2, 3. 4, 5,6, 7, 8 - запятые 2) 3, 4, 8- запятые; 5- двоеточие
3) 2, 3, 7, 8- запятые; 5- двоеточие 4) 3, 4, 6, 7- запятые; 5 -двоеточие
Творческое задание
1. Конкурс красноречия «В защиту знаков препинания»
2.Слайд-фильм «Гвозди» .Притча –поучительный рассказ .Прочитать информацию
/один ученик читает вслух/.
Задание !Определить микротему , сформулировать её в 3-4 предложениях или записать
основную мысль текста
А- используя разные виды связи между частями сложных предложений;/В9/
В- используя простые осложнённые предложении /В4/ .
Обобщающая таблица «Пунктуация в БСП».
Подведение итогов урока. Какое утверждение верно /работаем с сигнальными карточками/ 1) Смысловые отношения между частями в БСП в устной речи выражаются интонацией. (ДА) 2) В БСП смысловые отношения выражаются более четко, чем в союзном. (НЕТ) 3) Знаки препинания в БСП зависят от смысловых отношений между частями. (ДА) 4) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно. (ДА) 5) Постановка знака препинания в БСП не зависит от смысловых отношений между (НЕТ) его частями. 6)Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если (ДА) предложение значительно распространено.
Домашнее задание. Творческая работа по типу части С ГИА Эссе «Зачем нужно это двоеточие?»
Рефлексия урока
Сообщение «Роль знаков препинания»
А так ли уж важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять? Ведь есть же примеры в литературе, когда без них обходятся даже великие, всемирно известные писатели, такие, как, н-р, французский писатель XX в. Марсель Пруст, который был одним из ярких представителей литературы «потока сознания», или Уильям Фолкнер, написавший свой роман «Шум и яркость» без единой запятой.
- Ответы учащихся.
Вывод: знаки препинания очень важны: иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию.
- В классическом примере Казнить нельзя помиловать место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти.
А в шутке про кисель из резины:
Кисель там варят из резины
Галоши делают из глины
Кувшины лепят пирожки…-
мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых.
- Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального приёма, призванного помочь писателю ярче, эмоциональнее, т.е. экспрессивнее, глубже выразить мысль, создать художественный образ. Ведь мы с вами не раз обращаем внимание на роль многоточия, восклицательных и вопросительных знаков в поэтическом тексте.
- Мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении
Цифровой диктант с последующей самопроверкой: 1 – время, условие;
2 – противопоставление;
3 – вывод, следствие;
4 – быстрая смена событий.
- Делаю добро - чувствую себя хорошо. Поступаю плохо - чувствую себя плохо.
- Хочешь добиться уважения - начинай с себя.
- Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
- Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
- Лето припасает - зима поедает.
- Совесть потеряешь - другой не купишь.
- Дети стали большими - им надо учиться.
- Наблюдайте за вашим телом - ум будет работать правильно.
- Перестройте предложения из СПП в БСП. – слайд 4
- Как изменяется пунктуационное оформление?
1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Объедините простые предложения в бессоюзные сложные. Напишите их и расставьте знаки препинания.
Выбирая начало фразы…
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания..
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал,что..
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось… выскажи своё мнение об уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Контрольная работа для 8 класса по теме 2 бессоюзные сложные предложения"...
Самостоятельная работа по теме: "Бессоюзное сложное предложение"
Самостоятельная работа по теме: "Бессоюзное сложное предложение" 2 варианта...
Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Проверочная работа по изученной теме....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...
План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....