Методические рекомендации «Как писать эссе?», «Как написать рассказ?», «Как написать стихотворение?».
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Методические рекомендации для школьников и педагогов «Как писать эссе?», «Как написать рассказ?», «Как написать стихотворение?».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для школьников и педагогов «Как писать эссе?»
Автор: Дмитриева Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Тэминская СОШ» с. Тэмь,
Братского района, Иркутской области
«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
(Методическое пособие для ученика по написанию эссе.)
Как научиться писать эссе?
Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объёма со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет тебе научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы.
Дорогой друг, рано или поздно, каждому из вас приходится писать эссе. Сейчас эта проблема актуальна в связи с тем, что итоговая аттестация за 9 класс (ГИА) и задание с ЕГЭ предполагают написание именно эссе на заданную тему. Необходимо научиться написанию данного вида письменной работы так, чтобы она не вызывала у тебя страх.
Если ты будешь осознавать, зачем писать эссе, это поможет тебе позитивно и ответственно отнестись к выполняемой работе. Написать хорошее эссе трудно, но возможно.
Алгоритм написания эссе
Первый шаг
Организуй свои мысли и вырази своё личное, неповторимое отношение к выбранной теме.
Критически отнесись к составлению плана написания эссе, составь четкий план.
- На отдельной странице напиши новые идеи.
- Выясни, почему выбранная тема эссе заинтересовала тебя, и что нового ты узнал.
- Если ты считаешь, что новые знания обогатят твой опыт, непременно напиши об этом.
Второй шаг
Раскрыть тему – значит понять, в чём суть вопроса. Обрати внимание на употребление ключевых слов.
Чему ты должен научиться при написании эссе:
- Сравнивать, ставить наравне. Найти сходство и различие.
- Противопоставлять, сопоставлять.
- Обосновывать своё мнение или оценку, опираясь на достоверные факты.
- Определять смысловое значение слова или давать определение какому-либо понятию.
- Описывать, изображать, характеризовать, рассказывать.
- Рассматривать вопрос в деталях, анализировать со всех сторон, подходить к вопросу с разных точек зрения, взвешивать «за» и «против».
- Оценивать, опираясь на своё собственное мнение.
- Дать объяснение, почему ты выбрал именно эту тему.
- Подтверждать, доказать свою правоту.
- Описать основные критерии выбора темы, пропуская незначительные детали, но чётко обрисовывая структуру построения плана эссе.
- Логически выстраивать свою аргументацию.
- Делать критический обзор эссе.
- Привести краткую и лаконичную аргументацию, не вдаваясь в детали и излишние примеры.
- Давать развёрнутый ответ по сути вопроса выбранной вами темы эссе.
- Отбирать только те ответы, которые имеют отношения к теме эссе, по существу.
- Осведомляться, чувствовать себя уверенно, понимать, чего ждут от тебя, правильно подбирать материал для полного раскрытия темы эссе.
Третий шаг
Чтобы правильно подобрать материал для написания эссе, недостаточно прочитать много книг. Важнее всего, для написания эссе, правильно организовать сбор информации:
- Перед тем как ты начнешь читать очередную статью, сначала сформулируй и напиши несколько своих собственных вопросов.
- Начинай работать над материалом эссе как можно раньше.
- Всегда имей запас во времени.
- Используй все имеющиеся у тебя информационные ресурсы. Не игнорируй интересные идеи, которые ты услышал на уроках. Беседуя с друзьями, можно получить интересную информацию. Просматривай газеты, журналы, телевизионные программы.
- Носи с собой записную книжку. Записывай в неё все свои идеи.
- Систематизируй полученную информацию в специальной тетради. Отдельно записывай авторов и названия прочитанных тобою книг. Кратко напиши содержание.
- Пиши эссе сам. Слушай своё сердце!
Четвертый шаг
На этом этапе очень важно составить конспект эссе. Конспект поможет тебе не расплываться по древу разными мыслями, выделить главные идеи, отобрать наиболее важные аргументы.
Ещё раз детально проанализируй свой план написания эссе.
Ещё раз проверь, правильно ли ты понимаешь, из каких частей должно состоять эссе:
- Введение. В этой части эссе тебе надо кратко объяснить, как ты понимаешь название твоей темы. Помни, что тебе не надо писать книгу. Тебе достаточно ясно объяснить, о чём ты собираешься писать.
- Основная часть эссе. В этой части эссе тебе необходимо раскрыть основное содержание. Привести примеры, последовательно переходить от одной мысли к другой, не уходить от раскрытия основной темы эссе.
- Заключение. Эссе должно быть написано, как результат аргументированных логических рассуждений. Именно в этой части эссе уместно высказать своё собственное мнение.
Всегда планируй свою работу. Запомни, хотя план и занимает много времени, но именно планирование помогает контролировать материал, не уходить от темы, кратко, связно и логично излагать свои мысли.
Пятый шаг
Чтобы тебе непосредственно перейти к написанию эссе, нужно написать несколько вариантов. По завершении работ вернись к этим вариантам и выбери наиболее удачный из них.
Выражай свои мысли ясно и кратко. Не увлекайся сложными синтаксическими конструкциями. Удачное эссе – это эссе, которое можно прочитать на одном дыхании.
Чтобы правильно скомпоновать эссе, продумай каждый параграф и ответь на следующие вопросы:
- Какие диаграммы я буду использовать, и как мне их правильно разместить?
- Как можно расположить параграфы, чтобы не нарушить логическое построение эссе?
- Нужны ли подзаголовки для моего эссе? Для чего?
Очень часто ключевое предложение параграфа раскрывает содержание самого параграфа.
Когда ты закончишь писать эссе, ответь для себя на следующие вопросы.
- Раскрыта ли основная тема эссе?
- Правильно ли подобрана аргументация для эссе?
- Есть ли стилистические недочёты?
- Использованы ли тобой все имеющиеся у тебя информационные ресурсы?
- Толерантно ли изложена в эссе твоя точка зрения?
- Обратил ли ты внимание на правописание, грамматику, когда писал эссе?
- Обсудил ли ты написанное тобой эссе с учителем?
- Какой формат ты выбрал для своего эссе?
- Какой опыт ты приобрёл, когда работал над своим эссе?
Дорогой друг, именно такая система помогает планировать работу по самообразованию. Ты зачастую сам выбираешь тему для эссе, знакомишься с ней, изучаешь и анализируешь её, сам оцениваешь свои собственные результаты, которые обогащают тебя новыми знаниями, навыками и умениями. Полученные знания во время работы над эссе потом можно применить на практике в работе с разного рода информацией.
Тебе следует постоянно и непрерывно развиваться через самообразование, которое способствует твоему личностному развитию и совершенствованию личностных качеств.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для школьников и педагогов «Как написать рассказ?»
Автор: Дмитриева Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Тэминская СОШ» с. Тэмь,
Братского района, Иркутской области
(Методическое пособие для ученика по написанию рассказа.)
Как научиться писать рассказ?
Всё больше люди сегодня становятся «рассказчиками». Так складывается жизнь – проще и быстрее «переговорить» на ходу, на бегу. Пишем мы совсем мало и очень редко.
Но выражать свои мысли в письменном виде – грамотно, эффективно и интересно – по-прежнему, очень важно. Особенно, если ты ещё учишься в школе, и впереди тебя ждут сначала школьные изложения и сочинения, проекты, презентации и доклады, а потом поступление в ВУЗ, устройство на работу и прочие важные жизненные этапы.
Письменный текст есть во всём, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит успех нашего дела: поставят ли нам хорошую отметку, услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим ли мы других, поверят ли нам.
Дорогой друг, в этой статье я помогу разобраться, как писать просто и эффективно, как доносить свои мысли и выражать себя, благодаря разработанному пошаговому алгоритму создания литературного текста – рассказа. Навыки, которые ты приобретёшь, изучая этот литературный жанр, в будущем помогут тебе легко писать эссе, сочинения, сказки, сценарии, готовить доклады, формировать презентации.
Хочу сразу оговориться – все вышеперечисленные виды текстов и художественных произведений, конечно, имеют собственные нюансы и отличия друг от друга. Но структура произведений и этапы работы над ними довольно схожи, поэтому текущая тема поможет тебе разобраться в универсальных принципах создания любого текста.
Что такое рассказ и каковы его основные составляющие? Признаки рассказа как жанра художественной литературы
Рассказ – это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объёму повествовательное произведение с одним или несколькими героями. При этом изображаются кратковременные события.
Можно выделить следующие признаки рассказа:
- Небольшой объём.
- Ограниченное число действующих лиц.
- Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
- В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни героя.
- Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
- По количеству страниц рассказ может быть и объёмным, но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
- Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
- В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
- Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.
Алгоритм работы над рассказом
Перед написанием любого рассказа важно продумать алгоритм работы над его созданием. Многие авторы используют девять основных шагов:
Первый шаг
Идея и тема
Важно определить основную мысль (тезис) рассказа – то, ради чего он будет писаться, понять какую идею мы как авторы хотим заложить в рассказ, т.е. некое простое убеждение, которое нам хочется раскрыть. В конце рассказа герои ведь научатся чему-то, чего-то достигнут, сделают определённые выводы. Какими будут эти выводы – это мы должны понять для себя в самом начале работы над рассказом.
Второй шаг
Сюжет
Поняв основную мысль, мы должны набросать сюжет, по которому потенциальные герои придут к этой мысли и выводам – ту канву повествования, где всё логически и композиционно связано и вытекает одно из другого. Именно сюжет обозначает последовательность событий в рассказе.
Главное условие в сюжете – занимательность и динамичность. Приоритет стоит отдавать диалогам. Нужно стараться выражать чувства героев ИХ словами, а не своими.
Третий шаг
Основной конфликт
Это та «изюминка», которая будет двигать весь сюжет рассказа. Итогом разрешения конфликта станет кульминация – самый главный напряжённый момент в произведении, когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества.
Четвёртый шаг
Герои
Герои должны быть интересными, индивидуальными, яркими. Читатели должны их чётко представлять, не путать их между собой. Каждый герой должен обладать своим характером, особенностями речи, самобытностью, поведением в определённых сложных ситуациях. Работа над созданием и обдумыванием образов героев очень важная и иногда занимает треть всей работы над рассказом.
Пятый шаг
Трехактная структура – «скелет» рассказа
Любой художественный текст (в том числе и рассказ) состоит из:
- Начала (мы будем называть его Вступлением или Завязкой). Около 20% рассказа.
- Основной части. Обычно в среднем это 60% рассказа.
- Концовки (мы будем называть её Заключением или Развязкой). Это 20% всего объёма.
Формула рассказа довольно проста – вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал – весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его обдумывать рассказ ещё некоторое время после прочтения.
Вступление (завязка)
Часть текста, которая определяет характеры и действия героев. В ней начинается (или завязывается) конфликт, который и будет двигать всё развитие сюжета. Сюжета без завязки быть не может – тогда это уже не сюжет.
Основная часть (развитие сюжета)
Название говорит само за себя – развиваются сюжетные линии, их переплетения, намечаются возможные последствия тех или иных событий. На этом этапе читатель начинает активно сопереживать героям и пытается предугадать дальнейшее развитие сюжета.
Кульминация
Самая важная и яркая точка, когда события могут пойти как по одному пути, намеченному героями или автором, так и по абсолютно другому. А это в итоге может породить в финале два радикально отличающихся друг от друга сюжета. Это как чаша весов – куда всё качнётся? Момент, который разрубает клубок проблем и противоречий.
Заключение (развязка)
Все сюжетные линии сходятся в одной точке, разрешаются конфликты и недоразумения между персонажами, они что-то находят для себя, их дальнейшая жизнь становится более или менее ясной. Зло, как правило, наказывается, а Добро, если и не торжествует, то, по крайней мере, не несёт сильного ущерба. Если развязка трагическая, то и трагедия персонажей служит делу Добра и Света.
Шестой шаг
Композиция – одеваем «скелет» в одежды
На этом этапе мы вносим в рассказ те характеристики героев, которые помогут более масштабно раскрыть нашу тему, а также добавляем дополнительные аргументы и факты. Иными словами, мы наполняем текст интересными деталям, подробностями, смыслами.
Седьмой шаг
Название
Придумывать заголовок лучше после того, как рассказ дописан до конца. Если сначала озаглавить текст, а потом писать рассказ, то есть вероятность, что рассказ не будет соответствовать названию совсем.
Восьмой шаг
Стилистика и сильный слог
У каждого автора свой стиль. Иногда мы берём книгу, не глядя на имя писателя, и сразу понимаем, кому она принадлежит. У каждого состоявшегося автора есть свой стиль, который чувствуется.
Чтобы сделать свой рассказ запоминающимся нужно работать над выразительностью своей письменной речи – подбирать слова, которые цепляют, которые интересно читать, использовать образы, метафоры и фразеологизмы, работать с синонимами, вычищать слова-повторы.
Хороший писатель просто обязан грамотно писать, знать литературные нормы, иметь богатый словарный запас и выразительную речь.
Это очень важный критерий, который пробуждает интерес к содержанию написанного. Сухие слова, отсутствие личных впечатлений обедняют содержание и, напротив, наличие эмоциональных акцентов и других уместных «красивостей» обогащают его.
Девятый шаг
Редактирование текста
Написать текст рассказа – это ещё полдела. Следующий этап – редактура. Этот этап обязателен, его нельзя пропустить.
Редактировать текст – это перечитывать его, исправлять ошибки и улучшать. В процессе этого нужно проверить:
- Логику изложения. Все ли детали и развитие сюжета подчинено одной теме или мы собрали столько деталей, что хватит на целую серию романов.
- Запятые, ошибки, опечатки. Самое простое здесь – перечитать свежим взглядом и посмотреть, какие слова подчеркивает красным цветом Word.
- Стилистику. Легко ли читается наш текст? Не слишком ли сложные предложения мы написали? Насколько точно переданы идеи, которые мы в текст вложили? Написано всё это простыми словами или витиевато, и мы сами не понимаем, что имели ввиду?
Многие авторы пишут о таком лайфхаке: после создания текста имеет смысл отодвинуть процесс его редактирования на сутки. Через день смотришь на свой текст совершенно новым взглядом – и лучше видны все его слабые и сильные места.
Сложности, с которыми встречается автор, и основные ошибки
Страх чистого листа
Не секрет, что, когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в его голове, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведёт история и чем она закончится. Очень часто начинающий автор даже не представляет себе чёткой последовательности действий.
Как с этим справиться?
Чтобы избежать этого выше мы определили четкий алгоритм работы с текстом. Теперь остается просто действовать по плану.
Начинать вступление издалека
Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить ещё страниц пять на описание старинного замка, к которому летит стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше?
Как с этим справиться?
Сразу переходить к сути конкретной идеи, которую мы хотим донести. Безжалостно убирать все лишние отступления, которые не ведут героя к тем выводам, которые мы хотим донести до читателя в конце рассказа.
Слишком много героев и деталей для одного рассказа
Бывает так, что, ведя главного героя по сюжетной линии, автор так увлекается, что начинает описывать слишком детально всю жизнь героя, весь его внутренний противоречивый мир, всех его друзей и знакомых. И не помнит об одном главном тезисе, а иногда в конце рассказа даже забывает его упомянуть.
Как с этим справиться?
Просто стоит вспомнить, что такое рассказ. Это малая литературная форма, в которой один главный герой и несколько второстепенных решают одну проблему и приходят к одному главному выводу. И снова удаляем всё лишнее, возможно даже целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа.
Сухо и кратко излагать только факты
Все-таки рассказ – это художественная литература, поэтому недостаточно просто изложить все факты и выдать сухой остаток в конце произведения. Русский язык богат и красочен, поэтому нужно использовать языковые выразительные средства, чтобы текст был ярким и запоминающимся, чтобы его было читать легко и интересно.
Как с этим справиться?
Писатель должен работать над своим слогом и стилем. Вот шесть правил, которые помогут научиться хорошо писать:
- Визуализируйте то, о чём пишите.
- Вступайте в диалог с читателем.
- Редактируйте текст спустя сутки после написания.
- Всегда проверяйте текст на грамотность.
- Как можно больше пишите.
- Как можно больше читайте.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для школьников и педагогов «Как написать стихотворение?»
Автор: Дмитриева Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Тэминская СОШ» с. Тэмь,
Братского района, Иркутской области
(Методическое пособие для ученика по написанию стихотворения.)
Как научиться писать стихотворение?
Здравствуй, дорогой друг! Иногда в жизни наступает тот самый момент, когда хочется проявить себя в творчестве, выразить наболевшие мысли и эмоции. Тут-то и приходит на ум стихотворная форма. И вроде бы чувства переполняют, и есть что сказать, а стихотворение не клеится. В чем же причина? Как научиться писать стихи так, чтобы они звучали хорошо?
Алгоритм работы над стихотворением
Перед написанием любого стихотворения важно продумать алгоритм работы над его созданием. Многие авторы используют девять основных шагов:
Шаг первый
Первое, с чем ты должен определиться – это о чём писать.
Определись с темой
Темой твоего стихотворения может стать окружающая жизнь, какое-то событие, абстрактное понятие или чувство. Когда ты только начинаешь писать стихи, пиши о том, что знаешь и о чём действительно можешь рассказать. Тебе может не хватить убедительности, если ты решишь построить стихотворение на выдумке, и читатель сразу заподозрит тебя в неискренности.
Запиши в столбик какие-то ключевые понятия, ряд ассоциаций к своей теме, они помогут её раскрыть. Например, к стихотворению о маме: «любовь», «нежность», «жизнь», «тепло», «близость» и т.д. Продумай структуру будущего стиха, как в обыкновенном сочинении. Главную мысль будет эффективнее всего оставить для концовки стихотворения.
Шаг второй
Ознакомься с основами стихосложения
Многие считают, будто поэзия – это свободное от каких-либо рамок искусство, а творить нужно, как сердце подскажет, однако это совсем не так.
Вдохновение – очень важная составляющая создания стихов, тем не менее, существуют определенные правила стихосложения, при несоблюдении которых ваша работа вряд ли удовлетворит вас и возможную аудиторию слушателей.
Какой стихотворный размер выбрать?
В стихосложении есть такое важное понятие как стихотворный размер, или метр. Оно означает определённый порядок чередования гласных, ударных и безударных. В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
- Ямбом называется двусложная стопа, ударение в которой приходится на каждый чётный слог:
Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
(А.С. Пушкин)
Стопой называют повторяющиеся группы ударных и безударных слогов одной строки. Схематически стопу ямба можно представить так: (- !).
- Хорей — это двусложная стопа с ударением на каждый первый (нечётный) слог: (! -).
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)
- Дактиль, амфибрахий и анапест являются трёхсложными стихотворными размерами. Ударение в дактиле падает на каждый первый слог, то есть долгими будут первый слог, четвёртый, седьмой и т. д.: (! - -).
Ранними летними росами выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами сочные травы срезать!
(А.А. Блок)
- Амфибрахий – трёхсложная стопа, в которой ударение падает на каждый второй слог: второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и т. д.: (- ! -).
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
(Н.А. Некрасов)
- Анапест – долгим слогом в этой стопе будет каждый третий: третий, шестой, девятый и т. д.: (- !).
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.
(Я.П. Полонский)
Выбрав один из этих размеров, вам следует научиться его придерживаться. Если сложно соблюдать один размер на протяжении всего стиха, попробуйте, например, одну строчку написать в одном размере, а вторую в другом, самое главное – не нарушать ритмический рисунок стихотворения.
Шаг третий
Какую рифмовку выбрать?
Говоря о том, как писать стихи, нельзя обойти стороной вопрос: а как же научиться стихи рифмовать?
К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.
- Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертое и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как ААВВ:
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам,
- Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!
(А. Прокофьев)
- Кольцевая рифмовка – первая строка рифмуется с четвёртой, вторая с третьей: (АВВА)
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
(Ф.И. Тютчев)
- При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой: (АВАВ)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И. Тютчев)
- Холостая рифмовка – вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой: (АВСВ)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)
Шаг четвёртый
Используйте художественно-поэтические средства
Дай волю своему воображению – то, что в обычной разговорной речи не очень уместно, может быть позволено в поэзии. Насыщай своё стихотворение интересными поэтичными образами, красочными описаниями.
Обрати внимание на подбор рифмы: избегай банальностей в духе «любовь — вновь — кровь», «слезы — розы — морозы», и т. д. Глагольные рифмы в духе — «знать — летать» также считаются тривиальными. Не забывай про выразительные средства и стилистические приёмы: метафоры, гиперболы, эпитеты и многие другие. Но не перестарайся и не перегрузи стихотворение. Важно научиться не оставлять проходные строки, которые создаются, чтобы заполнить место и закончить рифму. Каждая строка должна иметь смысловую нагрузку.
Шаг пятый
Читай много поэзии
Часто начинающие поэты не интересуются работами признанных авторов, лишая себя возможности не только найти вдохновение, но и поучиться у мастеров своего дела.
Не повторяй эту ошибку и читай как можно больше поэзии: наблюдай за структурой и ритмикой стихотворений и запоминай полезные детали.
Шаг шестой
Развивай словарный запас
Чтобы научиться писать интересные и красивые стихи, выбирая неизбитые обороты, умело избегая шаблоны, и чтобы подбор рифмы никогда не был препятствием – тебе необходимо быть как можно более красноречивым.
Расширить лексикон поможет активное чтение, при чём не только поэзии, а в обязательном порядке и прозы. Говоря о чтении, имеем в виду художественную литературу, лучше всего XX века – именно она является образцом для нашего времени. Полезно будет учить наизусть стихотворения и отрывки из прозы, поработать со словарем синонимов, а также следить за своей собственной речью и стараться не употреблять одни и те же фразы в разговоре.
Шаг седьмой
Пиши грамотно
Ты можешь научиться писать замечательные стихотворения и по форме, и по содержанию, но допускать досадные ошибки в орфографии или пунктуации и свести на нет приятное впечатление для читателя.
Будь грамотен в процессе написания и не забудь окончательно отредактировать законченное произведение.
Шаг восьмой
Чаще практикуйся
По началу твои стихи не будут идеальными, но с практикой придёт умение. Пробуй писать стихи на случайные темы: придумай стихотворение о том, как прошёл твой день, напиши про свой город (село), родственников, друзей, опиши в стихотворной форме любимую книгу, главное — пиши, пиши и ещё раз пиши! Анализируй написанное, вноси исправления, делай выводы.
Шаг девятый
Не бойся критики
Слушать нелестные отзывы не очень приятно, но именно здоровая критика поможет тебе расти над собой.
Вместо того, чтобы складывать свои стихи в стол, обязательно покажи их для начала кому-нибудь из близких.
А если есть возможность, отдай написанное на суд более опытным критикам – возможно, в твоём окружении есть поэты или писатели, учителя-филологи или просто люди с хорошим литературным чутьём, которые смогут беспристрастно и как можно более объективно оценить твой труд.
Такой взгляд со стороны поможет тебе в дальнейшем провести работу над ошибками и научиться писать ещё лучше.
Дорогой друг!
Сочинение стихотворений – увлекательнейшее занятие, которое, однако, требует постоянного самосовершенствования и практики. Посвящай этому делу побольше времени и прогресс не заставит себя ждать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Как правильно написать и оформить реферат"
Одной из форм самостоятельной работы обучающихся является написание реферата по предмету. Для многих обучающихся является проблемой составление и оформление реферата. Даное методическое пособие в дост...
Методические рекомендации.Как написать справку-отчёт по итогам проведённого мероприятия, конкурса или соревнования
Данный разработанный материал поможет начинающим педагогам, педагогам-организаторам и заучам по воспитательной работе при составлении отчетного материала по итогам учебного года....
Методические рекомендации для обучающихся "Как написать реферат"
В методических рекомендациях приведена структура реферата, основные требования к написанию и оформлению....
Методические рекомендации для обучающихся "Как написать эссе по обществознанию"
Методические рекомендации раскрывают необходимые элементы эссе по обществознанию, параметры работы над его написанием, критерии оценивания....
Методические рекомендации для студентов «Как написать эссе»
В рекомендациях представлены основные правила написания эссе....
Методические рекомендации «Как писать сочинение»
Методические рекомендации для написания сочинений. Данное пособие составлено в помощь учащимся и педагогам для написания сочинений. Рекомендуется методистам, педагогам, учащимся, родителям....
Методические рекомендации . Как писать исследования.
Методические рекомендации. Как писать исследование....