Методические рекомендации . Как писать исследования.
консультация по истории (10 класс) на тему

Касьянова Татьяна Александровна

Методические рекомендации. Как писать исследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г. Сальска

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся

                                Подготовили: Артюшина Н.Н.,

                     Гвоздик Е.С., Лоза Т.А.,

                             методисты МБОУ ДОД ДПШ

                                 им. Н. И. Филоненко г. Сальска

Декабрь

2014 г.

Организация выполнения исследовательской работы:

Алгоритм работы - этапы работы над научно-исследовательской проблемой:

  • постановка проблемы, т.е. выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
  • формулировка темы исследования, определение объекта и предмета исследований;
  • сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблеме;
  •  наблюдение и изучение фактов и явлений;
  • предварительный анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
  • разработка концепции и планирование исследования;
  • подбор методов и методик осуществления исследования;
  • выдвижение и формулировка исходных гипотез;
  • построение плана исследования;
  • проведение исследования;
  • обработка полученных данных, анализ и обобщение полученных результатов;
  • выяснение связей исследуемого явления или объекта с другими с другими явлениями или объектами;
  • проверка исходных гипотез на основе полученных данных;
  • окончательное формулирование выводов;
  • практические выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний. Научные предсказания;
  • письменное оформление материала;
  • представление работы на рецензирование;
  • представление к защите
  • защита работы на конференции, конкурсе, экзамене и т.п.

Выдвижение проблемы исследования

Научная работа - это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

«Объектом интереса краеведа может быть местность разного пространственного масштаба и культурно-исторического значения - от большой территории до маленького города, деревни, усадьбы, монастыря, улицы, фабрики, учебного или лечебного заведения, а также история жизни своих родных и близких в данной местности, взаимосвязь местных жителей (особенно общественных) с другими регионами. Занятие краеведением по зову души – это всегда краелюбие.» (С.Шмидт)

Проблема исследования появляется из осознания окружающего мира. Она не должна быть надуманной. Выдвижение обучающимся проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах действительности. Наблюдение и анализ многообразия взаимодействий частей природы, человеческого общества, техники, информационных систем, людьми между собой, а также самопознание может способствовать открытию обучающими для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

Исследователь стремится познать все стороны изучаемого объекта, восстановить его историю, собрать и сохранить устные свидетельства, документы, фотографии, аудио и видео- записи и т.п.

Выбирая объект исследования, полезно проконсультироваться с местными краеведами, в вузе на кафедре региональной истории, с научными сотрудниками краеведческого музея.

Сбор информации и процесс подготовки к основной части работы.

Библиографический поиск литературы по теме надо организовать при помощи всех доступных на данный момент источников. Для подбора первичной информации используйте Интернет. Но обязательно проверяйте и перепроверяйте полученные оттуда данные. Особенно это касается такой энциклопедии как «Википедия» и ей подобных. Необходимо просмотреть в библиотеке местные краеведческие сборники, справочные издания, журналы и газеты, чтобы убедиться, что вы не «изобретаете велосипед». Как правило, в библиотеках ведутся картотеки, каталоги статей по краеведению. Если вы не найдете много материалов по всем темам – то должны радоваться, это значит, что объект вашего интереса изучен слабо и ценность вашего исследования возрастает не только для вас самих но и для общества.

Поиск можно вести в разных архивах: городских, районных, областных, ведомственных, общественных организаций. В архив можно послать запрос по почте, но в большинстве архивов это услуга платная. Лучше самому посетить архив, написав письмо - отношение на имя директора, в котором нужно назвать тему и цель работы. Обычно в архив обучающегося допускают с родителем или научным руководителем. Следует ознакомиться с путеводителем по архиву, доступными обзорами и картотеками. В архивах дела хранятся по фондам, которые формируются из документов учреждений - фабрик, заводов, монастырей, местных учреждений, органов власти и т.д. В читальном зале можно получить описи по фондам, где даются названия конкретных дел. Заказанные по описи дела, как правило, можно получить в читальном зале через несколько часов, а то и дней. Для выписок из архивных документов, книг, сборников заведите тетрадь. Делая выписки, не забывайте записывать номер фонда, описи, дела и места - это необходимо для правильного оформления ссылок.

Научитесь правильно составлять библиографическое описание используемой литературы!

Лучше ознакомьтесь с объект вашего исследования. Например, если это здание или памятник, то, вооружившись фотоаппаратом, посмотрите общий вид, отдельные детали строения, его исторические и архитектурные особенности.

Фотографии обязательно подпишите - они вам понадобятся как приложение к работе и для создания собственного архива.

Постарайтесь зарисовать объект или его особенные стороны, выдающиеся детали.

Расспросите старожилов, соседей, нынешних хозяев интересующего вас памятника об истории здания, его перестройках, современном состоянии. Записанные с их слов рассказы - это важный источник, который следует проверять на точность и достоверность. Стремитесь больше узнать о людях, строивших и создававших тот или иной памятник

Структурные компоненты научно (учебно)-исследовательской работы.

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • главы основной части;
  • выводы;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения.

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения, на базе которого осуществляется исследование. В среднем поле указывается вид исследовательской работы и название работы, которое оформляется без слов «тема» и в кавычки не заключается. В правом углу титульного листа указываются фамилия, имя, отчество, класс исполнителя и далее пишется фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание и должность. В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.

Содержание (оглавление) помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и разделов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и разделов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце. Введение и заключение не нумеруются.

Во введении обозначается проблема, актуальность, практическая (и теоретическая – если есть) значимость исследования, определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы, дается краткий обзор литературы и источников, степень изученности данного вопроса. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования.

Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?», «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?»

В процессе формулирования проблемы большое значение имеет постановка вопросов и определение противоречий, а также актуальности исследования.

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования. В литературе можно встретить трактовку понятия объекта исследования в двух значениях.

Во-первых, объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции его рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Предмет исследования определяет тему работы.

Во введении, кроме вышеизложенного, должны быть четко определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов: выяснить..., выявить..., обосновать..., проявить..., определить..., создать... и т.д.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

  • не включает в себя слишком много положений;
  • не содержит не однозначных понятий;
  • выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению, утверждая конкретно новую мысль, идею;
  • проверяема и подходит к широкому кругу явлений;
  • не включает в себя ценностных суждений;
  • имеет правильное стилистическое оформление.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы и других общедоступных источников. При ее написании необходимо учитывать, что авторами основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить:

-        определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

  • изложить основные методы, направления исследования по изучаемой проблеме,
  • выяснить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
  • обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
  • перечислить особенности формирования (факторы, условия, этапы) и проявления (признаки, нормативное функционирование) изучаемого явления.

При написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами, которые обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими разделами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида научной работы обучающегося.

Во второй главе работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах. Во второй главе приводятся результаты измерений, наблюдений, экспериментов,  а также предлагается характеристика групп респондентов. Успех исследования во многом зависит от правильно подобранных и умело использованных методов, которые вытекают из исследовательских задач, логики изучаемого процесса.

Общие методы научного познания делятся на три группы:

  1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседы, интервью, измерения, эксперимент),
  2. методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, обобщение имеющегося опыта, индукция и дедукция и др.),
  3. методы восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Используя разные исследовательские методы, можно проверить, уточнить результаты, получить более достоверные, интересные данные. При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их профессии и квалификации, возраст, пол, домашний адрес и другие данные, значимые для интерпретации. Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

  •    выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных доказательств;
  •    выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
  •    выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

В основной части исследователь должен показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Следующий раздел - заключение, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. Заключительная часть предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные, научные результаты получены.

Затем следует - список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы, источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки, а не все статьи, монографии, справочники, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы. Оформление списка литературы смотри в разделе «Оформление научно-исследовательских работ».

В конце работы располагаются   приложения, куда определяются (помещаются) материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных, раскрывающих содержание темы иллюстрации, фотографий и т.д. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: анкеты, справки, документы, подтверждающие исследования, результаты выводов и т.д.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы.

3.1.        Общие требования к оформлению. ( См.  рекомендации по «ОТЕЧЕСТВУ»)

3.2.        Требования к оформлению цитат и ссылок.

Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:

  • При дословном цитировании текст автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической  форме, в которой дан в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [6. с.254] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 254 в первоисточнике под номером 6 в списке литературы.
  • При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [15]. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами «Цитирую по книге..,» и указать номер страниц и номер источника в списке литературы, например: [цитирую по книге (8. с.48)].
  • Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной  буквы и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что), заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
  • При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.
  • Если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например: (подчеркнуто мною - О.К. или (курсив наш - O.K.))
  • Когда на одну страницу попадает две - три ссылки на один и тот же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в скобках принято писать (там же) или при цитировании [там же с. 309].

3.3. Требования к оформлению приложений.

Всякую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Приложения по своему содержанию могут быть разнообразными. Это могут быть архивные чертежи или документы. Можно дать полный текст, обнаруженный вами неопубликованных источников. Иллюстрировать работу можно, сделав ксерокопии документов или фотографий видов отдельных церквей, общественных зданий, исторических и культурных памятников.

Относитесь бережно к представленным вам документам из семейного архива. Прикладывать подлинные документы к конкурсной работе не следует. Важно, чтобы все документы приложения были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Приложениями к конкурсным работам могут служить аудио и видеокассеты. При оформлении приложения следует учитывать правила:

  • Приложения оформляются как продолжение основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме приложения оформляются в виде самостоятельного блока в отдельной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.
  • Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение 1.
  • Каждое  приложение имеет тематический  заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.
  • При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку без знака «номер» и точки в конце.
  • Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
  • Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом «см». Указание обычно заключается в круглые скобки, например: (см. приложение 1).

3.4. Требования к оформлению библиографического списка.

Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки.

В первой части списка перечислите источники - сначала неопубликованные архивные, воспоминания, интервью с участниками событий.

Затем - опубликованные сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов.

Во второй части перечислите в алфавитном порядке авторов или названия книг, статей, справочно-информационные издания.

Правила оформления библиографических списков.

•        Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007.- 158 с.

Представление на рецензирование и защита работы

Завершающим этапом выступает представление работы на рецензирование и публичная защита.

Научный руководитель оценивает содержание работы, проверяет соблюдение требований к ее оформлению и дает письменный отзыв-рецензию, где указывает актуальность и глубину анализа проблемы, объективность относительно поставленных задач, методов исследования и достоверность результатов, соответствие требованиям к стилю и оформлению работы, степень самостоятельности обучающегося, дает характеристику его исследовательским навыкам и аналитическим способностям.

Для допуска на конкурсную открытую защиту работы рецензируются. Рецензия представляет собой письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений, обобщенную аргументированную оценку, выводы о значимости работы.

С учетом замечаний руководителя и рецензента обучающийся приступает к подготовке зашиты работы. Продумывает содержание своего выступления, составляет его текст или план-конспект, готовит наглядные материалы.

Обязательными компонентами при публичной защите работы являются:

  • краткое выступление обучающегося по содержанию работы;
  • ответы на вопросы, поставленные членами комиссии и другими присутствующими при защите лицами;
  • обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие;
  • заключительное слово автора работы, в котором он может разъяснить положения, которые вызвали возражения, прокомментировать замечания, дать необходимые справки, провести дополнительные материалы.

Решения конкурсной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов, участвовавших в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим. Научно-исследовательская работа обучающегося оценивается по следующим показателям:

  • актуальность и обоснованность выбора темы, ее новизна;
  • экспериментальные данные и другая источниковая база работы;
  • содержательность работы;
  • логичность изложения, умение делать обобщения, выводы;
  • вклад автора в исследование темы;
  • полнота раскрытия темы, умение пользоваться научно-справочной литературой;
  • обоснованность теоретических и практических выводов;
  • соблюдение структуры работы по Положению;
  • оформление работы (титульный лист, библиография, наличие приложений с иллюстрированным материалом, аккуратность, грамотность);
  • качество выступления;
  • глубина и полнота ответов на вопросы присутствующих

Список рекомендуемой литературы

  1. Андреев Г.И. Основы научной работы и оформления результатов научной деятельности: Учебное пособие для аспирантов. - М., 2003.
  2. Большая Советская Энциклопедия  - М., 1985 .
  3. Захлебный А.Н., Суровегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.
  4. Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1987. 
  5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки / Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982.
  6. Козлова Г.В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : / Моск. гос. открытый пед. ун-т.- М., 1997.
  7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагогического исследователя. - Самара: Издательство СамГПИ, 1994.
  8. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления — Мн.: Амалфея, 1998.
  9. Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. - М.: Педагогический поиск, 1996.
  10. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. - М., 1998.
  11. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.
  12. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007.
  13. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Рос. Федерации от 10 января 1996 г. № 1/1 //  Вестн. образования.- 1996.- № 5.
  14. Остапец-Свешников А.А. На маршруте туристы-следопыты. - М.: Просвешение, 1987.
  15. Остапец-Свешников А.А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис. … док. пед. наук. – М., 1989.
  16. Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. — М.: Издательство М27., 1990.
  17. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методические рекомендации. – Тамбов. ТОИПКРО, 2008.
  18. Школьный экологический мониторинг : Учеб.-метод. пособие для учителей и учащихся / [Т.Я.Ашихмина, Г.Я.Кантор, А.Н.Васильева и др.]; Под ред. Т.Я. Ашихминой.- М. : Агар : Рандеву-АМ, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение С 2.1 ГИА. Методические рекомендации

Как писать сочинение С 2.1 Методические рекомендации....

Учимся писать и оформлять рефераты. Методические рекомендации для студентов

Дано определение реферата и его виды, этапы работы, требования к оформлению работы с компонентами содержания и списка литературы, модели защиты реферата....

методические рекомендации для составления деловых писем на английском языке

Составление любого делового письма на английском языке подчиняется общим правилам:Весь текст разделяется на абзацы без использования красной строки.В верхнем левом углу письма указывается полное имя о...

Методические рекомендации для составления деловых писем на английском языке

Составление любого делового письма на английском языке подчиняется общим правилам:Весь текст разделяется на абзацы без использования красной строки.В верхнем левом углу письма указывается полное имя о...

Методические рекомендации «Как писать сочинение»

Методические рекомендации для написания сочинений. Данное пособие составлено в помощь учащимся и педагогам для написания сочинений. Рекомендуется методистам, педагогам, учащимся, родителям....

Методические рекомендации по написанию деловых писем.

Данные методические рекомендации  предназначены для студентов  колледжадля специальностей:08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов08.02.01 Строительство и экспл...

Методические рекомендации по переводу англоязычных писем на русский язык в образовательных организациях

Официальное письмо — один из важнейших каналов связи предприятия, организации, учреждения с внешним миром. Через письма ведутся преддоговорные переговоры, выясняются отношения между образователь...