Методическая разработка
методическая разработка по литературе (9 класс)
Научно-методическая разработка
урока литературы
«Живая Россия в поэме о мёртвых душах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 63.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИГНАТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЮДИНОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Научно-методическая разработка
урока литературы
«Живая Россия в поэме о мёртвых душах»
Автор:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Игнатовская основная
общеобразовательная школа»
г. Людиново Калужской области
Старненкова Ирина Владимировна
г. Людиново
2017г.
Цели
Образовательные:
-формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века;
-увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту.
Развивающие:
-развитие критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений;
-привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности;
-закрепить умение групповой самооценки;
-развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций
Воспитательные:
- воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории.
-формирование культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Введение.
«Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, сосвоею плотью, кровью и дыханием».
И.А. Гончаров.
Творчество великих писателей значимо для нас не только тем, что они своими художественными творениями приобщают нас к познанию сложной природы человека, они также учат нас понимать язык художественной литературы.
Сближение Н.В.Гоголя, как писателя, с девятиклассниками, по моему убеждению, может проходить в следующих направлениях.
Во-первых, следует открыть школьникам «живую стихию гоголевского смеха», что требует анализа стиля Н.В.Гоголя.
Во-вторых, в литературном анализе необходимо укрупнить сюжет, более чётко прочертить его, сделать увлекательным для школьников.
В-третьих, необходим более тесный контакт учащихся с поэмой. Этой цели может служить сопоставление гоголевского текста с иллюстрациями художников П.М.Боклевского, А.А.Агина, Кукрыниксов.
И конечно же ещё одно направление, которое может содействовать постижению гоголевской поэмы школьниками — последовательное прослеживание линии автора в «Мёртвых душах» - от первой до последней глав.
Писательская биография Николая Васильевича Гоголя продолжалась двадцать три года. Практически каждое свое произведение автор посвящал России. Если бы не Гоголь, нам трудно было бы так ярко и целостно представить жизнь русского народа первой половины 19 века. В творчестве этого великого писателя перед нами вереницей проходят уездные города N, всевозможные поместья, деревни, между ними проглядывает блистательный и ужасный Петербург. Можно сказать, что каждый герой в творчестве Гоголя собирателен, символизирует собой целый ряд подобных ему жителей Руси.
В своей гениальной комедии «Ревизор» автор высмеял жизнь и нравы одного маленького уездного городка, а вместе с тем, многих других подобных городов и всей России в целом.
Образ города в комедии складывается как целостная система. Город показан в виде социальной лестницы, составляющие которой – городские низы, купцы, городские помещики, чиновники и, наконец, городничий. Описание жизни города достаточно подробно, энциклопедично. Здесь отражены практически все стороны жизни русского города, многие стороны жизни России, почти все классы и сословия. Нет только крестьян, которые не играют никакой роли в жизни N. Перед глазами читателя предстает высшая городская власть, суд, почта, учебные и богоугодные заведения, полиция. Гоголь удивительно широко показывает неприглядную действительность: чиновники злоупотребляют своим положением, городские помещики живут праздной жизнью, купцы нагло обманывают своих покупателей, а мещане терпят притеснения от всех вышестоящих классов. В городе царит глупость, наглость, взяточничество.
Петербург в комедии наглядно представлен Хлестаковым. В этом герое совмещаются конкретный социальный характер и грандиозный символ. Хлестакову, как и многим людям, не чуждо желание показаться другим значительнее, важнее, интереснее, чем он есть на самом деле. Но в комедии это доходит до абсурда. Петербург обезличил этого маленького, жалкого, униженного человека и вместе с тем возбудил в нем много желаний, жажду недосягаемых высот. Хлестаков - никто, но хочет казаться всем. Безудержное вранье этого героя людям, принявшим его за грозного ревизора, - это своеобразная компенсация маленького человечка за все унижения и лишения, которые он терпел в столице.
Таким образом, в своей бессмертной комедии Гоголь ужасается не только нравам и быту различных уездных городишек, но и показывает, что может сделать с обычным, посредственным человеком блистательный и величественный Петербург.
Теме великого Петербурга, главного города России, Гоголь посвятил не одно произведение. Его сборник «Петербургские повести» наполнен мрачными и пессимистическими красками. Он рисует жизнь Петербурга и петербуржцев разных рангов и сословий. Очень интересно то, что Гоголь словно не видит царственного величия столицы на Неве. Взгляд автора прикован к миру невзрачных закоулков, убогих наемных квартир, закопченных мастерских, зловонных подворотен, черных лестниц, облитых помоями. Если в поле зрения героев попадают дворцы, блеск витрин, светские салоны и бальные залы, то это делается для контраста, усиливающего житейское убожество.
Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. В центре повествования – судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь описывает нам жизнь и смерть «маленького» человека. Его предки были мелкими чиновниками, и сам он не может прыгнуть выше своей головы. Говорит Акакий Акакиевич только предлогами, наречиями и частицами, никак не может закончить фразу. Это подчеркивает крайнюю робость героя, забитость, неуверенность. Не блещущий умом и не имеющий никаких интересов, кроме служебных, Акакий Акакиевич жил своими бумагами. Действительно, в простом переписывании бумаг он находил свой «разнообразный и приятный мир». Только никто не замечал этого его служебного рвения: он получал самую маленькую зарплату в департаменте. Но герою было все равно.
Мирное течение его жизни было нарушено чрезвычайным происшествием: Акакию Акакиевичу срочно понадобилось сшить новую шинель. Ради этого ему пришлось урезать себя во всем: не зажигать лишний раз свечу, не ужинать по вечерам, ходить по улицам на цыпочках, чтобы не натирать обувь, не занашивать белье и так далее. Все эти лишения он с лихвой замещал мыслью о будущей шинели. Эта мысль стала для Башмачкина подругой, скрашивающей его одинокую, убогую жизнь. Само провидение помогало Акакию Акакиевичу, и скоро он набрал вожделенные восемьдесят рублей. Вместе с портным Петровичем они выбрали все самое лучшее, и, наконец, шинель была готова!
Можно сказать, что шинель вернула Башмачкина к жизни. Он впервые за несколько лет вышел на вечерние улицы Петербурга, обратил внимание на огромные перемены, произошедшие в городе, любовался на женскую ножку, изображенную в витрине магазина, иронически(!) усмехнулся, увидев прическу какого-то франта.
Но недолго длилось преображение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина. Он решился на невиданный для него поступок – бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить. «Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии. После этого Башмачкин заболел и умер, ведь без шинели он больше не смог существовать. А в Петербурге в это же время появился призрак, срывающий с прохожих шинели…
В этой повести Гоголь своеобразно становится на защиту маленького человека, «униженного и оскорбленного». Человека, потерявшего свою сущность и ставшего безликим винтиком в огромной машине Петербурга. И сколько по всей Руси еще таких Башмачкиных, видящих смысл своей жизни в мелкой работе да в новой шинели?
Семнадцать лет своей творческой биографии Гоголь посвятил поэме «Мертвые души». Начав работу над этим произведением, автор писал о своем труде: «Вся Русь явится в нем». Это поистине удивительное творение. Небольшое число персонажей «Мертвых душ» представляет собой всю нацию в ее наиболее характерных проявлениях. Поэтому «Мертвые души» - действительно поэма, посвященная нации и исследующая ее жизнь на самых различных уровнях.
Осуществляя свою идею накопительства, Чичиков ездит почти по всей России. Благодаря его путешествию перед нами предстает целая галерея «мертвых» душ. Это и помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, и чиновники губернского города N, и сам Чичиков. Каждое лицо, каждый образ в произведении нарицательны, подразумевают под собой целую категорию подобных людей.
Помещики появляются перед читателем один страшнее другого. Сначала «сладкий» мечтатель Манилов, не способный ни на какие действия в жизни, не совершивший ни одного плохого или хорошего поступка. Затем мы видим глупую и косную Коробочку, которую в жизни интересуют лишь цены на пеньку и на мед. После Коробочки Чичиков попадает к «говоруну, кутиле, лихачу» Ноздреву. Этот помещик наделен широтой натуры, поразительной энергией и деятельностью. Его мертвенность заключается в том, что он не умеет свои «таланты» направить в положительное русло. Встретив на страницах поэмы Собакевича, читатель понимает, что перед ним крепкий хозяин, «кулак», готовый ради наживы на любое мошенничество. Завершает галерею помещичьих образов Плюшкин, у которого крестьяне «мерли, как мухи». Даже собственных детей он лишил средств к существованию. Плюшкин завершает галерею помещичьих «мертвых душ». Он – «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах. Полную бездушность характеризует куча хлама посреди его комнаты – он сам превратился в хлам, лишенный всех человеческих характеристик.
Но помимо «мертвых» душ в России во все времена были еще и души «живые». Это физически умершие крестьяне, чье мастерство и богатырство воспевается Гоголем. Русь – это еще и бескрайние просторы, хватающие за душу песни, крепкий, яркий, сочный язык. Да, Русь полна «мертвенных» чиновников города N, Чичиковых, Плюшкиных, Собакевичей, Маниловых. Но, тем не менее, Гоголь верит в возрождение своей отчизны, верит, что сила Руси возьмет верх над слабостью. Он сравнивает родину с птицей тройкой, несущейся как вихрь: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Через систему уроков возможно показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами.
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
№ п/п | Тема урока |
52 | Н.В. Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. |
53 | В губернском городе NN. |
54 | «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка. |
55 | «Рыцарь кутежа» Ноздрев и «чертов кулак» Собакевич. |
56 | Плюшкин - прореха на человечестве |
57 | Народ в изображении Н.В. Гоголя. Чтение и анализ эпизодов |
58 | Составление плана - характеристики собирательного образа народа в изображении Н.В. Гоголя |
59 | «Живая Россия в поэме о мёртвых душах» |
60 | Р.р. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в литературной критике. Подготовка к домашнему сочинению. Домашнее сочинение |
Урок № 1.
Тема: Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
История создания, особенности сюжета, система образов.
Цель: познакомить с особенностями сюжета и системой образов поэмы «Мёртвые души».
Задачи:
образовательные:
- выявление в произведении конкретно - исторического и общечеловеческого содержания; - дать представление об истории создания и образной системе поэмы;
развивающие:
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста;
- развивать читательскую культуру и понятие авторской позиции Н.В .Гоголя;
воспитательные:
- формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и культурным ценностям Отечества.
Тип урока: лекция учителя.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, презентация.
Ход урока:
I. Орг. момент:
II Лекция учителя:
по ходу работы ведётся запись учащимися в тетрадь основных понятий, отдельных пунктов лекции.
План лекции:
1. Как Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души»
2. Жанровое своеобразие поэмы.
Запись в тетрадь: Гоголь определения жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении.
З. Построение поэмы «Мёртвые души». Система образов.
(Работа ведётся с опорной схемой. Она — на доске. По ходу объяснения учащиеся записывают её в тетрадь).
Композиционные звенья поэмы.
(Учитель комментирует схему, делая пояснения о ведущих персонажах каждого композиционного звена).
4. Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ».
Запись в тетрадь: деталь (от французского detаi1 — часть, подробность) - значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.
Принципы отбора деталей и их функции:
1. деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде)
2. деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: портрет, речь, дом, кабинет, еда.)
III Заключительное слово учителя:
Вот и познакомились мы с сюжетом «Мёртвых душ». Множество героев, разнообразие обстоятельств...
А вот и главный герой - путешественник П.И.Чичиков.
Только вот цель его путешествия вас поразит: покупка мёртвых душ.
Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»
IV Организация д /з:
Прочитайте главу 1 «Мёртвых душ» и проследите маршрут Чичикова по губернскому городу, прочитайте статью учебника об истории создания поэмы.
Урок № 2
Тема: В губернском городе NN.
Цель: проанализировать главу 1 поэмы «Мёртвые души», выявить отношение к городу Чичикова и автора.
Задачи:
образовательные:
- учить находить главное из общего;
- выявить отношение к городу Чичикова и автора;
развивающие:
- развивать образное и аналитическое мышление;
- развивать устную речь учащихся;
воспитательные:
- выявление в произведении конкретно - исторического и общечеловеческого содержания;
- воспитание духовно развитой личности.
Тип урока: урок- экскурсия.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя.
Оформление доски:
- запись темы «В губернском городе NN»;
- запись вопроса, который станет главным вопросом урока: «Как относятся к городу Чичиков и автор».
Ход урока: 1. Орг. момент:
II. Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы с вами войдём в художественный мир поэмы Н.В.Гоголя <»Мёртвые души», ведь именно в ней отражена жизнь целых сословий - уездного чиновничества, поместного дворянства.
У нас сегодня не совсем обычный урок. Мы отправляемся на экскурсию. Правда, экскурсия наша будет не совсем реальной. Рядом с нами незримо будет находиться господин Чичиков. И как при любой экскурсии, нам надо составить маршрут.
(совместно с учащимися составляем маршрут экскурсии.)
В результате — на доске и в тетрадях появляется следующая запись:
1. Гостиница и комната Чичикова.
2. Общая зала и обед.
З. Улица и городской сад.
4. Визиты.
5. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
III. Экскурсия по городу NN:
На уроке работа ведётся непосредственно с текстом поэмы, а именно с главой 1.
Учащиеся находят и зачитывают материалы из главы по плану «маршрута».
Делают выводы.
IV. Выводы по теме урока:
- Ну что ж, Чичиков остался доволен осмотром города? А как автор? (иронически)
- Что помогает понять авторскую иронию? (художественные детали:
«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», « висела копчёная люстра»).
- Как вы охарактеризуете умиление Чичикова городом? (это умиление не бескорыстно).
- Каково отношение автора к Чичикову?
- Что же можно сказать об этом губернском городе?
V. Организация д/з:
прочитать главы 2 и З, составить визитные карточки Манилова и Коробочки.
Урок № 3
Тема: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.
Цель: раскрыть характеристику образов помещиков Манилова и Коробочки.
Задачи:
образовательные:
- научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
- учить выделять главные черты характера, особенности портрета для анализа образа;
развивающие:
- развивать образное и аналитическое мышление;
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста;
- развивать устную речь учащихся;
воспитательные:
- формирование любви и уважения к литературе и культурным ценностям.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукции картин П. М. Боклевского и Кукрыниксов, мультимедийная презентация
Оформление доски:
- запись темы урока;
- запись эпиграфа к уроку: « Рабы власти без достоинства тираны, без сострадания своих крепостных, высасывающие жизнь и кровь народа». А.И.Герцен. Из статьи «О развитии революционных идей в России».
Ход урока: 1. Орг. момент:
II. Вступительное слово учителя:
- Закончив экскурсию по городу NN вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся в путь.
Непригляден, беден открывается дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты.
Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.
Помещик Манилов- бесплодный мечтатель и фантазёр- приглашает вас на сладенькую болтовню» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка. |
III. Приятная встреча:
Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:
1 .Описание усадьбы Маниловка.
2 .Авторская характеристика Манилова.
З.Манилов и его отношение к друзьям, помещикам.
(ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывая описание усадьбы, кабинета)
IV. Лексическая находка:
Даётся лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:
Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры, заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределённый.
V. Итоги по образу Манилова:
1) Что же главное в Манилове? (его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов, он « ни то, ни сё: «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»).
2) Что такое «маниловщина»? (это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души «прекрасными» фразами).
Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков - «расточителей» и помещиков- «накопителей», он заставляет нас сопоставить и находить в них то общее, что причисляет их к «мёртвым душам».
Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке.
- Читается визитная карточка Коробочки:
Помещица Коробочка Настасья Петровна- коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная, всегда ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене. |
VI. Трудный диалог:
этот диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям.
VII. Экскурсия в картинную галерею:
(проводит 1 ученик)
- Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души».
Они выполнены известными мастерами кисти П. М. Боклевским и Кукрыниксами.
Пётр Михайлович Боклевский (1816 — 1897) — русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.
Боклевский — известный иллюстратор «Мёртвых душ» Гоголя.
Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.
Перед нами портреты Манилова. Слащавая, «сахарная улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы». Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».
Полной противоположностью Манилова изображена художником Коробочка.
Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо — неподвижным взглядом.
А вот ещё один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.
Кукрыниксы- это псевдоним трёх замечательных художников - Куприянова, Крылова и Соколова.
Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав тип политической карикатуры.
При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.
Манилов в изображении Кукрыниксов- «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По- моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, - сказал Манилов с жалостливым видом, - Павел Иванович оставляет нас!»
VIII. Обобщение: ( слово учителя )
Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница- воры, слуги- «нечистоплотные пьяницы», «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время».
Другая- пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка -домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
(Оценивание работы на уроке)
IХ. Организация д/з:
подготовить характеристики образов Ноздрёва и Собакевича.
Х. Аукцион в Маниловке.
Предлагается пять вопросов (лотов).
Стоимость каждого — два балла. Кто из «покупателей» наберёт больше баллов, тот имеет полное право на получение хорошей оценки.
Начали!
1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединённого размышления»).
2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (более восьми лет).
4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид).
5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (саблю и барабан).
Урок № 4
Тема: «Рыцарь кутежа» Ноздрев и «чертов кулак» Собакевич.
Цель: продолжить работу над характеристикой образов помещиков.
Задачи:
образовательные:
- выявить отношение учащихся к героям поэмы;
- показать нравственное разложение помещичьего класса;
развивающие:
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста;
воспитательные:
- воспитание духовно развитой личности.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукции картин П. М. Боклевского и Кукрыниксов, мультимедийная презентация.
Ход урока: 1. Орг. момент:
II. Вступительное слово учителя:
На предыдущем уроке мы начали рассматривать галерею образов, которую раскрыл перед нами Н.В.Гоголь в своей поэме «Мёртвые души». Сегодня продолжим работу над характеристикой помещиков- «расточителей» и «накопителей».
Нашу разминку начнём с типа «живого мертвеца» Ноздрёва. Вот его визитная карточка.
Помещик Ноздрёв: кутила, картёжник и болтун- с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире. |
III. Литературная разминка:
План рассказа:
1. Портрет Ноздрёва.
2. Его поведение с Чичиковым.
З. Отношение Ноздрёва к другим персонажам поэмы. (Собакевича он называл «жидомор», Чичикова в глаза называл мошенником и говорил, что повесил бы его на первом дереве).
- Ученик даёт характеристику образу Ноздрёва и заканчивает своё выступление словами:
- Учитывая, что Ноздрёв своим поведением, как прожигатель жизни, должен быть исключён в поэме из круга помещиков, передаю дело в суд.
IV. Суд над Ноздрёвым:
Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово прокурору (обвинителю).
Прокурор: Почему мы считаем Ноздрёва «мёртвой душой»? Да потому, что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:
1. Подсудимый своей беспутной жизнью довёл до смерти жену, оставив сиротами детей, которых «подкинул» на воспитание смазливой няньке.
2. В образе Ноздрёва Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков. Все вырученное от выгодной продажи произведённого крестьянами товара он проигрывает в карты и пропивает.
З. Ноздрёв оскорбительно ведёт себя с Чичиковым, грозя повесить его на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя.
4. Он неуважительно отзывается о помещиках — соседях и чиновниках города.
5. Он постоянно дерётся в общественных местах. Недаром Гоголь зовёт его «историческим человеком», «разбитным малым».
Считаю, что Ноздрёв заслуживает высшей меры наказания — изгнания его из русской литературы.
Судья: Слово защите.
Адвокат (защитник):
Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобным поступкам.
Ноздрёв стал Ноздрёвым из-за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счёт крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовитых помещиков, достаток и много свободного времени, которые некуда деть, кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, - всё это и привело Ноздрёва на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительным.
Судья: Что скажут присяжные?
Присяжные: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить ваше внимание на подсудимого. (обращаясь к портрету Ноздрёва).
Перед нами красавец, изображённый художником Боклевским. Человек приятной наружности, высокий, с пышной шевелюрой и длинными, в завитушках, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышущий здоровьем, обожающий животных.
Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику ещё не одного поколения учащихся.
Мы решили оставить Ноздрёва в литературе для дальнейшего изучения.
Судья: Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.
V. Встреча с Собакевичем.
Учитель: А мы продолжим работу над образом следующего героя поэмы. С ним вас познакомит ... Он получил визитку от Собакевича. В ней говорится следующее:
Помещик Собакевич Михайло Семёнович- ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах, будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме. |
Ученик: Новая ступень морального поведения человека — «чёртов кулак» Собакевич.
«Казалось, - писал Гоголь, - в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного кощея, где-то за горами...» У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет его изыскивать разные средства наживы. В отличие от других помещиков, Собакевич, помимо барщинной, принимает и денежную оброчную систему. Так, например, один Еремей Сорокоплёхин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу пятьсот рублей оброку.
VI. Экскурсия в галерею:
Проводит ученик.
Перед вами портрет типичного представителя помещичьей России. Нарисован он русским художником Александром Алексеевичем Агиным, одним из родоначальников русской реалистической иллюстрации.
Какую характеристическую деталь образа Собакевича подчёркивает художник?
Вспомним текст: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя...»
А вот портрет уже знакомого вам художника П. М. Боклевского. Подумайте сами над тем, какие черты характера Собакевича подчёркивает он в портрете?
VII. Лексическая характеристика героя:
Запишем лексическую характеристику Собакевича:
«Патриот русского желудка», ненавистник культуры и просвещения. Грубая сила и напористость, беспредельная наглость. Настоящий помещик — торгаш и скопидом.
VIII. Подведение итогов урока:
Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчёркивает широкое обобщающее значение этого образа. «Собакевичи, - говорит он, - бывали не только в помещичьей, но и в чиновничьей среде и в среде учёной».
И везде они проявляли качества «человека — кулака»: корыстолюбие, узость интересов, косность.
Но к нашему разговору мы ещё вернёмся на следующем уроке. А пока...
IХ. Организация д/з:
дома я попрошу вас стать на некоторое время художниками. Придумайте и нарисуйте гербы, которые могли бы принадлежать каждому из помещиков.
Х.И вновь аукцион.
Учитель:
Напоминаю, что за каждый правильный ответ я даю вам по два балла. И вновь — пять вопросов.
1. Назовите греческих полководцев, портреты которых висели в гостиной Собакевича.
(Маврокордато, Миаули, Канари и греческая героиня Бобелина).
2. Как звали жену Собакевича?
(Федулия Ивановна).
3. Имя слуги Чичикова?
(Петрушка).
4. А кучера?
(Селифан).
5. Любимое занятие губернатора?
(Вышивание по тюлю).
Подробно остановлюсь только на одном уроке, так как считаю, что важно
показать исторический и символический смысл названия, сложный образ России.
«Живая Россия в поэме о мертвых душах »
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок - размышление.
Цели урока:
1. Образовательные: -организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы,
- создать условия для усвоения фундаментальных философских идей о духе и душе, о созидательной деятельности человека на земле,
-помочь определить идейный замысел поэмы;
2. Развивающие:
-развивать навыки выразительного чтения,
- формировать умения строить аргументированные высказывания на основе прочитанного текста;
3. Воспитывающие:
-патриотическое воспитание,
-идейно-нравственное.
Ход урока
1. Выразительное чтение фрагмента «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?» учеником
2. Слово учителя. Вот и перевернута последняя страница поэмы «Мертвые души», которая вышла в свет 21 мая 1842 года. И тут же запестрели заголовки московских и петербургских журналов. «Все
молодое поколение без ума от «Мертвых душ»… между восторгом и ожесточенной ненавистью к «Мертвым душам» середины решительно нет»,- сообщал один из друзей Гоголю. Герцен несколько позднее отметил «Мертвые души» потрясли Россию. Толки, споры, упреки, восторг.
Прошло более 150 лет, и вот эта книга перед вами. Как восприняли поэму вы? Если бы вы составляли школьную программу, вы включили бы эту поэму или обошли бы стороной? Почему? Как вы читали эту книгу? Что вас привлекло? Что оттолкнуло вас, читателей?
Иннокентий Анненский заметил: «Ведь «Мертвые души» и точно тяжелая книга и страшная. Чего заглавие- то одно стоит, точно зубы кто скалит: «Мертвые души». Цензура не хотела пропустить название книги. Но Н.В. Гоголь не отказывается от выбранного варианта, лишь добавляет к нему: «Похождения Чичикова». Название своему детищу Гоголь дал еще в 1835 году, о чем свидетельствует его письмо А.С. Пушкину: «Начал писать «Мертвые души».
Что так привлекло Гоголя в этом названии? Какой смысл вкладывает автор в эти два емких слова, совершенно несочетаемых? Как называется этот прием? (оксюморон)
Группа лингвистов обратилась к разным источникам, чтобы объяснить значение слова душа. Давайте дадим им слово.
Сообщение группы лингвистов.
Традиционно считают, что выражение «Мертвые души» существует со времен крепостничества и связано с этим историческим явлением, однако исследователи опровергают подобную мысль. М.П. Погодин, историк, преподаватель Петербургского университета писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые …..». Е. Смирнова - Чикина, проанализировав различные словарные статьи и Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, делает вывод о том, что это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни в научной, ни в справочной литературе». До появления поэмы выражение «мертвые души» не существовало. Теперь же стало оно крылатым, И вы сможете объяснить значение этого словосочетания, так как с поэмой вы уже знакомы.
Ученик. Мертвые души- крепостные, которые умерли в период между двумя переписями и значившихся в ревизских сказках, то есть люди, которые числятся фиктивно.
Учитель. Именно такие души и нужны были Чичикову. Зачем? Сколько стоила «душа», то есть крепостной крестьянин, рабочая единица, выполнявшая обязанности по барщине и оброку?
Группа экономистов провела исследовательскую работу, опираясь на текст поэмы. Предоставим им слово.
Учитель. Но нашего героя интересовали души «мертвые», товар
«подпорченный». Почему? Такой товар дешевле.
Слово экономистам. (Мертвых душ Чичиков приобрел около 400,
истратив незначительную сумму денег- 15 рублей за все души Коробочки, по 3 рубля за душу у Собакевича, по 30 копеек и то только за беглых у Плюшкина).
Учитель. Души продаются, покупаются, возникает целая шкала цен, и даже возможность торга. Кто из помещиков оценивает «один неосязаемый звук» по «сто рублей за штуку»?
Давайте посмотрим этот эпизод, который позволит вам вспомнить сцену торга, ее подготовила актерская группа.
Инсценирование эпизода «Чичиков у Собакевича».
Учитель. Будто оживают перед нами «мертвые души», встают перед глазами мастера- умельцы; каретник Михеев, плотник Пробка Степан, Еремей Сорокоплехин, который оброку приносил по пятисот рублей. При жизни они были рабочими единицами согласно закону крепостного права, и после смерти их превратили в товар. Духовная жизнь крепостных крестьян не представляла никакого интереса. По чьей вине крестьяне либо мрут, как мухи, либо деградируют, превращаясь в пьяниц, как сгоревший кузнец Коробочки, в невежд, как образованный Петрушка, слуга Чичикова, читающий все подряд, но который спит, не раздеваясь, в бездельников, бродяг? Их порой не занимает даже собственная судьба. «Коли за дело- то и посеки»,- размышляет кучер Селифан. Мужик- кормилец, созидатель в России крепостной раб, вещь, товар.
«Что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? Мухи, а не люди»,- размышляет Собакевич. Кто гуманнее? Может, тот, кто больше даст? А кто из помещиков отказался от покупки- продажи мертвых душ из моральных соображений? Манилов? Умершие души, «в некотором роде совершенную дрянь»,- дарит. Ноздрев? Души для него стали предметом игры. Коробочка? Боится продешевить, ведь мертвых она никогда не продавала. Собакевич? Плюшкин?
«Не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы - вот «мертвые души»,- утверждал Герцен.
Как вы поняли смысл этих слов? Речь идет о низости духовной, о духовной смерти.
Задание классу № 1.
Нарисуйте маршрут Чичикова из города № и обратно. Почему автор именно в такой последовательности знакомит нас с помещиками? Случайность? У великого мастера детали?
Задание классу № 2.
Знакомо ли вам выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день?» Что оно обозначает, с каким историческим фактом оно связано? К кому бы из помещиков перешли вы? Обоснуйте свой выбор. Что интересовало помещиков? А что должно было бы интересовать?
Группа искусствоведов побывала в имении каждого из помещиков, отобрав необходимый материал, расскажет о духовной жизни помещиков, о разнообразии их интересов. Слово искусствоведам.
«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,- писал Гоголь.
Учитель. Действительно, образы помещиков даны в порядке их все более глубокого оскуднения и морального падения. (Принцип градации) Мертвыми душами стали помещики: от мечтателя Манилова до Плюшкина, превратившегося в прореху на человечестве.
Ну а нам с вами пора в путь, наш герой торопится: товар его ненадежен, может испортиться.
Пока Чичиков совершает купчую, мы побродим по городу №, который ни в чем не уступает другим губернским городам. Значит, и чиновники города № живут по тем же законам, что и чиновники других городов. Назовите, пожалуйста, фамилию губернатора, заседателя, полицмейстера. Задумались? Автор не дает имен своим героям. Почему? Это безликая масса: толстые и тонкие, одни более успешные, другие менее, но и те, и другие живут не для России, а за счет России. Встречались ли вы с чиновничеством в других произведениях Гоголя? Помните знаменитую комедию «Ревизор»?
Представьте, что в этот губернский город инкогнито приехал ревизор, который взяток не берет, а его зоркие помощники не оставили без внимания ни городской сад с деревцами не выше тростника, ни городской рынок.
Слово группе ревизоров
Учитель. Под пером Гоголя взяточничество превращается в явление общественной жизни. Каждый чиновник оказывается перед выбором, решение которого зависит от личной нравственности: честная служба, душевный покой и бедность или служебные преступления, страх и обеспеченная жизнь. И вот человек теряет имя, превращается в Кувшинное рыло.
«Как грустна наша Россия!»- восклицает Гоголь. Но цель писателя не столько разоблачать, сколько «служить орудием к прекрасному». Показывая жизненную правду, автор ведет к пониманию идеала. Может, поэтому книгу Гоголя сопоставили с библией.
«Вы хотите написать вторую Библию»,- писал А.О. Росет.
Библия. Ветхий завет. 1 книга Моисеева, Бытие 1: 27; 2:7;
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». А живая душа, по замыслу Бога, должна созидать, творить и обновлять лицо земли.
Кто же из героев поэмы способен созидать? Может, Чичиков, человек неиссякаемой энергии?
Как связан с идейным замыслом образ Чичикова? Кто он? Душа мертвая или душа живая?
Его жизненный путь прослеживает автор с детства. Мы знаем все о взлетах и падениях первого в русской литературе приобретателя. Что движет им? Как добивается он успеха? Что приводит к краху?
Диспут
Кто был лучшим другом Чичикова?
Кто ему был дорог?
Что значили для него люди?
Какова его жизненная цель?
Каковы были средства достижения цели?
Какие преступления совершает герой?
Сколько раз переступал закон?
В чем вы видите разницу между понятиями «накопитель» и «приобретатель»?
Вывод.
Герой страшен. На пути к достижению цели его не останавливает ничто; его идеал - деньги, мерило человеческих ценностей - деньги, он радуется каждой смерти, его не тревожат человеческие горести и беды. Чтобы обеспечить себе безоблачную жизнь «во всех удовольствиях, со всеми достатками», он разоряет Россию, залезая в ее карман. Страшна судьба родины, если Чичиковы будут править бал.
«Мертвые души»- это название включает в себя все: и моральное падение дворянства, забывшего о своем назначении, и паразитизм чиновничества, и убогость, невежество крестьянства и цинизм, холодный расчет буржуазии.
Мёртвые души и живая Россия.
Что же дает Гоголю силы верить в будущее России, в ее самобытность, в ее величие?
Любовь. Именно любовь к Родине. Гоголь берет на себя роль целителя. Он как врачеватель вскрывает раны, ищет причины болезни, пытаясь спасти живую Россию. Умирающему не нужен врач, врач нужен живому. И тернист будет путь целителя, и будут лететь в него камни, но свою жизнь он посвятит служению России, а будущее ее прекрасно и величественно, «и дают ей дорогу другие народы и государства».
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Оценивать работу каждой группы помогают ученики, учитывая не только содержание выступления, но и манеру изложения материала.
Домашнее задание. Написать сочинение, выбрав одну из предложенных тем.
- Кто же он, Чичиков?
- История превращения Плюшкина в «прореху на человечестве».
- « Мёртвые души» - поэма о величии России.
- Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии характера героя.
Заключение
Творчество Н. В. Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и смеяться, переживать неудачи и радоваться успехам. Он призывает человека задуматься над судьбой Родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого гражданина. Именно в поэме "Мертвые души", автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей.
Пара столетий, стремглав пролетели,
Русь наша - матушка тройкою скачет
Трудной дорогой, в жару и метели...
Кто-то смеётся, а кто-то всё плачет.
Нам по наследству сегодня достались
Те же "живые" и "мёртвые" души,
Купля-продажа... но, самую малость
Верю, что стало немножечко лучше!
Список использованной литературы
1. Аксаков, С.Т. История моего знакомства с Гоголем. Гоголь в воспоминаниях современников. / С.Т. Аксаков. - М.; 1975. -240 c.
2. Бахтин, М.М. Искусство слова и народная смеховая культура (Рабле и Гоголь). /М.М. Бахтин.- М.; 1973. - 200 с.
3. Боголепов, П.К. Язык поэмы Н.В. Гоголя Мертвые души. / П.К. Боголепов. - М.; 1952. - 278 с.
4. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. М.: Олимп; 000 "Издательство ACT", 1997. 896 с.
4. Гоголь, Н.В. Мертвые души. / Н.В. Гоголь.- М.; 1975. - 370 с.
5. Гоголь, Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. / Н.В. Гоголь - М.; 1937-1952.
6. Гуковский, Г.А. Реализм Гоголя. /Г.А. Гуковский. - М.: 1959. -145 c.
7. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова./ Ю.М. Лотман. - М.: 1988.
8. Лотман, Ю.М. Гоголь и соотнесение "смеховой" культуры с комическим и серьезным в русской национальной традиции. Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. / Ю.М. Лотман.- М.; 1974. - 179 с.
9. Машинский С. Из письма Н.В. Гоголя А.И. Герцену Мертвые души Н.В.Гоголя. / C. Машинский. - М.;1966. - 130 c.
10. Медриш, Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. / Д.Н. Медриш. - С.; 1980. - 164 с.
11. Смирнова, Е.А. Поэма Гоголя Мертвые души / Е.А. Смирнова. - Л.; 1987. -37
12. Стихотворный "Маскерад" по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души"// Источник: Национальный сервер современной поэзии Стихи.Ру, автор С.Сухарева. http://www.stihi.ru/author.html?svetlala&book=30#30.
Размещено на Allbest.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...