технологическая карта урока по творчеству Ф.М.Достоевского
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Практическая значимость: данная методическая разработка может быть использована в качестве урока изучения нового материала по учебной дисциплине «Родная (русская) литература»; способствует формированию у студентов ценностного отношения к человеку, гуманистического мировоззрения; умению организовывать собственную деятельность, определять способы и пути её выполнения и реализует технологию деятельностного и проблемного метода обучения; способствует обобщению и распространению передового опыта и внедрения таких активных форм обучения как технологии развития критического мышления, деятельностного и проблемного метода обучения. Преподаватель помогает в освоении новых знаний и направляет учебный процесс. Применение данных современных технологий повышает качество проведения учебных занятий, а также повышает интерес и мотивацию к изучению предмета.
Обоснование соответствия нормативно-правовым актам и готовность к внедрению или степень внедрения в образовательный процесс: данная технология позволяет ставить вопросы, обучает пониманию того, что ответы могут быть разные с разных точек времени (психологических особенностей обучающихся, времён, идей и т.д.). Она актуализирует прочитанный текст, т.е. делает его нужным, важным для читателя, интегрирует все имеющиеся у обучающихся знания, побуждая делать это не насильственно, а как бы самопроизвольно – на основе возникающей личной потребности, формирует познавательные запросы для дальнейшего обучения, организует и стимулирует общение. Для создания проблемной ситуации использовалась постановка проблемного вопроса, на который давались разные ответы. Обучающиеся участвовали в обсуждении изученного, аргументируя своё мнение и оформляя его словесно в устном и письменном высказывании. С помощью данного приёма (использование правильно подобранных цитат и разного типа вопросов) обучающиеся высказывали свои идеи, визуализируя их, соотносили внешнюю информацию с имеющимися у них знаниями.. Затрагивались межпредметные связи: психология, русский язык, история, философия. Они формировали умение работать с информацией из различных источников, анализировать явления и процессы, происходящие в обществе, формировали способность логически обосновывать высказанное положение. Гасит интерес к учению и оторванность знаний от жизни. И здесь большую роль играла интеграция с психологией, так как психологические знания служат ключом к пониманию многих закономерностей жизни. Знание психологии способствует изменению человека, росту его самосознания. Полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_tvorchestvu_f.m.dostoevskogo.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное автономное
Профессиональное учреждение
«Данковский агропромышленный техникум»
методическая разработка технологической карты урока по родной (русской) литературе
«Моё прочтение романа Ф.М.Достоевского «Идиот»
Преподаватель русского языка и литературы
Дудкина Наталья Викторовна
2022г.
Пояснительная записка
Целью методической разработки является рассмотрение применения технологии деятельностного метода обучения, технологии критического мышления как средства формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций студентов в проведении занятия по учебной дисциплине «Родная (русская) литература.
Актуальность: в ходе проведения занятия с использованием данной технологии прослеживается приобретение студентами опыта исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющей будущему специалисту определить свою позицию по той или иной проблеме, развитие умения работать в команде, организовывать собственную деятельность; формировать соответствующую компетентность. Активизация процесса обучения происходит за счет создания ассоциативных связей, осмысления учебного материала и своих действий на уроке, умения ставить и задавать вопросы, характера сотрудничества между преподавателем и обучающимися.
Практическая значимость: данная методическая разработка может быть использована в качестве урока изучения нового материала по учебной дисциплине «Родная (русская) литература»; способствует формированию у студентов ценностного отношения к человеку, гуманистического мировоззрения; умению организовывать собственную деятельность, определять способы и пути её выполнения и реализует технологию деятельностного и проблемного метода обучения; способствует обобщению и распространению передового опыта и внедрения таких активных форм обучения как технологии развития критического мышления, деятельностного и проблемного метода обучения. Преподаватель помогает в освоении новых знаний и направляет учебный процесс. Применение данных современных технологий повышает качество проведения учебных занятий, а также повышает интерес и мотивацию к изучению предмета.
Обоснование соответствия нормативно-правовым актам и готовность к внедрению или степень внедрения в образовательный процесс: данная технология позволяет ставить вопросы, обучает пониманию того, что ответы могут быть разные с разных точек времени (психологических особенностей обучающихся, времён, идей и т.д.). Она актуализирует прочитанный текст, т.е. делает его нужным, важным для читателя, интегрирует все имеющиеся у обучающихся знания, побуждая делать это не насильственно, а как бы самопроизвольно – на основе возникающей личной потребности, формирует познавательные запросы для дальнейшего обучения, организует и стимулирует общение. Для создания проблемной ситуации использовалась постановка проблемного вопроса, на который давались разные ответы. Обучающиеся участвовали в обсуждении изученного, аргументируя своё мнение и оформляя его словесно в устном и письменном высказывании. С помощью данного приёма (использование правильно подобранных цитат и разного типа вопросов) обучающиеся высказывали свои идеи, визуализируя их, соотносили внешнюю информацию с имеющимися у них знаниями.. Затрагивались межпредметные связи: психология, русский язык, история, философия. Они формировали умение работать с информацией из различных источников, анализировать явления и процессы, происходящие в обществе, формировали способность логически обосновывать высказанное положение. Гасит интерес к учению и оторванность знаний от жизни. И здесь большую роль играла интеграция с психологией, так как психологические знания служат ключом к пониманию многих закономерностей жизни. Знание психологии способствует изменению человека, росту его самосознания. Полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания.
Моё прочтение романа Ф.М. Достоевского «Идиот»
(приёмы технологии деятельностного метода обучения)
Если в самих людях нет нравственности,
то это не проявится ни при каком строе.
А. И. Солженицын
Человек – это звучит гордо!
М .Горький
Страдание и боль всегда обязательны
для широкого сердца
Ф.М.Достоевский
Цели урока:
Обучающая: освоить умение анализировать художественное произведение, используя приёмы технологии деятельностного метода обучения; учить видеть смыслы, заложенные в художественном слове и образе;
Развивающая: развитие мыслей, чувств, речи обучающихся, критического мышления, навыков вдумчивой работы с художественным текстом, умения анализировать художественное произведение, самостоятельно делать выводы, обобщения, определять тему урока, ставить цель;
Воспитательная: воспитывать ответственность за свои поступки, действия; ответственность за то, что от выбора личности зависит путь развития общества, чувства собственного достоинства, любви к людям, умение принимать их такими, какие они есть, не взирая на их социальное положение.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку; текст романа Ф.М. Достоевского «Идиот»; Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.2 – М.: «Просвещение», 2016. С.108-114
Методы: словесные (учебный диалог), метод проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения, технология развития критического мышления.
Виды деятельности обучающихся: осознанное творческое чтение, выявляющее авторский замысел; обращение к личному опыту, совместный поиск, самостоятельное формулирование выводов, обобщения, темы и цели урока.
Межпредметная связь: история России, теория литературы, психология, философия
Планируемые результаты
Личностные: формирование гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные, национальные и общечеловеческие гуманистические ценности.
Метапредметные: опорные понятия, термины: проблематика, идея, замысел, художественный образ.
Предметные: сформированность умений учитывать исторический и историко – культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения и творчества писателя.
Этап урока | Методы приемы | Ход урока | Деятельность преподавателя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. 2.Мотивация к учебной деятельности.
3.Ввод в проблемную ситуацию. 4.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. 5.Выявление места и причины затруднения 6.Построение проекта выхода из затруднения. 7.Реализация построенного проекта 7.Реализация построенного проекта 8.Фиксация нового знания 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке 10.Домашнее задание 11.Подведение итогов | Беседа Диалог Репродуктивный метод Работа с эпиграфом Беседа Прием исследовательской деятельности Частично-поисковая беседа , исследовательский метод Г Фронтальная и индивидуальная беседа Беседа с привлечением текста Рефлексия Пояснение преподавателя. | - Согласны ли вы, что всё в жизни меняется? Например, любите домашнее животное, а оно умирает. Можно ли его вернуть? (Нет). Человек неуверенно себя чувствует в обществе, в общении среди других людей; совершил какой - то проступок и т.д. Можно ли это исправить? (Да.) Вывод: всё в жизни меняется, кроме смерти. - Что вы делаете, когда сталкиваетесь в жизни с невоспитанностью, с действиями других людей, которые обманули ваши ожидания? - Опишите свои впечатления, назовите чувства. Какое отношение к миру у вас возникает в таком случае? (Слайд 2) (огорчаюсь, меняю о них своё мнение, не верю им больше и др. варианты). - Докажите или опровергните утверждение: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего» (А.М. Горький). (Слайд 3). (Обсуждение на основе личных впечатлений). - Каково мнение Ф. М. Достоевского относительно данной цитаты? (Обсуждение). - Каковы главные темы его творчества? - Какие проблемы он решает в своих произведениях? - Что делают его положительные герои? - В чём заключается нравственный закон человека, по Достоевскому? - В чём суть философии Достоевского? - Чего не принимает в людях Ф.М. Достоевский? (Обсуждение). (Слайды 4-11) (Выводы: герои Ф.М. Достоевского мучаются проблемами, которые волновали самого автора. Вместе со своими героями он ищет истину, выстраданную человеком на нелёгком пути личных поисков, заблуждений и сомнений. Не вновь изобретённые учения и теории возродят человека, а возврат к высшим духовным ценностям добра, любви, милосердия, известные ещё с библейских времён. Жизнь среди каторжан дала начинающему писателю опыт человековедения и помогла сформировать свой символ веры, в основе которого – любовь к человеку). Исходя из наводящих вопросов и обратившись к эпиграфам урока, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, так, чтобы она содержала проблемный вопрос или отражала выделенные нами темы (проблемы) романа. (Возможные варианты: Актуальность романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Моя оценка романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Человек в творчестве Достоевского Гордость или смирение - что важнее? Человек – это звучит гордо? Что человеку необходимо для счастья? Нравственные проблемы романа. Тема добра и красоты в романе и др.). Для того, чтобы определить проблемы данного текста надо проанализировать образы главных героев, выявить авторскую позицию. Надо знать содержание текста, сделать его анализ, сжатый пересказ с дополнениями из элементов композиции. (Слайд 12) Запишите продолжение к фразам: Больше всего запоминается…. Меня удивило…. Сильное впечатление производит…. Беседа по вопросам: - С чего начинается действие романа? - Какое впечатление вызывает у вас князь Мышкин? - Какое впечатление вызывает он у окружающих? - Каков его портрет, черты характера? - Как он держит себя, ведёт в общении с людьми? Чем наполнена его жизнь? (свободен от ложного самолюбия, открыт людям, открыт для общения; не признаёт никаких сословных барьеров; его нельзя обидеть, т.к. занят душой обидчика; глубоко чувствует чужое «я» и легко отделяет в человеке подлинное, истинное от неискреннего и т.д.) (Слайд13-17) - Кто противопоставлен в романе князю Мышкину? (Мрачные, самоуверенные, самообманывающие себя люди… Например, одного из второстепенных персонажей, Фердыщенкова, он так описывает: «Этот господин как будто взял на себя задачу изумлять всех веселостью и оригинальностью, но у него как - то не выходило. На некоторых он производил даже неприятное впечатление, отчего искренно скорбел, но задачу свою все же не покидал»…(ч.1, гл.8) и др. Люди потеряли правильные ориентиры, заблудились, впали в ложный самообман; подвержены дисгармонии). - Как проявляется в сюжете романа противоречивое действие личности князя Мышкина на окружающих людей? - Какие мотивы и герои романа «Идиот» перекликаются с «Преступлением и наказанием»? Докажите ваше мнение, используя приём сопоставительного анализа. (Описание истории Мари перекликается с историей жизни семьи Мармеладовых; в обоих романах также присутствует идея господства одного человека над другими людьми с помощью его личных качеств и др). (Слайд18) - Почему князь Мышкин в глазах окружающих оказывается смешным, нелепым, юродивым, идиотом? (потому что он обладает бесконечным состраданием к людям, пытается спасти и возродить человека своей любовью, тем самым нарушая принятый порядок в обществе, потому что другие так не делают). - С какими литературными героями других произведений можно сравнить князя Мышкина? (С Дон Кихотом: оба верят в идеал, ради которого готовы на любые самопожертвования и подвиги; у обоих нет чувства меры, есть желание помочь окружающим; с Обломовым Ильёй роднит беспомощность, невинность, нарушение норм поведения в обществе, наличие мечты и др.) В результате анализа образа главного героя, авторской позиции, текста романа и отдельных персонажей, какие бы основные темы романа мы бы обозначили сейчас? Возможные варианты ответа: - роман решает проблему эгоизма, бездуховности, разобщённости людей; - о падении личности; - о том, что каждый человек нуждается в поддержке, понимании; - роман о деятельном добре; (Слайд 19) - в романе Ф.М.Достоевский продолжает психологическое и философское исследование человека; - роман о любви, о любви к ближнему, о силе духа человека; - роман даёт ответ на вопрос: Может ли доброта изменить мир? и др. возможные варианты - Какой ответ на утверждение «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего» даёт нам Ф.М. Достоевский? - К чему пришли мы в результате обсуждаемых нами проблем? (Возможные варианты ответов) - к тому, что с помощью нравственных качеств личности можно воздействовать на других людей. (Роман несёт идею господства над миром и людьми с помощью личных качеств одного человека, в данном случае, положительную у князя Мышкина); - о том, что сила человека в его нравственности («Две вещи наполняют мою душу всё новым и новым восторгом: звёздное небо над головой и нравственный закон во мне…» И. Кант); - том, что добро и красота в современном мире хрупки и беззащитны (кн.Мышкин терпит поражение); - о том, что в обществе забыты такие слова, как честь, совесть, достоинство и т.д. (Слайд 20-21 ) - том, что идея спасения людей, и такие христианские истины, как добро, милосердие, любовь к ближнему обостряют противоречия в захваченных эгоизмом душах людей;. - о том, что идеал не достижим, но, стремясь к нему, человек становится прекраснее. - о том, как важно быть самим собой. (Слайд22) - На уроке я понял, что…. - Я задумался на уроке… - Я запомню о Достоевском , потому что….(Слайд 23) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? - Прокомментируйте высказывание М.Горького: «А любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего» (Слайд24-25) 1.Выступить с устным отзывом о романе Ф. М. Достоевского «Идиот». 2. Сочинение - эссе «Под впечатлением прочитанного» ... (Слайд 26) | Даёт установку на начало работы, организует внимание, оценивает готовность к учебной деятельности Мотивирует обучающихся на дальнейшую деятельность Ведет беседу с использованием информации на слайдах, подготавливает к восприятию новой информации Дополняет, уточняет, корректирует ответы выступающих Даёт задание, которое обучающиеся заведомо не сделают Ведет беседу, уточняет, дополняет ответы Совет преподавателя: подчеркивать ключевые фразы карандашом; помогает сделать вывод Подводит к выводу, обобщает Совет преподавателя: подчеркивать ключевые фразы карандашом; помогает сделать вывод Следит за порядком, дополняет ответы выступающих Дополняет ответы выступающих, комментирует их Дополняет ответы обучающихся, комментирует их. Организует беседу Организует, участвует в беседе Комментирует д/з Благодарит за урок, выставляет оценки | Демонстрируют готовность к началу урока Осмысливают информацию, мотивация с помощью преподавателя, запись своих впечатлений Слушают, отвечают на вопросы Актуализируют раннее изученные знания Фиксируют задания Самостоятельно формулируют цель урока Ставят цель учебной деятельности, выбирают способы и средства её реализации Слушают ребят, делают краткие записи, дополняют их ответы Называют черты характера героев, дают им характеристику Читают, отвечают, делают выводы Поиск и выделение необходимой информации, высказывают свои идеи Слушают, дополняют ответы, делают вывод Читают, отвечают, делают вывод Структурируют знания, высказывают свои идеи Слушают, дополняют ответы, делают вывод Дополняют ответы других обучающихся, комментируют их, делают выводы, обобщения Определяют проблемы романа и возможную тему урока (решение задачи, вызвавшей затруднение) Осмысливают свою деятельность на уроке: (притягиваем другие знания, связь с жизнью), эмоциональное осмысление Осознают связь поставленной проблемы и приведённых фактов Обобщают знания Записывают д/з |
Использованная литература:
Волович. А.И. Этика и этикет. Пособие для учителя. М.: Школьная пресса, 2004
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.2 – М.: «Просвещение», 2016. С.108-114
Лебедев Ю.В. Литература:10 кл.: методические советы:пособие для учителя .- М.: Просвещение, 2001
Литературно - методические рекомендации. 10 кл. учебное пособие для общеобразовательных организаций под ред. Н.М.Свириной, И.Е.Бряковой.- М.: Просвещение, 2021
Волович И.А. Пособие для учителя по курсу «Основы этикета и искусства общения». – М.: Школьная пресса, 2004.
Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.2 – М.: ООО «Русское слово», 2013. С.217-240
Ерёмина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. – М.: Просвещение, 2017
Романова А.Н. Технологические карты уроков. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2х ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017. С 45-56
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. – М.: гуманистич. изд. центра «ВЛАДОС», 2005.
Интернет – ресурсы:
www .alleg .ru/edu/ philos.htm
https://urok.1sept.ru/articles/211119
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;
- осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ИЗО "Конструкция и декор предметов народного творчества"
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского 5 класс Тема "Конструкция и декор предметов народного быта"...
Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского
Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...
Технологическая карта урока по творчеству Александра Ульянова
А.В.Ульянов висьтын абу ас веськыд сёрни....
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности
В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....
Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь"
Технологическая карта построена с использованием технологий: проблемно-диалогического обучения (элементы), ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего чел...
Технологическая карта урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Технологическая карта урока "История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....
"Почему не случилось чуда?".Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"
Урок по рассказу Достоевского Ф.М. "Мальчик у Христа на ёлке" посвящен осознанию школьниками того, как важно неравнодушное и милосердное отношение к окружающим нас людям. Оно,...