Технологическая карта урока "Великие уроки Достоевского".
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Технологическая карта урока литературы для 10 класса по теме "Великие уроки Достоевского" (по роману "Преступление и наказание" разработан в соответствии с требованиями ФГОС СОШ. Тип урока: комбинированный. Цель урока: формирование представлений учащихся о предпосылках возникновения теории Раскольникова, мотивов совершения преступления и определения наказания Раскольникова по современным законам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_dostoevskiy_prestuplenie_i_nakazanie.docx | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: «Великие уроки Ф.М. Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Тема | «Великие уроки Ф.М. Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») | |||
Тип урока | Комбинированный урок | |||
Цель темы |
| |||
Планируемый результат Знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного; сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений с современностью; владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания. | Предметные умения | УУД | ||
Умения понимать ключевые проблемы художественного произведения, осознавать нравственные ценности, выявлять связь художественного произведения с современностью. | Познавательные действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне; владеть навыками учебно-исследовательской деятельности на основе литературного материала, обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, уметь интегрировать знания из разных предметных областей; самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации. Универсальные коммуникативные действия: владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению; Универсальные регулятивные действия: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы; давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе; делать осознанный выбор, аргументировать его; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. | |||
Основные понятия | Нравственные уроки, связь поколений, теория Ницще, неофашизм | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Языкознание, история, философия, обществознание и право. | Практикум с элементами ролевой игры; работа в парах; групповая работа. |
Этапы уроков
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап «Организационно-мотивационный» | ||||||
Учитель приветствует учащихся, организует беседу, которая помогает обучающимся сформулировать тему, цели и задачи на урок. Читает стихотворения О.Хайяма Мы - источник веселья и скорби рудник. Задает вопросы: -О чем это стихотворение? -Каких героев из русской литературы можно отнести к героям с противоречивым характером? Создание проблемной ситуации -Ребята, о каком же герое сегодня пойдет речь? Как вы думаете, у какого из названных героев самый противоречивый характер? - Да, действительно, Давайте запишем тему сегодняшнего урока: «Великие уроки Ф.М.Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). А речь пойдет на уроке о преступлении и наказании в жизни и в литературе. А в конце урока мы попробуем сами сформулировать, какие же уроки мы извлекли из романа Достоевского и из сегодняшнего урока. | Принимают участие в беседе. -Это стихотворение о сложности человеческих характеров, о двойственности человеческой души. - Это Григорий Александрович Печорин из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Евгений Онегин из романа в стихах А.С.Пушкина, Александр Андреевич Чацкий из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Евгений Базаров из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и, конечно, Родион Раскольников из недавно изученного романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. - Это Родион Раскольников. Формулируют тему и задачи урока | Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить высказывания | Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания. |
2-й этап «Всесторонняя проверка знаний» | ||||||
Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся. урок сегодня не совсем обычный. Его ведут два учителя: учитель литературы и учитель истории. Итак, самый сложный характер имеет Раскольников. Из всех названных героев только он совершает самый страшный поступок - убийство. «Во мне живут два человека, один живет в полном смысле этого слова, другой судит его», - говорил о себе Печорин. Такой же и наш герой. Давайте вспомним, что хорошего, доброго делает Родион, а что злого? | Составляют кластер: «Добрые и злые, безнравственные поступки Раскольникова». (Работа в парах) Представляют результаты деятельности. Участвуют в обсуждении содержания христианских заповедей, которые нарушает герой романа. | Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Используют речевые средства для выполнения задания | Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время выполнения учебной задачи | Самоконтроль правильности выполнения упражнений Самоконтроль правильности ответов на вопросы | Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона. Осуществлять самоконтроль и самооценку |
3-й этап «Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала» | ||||||
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Организует учебное исследование в 5 группах. Каждая группа получает свое задание. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия. Работа в группах: 1) Обществоведы «Преступление, его признаках и виды. Причины совершения преступлений»; 2) Юристы «Классификация преступников по степени антиобщественной направленности поведения. Виды наказания в современном российском законодательстве»; 3) Историки «Историческая ситуация в России после отмены крепостного права в 1861 году»; 4) Философы «Теорию Ф.Ницше»; 5) Социологи «Проявления неофашизма в современном обществе». | Осуществлять актуализацию полученных знаний | Участвуют в обсуждении содержания материала. | Смысловое чтение. Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами в группе во время выполнения учебной задачи. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. | Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия. |
4-й этап «Усвоение новых знаний» | ||||||
Организует представление результатов работы групп. Организует обсуждение. Задает вопросы. Каковы причины совершения преступления Раскольниковым? Определите тип преступника в отношении Р.Раскольникова. Выходит ученик в роли Раскольникова, рассказывает о себе. - Какова форма вины Раскольникова? - Какое наказание он бы получил сегодня? Идеология Родиона Раскольникова опиралась на теорию Ф.Ницше. Кто еще в истории из известных вам политических деятелей взял за основу его теорию? (Б.Муссолини в Италии и А.Гитлер в Германии) Оба они пропагандировали теорию фашизма. (Звучит симфония Шостаковича). Учитель читает стихотворение Мусы Джалиля «Варварство» Наши деды и прадеды воевали за то, чтобы искоренить фашизм на этой планете раз и навсегда. Но, к сожалению, фашизм не умер, а возрождается в виде неофашизма.Слово социологам. Как же проявляется неофашизм сегодня? - Какую опасность он несет? - По каким признакам его можно распознать? | самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении; уметь интегрировать знания из разных предметных областей Выступление обществоведов. Выступление юристов Выступление историков и философов Выступление социологов | Представлять результаты деятельности, участвовать в обсуждении Отвечают на вопросы Задают вопросы Раскольникову. Отвечают на вопросы | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Участвуют в обсуждении содержания материала. | Самоконтроль правильности выполнения задания и представления результатов деятельности. | Осуществлять самоконтроль и самооценку |
5-й этап «Закрепление знаний» | ||||||
Организует обсуждение. Задает вопросы. Родион Раскольников - это человек, в котором уживались и добро, и зло. А корень дурных дел - в мыслях, как говорил великий мыслитель. Что же победило? Конечно, добро. А помогла победить зло Сонечка своей любовью, верой. Что бы было с ним, если бы её не оказалось рядом? (Звучит притча о черном и белом волке) | Осуществлять актуализацию полученных знаний | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить высказывания. | Давать оценку новым ситуациям | Принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности | |
6-й этап «Рефлексия» | ||||||
Какие же уроки мы извлекли из романа и сегодняшнего урока? | Отвечают на поставленные вопросы | Осуществление комплексного анализа своей деятельности | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить высказывания. | делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; 6 оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний | развивать способность понимать мир с позиции другого человека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку физкультуры в 6 классе. Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола: основная стойка игрока, остановка, передвижения, повороты.
Рекомендация учителю при подготовке к уроку. Составление технологической карты с требованиями ФГОС....
Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».
метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...
Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности».
Метод проблемного обучения при проведении дистанционных уроков....
Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского
Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...
Фарафонова А.П., учитель английского языка ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Технологическая карта с урока применением приема построения интеллект-карт 5 класс
Тема урока: Russia is my love Цель урока: воспитание любви к Родине.Задачи: · развивать способность критически мыслить;·...
Технологическая карта открытого урока по литературе в 9 классе по повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
Тип урок а: Исследовательская лаборатория...
Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...