Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Технологическая карта построена с использованием технологий: проблемно-диалогического обучения (элементы), ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь" | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы 13.04.2021
Учитель: Никулина Наталья Владимировна
Предмет | Литература |
Класс | 10 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Вид урока | Слайд-лекция с элементами беседы и дискуссии на заданную тему. |
Технологии | Элементы проблемно-диалогического обучения, ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего человека» |
Тема | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь |
Цели урока | Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. |
Планируемые результаты | Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, осознание значимости нравственной позиции в жизни человека; Метапредметные: формирование умения понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе, учитывая позиции других участников деятельности; логично и точно излагать свою точку зрения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: должен знать: – основные этапы биографии Ф. М. Достоевского; должен уметь: – давать связный ответ в устной форме на поставленный вопрос; должен иметь представление: о литературоведческих понятиях: роман, повесть, сюжет, жанр. |
Междисциплинарные связи | История России второй половины 19 века и нашего времени. |
Основные термины | Тема, проблема, аргументы, герой, изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, метафора. |
Оборудование | Проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, видеофрагменты. |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационно- мотивационный Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Приветствие, настрой на работу, включение в деятельность 1. Вступительное слово – 3 мин. 1.1 Слово преподавателя: Ф. М. Достоевский – один из самых интересных и трудных писателей, споры о котором не прекращаются до наших дней. Почему? Наш урок – попытка ответить на этот вопрос. Задаѐт вопрос о возможной теме урока, корректирует предлагаемые варианты и объявляет тему урока: «Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь». 1.4 Демонстрирует слова В. Набокова (Слайд 2) Читает стихотворение : Тоскуя в мире, как в аду, Просит сопоставить стихотворение с фрагментом фильма и ответить на вопросы. Предлагает обратить внимание на эпиграф (Слайд 3) – слайд пуст. Наша задача – подобрать эпиграф самостоятельно и обосновать свою точку зрения. Подводит итог беседы и ставит цель урока (подводящий диалог). | Готовность к уроку. Смотрят видеоролик, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы. Высказывают предположения о теме урока. 1.3 Записывают тему занятия (Слайд 2) 1.4 Размышляют над словами В. Набокова (Слайд 3). Слушают учителя, сопоставляют фрагменты, отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения. Обращают внимание на эпиграф (Слайд 4) – слайд пуст. Формулируют цель урока и задачу конца урока – подобрать эпиграф самостоятельно и обосновать свою точку зрения. Осуществляют самоконтроль понимания цели урока. | Познавательные: анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию своего жизненного опыта. Выдвигать предположения и обосновывать их. Коммуникативные: воспринимать ответы одноклассников, правильно строить собственные высказывания Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять осуществлять волевую саморегуляцию. |
Актуализация знаний и первичное усвоение (слайд-лекция с элементами проблемного диалога) | 2. Слайд-лекция с элементами проблемного диалога – 10 мин. Цель лекции – обобщить, систематизировать полученные сведения, акцентировать внимание на основных моментах, обязательных для запоминания. Просит обсудить в группе, что изображено на слайде и обосновать своѐ мнение. 2.1 Слайд 4 – Мариинская больница для бедных, где родился Достоевский и где служил его отец. Может быть, картины жизни обездоленных, увиденные в детстве, объяснят главную тему творчества писателя – тему униженных и оскорбленных. 2.2 Слайд 5 – Михайловский замок в Петербурге, где находилось главное военно-инженерное училище, куда поступает Достоевский по настоянию отца. 2.3 Слайд 6 – Памятник А. С. Пушкину в Москве. Пушкин – любимый поэт Достоевского, многие произведения которого знал с детства. В конце жизни Достоевский будет удостоен чести произнести речь на открытии памятника. Речь была столь блестяща, что привела публику в восторг. 2.4 Слайд 7 – Начало литературной деятельности. Уйдя в отставку, Достоевский посвящает себя литературе, о чем всегда мечтал. Первое произведение “Бедные люди” привело в восторг Н. А. Некрасова, а потом и В. Г. Белинского. 2.5 Слайд 8 – Участие в кружке М. В. Петрашевского, где обсуждались вопросы дальнейшего развития России, необходимость реформ, читались запрещенные произведения. 2.6 Слайд 9 – Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался Достоевский после ареста в одиночной камере. Приговорен к смертной казни. 2.7 Слайд 10 – Отрывок из телесериала “Ф. М. Достоевский” 2.8 Слайд 11 – Омская тюрьма, где писатель отбывал каторгу 4 года. Изменение его политических взглядов: отказ от революционной борьбы, т.к. диктатура невозможна без насилия; способ изменения общества – изменение самого себя. 2.9 Слайд 12– В Семипалатинске Достоевский служит солдатом после окончания каторжных работ. Пишет произведения: “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели”. 2.10 Слайд 13 – После возвращения в Петербург Достоевский вместе с братом издает журналы “Время” и “Эпоха”. Публикует роман “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”. 2.11 Слайд 14 – Жена Достоевского А. Сниткина. Повезло не только писателю, а всей русской литературе, без этой женщины Достоевский не смог бы написать многие из своих произведений. 2.12 Слайд 15-16 – 60–70-е годы – вершина творчества Достоевского, созданы лучшие романы. 2.13 Слайд 17 – Роман “Преступление и наказание (1866). | Ученики получили опережающее домашнее задание: познакомиться с биографией Достоевского. Обсуждают в группе, выявляют круг проблем, формулируют их. Задача учащихся – определить, что изображено на слайде и как это связано с жизнью и творчеством Достоевского. Участвуют в беседе по содержанию слайдов: отвечают на вопросы, слушают учителя и одноклассников, анализируют каждый слайд, дают нравственную оценку, приводят примеры из биографии писателя в подтверждение своих мыслей, делают выводы. | Личностные: выработка личностных смыслов, нравственно-этическое оценивание, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, приводить доказательства. Коммуникативные: воспринимать на слух ответы одноклассников, строить монологическое высказывание, грамотно формулировать свои мысли Регулятивные: уточнять, высказывать мнение по существу. |
Первичная проверка понимания. Групповая работа (работа с текстом романа “Преступление и наказание”) | 3. Работа с текстом романа “Преступление и наказание” – 7 мин. (Работа в тетрадях, составление алгоритма ответа.) Даѐт задания группам, осуществляет консультативную помощь по мере необходимости. Предлагает группам представить результатов своей деятельности, организует взаимодействие групп, задаѐт вопросы. 3.1 Слайд 18 – История создания романа. Достоевский пишет роман в один из самых сложных периодов своей жизни: смерть брата, огромные долги, полное безденежье, кабальный договор с издателем. Работа одновременно над двумя произведениями, чего литература никогда не знала. 3.2 Слайд 19 – Смысл названия. Как изменились названия произведений и почему? Какую роль выполняет союз “и”? как это отражено в композиции произведения? 3.3 Слайд 20 – Особенности композиции. Что дает оглавление в книге? Как композиция раскрывает замысел автора? В романе шесть частей: одна часть – преступление, пять частей – наказание за него. 3.4 Слайд 21 – Содержание романа. Исходя из слов автора, определяем тип романа: детективный, социальный, психологический, идеологический. 3.5 Слайд 22. В центре романа образ главного героя Родиона Раскольникова. Что можете сказать о нем по иллюстрации? Как художник передал противоречивость его натуры? (топор рядом с сердцем: одно предназначено для любви, а другое для убийства). 3.6 Слайд 23. Читаем первые две страницы текста, определяем, с помощью каких приемов автор создает образ героя. Ответы подтверждаем примерами, потом проверяем по слайду. Подводит итог работы групп. | Работают в группах: распределяют роли, составляют план работы, организуют совместную деятельность (слайды 18-22). 3.6 Слайд 23. Читают первые две страницы текста, определяют, с помощью каких приемов автор создает образ героя. Ответы подтверждают примерами, потом проверяют по слайду. Представляют результаты своей работы. Участвуют в обсуждении представленных материалов: отвечают на вопросы, слушают представителей других групп, задают уточняющие вопросы. | Познавательные: осуществлять анализ предложенного материала, умение структурировать, выделять существенную информацию, доказывать, аргументировать свою точку зрения, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: договариваться, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, приходить к общему мнению в совместной деятельности. Строить монологическое высказывание, формировать собственное мнение и позицию, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку одноклассников. |
Первичное закрепление | 4. Закрепление изученного материала (7 мин). Даёт задание составить хронологическую таблицу 4.1 Слайд 24. Составить хронологическую таблицу “Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского”: расположить перечисленные пункты в нужной последовательности. 4.2 Слайд 25. Проверка выполненного задания, краткое изложение материала. 4.3 Слайд 26. О значении Творчества Достоевского сегодня говорят материала проекта “Имя России – Федор Михайлович Достоевский”. | Составляют хронологическую таблицу “Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского”, расположив перечисленные пункты в нужной последовательности. Излагают материал, поясняя принцип хронологии. Проверяют. | Познавательные: осуществлять анализ предложенного материала, умение структурировать, выделять существенную информацию, доказывать, аргументировать свою точку зрения, Коммуникативные: воспринимать на слух ответы одноклассников, строить монологическое высказывание, грамотно формулировать свои мысли Регулятивные: уточнять, высказывать мнение по существу. |
Первичное применение знаний | 5. Проверочный тест по изученному материалу (7 мин). Озвучивает критерии проверки 5.1 Задания на экране (Слайды 27–39). 5.2 Взаимопроверка (Слайды 40– 52) и выставление оценок за данную работу. За 8 правильных ответов ученик получает “3”, за 9–10 – получает “4”, за 11–12 ответов получает “5”. | Выполняют тест и проводят взаимопроверку. Тест по биографии Достоевского и его творчеству. 1. Укажите годы жизни Ф. М. Достоевского.
2. В каком учебном заведении получил образование Ф. М. Достоевский?
3. Первый эпилептический припадок – начало тяжелой болезни – спровоцирован:
4. Достоевский был приговорен к смертной казни за то, что он был членом:
5. Какую книгу подарили каторжникам жены декабристов?
6. Сколько лет пробыл Ф. М. Достоевский на каторге и в ссылке?
7. Достоевский в заточении и на поселении не оставляет писательского труда. Назовите произведение, которое не связано с годами неволи:
8. Ф.М.Достоевский отбывал каторгу:
9. Как назывался журнал, который Ф. М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?
10. Укажите, какое из произведений не было написано Достоевским?
11. Укажите основную тему раннего творчества Ф. М. Достоевского.
12. Когда был опубликован роман “Преступление и наказание”?
| Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин. Познавательные: осуществлять анализ предложенного материала, умение структурировать, выделять существенную информацию. |
Рефлексия | 6. Групповая работа (5 мин). Организует процесс рефлексии 6.1 В начале занятия у нас оказался пустой слайд – не было эпиграфа. необходимо исправить эту оплошность. Задача –подобрать эпиграф и аргументировать свою точку зрения. Предложен ряд вариантов, но можно предложить свою версию. 6.2 Слайд 27. Эпиграфы к занятию: “Мир надо переделать, начнем с себя…”, “Сострадание есть главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества”, “Человек есть тайна… Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”, “Красота спасет мир”. | Самоконтроль процесса выполнения задания. Задача –подобрать эпиграф и аргументировать свою точку зрения. Предложен ряд вариантов, но можно предложить свою версию. 5.3 Работа в микрогруппах по 4–5 человек. Задача – предложить эпиграф и обосновать свой выбор. 5.4 Отчет о выполнении задания. | Личностные: выработка личностных смыслов. Коммуникативные: строить понятные высказывания, осуществлять рефлексию. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объясняет суть домашнего задания: стр.203-216 (составить тезисы, кластер по теме на выбор) | Получают домашнее задание: стр.203-216 (составить тезисы, кластер по теме на выбор). Задают вопросы на понимание. | Познавательные – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать. Коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Учебно-методический комплекс
Творчество великого писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского представляет собой один из самых оживленных перекрёстков мировой культуры. По произведениям Достоевского с...
Применение ЦОР на уроке литературы по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова"
Представлена работа по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроке литературы в 9 классе по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».Цель: показать преимущества использования ЦОР в ...
Технологическая карта урока биологии "Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем"
Предмет: биологияКласс: 8Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путемТип урока: изучение нового материала Цель урока: раскрыть различия между наслед...
Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь. Мировоззрение писателя.
Презентация знакомит с этапами жизненного и творческого пути писателя, его мировоззреческими позициями....
Технологическая карта урока английского языка на тему "Найди свой путь в аэропорту" для 5 класса.
Технологическая карта урока к УМК "Счастливый английский.ру" К.И, Кауфман, М.Ю. Кауфман....
Технологическая карта урока по обществознанию 6 класс тема: " На пути к жизненному успеху"
Технологическая карта урока по обществознанию 6 класс тема: " На пути к жизненному успеху"...
"Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского, урок в 10 классе
Урок литературы для учащихся 10 класса, урок с при менением метода "урок наоброт"...