План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
План-конспект урока литературы
Преподаватель: Куракина О.В.
Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Тема урока: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».
Цели и задачи:
Обучающая: раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; выяснить, какие взаимоотношения между Базаровым и Одинцовой, выдерживает ли Евгений испытание любовью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_dlya_sbornika.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы
Преподаватель: Куракина О.В.
Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Тема урока: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».
Цели и задачи:
Обучающая: раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; выяснить, какие взаимоотношения между Базаровым и Одинцовой, выдерживает ли Евгений испытание любовью.
Развивающая: умение формулировать ответы на вопросы и аргументировать их, уверенное владение текстом; развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки, способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательная:, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у них активную жизненную позицию.
Оборудование. Творческие работы учеников, презентация, проектор.
Тип урока: урок открытых мыслей.
Технология: использование новых информационных технологий.
Основные методы обучения.
Методы стимуляции и мотивации учения: методы эмоциональной стимуляции.
Методы организации и осуществления учебных действий:
словесный – беседа, чтение наизусть;
наглядный – репродукции картин;
аудиовизуальный - использование музыкальных произведений;
проблемный - индивидуальные задания, творческая работа.
Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля.
Подготовка к уроку
Учащиеся:
1. Прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Знать жанровое своеобразие психологического романа.
3. Индивидуальные задания: чтение наизусть сцены прощания, чтение по ролям, письмо Базарова к Одинцовой, записи из дневников.
Учитель:
1. Компьютерная презентация.
2. Проектор.
Ход урока.
I. Оргмомент: эмоциональный настрой учащихся.
- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.
II. Мотивационное начало. Выход на тему урока:
-Господа, будемте говорить о любви...
-Нет, зачем говорить о любви, а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы её назвали? Кто эта барыня?
-Вспомните, кому принадлежат эти слова. Где они произносятся и в какой сцене? (Кукшина и Базаров, в доме мадам Кукшиной)
Вопреки желанию главного героя романа И.С.Тургенева не говорить о любви, мы с вами сегодня на уроке об этом говорить будем.
И тема нашего урока будет звучать так: «Испытание любовью». (Записываем в тетрадь).
Любовь... Что это такое? Это то, о чем, хихикая, догадываются дети. Любовь - трепет, охватывающий молодых девушек, нежность и истома счастья. Любовь - вдохновляющая сила, домашний очаг, защищенность, теплая радость. Любовь - страсть, разрывающая душу в клочья, смертельная тоска... А может, любовь - тягостное разочарование, похмелье сумасшедшего увлечения, ржавчина ревности, обжигающий огонь жестокой неразделенности.
Любовь - самый яркий цветок в букете наших чувств, самые мощные силы, самые яркие эмоции, самые серьезные уроки жизни. Как выдерживает ваша душа это огненное испытание?
- Что есть любовь для вас?
III. Постановка проблемного вопроса.
Обращаю ваше внимание на высказывания известных русских и зарубежных писателей, философов о любви. Вы можете использовать их в ваших рассуждениях на уроке. И.С.Тургенева: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
- Болезнь любви неизлечима. А.С.Пушкин
- Известно, что пламенное чувство изъясняется кратко, но сильно. Г.Р.Державин
- Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Ф.М.Достоевский
- Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить. А.П.Чехов
- Да разве можно объяснить, почему кто-то в кого-то влюбляется? Р.Роллан
- Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил. Ж.Мольер
- Разлука для любви – что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Р.Бюсси
Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения? Что значит испытание? (Проверка).
-Что проверяется в человеке любовью? ( Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек!
-А кого в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев испытывает этим чувством? (Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, Аркадия, Фенечку, Катю, Базарова, Одинцову.)
Мы с вами говорили о Павле Петровиче, о его любви к княгине Р. К какому выводу пришли на уроке? Прошёл он испытание любовью? (как человек светский – нет: сломался, бросил к ногам княгини Р. всё: блестящее положение в обществе, службу, карьеру; как просто человек – да.)
Обратимся теперь к Базарову и Одинцовой.
Цель нашего урока - выяснить, какие взаимоотношения между ними? Выдерживает ли Евгений испытание любовью.
-Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну. Нарисуйте её словесный портрет. (Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения.)
-Какое впечатление производит Одинцова на Базарова? Вспомните его слова в её адрес. (Гл. 14 текста)
Тургенев пишет: «Аркадия покоробило от цинизма Базарова». Как это понять?
Базаров – пошлый человек? Циник?
Словарная работа.
Цинизм – пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство.
Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.
Примерные ответы ребят: Базаров не циник, не пошлый человек по отношению к женщинам. В силу своих убеждений он не может говорить по-другому, он – нигилист. Красивые слова не для него! В грубой форме Базаров выражает свои негрубые мысли о красоте женщины.
Итак, Базаров оказался неравнодушным к женской красоте, хотя считал себя противником всякой красоты.
- Кто же такая Одинцова, вызвавшая интерес Базарова и заставившая его «сконфузиться»? (Гл. 15)
Давайте представим себя в имении Анны Сергеевны – Никольском (см. иллюстрации) и понаблюдаем за гостями и хозяйкой дома.
15 дней гостили Базаров и Аркадий («Как по рельсам катишься...» – говорит Базаров Аркадию о жизни здесь.)
-Какие изменения вы замечаете в Базарове? Гл.27. ( Легко раздражается, говорит с неохотой, глядит сердито, не может усидеть на месте, проявляется небывалая прежде тревога, мало говорит с Аркадием, избегает его и даже как будто стыдится.)
-Давайте по тексту найдём описание странного поведения героя и объяснение ему. (Чтение отрывка учеником гл. 21)
-Что же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.)
-Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)
-Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает? (Шиллер: «Любовь возвышает великие души»)
Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее.
-Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви. Какая она у него?
( Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...)
Вспомним страницы романа, сцену объяснения в любви.
Чтение по ролям: «Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него...........Базаров закусил губы и вышел». Гл.18.
Кусали ли вы когда-нибудь себе губы? Попробуйте. Что чувствуете? Боль физическую, а какую боль чувствует Базаров? - душевную, сердечную. Если физическая боль проходит, то душевная - никогда, к ней просто привыкаешь и живёшь с ней.
Мы подошли к дневнику Базарова, к вашей творческой домашней работе.
--Что мог бы написать Евгений Васильевич после объяснения в любви Анне Сергеевне? Вам надо было «войти» в образ героя, через себя пропустить психологическое и эмоциональное состояние его, передать стиль, манеру изложения, употребив соответствующую лексику. Вы должны были почувствовать время, век, эпоху.
Чтение дневника Базарова.
Ненаписанное письмо Базарова к Одинцовой.
После сцены объяснения в любви, ночь тревожной была не только для Базарова, но и для Анны Сергеевны. Проанализируем её поведение.
- Что лежало в основе её отношений к Базарову?
Любопытство → заинтересованность → увлечение → любовь.
-Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова? Конец гл. 18.
(«Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете»).
Дневник Одинцовой поможет нам это понять. (Чтение творческих работ)
-Выдерживает ли испытание любовью эта героиня? (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)
«Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург Ж.Б.Мольер.
И всё же не будем столь суровы к ней. Вспомним одну из последних сцен романа – смерть Базарова. Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает.
-Почему?
- Вспомним сцену прощания героев.
Чтение отрывка из текста подготовленным учеником наизусть (музыка, свеча).
Так как же мы ответим на вопрос, заданный темой: выдерживает ли Базаров испытание любовью?
-Как нигилист – нет!
-Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.
Домашнее задание: творческая работа. Написать предсмертную записку Базарова Аркадию. Что бы в ней мы прочли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-проект по роману "Отцы и дети" « И если он называется нигилистом..."
Проект используется на уроке по теме: "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Творческая история. Смысл названия."...
Тема: "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". Нигилизм Базарова. Базаров и братья Кирсановы".
Урок по литературе для 10-х классов по теме "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети"....
тест по литературе. Роман "Отцы и дети"
тест по литературе для учащихся 10 классов поможет проверить знание текста и усвоенность материала...
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века.
В данном пособии представлен материал по темам: «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева», «Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы XIX века», «История создания и смысл названия...
Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.
Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? (Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, разв...
Тесты по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети", 10 класс
Тесты по творчеству писателя даны в нескольких вариантах...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...