Презентация к уроку литературы "Тема грозы в произведениях Л.Н. Толстого («Отрочество» — глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Как весел грохот летних бурь...»)".
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Ходкова Татьяна Александровна

Тема грозы в произведениях Л.Н. Толстого («Отро­чество» — глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Как весел грохот летних бурь...»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tema_grozy.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема грозы в произведениях Л.Н. Толстого («Отрочество» — глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)

Слайд 2

« Каждое художественное слово… тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений, объяснений » . Л.Н. Толстой. Эпиграф:

Слайд 3

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Гроза»?

Слайд 4

В ходе работы над этим произведением мы с вами пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души. - Итак, что мы знаем о грозе в литературе? Какая гроза у Л.Толстого? В.Набокова? А.Пушкина?

Слайд 5

Вопросы : Определите тему текста и её отражение в название главы. С чьей точки зрения представлена, как это выражено грамматически. Как отражается развитие происходящего в тесте во времени: что было сначала, потом и наконец. На какие части можно разделить текст. Выделите микротему каждой части. И ключевые образы. Как можно представить композицию повествования. Выделите в тексте слова и фразы, выражающие позицию героя повествователя, его чувства и оценку происходящего. Какими средствами создаётся описание (эпитеты, сравнение, метафоры).

Слайд 6

Гроза как властная, грозная стихия, в тоже время освещающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передачи состояния природы настроению человека – от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.

Слайд 7

Творческое задание Вы – туча. Что вы чувствуете?

Слайд 8

Проблема: Может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу?

Слайд 9

Синквейн учит определять своё отношение к рассматриваемой проблеме. 1строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5 строка – синоним ключевого слова (существительное). Способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах – важное умение.

Слайд 10

Гроза зарождается в темных грозовых облаках, или тучах, которые иногда собираются в небе в конце жаркого летнего дня. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. Искры у молнии очень горячие и очень быстро нагревают воздух. Он как будто взрывается с оглушительным грохотом! Этот грохот называется – гром.

Слайд 11

Домашнее задание: Написать этюд на тему «Гроза».

Слайд 12

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока литературы в 10 классе "Л.Н.Толстой"

Презентация содержит портреты писателя, опорный материал по роману "Война и мир"....

Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».

Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...

Презентация к уроку "Особенности стихотворного ритма произведений Ф.И.Тютчева о природе"

Презентация содержит иллюстрации и материал для анализа стиховорного ритма в стихотворениях Ф.И Тютчева "Как весел грохот летних бурь..." и "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора..."...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова.

Презентация к уроку литературы в 10 классе по  драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова....

«Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», « Есть в осени первоначальной…». 5 класс. Литература.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.Тема «Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», ...