урок литературы в 7 классе на тему: " Особенности образа грозы в повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Глава II – «Гроза»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе по повести Толстого Л.Н. "Отрочество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 48.59 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 632.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы. 7-й класс. " Особенности образа грозы в повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Глава II – «Гроза»
Горбунова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Вид урока :комбинированный .
Тип урока: формирование новых знаний.
Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая; словесный, практический – работа с текстами, составление кластера ,фронтальная работа, самостоятельная работа, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Оборудование урока: музыкальное сопровождение А.Вивальди «Гроза», компьютер,экран, мультимедийный комплекс; текст повести Л.Н.Толстой «Отрочество» 2 глава, презентация.
Цели урока:
- учебная: помочь учащимся выявить особенности образа грозы в повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Глава II – «Гроза» ; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе; научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст;
- развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
- воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе, родной природе.
Эпиграф:
«Каждое художественное слово… тем-то и
отличается от нехудожественного,
что вызывает бесчисленное множество мыслей,
представлений, объяснений».
Л.Н. Толстой.
Вопросы:
Определите тему текста и её отражение в название главы.
С чьей точки зрения представлена, как это выражено грамматически.
Как отражается развитие происходящего в тесте во времени: что было сначала, потом и наконец.
На какие части можно разделить текст. Выделите микротему каждой части. И ключевые образы.
Как можно представить композицию повествования.
Выделите в тексте слова и фразы, выражающие позицию героя повествователя, его чувства и оценку происходящего. Какими средствами создаётся описание (эпитеты, сравнение, метафоры).
Ход урока
I стадия. Вызов .Мозговой штурм.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки в связи с изучаемым материалом;
- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
- помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы.
- Вступительное слово учителя. Мы продолжаем знакомство с главами трилогии Л.Н.Толстого «Отрочество». И я предлагаю начать с прослушивания с музыки. ( Звучит музыка А.Вивальди «Гроза» , презентация слайдов на тему «Гроза» )
- Что это за музыка, как вы ее поняли, охарактеризуйте , подберите эпитеты. (Запись на доске: грозная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
В ходе работы над произведением Л.Н.Толстого «Отрочество» мы с вами пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.
– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами цель урока. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Особенности грозы. Формулирование обучающимися цели урока.)
ИТАК, цель нашего урока- выявить особенности образа грозы в повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
- Что мы знаем о грозе в литературе? Какая гроза у Л.Толстого?
-– Какие чувства испытывали вы, читая “Грозу”?
- Перечитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого?
Гроза как властная, грозная стихия, в то же время освежающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передачи состояния природы настроению человека – от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.
- Может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу?
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Гроза»?
Составление кластера «Гроза-это..»
Планируемые результаты | |
УУД | Предметные |
Коммуникативные- воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. | Знать содержание второй главы повести, приёмы композиционного анализа эпизода; уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.
|
2.Проверка результативности работы в группах. Стадия рефлексии (размышления). При этом учащиеся друг другу могут
задавать вопросы. В ходе анализа текста происходит смена слайдов.
Ответы учеников:
II стадия «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним)
Задачи:
- Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал:
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
- (методический прием -инсерт). 1.Прочитаем страницы, рассказывающие о грозе, и попробуем разобраться, как изображает художественный образ грозы Л.Н.Толстой.
Планируемые результаты | |
УУД | Предметные |
Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные – выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью. | Знать содержание второй главы повести, приёмы композиционного анализа эпизода; уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому. |
Информационные- поиск и выделение необходимой информации в тексте. Коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания, « удерживать» логику повествования Регулятивные- оценивать результаты деятельности ( своей, чужой) | Знать содержание второй главы повести, приёмы композиционного анализа эпизода; уметь анализировать эпизод, выяснять мотивы поступков героев, выявлять авторское отношение к изображаемому.
|
1.Анализ второй главы. Запись выводов в тетрадь.
Фронтальная беседа по вопросам:
-Почему именно так называется вторая глава повести ?
- В какой мере название главы отражает ее тему?
- С чьей точки зрения ведется повествование? Как это выражено грамматически?(форма 1 лица местоимений я, мы(=я и другие).
- Как отражается в повествовании развитие происходящего во времени: что было сначала, потом и наконец?
- На какие части можно разделить текст с точки зрения развития основной темы? Назовем микротему каждой части и ключевые образы.( 5 частей: 1абзац-«Предчувствие грозы»; ее микротема- состояние мира природы и человека в ожидании грозы; ключевые образы- солнце, пыль, томление и страх. 2 абзац-«Гроза надвигается».3,4,5абзацы-«Бричка сломалась». 4 часть (от слов «Тревожные чувства тоски и страха ..до слов за равномерным шумом дождя. Абзацы 6,7,8,9 и 10-«Гроза в разгаре» 5 часть заключительная «Но вот дождь становится мельче…»
-Попробуем проанализировать описания, развертывающиеся в выделенных частях; определим направленность описаний и средства художественной образности.
-Какими средствами задается направленность описания обстановки в выделенных частях ? Найдите слова и выражения, передающие состояние Николеньки и его оценочные характеристики.
-Какими средствами создаются ключевые образы? ( примеры эпитетов).
-Как эти образы развиваются. За счет чего пейзаж становится динамическим?(употребление глаголов наст.вр., указательная частица вот , эпитеты).
Задание группам: Выписать цветовые и звуковые эпитеты.
-Как изображается динамика грозового грома, какой он в начале и в конце 1 части?
Выразительное чтение 1 части
-Как развивается образ грозы во второй и третьей части? По какому принципу 3-я часть соотносится со 2-ой?(контраст).
Лексическая работа. Определите значение слова: «Контраст».
Задания группам: словесное рисование «Изменения, происходящие на земле и в небе во время грозы».
-Какую из этих частей можно назвать кульминационной и почему?
-Какую роль играет образ нищего?(усиливает чувство страха)
Устное рисование портрета нищего.
-Что этим образом хотел сказать автор?
-Как передается мощная власть грозы?
-Какими средствами изображается дождь?
Рассмотрим развитие образа грозы в последней части текста. Какой принцип лежит в основе соотнесения 4 и 5 частей?(зеркальный).
Лексическая работа. Определите значение термина: «Принцип зеркала».
Какие ключевые образы, какими средствами передается состояние природы и человека?
-Чьими глазами мы видим грозу?
- Какую роль играет эта глава в раскрытии состояния героя-повествователя?.
Ответы учеников: анализ эпизодов, выразительное чтение, запись выводов в тетрадь.
-Какой вы увидели грозу?(Гроза представлена как властная и грозная стихия, в то же время освежающая весь мир и человека.)
2.Обобщение.
-Какие чувства вызвала эта глава повести ?
– Как меняется состояние природы?
Исследуя текст, мы анализируем изображение, с одной стороны, состояния природы, с другой стороны, чувства Николеньки.
- Как меняются чувства мальчика?
– Как можно одним словом назвать состояние мальчика после грозы? (Счастье)
Учитель. Яркие впечатления, пережитые в детстве, отрочестве, как правило, запоминаются навсегда. Обыкновенный человек помнит их, переживает заново, а писатель, мастер слова, делится своими впечатлениям, и тысячи читателей, как и мы с вами, становимся соучастниками этих событий и переживаем вместе с героями. Толстой Л.Н.. Вивальди А.описали одно явление природы – грозу. Каждый увидел её по-своему. Сопоставление этих произведений искусства обогатило вас, приблизило к пониманию прекрасного.
Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг?(Использовал выразительные средства).
III.Рефлексия. (обобщение материала, подведение итогов)
Задачи:
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал
Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Ваши впечатления об уроке?
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия.
Планируемые результаты | |
УУД | Предметные |
Регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной ( неуспешной) деятельности. Коммуникативные – строить монологическое высказывание. |
Ваши впечатления об уроке?
На уроке мне …
На уроке я …
Своей работой на уроке я:
- доволен
- не совсем доволен,
Я недоволен, потому что…
А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн. Упражнение «Синквейн». Темы для синквейна
«Ученик» | «Урок» | «Лев Николаевич Толстой» |
Домашнее задание на выбор : Рассказ от лица героя или сочинение : « Каким я увидел Николеньку Иртеньева в главе «Гроза» .
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для урока в 7 классе по теме " Особенности природы южной, юго-западной и центральной Азии"
Данная презентация поможет сформировать у учеников понятия о нахождении данных регионов Евразии и познакомит с особенностями их природы....
Открытый урок в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни"
Заключительный урок по теме Health and body care в 6 классе по учебнику V И.Н. Верещагина и др. с презентацией...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
урок в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"
Данный урок знакомит с мифами и фактами, связанными со здоровьем и здоровым образом жизни, существующими в Великобритании....
План-конспект урока в 8 классе по теме "Особенности американского варианта английского языка".
Данный план-конспект содержит в себе основные цели урока, приводится используемый учебно-методический комплекс, описаны средства и методы обучения, расписан ход урока ....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."
Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы " Здоровый образ жизни"....