Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова.
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова.
Скачать:
Подписи к слайдам:
.
"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не
видали
, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.
"
хозяева
города
"
Как
появляются эти герои на сцене?
Драматург
использует сценический
прием подготовленного
появления
:
вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.
Кто
подготавливает их появление?
Кудряш
вводит Дикого,
Феклуша
-Кабаниху.
Докажите, что Кудряша можно считать "
зеркальным" образом
Дикого, а
Феклушу
- "зеркальным
" образом Кабанихи?
Задача урока
Д
ать
характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь
люди.
О
тветить
на вопрос: "Прав ли Добролюбов, называя этот город "темным царством"?
Задания для анализа
двух монологов
Кулигина
(д. 1,
явл
. 3; д. 3,
явл
. 3)
Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. – это принципы жизни в городе.
Заполните таблицу, выписав реплики героев, характеризующие их отношение к жизни
Дикой. Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.
Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.
Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Феклуша
. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.
Кулигин
. Лучше уж стерпеть.
Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.
Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.
«Хозяева жизни»
Жертвы
Итоги урока
Продолжите предложение: Город Калинов – это …
. Город Калинов --
это типичный город России второй половины XIX века.
Жизнь
в городе -- это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают "хозяевам жизни" право диктовать свою волю "жертвам". В правдивом показе такой жизни -- позиция автора, призывающая изменить ее
.
«Хозяева жизни» чувствуют , что старым устоям приходит конец, свежий воздух истории воспринимается как угроза. «Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены… до самых трагических последствий» (Н. А. Добролюбов.)
"Жестокие нравы, сударь, в нашем городе".
Драма "Гроза".
Город Калинов и его
обитатели.
Изображение "жестоких нравов" "темного царства".
Патриархальность, мертвая замкнутость, отгороженность от живой жизни.
Несамостоятельность, неразвитость мышления жителей города.
Дикие нравы, самодурство одних и притворная покорность других.
Основные черты «темного царства»
Среди долины
ровныя
, на гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб в могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый, один у всех в глазах,
Один, один, бедняжечка, как рекрут на часах.
Возьмите жемчуг, золото, все почести назад,
Мне родину, мне милую, мне милой дайте взгляд.
Почему «Гроза» начинается с песни?
Народная Песня,
которую поет
Кулигин
Система действующих лиц пьесы.
Изучите список действующих лиц пьесы. На какие группы их можно разделить?
Какую роль играют имена и фамилии персонажей?
Как можно интерпретировать эту не только географическую подробность, но и поэтический образ? Можно ли уловить какой-то намек на будущий конфликт драмы?
Возможность взлететь и упасть.
Декорация 1 действия.
высокий берег волги.
И. Левитан. Вечер. Золотой плёс.
Кабаниха
страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно.
Дикой
–
ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей
.
Сделайте Общий вывод о «хозяевах жизни». Кто страшнее: Дикой или Кабаниха?
Кабаниха. Вера Пашенная
Бла-алепие
, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина
.
Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе?
Прием
контраста
.
Каковы жители, обитающие здесь?
Жители
невежественны и
необразованны
, верят рассказам
Феклуши
, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3,
явл
. 1); о других странах (д. 2,
явл
. 1).
Калиновцы
верят, что Литва упала с неба (д. 4,
явл
. 1.), боятся грозы (д. 4,
явл
. 4).
Как можно оценить монологи
Феклуши
(д. 1,
явл
. 2; д. 3,
явл
. 1
)?
Каким предстает город в ее восприятии?
Где происходит действие пьесы?
С одной стороны, это вымышленный город, а с другой – это любой российский город тех лет.
Какова роль пейзажа?
Выносит действие на всероссийский простор; создает определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни
калиновцев
.
Начало 1 действия.
Головин А.Я. Эскиз декорации
Чем отличается от жителей города
Кулигин
?
Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова.
Кулигин
ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать
их.
Кулигин
предан традициям 18 века, следует просветительскому идеалу, воспетому Ломоносовым и Державиным, - действительность можно переделать убеждающим словом. В образе
Кулигина
воплотилось постоянное противоречие между идеалом и действительностью. Он привык дожидаться лучшего, а до этого смиряться с судьбой: «Лучше уж стерпеть». Он
одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума
.
Зачем в драму введён такой герой, как
Кулигин
, ведь он не движет сюжет, не влияет на события?
Герой-резонер, голос автора. Фокусирует в себе все противоречия жизни города.
Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках
?
О нем:
О ней:
Дикой
Кабаниха
"ругатель"; "как с цепи сорвался"
"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"
Он сам:
Она сама:
"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе - ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.
"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.
Вывод. Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми
Вывод. Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"
Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"
Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...
Презентация к уроку литературы. 11 класс. "Слово о Б.Лавреневе""
Презентация содержит материал по биографии и творчеству Б.Лавренева...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Презентация к уроку литературы 10 класс. Иван Сергеевич Тургенев: жизнь, судьба, творчество. 1 урок
Первый урок по изучению творчества И.С.Тургенева....