конспект урока по литературе 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)
В конспекте представлены основные этапы по изучению в 5 классе на уроке литературы основных родов и жаноров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Жанры и роды литературы. Жанровые особенности басни
Здравствуйте!
О чем говорили на прошлом уроке?
С каким событием связано появление древнерусской литературы?
Что такое летопись?
Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Все эти произведения можно разделить на три группы. На какие? Вспомните самый первый урок литературы в этом году. Найдите в тетради ответы на вопросы:
1.На какие три рода принято делить литературу? Эпос, лирика, драма.
2.Чем лирика отличается от эпоса? Лирика передаёт чувства и ощущения главного героя.
3.В чём особенность драмы? Драма предназначена для постановки на сцене.
Как будет звучать тема нашего урока? Роды и жанры литературы. Жанровые особенности басни
Задачи урока:
1.Вспомнить роды литературы.
2.Узнать, какие жанры принадлежат к какому роду литературы.
3.Выяснить, каковы особенности басни.
Роды литературы мы уже с вами вспомнили, но мы ничего не говорили о жанрах литературы.
Откройте учебник, прочитайте статью, ответьте на вопросы:
1.Кого нет в драматических произведениях? В них нет автора-повествователя или рассказчика.
2.Какие жанры включает в себя эпос? Рассказы, повести.
Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы делятся на три большие группы: эпос, лирика, драма.
Начертите таблицу у себя в тетради и попытайтесь распределить жанры литературы по колонкам: стихотворение, трагедия, рассказ, комедия, песня, повесть, роман, ода (торжественное стих-е, посвящённое кому-нибудь). Ученики работают в парах, затем мы проверяем.
Роды литературы
Эпос | Лирика | Драма |
рассказ, повесть, роман | Стихотворение, песня, ода (торжественное стих-е, посвящённое кому-нибудь) | трагедия, комедия |
Проверьте себя. Поднимите руки те, у кого всё получилось. Молодцы!
Предположите, куда бы вы определили басню.
Это произведение написано в стихах, но у него есть чёткий сюжет, как в любом прозаическом произведении.
Басня – это лиро-эпический жанр. Что это значит? Это значит, что басня сочетает в себе особенности лирики и эпоса.
Сделаем дополнение в нашей таблице.
Эпос | Лирика | Драма |
рассказ, повесть, роман | Стихотворение, песня, ода (торжественное стих-е, посвящённое кому-нибудь) | трагедия, комедия |
басня |
Басня близка фольклору и народной культуре, но всё-таки это жанр авторский. Сочинители народных сказок редко стремились к тому, чтобы явно поучать своих слушателей. Но с басней всё обстоит иначе. Басня – это и есть короткая поучительная история. Для того, чтобы мысль, заключённая в истории, была совершенно ясна читателям, её высказывают прямо: перед началом или в конце. Эта главная мысль басни называется моралью.
Одни басни написаны прозой, другие - стихами. Есть басни европейские, есть басни восточные. В Индии, например, издавна читают нравоучительные истории, которые вошли в древнюю книгу «Панчатантра».
По легенде, правитель Индии попросил мудреца образумить и наставить на путь истинный своих избалованных сыновей. Тогда мудрец и создал Панчатантру (пятикнижие) – сборник поучительных историй. Прочитав и обдумав их, царевичи не только сделались благородными людьми, но и научились искусству управлять государством. А Панчатантра разошлась по свету, её героев и сюжеты можно найти в литературе любого народа.
Каковы истоки басенного жанра?
Посмотрите видео и ответьте на вопросы:
1.Чьи басни были популярны в Древней Греции? Басни Эзопа.
2.Какой баснописец использовал сюжеты басен Эзопа? Жан де Лафонтен.
3.Что такое басня? Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
4.Из каких двух частей состоит басня? Повествовательная часть и мораль.
5.Что означает выражение «эзопов язык»? Иносказательный язык, полный намёков.
Далее использую приём «Интерактивная тетрадь». Выдаю ученикам шаблоны, они их разрезают, приклеивают в тетрадь, мы их заполняем. Шаблон пятиклассники будут делать медленно. Запланируйте на это минут 5.
Запишем выводы в схему.
Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. В то время басня существовала как вид устного творчества, лишь позднее, около 2 века до н.э., были записаны басни Эзопа, составившие сборник, предназначенный для учебных целей в риторических школах.
Об Эзопе известно очень много легенд.
Послушайте одну легенду и ответьте на вопросы:
1.Какое значение Эзоп придавал языку? Он считал, что язык – это самое лучшее, что есть у человека и самое худшее.
2.В чём проявлялась мудрость древнего баснописца? При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться. Нет ничего лучше языка. А что на свете хуже языка? Посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну.
3.Какие значения слова «язык» имел в виду Эзоп? Язык – средство общения.
Если у вас на уроке остаётся время, то можно прочитать басню Сумарокова.
Русская литература обратилась к басне в 17 веке. Жанр басни утвердил в русской поэзии А.П. Сумароков, смело вводивший в свои произведения народные выражения и пословицы. Видя вокруг себя проворовавшихся чиновников, невежественных дворян, поэт яростно обличает их.
Прочитайте басню Сумарокова «Кокушка» и ответьте на вопросы:
1.Кто главные герои басни? Кукушка и грач.
2.Откуда прилетел грач? Из города.
3.Кукушка спрашивает грача о песнях соловья, жаворонка, скворца, но о чьих песнях на самом деле хочет узнать Кукушка? Она хочет узнать, что говорят о её песнях.
4.Почему Грач про песни Кукушки не вспоминает? Её творчество никому не известно. Видимо, её песни никому не нравятся.
5.Как характеризуют Кукушку её слова, завершающие басню? Она считает, что раз её песни людям не нравятся, значит, они не умеют ценить настоящее искусство. Бессмысленно ждать от них похвалу, лучше придумать её самостоятельно.
6.Какой порок осуждает баснописец? Самолюбие, гордыню. У Кукушки не было таланта, но она хотела незаслуженно слушать похвалу.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.Почему басни, которые написаны так давно, до сих пор актуальны?
2.Каковы особенности басни?
3.Какое задание вам понравилось больше всего?
Домашнее задание: прочитать басню Сумарокова «Кокушка» и басню Дмитриева «Муха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....