Внеклассное мероприятие «Стихи мои! Свидетели живые…»
методическая разработка по литературе (7 класс)
Цели:
Образовательные:
1)продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова;
2)обогащение знаний учащихся.
Развивающие:
1)развитие выразительности речи;
2)выработка умения публичного выступления.
Воспитательные:
1)воспитание культуры чтения;
2)привитие интереса к русской литературе.
Оборудование: выставка книг Н. А. Некрасова, портрет Н. А. Некрасова, записи произведений, карточки для игры и викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyat._nekrasov1.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Стихи мои! Свидетели живые…»
Цели: Образовательные: 1)продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова; 2)обогащение знаний учащихся. Развивающие: 1)развитие выразительности речи; 2)выработка умения публичного выступления. Воспитательные: 1)воспитание культуры чтения; 2)привитие интереса к русской литературе. Оборудование: выставка книг Н. А. Некрасова, портрет Н. А. Некрасова, записи произведений, карточки для игры и викторины.
Ход мероприятия.
ЭПИГРАФ (на доске)
Стихи мои! Свидетели живые за мир пролитых слез! Родитесь вы в минуты роковые Душевных гроз И бьетесь о сердца людские, Как волны об утес.
1 ведущий. И.С. Тургенев писал ему: «Твоя жизнь именно из тех, которые … должны быть рассказаны – потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется. Сегодня и мы с вами услышим о жизни Н.А. Некрасова, рассказанной нам его биографами и им самим в его произведениях.
2 ведущий. 10 декабря 1821 года родился русский поэт Н.А.Некрасов. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»,- говорил поэт.
1 ведущий. И сегодня в этом зале будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.
2 ведущий. Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жен декабристов и тяжелая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.
1 ведущий. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове Каменец - Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, когда сыну исполнилось 3 года, поселился навсегда в своем родовом ярославском имении Грешнево. Грешнево находится неподалеку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь в деревне, поэт провел все свое детство.
2 ведущий. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги». Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой – столбовая Ярославско - костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим людом, переходившим из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. Ребята жадно слушали рассказы этих бывалых людей:
Чтец Под наши густые, старинные вязы
1 ведущий. Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства. Любовь к полям и лесам своей родины, к ее весеннему «зеленому шуму» тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Он горячо восхищался родной ярославской природой, красотой ее земных просторов:
1 ведущий. На уроках литературы вы уже знакомились с биографией Некрасова. Давайте немного посоревнуемся.
ВИКТОРИНА "БИОГРАФИЯ ПОЭТА" 1. Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова. ОТВЕТ . Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге. 2 . Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца. ОТВЕТ . От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком. 3. А какая страсть досталась семейству Некрасовых от прапрадеда Некрасова Якова Ивановича? ОТВЕТ. От Якова Ивановича прослеживается наследственная некрасовская страсть - карты. В результате его сыну Алексею досталось только одно - и последнее - рязанское имение. 4 . Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение? ОТВЕТ. Ярославская гимназия 5. Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь "угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы"? Кто она? ОТВЕТ. Это мать Некрасова. 6 . Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года? ОТВЕТ. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал "Современник" 7 . В чьем обществе любил подолгу бывать Некрасов? ОТВЕТ. В обществе крестьянских ребятишек 8 . Какую карьеру хотел отец Некрасова для своего сына? ОТВЕТ. Он хотел, чтобы сын поступил в военную школу (в Дворянский полк) 9 . Некрасов так писал в одном из своих стихотворений: Когда ещё всё в мире спит: - О какой реке говорится в этом стихотворении? ОТВЕТ . О реке Волге. 10. В поэме "Мать" Некрасов пишет о такие строки: Я отроком покинул отчий дом. - О каком городе идет речь? ОТВЕТ. О Петербурге. 11. Назовите давнее увлечение Н.А.Некрасова, к которому он пристрастился ещё в детстве и пронёс через всю жизнь? ОТВЕТ. Охота. 12. В 1846 году поэтом написано стихотворение, в котором он великолепно описывает этот вид охоты. Назовите это стихотворение? ОТВЕТ. Стихотворение "Псовая охота". 13. В каком стихотворении Встреча с голодным и оборванным мальчиком на пустынной проезжей дороге напомнила Некрасову об одном "архангельском мужике". О ком идет речь? И почему? ОТВЕТ. Эта встреча напомнила Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова. великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился.
2 ведущий. Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал: О милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я. любит крестьянских детей…
Чтец (отрывок из стихотворения «Саша»). Чтец (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Однажды. в студеную зимнюю пору).
1ведущий. Так и видишь этого шестилетнего мальчика, важного и гордого. Им любуется поэт и говорит о нем с доброй улыбкой.
2ведущий. Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного, оборванного мальчишку, в руках которого были книжки. Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», М.В.Ломоносова.
Чтец (стихотворение «Школьник»). Чтец (стихотворение «Несжатая полоса»).
2 ведущий. Слушаешь стихотворение «Несжатая полоса» и понимаешь, что это очень личные стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя.
1 ведущий. Образ «несжатой полосы» обретает у Некрасова переносный смысл: это и крестьянская нива, и «нива» писательского труда, тяга к которому у большого поэта сильнее смерти.
2 ведущий. Давайте теперь поиграем. Игра "ТРУДНЫЕ СЛОВА". Задание - дать объяснение выделенным словам
ОТВЕТЫ. Карточка 1.
ОТВЕТЫ. Карточка 2.
ОТВЕТЫ. Карточка 3.
ОТВЕТЫ. Карточка 4.
2 ведущий. Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье. Прослушивание аудиозаписи отрывка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1 ведущий. По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники. Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, деревенские торговцы. Это герои поэмы «Коробейники».
Звучит песня «Коробушка».
1 ведущий. В центре многих произведений Некрасова-образ русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия. Чтец (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
2 ведущий. «Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым грубым колесом».
Звучит романс «Тройка».
1 ведущий. Опять бесконечная тянется дорога, «проторенная цепями», и по ней в мерзлой кибитке спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина.
Чтец (отрывок из поэмы «Русские женщины»).
1 ведущий. О чем бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжелой доле пахаря-все стихи поэта о России.
2 ведущий. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
1 ведущий. Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».Глава «Русь»-одно из самых бодрых и радостных стихотворений Некрасова. Это одно из самых современных стихов поэта.
2 ведущий. В нем величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера. 1 ведущий. В нем-трагедии и беды, войны и поражения, ошибки вождей, террор, лагеря, катастрофы и стихийные бедствия.
2 ведущий. Но главное в этом стихотворении- вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.
1 ведущий. Ты к нам приходишь через бездну лет. По-прежнему язвительный и нежный, Мятежный и трагический поэт.
2 ведущий: В 1876 году Некрасов тяжело заболел. Болезнь его была смертельна. Некрасов знал, что дни его сочтены, и поэтому трудился, превозмогая болезнь. «Ведь каждый день может оказаться последним», - говорил он. Кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая так и осталась незаконченной, поэт создает цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога о народе: Чтец Что ни год – уменьшаются силы, 1 ведущий. Умер Некрасов 8 января 1878 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову – студенты», «Бессмертному певцу народа» , «Слава печальнику горя народного» и др. Гроб несли на руках до самого Новодевичьего монастыря, добрых восемь верст: Много истратят задора горячего Все над могилой моей. Родина милая, сына лежачего Благослови, а не бей!.. Как человека забудь меня - частного, Но как поэта - суди... И не боюсь я суда того строгого Чист пред тобою я, мать. В том лишь виновен, что многого, многого Здесь мне не дали сказать...
2 ведущий. Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его , помочь в нужную минуту.
1 ведущий. Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в ее великое будущее.
Звучит романс на стихи Некрасова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Стихи мои - свидетели живые", день памяти А.С.Пушкина
Сценарий литературной композиции,сопровождающейся мультимедийной презентацией.Может быть использована в день памяти А.С.Пушкина(10 февраля) или на мероприятии, посвященном его творчеству.....
Внеклассное мероприятие "Чествуем погибших и живых"
Мероприятие, посвященное празднованию Великой Победы....
Внеклассное мероприятие на тему: «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир!»
Внеклассное мероприятие...
Сценарий открытого внеклассного мероприятия "Стихи и песни Великого подвига"
Мы благодарны русскому народу за Победу! Искусство боролось за независимость нашей Родины....
Литературно-музыкальная композиция посвящённая 195летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые...»
Литературно-музыкальная композиция посвящённая 195летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые...»...
Статья "Стихи Джалиля - свидетели его борьбы и мужества"
Моя статья, опубликованная в сборнике материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции "Сулеймановские чтения". "Сулеймановские чтения" - значимое событие культурной и ...
внеклассное мероприятие" Стихи мои!Свидетели живые..."
Стихи мои! Свидетели живыеза мир пролитых слез!Родитесь вы в минуты роковыеДушевных грозИ бьетесь о сердца людские,Как волны об утес....