Внеклассное мероприятие на тему: «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир!»
методическая разработка по русскому языку на тему
Внеклассное мероприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklasnoe_meropriyatie_poymi_zhivoy_yazyk_prirody.docx | 41.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие на тему:
«Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир!»
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, ответственности за судьбу родной земли.
Задачи:
- образовательная: расширить знания о природе;
- развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
- коррекционная: коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.
Оборудование: компьютер, презентация, круги (желтые, красные, зеленые) для игры «Экологический светофор», атрибуты к конкурсам, музыкальное сопровождение к инсценировке, картинки деревьев, бабочек, цветов, животных, мультфильм о природе.
Оформление на доске:
Эпиграф:
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
Ход мероприятия:
- Психологический настрой.
II. Учитель:
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. Итак, мы начинаем! А начать это мероприятие я предлагаю с просмотра маленького музыкального клипа «О природе». (Слайд №1)
- Посмотрев клип, ответьте мне на вопрос: какова тема нашего сегодняшнего мероприятия? (Слайд №2)
Учитель: (Слайд №3)
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Игра «Пазлы» - природа. (Слайд №4)
- Составьте картины родной природы.
Учитель:
-Сегодня мы постараемся выяснить и ответить на вопрос: «Зачем же надо любить и беречь природу».
-Посмотрите на доску. Эпиграфом нашего мероприятия будут слова известного поэта Е.Евтушенко: (Слайд №5)
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
К этому эпиграфу мы еще вернемся в конце нашего мероприятия и более подробно остановимся на нем.
-А сейчас продолжаем. Все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.
Кластер. (Слайд №6)
- Определите, какие природные объекты связаны с сушей, а какие с водой.
Ученик:
Смотрю на глобус - шар земной. (Серов.Ю)
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги».
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек».
Тебе мы верим, не солги,
«Ты береги нас, береги».
Учитель:
-Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна! Посмотрите! Что находится вокруг?
Ученик:
Небо светло-голубое, (Докучаев И.)
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг - природа!
Учитель:
- Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда, мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать).
III. «Мы твои друзья, Природа!» (проблемные ситуации) (Слайд №7)
Учитель:
- Сейчас мы с вами разберем несколько ситуаций (класс делится на 2 группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают свои мысли).
1 группа:
«Отправляясь, в гости к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете?»
2 группа:
«Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу, которая от потери сока может погибнуть. Что будете делать?»
Учитель:
-Молодцы, ребята, вы все ответили правильно!
Учитель: (Слайд №8)
-Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна, непохожа и разнообразна природа в любой точке нашего земного шара. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.
Жалобная книга природы. (Слайд №9 – 12)
Бурное развитие промышленности привело к резкому возрастанию количества всевозможных отходов и к массовому загрязнению рек, морей и океанов такими веществами, которых природа никогда не знала: нефтепродуктами, солями тяжелых металлов, а также и простым обыкновенным мусором. Посмотрите, пожалуйста, что же однажды произошло в лесу.
IV.Сценка «Разноцветная река». (Сальников.И, Бадьев С., Болталова А.)
(Слайд №13-14)
Звучит музыка (звуки природы – пение птиц), выходят мальчик и девочка, держатся за руки.
Вика: Паша, посмотри, как вокруг красиво!
Паша: Да, очень красиво в лесу, а пахнет как приятно, травами, цветами. (музыкальное сопровождение – звуки ручья).
Вика: Тихо! Слышишь?
Паша: Речка рядом! Бежим купаться!
На сцене появляется импровизированная река.
Паша собирается зайти в реку. Вика останавливает его.
Вика: Стой, Паша. Подожди! (звучит тревожная музыка).
Из реки выходит Кикимора – грязная, в мусоре. Кикимора плачет.
Кикимора: Дети, не надо купаться в этой речке.
Вика (прячется за спиной Паши): Кто вы?
Кикимора: Я Кикимора, живу в реке. Что вы на меня смотрите подозрительно? Кикиморы ведь тоже разные бывают. Я – чистокровная Кикимора! То есть люблю чистоту, порядочек чтоб во всем был. А что тут? Раньше речка была чистой, прозрачной. Люди набросали в нее мусора. Теперь вода в ней мутная, грязная: ни постирать, ни воды испить, ни искупаться! Вода становится мертвой…Беда….Ох, беда!
Звучит тревожная музыка. Кикимора уходит, плачет.
Вика: Что же делать? Как помочь?
Паша: Мы очистим речку, и она снова станет чистой!
Педагог предлагает ребятам помочь Вике и Паше очистить реку.
Игра «Помоги очистить реку от мусора». Две команды собирают мусор и кидают его в мусорные вёдра. (Слайд №15)
Дети убирают из реки фантики, коробочки, бумажки, крышки, и река становится чистой.
Звучит музыка.
Выбегает Кикимора.
Кикимора: Спасибо, милые дети! Теперь вода в реке чистая! Можно и купаться, и нырять, и стирку начать! Побегу я, ребятки, до встречи!
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, речка, которую вы очистили от мусора, одна на земле?
Ответы детей.
Учитель:
- Мы с вами можем как-нибудь помочь водоемам? Каким образом?
Ответы детей.
Учитель:
-Все, что вы говорите, верно, ребята. Люди могут помочь природе. Главное, чтобы у каждого человека было желание сохранить это великое богатство.
Задание «Сложи правильно костёр». (Слайд №16)
- Когда люди активно отдыхают на природе, то часто жгут костры. Командам даются схемы, как сложить костёр правильно. Команды должны правильно по данной им схеме сложить костёр.
- Дополнительный бонус для команд. Костёр нужно не только правильно разжечь, но и потушить. Ответьте на вопрос: как правильно потушить костёр?
(Слайд №17)
- Разрушая природу, человек и сам может пострадать. Поняв это, люди во всём мире задумались, как сохранить Землю. Поэтому в 1948 году был создан Международный союз охраны природы. Учёные разных стран составили списки исчезающих животных и растений и в 1963 году издали Международную Красную книгу. Хранится эта книга в швейцарском городе Морже, в неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.
Красный цвет книги означает сигнал опасности. Он, как и красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть. И гибель их будет на нашей совести.
IV. Игра «Экологический светофор» (Слайд №18)
Учитель:
- Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.
Красный свет - природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый - как красиво!
Скажет лес тебе «спасибо!»
Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе. Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения. Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.
Учитель:
Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (Желтый свет)
* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (Красный свет)
* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (Красный свет)
* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (Красный свет)
* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (Зеленый свет)
* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (Зеленый свет)
* Сачок для ловли бабочек. (Красный свет)
* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (Желтый свет)
Учитель:
-Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить природе!
Музыка «Звуки леса» (Слайд №19)
- Ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Игра «Узнай птицу по голосу» (Слайд №20-28)
А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, а кто это идет? Да это лесные гномики? (Слайд №29)
(Выходят гномики в колпачках)
- Здравствуйте, гномики! А зачем вы сюда пришли?
- Мы пришли, чтобы познакомить ребят с правилами, которые вы все должны соблюдать, чтобы сохранить нашу матушку природу!
(Гномики перечисляют и показывают картинки с правилами)
Правила.
- Не разоряйте птичьи гнёзда.
- Не разоряйте муравейники. Муравьи лесные санитары.
- Не забирайте из леса домой животных и птиц.
- Не ловите бабочек и стрекоз. Они украшают нашу землю.
- Не рвите полевые цветы. Они украшают поля и луга.
- Не шумите в лесу. У леса музыка своя.
- Не разжигай костер в лесу без взрослых. Это может привести к пожару.
- Не оставляй мусор в лесу. Мусор тут в лесу чужой, забери его с собой.
- Не шумите в лесу. У леса музыка своя.
- Не бейте стекло в лесу. Это опасно для людей и животных.
- Не вырезайте надписи на деревьях. Так жестоко поступать, нельзя деревья обижать.
- Не вырывайте кустарники с корнем. Нежно ягодки сорви, а куст - оставь, побереги.
Учитель:
-Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета - Земля, зависит от каждого из нас - людей.
(Слайд №30)
Сейчас мы проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок,
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Ученик: (Подопригора А.)
Давайте, люди, дружить друг с другом.
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
VII. Творческое задание «Строительство лесного дома» (Слайд №31)
Учитель:
-Большую территорию нашей страны занимают леса. Русский лес очень красив в любое время года и в любую погоду. С самого раннего детства он входит в жизнь человека как таинственный волшебник, добрый и надежный друг. Он постоянный спутник русских сказок и былин, соучастник нашей богатой истории.
Лес, это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. Лес – это дом, в котором живут: животные, птицы, насекомые, травы, цветы, грибы, ягоды, мхи, лишайники.
-Я предлагаю вам сейчас построить такой лесной дом у нас в классе.
(Выходят по два ученика из каждого класса и на большом листе ватмана строят лесной дом, используя картинки деревьев, насекомых, зверей, птиц и т.д.)
(под песню «Чудесный лес»)
Учитель: - Ребята, посмотрите, какая получилась красота!
VIII.Заключительная беседа « Убивай зверей внутри себя»
Учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске:
- Это строки поэта Евгения Евтушенко.
- О чем говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить природу, что нельзя убивать зверей)
- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете?(это жадность, глупость, злоба, трусость, подлость, бездушие...)
- Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.
Мультфильм «Мальчик и Земля» (Слайд №32)
-А закончат наше мероприятие ребята такими словами: (выходят два ученика):
1. Есть просто храм, есть храм науки, (Брыксин А.)
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
2. Мы хотим, чтоб птицы пели, (Грязев М.)
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"
Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).ВведениеФорма проведения: устный журнал (час общения).Место ...
Внеклассное мероприятие на тему "Встреча двух языков"
Интегрированное мероприятие для 5-8 классов...
Материалы для внеклассного мероприятия по теме: "Проблема взаимоотношения двух суверенных начал: общества и природы"
Проблема взаимоотношений в системе «Человек – Природа- Цивилизация» относится к числу вечных философских проблем. Является, по сути, неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней ...
Внеклассное мероприятие по математике "Пойми меня" в 8 классе.
Игра "Пойми меня" как версия современной игры alias с математическими терминами....
Методическая разработка Внеклассного мероприятия на тему: "Афганистан-живая память"
Методическая разработка Внеклассного мероприятия на тему: "Афганистан-живая память"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Турнир юных знатоков природы»
laquo;Турнир юных знатоков природы»Экологическое образование и воспитание в школе нацелено на формирование высокой культуры поведения детей в окружающей среде, повышение уровня их сознательност...