Цели: Образовательные: 1)продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова; 2)обогащение знаний учащихся. Развивающие: 1)развитие выразительности речи; 2)выработка умения публичного выступления. Воспитательные: 1)воспитание культуры чтения; 2)привитие интереса к русской литературе. Оборудование: выставка книг Н. А. Некрасова, портрет Н. А. Некрасова, записи произведений, карточки для игры и викторины. Ход мероприятия. ЭПИГРАФ (на доске) Стихи мои! Свидетели живые за мир пролитых слез! Родитесь вы в минуты роковые Душевных гроз И бьетесь о сердца людские, Как волны об утес. 1 ведущий. В этом году мы отмечаем 200 лет со дня рождения Н.А. Некрасова. И.С. Тургенев писал ему: «Твоя жизнь именно из тех, которые … должны быть рассказаны – потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется. Сегодня и мы с вами услышим о жизни Н.А. Некрасова, рассказанной нам его биографами и им самим в его произведениях. 2 ведущий. 10 декабря 1821 года родился русский поэт Н.А.Некрасов. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»,- говорил поэт. 1 ведущий. И сегодня в этом зале будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой. 2 ведущий. Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жен декабристов и тяжелая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России. 1 ведущий. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове Каменец - Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, когда сыну исполнилось 3 года, поселился навсегда в своем родовом ярославском имении Грешнево. Грешнево находится неподалеку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь в деревне, поэт провел все свое детство. 2 ведущий. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги». Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой – столбовая Ярославско - костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим людом, переходившим из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. Ребята жадно слушали рассказы этих бывалых людей: Чтец Под наши густые, старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турку, про чудных зверей.. Рабочий расставит, разложит снаряды – Рубанки, подписки, долота, ножи: «Гляди, чертенята!» А дети и рады Как пилишь, как лудишь – им все покажи, Случалось, тут целые дни пролетали, Что новый прохожий, то новый рассказ. 1 ведущий. Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства. Любовь к полям и лесам своей родины, к ее весеннему «зеленому шуму» тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Он горячо восхищался родной ярославской природой, красотой ее земных просторов: 1 ведущий. На уроках литературы вы уже знакомились с биографией Некрасова. Давайте немного посоревнуемся. ВИКТОРИНА "БИОГРАФИЯ ПОЭТА" 1. Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова. ОТВЕТ . Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге. 2 . Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца. ОТВЕТ . От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком. 3. А какая страсть досталась семейству Некрасовых от прапрадеда Некрасова Якова Ивановича? ОТВЕТ. От Якова Ивановича прослеживается наследственная некрасовская страсть - карты. В результате его сыну Алексею досталось только одно - и последнее - рязанское имение. 4 . Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение? ОТВЕТ. Ярославская гимназия 5. Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь "угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы"? Кто она? ОТВЕТ. Это мать Некрасова. 6 . Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года? ОТВЕТ. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал "Современник" 7 . В чьем обществе любил подолгу бывать Некрасов? ОТВЕТ. В обществе крестьянских ребятишек 8 . Какую карьеру хотел отец Некрасова для своего сына? ОТВЕТ. Он хотел, чтобы сын поступил в военную школу (в Дворянский полк) 9 . Некрасов так писал в одном из своих стихотворений: Когда ещё всё в мире спит: И алый свет едва скользит По бледно-голубым волнам, Я убегал к родной реке". - О какой реке говорится в этом стихотворении? ОТВЕТ . О реке Волге. 10. В поэме "Мать" Некрасов пишет о такие строки: Я отроком покинул отчий дом. (За словом я в столицу торопился.) В шестнадцать лет я жил своим трудом И между тем урывками учился. - О каком городе идет речь? ОТВЕТ. О Петербурге. 11. Назовите давнее увлечение Н.А.Некрасова, к которому он пристрастился ещё в детстве и пронёс через всю жизнь? ОТВЕТ. Охота. 12. В 1846 году поэтом написано стихотворение, в котором он великолепно описывает этот вид охоты. Назовите это стихотворение? ОТВЕТ. Стихотворение "Псовая охота". 13. В каком стихотворении Встреча с голодным и оборванным мальчиком на пустынной проезжей дороге напомнила Некрасову об одном "архангельском мужике". О ком идет речь? И почему? ОТВЕТ. Эта встреча напомнила Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова. великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. 2 ведущий. Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал: О милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я. любит крестьянских детей… Чтец (отрывок из стихотворения «Саша»). Чтец (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Однажды. в студеную зимнюю пору). 1ведущий. Так и видишь этого шестилетнего мальчика, важного и гордого. Им любуется поэт и говорит о нем с доброй улыбкой. 2ведущий. Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного, оборванного мальчишку, в руках которого были книжки. Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», М.В.Ломоносова. Чтец (стихотворение «Школьник»). Чтец (стихотворение «Несжатая полоса»). 2 ведущий. Слушаешь стихотворение «Несжатая полоса» и понимаешь, что это очень личные стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя. 1 ведущий. Образ «несжатой полосы» обретает у Некрасова переносный смысл: это и крестьянская нива, и «нива» писательского труда, тяга к которому у большого поэта сильнее смерти. 2 ведущий. Давайте теперь поиграем. Игра "ТРУДНЫЕ СЛОВА". Задание - дать объяснение выделенным словам Карточка 1. "С старым Мазаем я бил дупелей". "Начал частенько Мазай пуделять". ("Дедушка Мазай и зайцы") "Вижу я в котомке книжку". Там уж поприще широко: Знай работай, да не трусь. ("Школьник") |
ОТВЕТЫ. Карточка 1. - Дупеля - болотные птицы из семейства бекасов.
- Пуделять - промахиваться при стрельбе.
- Котомка - так в старину называли сумку, носимую за плечами.
- Поприще - пространство, место, приспособленное для бега, скачек, борьбы, игр; область деятельности.
Карточка 2. - "Пишу мои вирши..."
- " Кто тащит на пожню ведёрко кваску..."
- "В снопы перевяжут, на ригу свезут,
- Просушат, колотят-колотят цепами..."
- "И дровни, и хворост, и пегонький конь".
("Крестьянские дети") |
ОТВЕТЫ. Карточка 2. - Вирши - стихи.
- Пожня - жнивье (поле, где сжат, убран хлеб) или луг.
- Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.
- Цепы - цеп - ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било - тяжёлую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зёрна из колосьев.
Карточка 3. "Много видел на тракту Генералов строгих..." "Дело под вечер, зимой, И морозец знатный". ("Генерал Топтыгин") |
ОТВЕТЫ. Карточка 3. - Тракт - большая проезжая дорога.
- Знатный - здесь, сильный.
Карточка 4. Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам . "Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролётной прожорливой птицы..." ("Несжатая полоса") "А старший с важностью спросил, Кубарь пуская перед нею..." ("Соловьи") |
ОТВЕТЫ. Карточка 4. - Станицы - здесь, стая птиц.
- Кубарь - волчок, пустой шар на ножке, который дети спускают для потехи. Зовут кубарем и вертушку, погоняемую плёткою; пускаемое из рук веретёнце зовут - юла.
2 ведущий. Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье. Прослушивание аудиозаписи отрывка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 1 ведущий. По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники. Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, деревенские торговцы. Это герои поэмы «Коробейники». Звучит песня «Коробушка». 1 ведущий. В центре многих произведений Некрасова-образ русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия. Чтец (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). 2 ведущий. «Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым грубым колесом». Звучит романс «Тройка». 1 ведущий. Опять бесконечная тянется дорога, «проторенная цепями», и по ней в мерзлой кибитке спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина. Чтец (отрывок из поэмы «Русские женщины»). 1 ведущий. О чем бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжелой доле пахаря-все стихи поэта о России. 2 ведущий. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! 1 ведущий. Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».Глава «Русь»-одно из самых бодрых и радостных стихотворений Некрасова. Это одно из самых современных стихов поэта. 2 ведущий. В нем величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера. 1 ведущий. В нем-трагедии и беды, войны и поражения, ошибки вождей, террор, лагеря, катастрофы и стихийные бедствия. 2 ведущий. Но главное в этом стихотворении- вера в великое будущее России, любовь к русскому народу. 1 ведущий. Ты к нам приходишь через бездну лет. По-прежнему язвительный и нежный, Мятежный и трагический поэт. 2 ведущий: В 1876 году Некрасов тяжело заболел. Болезнь его была смертельна. Некрасов знал, что дни его сочтены, и поэтому трудился, превозмогая болезнь. «Ведь каждый день может оказаться последним», - говорил он. Кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая так и осталась незаконченной, поэт создает цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога о народе: Чтец Что ни год – уменьшаются силы, Ум ленивее, кровь холодней… Мать – отчизна! Дойду до могилы, Не дождавшись свободы твоей! Но желал бы я знать, умирая, что стоишь ты на верном пути, Видит ветреный день впереди: Чтобы ветер родного селенья Звук единый до слуха донес, Под которым не слышно кипенья Человеческой крови и слез. 1 ведущий. Умер Некрасов 8 января 1878 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову – студенты», «Бессмертному певцу народа» , «Слава печальнику горя народного» и др. Гроб несли на руках до самого Новодевичьего монастыря, добрых восемь верст: Много истратят задора горячего Все над могилой моей. Родина милая, сына лежачего Благослови, а не бей!.. Как человека забудь меня - частного, Но как поэта - суди... И не боюсь я суда того строгого Чист пред тобою я, мать. В том лишь виновен, что многого, многого Здесь мне не дали сказать... 2 ведущий. Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его , помочь в нужную минуту. 1 ведущий. Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в ее великое будущее. . |