внеклассное мероприятие" Стихи мои!Свидетели живые..."
методическая разработка (8 класс)

Умрихина Оксана Николаевна

Стихи мои! Свидетели живые

за мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения А. Н. Некрасова

 

 

 

«Стихи мои! Свидетели живые…»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

учитель русского языка и литературы

Умрихина О.Н. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

Образовательные:

1)продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова;

2)обогащение знаний учащихся.

Развивающие:

1)развитие выразительности речи;

2)выработка умения публичного выступления.

Воспитательные:

1)воспитание культуры чтения;

2)привитие интереса к русской литературе.

Оборудование: выставка книг Н. А. Некрасова, портрет Н. А. Некрасова, записи произведений, карточки для игры и викторины.

 

Ход мероприятия.

 

ЭПИГРАФ (на доске)

 

Стихи мои! Свидетели живые

за мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

 

1 ведущий.

В этом году мы отмечаем 200 лет со дня рождения Н.А. Некрасова.

И.С. Тургенев писал ему: «Твоя жизнь именно из тех, которые … должны быть рассказаны – потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется.

Сегодня и мы с вами услышим о жизни Н.А. Некрасова, рассказанной нам его биографами и им самим в его произведениях.

 

2 ведущий.

10 декабря 1821 года родился русский поэт Н.А.Некрасов. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»,- говорил поэт.

 

1 ведущий.

И сегодня в этом зале будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.

 

2 ведущий.

Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жен декабристов и тяжелая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.

 

1 ведущий.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове Каменец - Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, когда сыну исполнилось 3 года, поселился навсегда в своем родовом ярославском имении Грешнево.  Грешнево находится неподалеку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь в деревне, поэт провел все свое детство.

 

2 ведущий.

 При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги».

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой – столбовая Ярославско - костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим людом, переходившим из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. Ребята жадно слушали рассказы этих бывалых людей:

 

Чтец

Под наши густые, старинные вязы 
На отдых тянуло усталых людей. 
Ребята обступят: начнутся рассказы 
Про Киев, про турку, про чудных зверей.. 
Рабочий расставит, разложит снаряды – 
Рубанки, подписки, долота, ножи: 
«Гляди, чертенята!» А дети и рады 
Как пилишь, как лудишь – им все покажи, 
Случалось, тут целые дни пролетали, 
Что новый прохожий, то новый рассказ.

 

1 ведущий.

Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства. Любовь к полям и лесам своей родины, к ее весеннему «зеленому шуму» тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Он горячо восхищался родной ярославской природой, красотой ее земных просторов:

 

1 ведущий.

На уроках литературы вы уже знакомились с биографией Некрасова. Давайте немного посоревнуемся.

 

ВИКТОРИНА "БИОГРАФИЯ ПОЭТА"

1. Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова.

ОТВЕТ . Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге.

2 . Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца.

ОТВЕТ . От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком.

3. А какая страсть досталась семейству Некрасовых от прапрадеда Некрасова Якова Ивановича?

ОТВЕТ. От Якова Ивановича прослеживается наследственная некрасовская страсть - карты. В результате его сыну Алексею досталось только одно - и последнее - рязанское имение.

4 . Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение?

ОТВЕТ. Ярославская гимназия

5. Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь "угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы"? Кто она?

ОТВЕТ. Это мать Некрасова.

. Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года?

ОТВЕТ. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал "Современник"

. В чьем обществе любил подолгу бывать Некрасов?

ОТВЕТ. В обществе крестьянских ребятишек

. Какую карьеру хотел отец Некрасова для своего сына?

ОТВЕТ. Он хотел, чтобы сын поступил в военную школу (в Дворянский полк)

. Некрасов так писал в одном из своих стихотворений:

Когда ещё всё в мире спит:
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке".

- О какой реке говорится в этом стихотворении?

ОТВЕТ . О реке Волге.

10. В поэме "Мать" Некрасов пишет о такие строки:

Я отроком покинул отчий дом.
(За словом я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.

- О каком городе идет речь?

ОТВЕТ. О Петербурге.

11. Назовите давнее увлечение Н.А.Некрасова, к которому он пристрастился ещё в детстве и пронёс через всю жизнь?

ОТВЕТ. Охота.

12. В 1846 году поэтом написано стихотворение, в котором он великолепно описывает этот вид охоты. Назовите это стихотворение?

ОТВЕТ. Стихотворение "Псовая охота".

13. В каком стихотворении Встреча с голодным и оборванным мальчиком на пустынной проезжей дороге напомнила Некрасову об одном "архангельском мужике". О ком идет речь? И почему?

ОТВЕТ. Эта встреча напомнила Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова. великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился.

 

2 ведущий.

Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал:

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я. любит крестьянских детей…

 

Чтец (отрывок из стихотворения «Саша»).

Чтец (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Однажды. в студеную зимнюю пору).

 

1ведущий.

Так и видишь этого шестилетнего мальчика, важного и гордого. Им любуется поэт и говорит о нем с доброй улыбкой.

 

2ведущий.

Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного, оборванного мальчишку, в руках которого были книжки. Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», М.В.Ломоносова.

 

Чтец (стихотворение «Школьник»).

Чтец (стихотворение «Несжатая полоса»).

 

2 ведущий.

Слушаешь стихотворение «Несжатая полоса» и понимаешь, что это очень личные стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя.

 

1 ведущий.

Образ «несжатой полосы» обретает у Некрасова переносный смысл: это и крестьянская нива, и «нива» писательского труда, тяга к которому у большого поэта сильнее смерти.

 

2 ведущий.

Давайте теперь поиграем.

Игра  "ТРУДНЫЕ СЛОВА".  Задание - дать объяснение выделенным словам

Карточка 1.

"С старым Мазаем я бил дупелей".
"Начал частенько Мазай пуделять".
("Дедушка Мазай и зайцы")

"Вижу я в котомке книжку".
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь.

("Школьник")

 

 

ОТВЕТЫ. Карточка 1.

  • Дупеля - болотные птицы из семейства бекасов.
  • Пуделять - промахиваться при стрельбе.
  • Котомка - так в старину называли сумку, носимую за плечами.
  • Поприще - пространство, место, приспособленное для бега, скачек, борьбы, игр; область деятельности.

 

Карточка 2.

  • "Пишу мои вирши..."
  • " Кто тащит на пожню ведёрко кваску..."
  • "В снопы перевяжут, на ригу свезут,
  • Просушат, колотят-колотят цепами..."
  • "И дровни, и хворост, и пегонький конь".

("Крестьянские дети")

 

 

ОТВЕТЫ. Карточка 2.

  • Вирши - стихи.
  • Пожня - жнивье (поле, где сжат, убран хлеб) или луг.
  • Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.
  • Цепы - цеп - ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било - тяжёлую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зёрна из колосьев.

Карточка 3.

"Много видел на тракту
Генералов строгих..."
"Дело под вечер, зимой,
И морозец 
знатный".
("Генерал Топтыгин")

 

 

ОТВЕТЫ. Карточка 3.

  • Тракт - большая проезжая дорога.
  • Знатный - здесь, сильный.

 

Карточка 4.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .

"Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы..."
("Несжатая полоса")

"А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею..."
("Соловьи")

 

 

ОТВЕТЫ. Карточка 4.

  • Станицы - здесь, стая птиц.
  • Кубарь - волчок, пустой шар на ножке, который дети спускают для потехи. Зовут кубарем и вертушку, погоняемую плёткою; пускаемое из рук веретёнце зовут - юла.

2 ведущий.

Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье.

Прослушивание аудиозаписи  отрывка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

 

1 ведущий.

По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники. Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, деревенские торговцы. Это герои поэмы «Коробейники».

 

Звучит песня «Коробушка».

 

1 ведущий.

В центре многих произведений Некрасова-образ русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия.

Чтец (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

 

2 ведущий.

«Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым грубым колесом».

 

Звучит романс «Тройка».

 

1 ведущий.

Опять бесконечная тянется дорога, «проторенная цепями», и по ней в мерзлой кибитке спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина.

 

Чтец (отрывок из поэмы «Русские женщины»).

 

1 ведущий.

О чем бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжелой доле пахаря-все стихи поэта о России.

 

2 ведущий.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

 

1 ведущий.

Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».Глава «Русь»-одно из самых бодрых и радостных стихотворений Некрасова. Это одно из самых современных стихов поэта.

 

2 ведущий.

В нем величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера.

1 ведущий.

В нем-трагедии и беды, войны и поражения, ошибки вождей, террор, лагеря, катастрофы и стихийные бедствия.

 

2 ведущий.

Но главное в этом стихотворении- вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.

 

1 ведущий.

Ты к нам приходишь через бездну лет.

По-прежнему язвительный и нежный,

Мятежный и трагический поэт.

 

2 ведущий:

В 1876 году Некрасов тяжело заболел. Болезнь его была смертельна. Некрасов знал, что дни его сочтены, и поэтому трудился, превозмогая болезнь.  «Ведь каждый  день может оказаться последним», - говорил он. Кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо»,  которая так и осталась незаконченной, поэт создает цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога о народе:

Чтец

Что ни год – уменьшаются силы, 
Ум ленивее, кровь холодней… 
Мать – отчизна! Дойду до могилы, 
Не дождавшись свободы твоей! 
Но желал бы я знать, умирая, 
что стоишь ты на верном пути, 
Видит ветреный день впереди: 
Чтобы ветер родного селенья 
Звук единый до слуха донес, 
Под которым не слышно кипенья 
Человеческой крови и слез.

1 ведущий.

Умер Некрасов 8 января 1878 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову – студенты», «Бессмертному певцу народа» ,  «Слава печальнику горя народного» и др.

Гроб несли на руках до самого Новодевичьего монастыря, добрых восемь верст:

Много истратят задора горячего

Все над могилой моей.

Родина милая, сына лежачего

Благослови, а не бей!..

Как человека забудь меня - частного,

Но как поэта - суди...

И не боюсь я суда того строгого

Чист пред тобою я, мать.

В том лишь виновен, что многого, многого

Здесь мне не дали сказать...

 

2 ведущий.

Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его , помочь в нужную минуту.

 

1 ведущий.

Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в ее великое будущее.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Остаться в живых"

Мероприятие проводится в рамках Дня броьбы со СПИДом, а также может использоваться как фрагмент обобщающего материала по теме "Иммунитет. Виды иммунитета. Роль иммунной системы"...

"Стихи мои - свидетели живые", день памяти А.С.Пушкина

Сценарий литературной композиции,сопровождающейся мультимедийной презентацией.Может быть использована в день памяти А.С.Пушкина(10 февраля) или на мероприятии, посвященном его творчеству.....

Форма внеклассного мероприятия по химии : живой квест. «Химические свойства неорганических веществ»

Первая попытка создать живой квест...Тема "Химические свойства неорганических веществ" использована в виде детективной истории...

внеклассное мероприятие "Ульяновский край - живи и процветай"

Внеклассное мероприятие по географии, посвященное 70 летию Ульяновской области...

Слова как свидетели живые

Статья об устаревших словах, о возникновении новых слов и причинах их возникновения...

"Великая Отечественная война в судьбе моих предков"- "Истории свидетели живые"

quot;Истории свидетели живые!"  о судьбе участника ВО войны...

Литературно-музыкальная композиция посвящённая 195летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые...»

Литературно-музыкальная композиция посвящённая 195летию со дня рождения Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые...»...