Рабочая программа по предмету чтение 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс)

Федотова Татьяна Александровна

 Рабочая программа учебного предмета «Чтение» (предметная область «Язык и речевая практика») для обучающихся 8 класса (вариант I) разработана  на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_chtenie_fgos_8_klass_2023-2024.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

             «Школа № 92»

Принята на заседании

педагогического совета

(протокол от 30.08.2023г. № 1)

Утверждена

приказом директора

ГКОУ «Школа № 92»

от  30.08.2023г. № 159- ОД

Рассмотрена на заседании школьного

методического объединения

учителей предметов

естественно-гуманитарного цикла

(протокол от 29.08.2022г. № 3)

Принята на заседании педагогического совета

Утверждена

приказом директора

ГКОУ «Школа-интернат № 92»

от  30.08.2022г. №  153/1- ОД

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Чтение»

(предметная область «Язык и речевая практика»)

(вариант I)

для обучающихся 8 класса

да 2023-2024 учебный год

Составитель:

Федотова Татьяна Александровна

Учитель, высшая квалификационная категория

г. Нижний Новгород

       2023 год

Содержание рабочей программы

п/п

Название раздела

№ стр.

1

Пояснительная записка

- цели, задачи изучения учебного предмета………………….

- общая характеристика учебного предмета………………….

- описание места учебного предмета в учебном плане……..

- специфика программы………………………………………..

3

3-4

4

5

2

Содержание учебного предмета

- примерная тематика чтения …………………………………

6-7

3

Тематическое планирование

7

4

Планируемые результаты освоения курса

- личностные и предметные результаты освоения учебного предмета ………………………………………………………..

8-9

5

Приложения (№ 1, №2)

- календарно-тематическое планирование………….,..…..........

- контрольно-измерительные материалы………………,..…….

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета «Чтение» (предметная область «Язык и речевая практика») для обучающихся 8 класса (вариант I) разработана  на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГКОУ «Школа № 92» (далее – АООП), утвержденной приказом директора от 31.03.2023г. №  51-ОД.

Цель изучения предмета чтение – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость;

- знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;

- коррекция высших психических функций обучающихся (речи, мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения);

- формирование коммуникативных умений обучающихся;

-  развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся;

- формирование нравственно-этических норм поведения обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Чтение» занимает особое место в системе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Данный курс нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность, беглость), но и речевых умений.

Кроме того, уроки чтения способствуют  развитию у обучающихся интереса к чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащают их.

Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение.

В зависимости от механизма чтения выделяют три этапа становления этого процесса:

1 этап – этан аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстаёт от произношения;

2 этап – этап становления синтетических приёмов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению;

3 этап – этап автоматизированного чтения, при котором единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

Обучающиеся  с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений. Большинство из них находится на этапе становления синтетических приемов чтения, и это обусловлено целым рядом причин:

- нарушение фонематического слуха;

- нарушения пространственного восприятия;

- нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим восприятием;

- нарушение поведения и работоспособности.

В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап автоматизированного чтения оказывается для умственно отсталых школьников практически недостижимым.

В 8 классе бучение чтению старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью включает в себя этап литературного чтения .

Произведения в учебнике на этапе литературного чтения имеют монографический принцип расположения (хронологический). Нам изучение творчества одного писателя отводится несколько уроков. Знакомство с новым произведением предваряет краткая биографическая справка об авторе.

На этапе литературного чтения даётся характеристика различных жанров: сказка, колыбельная, былина, баллада и т.п. В методическом аппарате учебника прослеживаются межпредметные связи с другими школьными дисциплинами.

        Методический аппарат учебника представлен заданиями, которые ориентируют обучающихся на анализ художественного произведения, на обсуждение текстов, на творческую работу, на самостоятельную работу с текстами, развивающими речевые и коммуникативные возможности школьников.

Также на этапе литературного чтения обучающиеся:

- учатся пересказывать тексты по разным видам планов;

- самостоятельно составлять простой план для пересказа;

- выделять главные мысли, делать краткий, подробный и выборочный пересказ;

- анализировать текст;

- заучивать наизусть и рассказывать стихотворные отрывки.

Несмотря на то, что на этапе литературного чтения на первый план выходит работа с текстом, работа по развитию навыков правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения не исключается. Задания, направленные на развитие техники чтения, их содержание и объём на уроке, определяются учителем в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение» входит в обязательную часть АООП и реализуется в урочной деятельности.  В соответствии с Учебным планом ГКОУ «Школа  № 92» на   2023-2024 учебный год - продолжительность курса «Чтение» в 8 классе -        4 часа в неделю.

Специфика программы

Специфической особенностью программы для обучающихся с умственной отсталостью является включение в содержание пропедевтического периода, направленного на подготовку школьников к усвоению конкретного учебного материала. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития детей с недостатками интеллектуального развития в процессе овладения предметом.

  Программа по учебному предмету «Чтение» рассчитана на обучающихся     8  класса и предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к каждой группе обучающихся.

По уровню достижений планируемых результатов  по учебному предмету «Чтение» возможностям обучения обучающиеся делятся на три группы:

Обучающиеся I группы: в ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи выполнить задание не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Объяснения своих действий недостаточно точны.

Ко II группе относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно логической, наглядной и предметно-практической). Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Деятельность обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.

 К III группе относятся обучающиеся, которые овладевает учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваивают чисто механически, быстро забывают. Они усваивает значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.

Основное содержание учебного предмета в 8 классе

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество.

Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.

Былины, исторические песни, предания, сказки.

Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья – учись уму-разуму; не нарушая данного слова и т.д.

Народная точка зрения на добро и зло.

Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.

Русская литература XIX века.

(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики 7 класса).

Биография и творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.С. Никитина, Л.Н. Толстого.

Русская литература XX века.

(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса).

Биография и творчество А.П. Чехова, М. Горького, В.Г. Короленко, С.А. Есенина, А.П. Платонова, А.Н. Толстого,  Н.А. Заболоцкого,  К.Г. Паустовского, Р.И. Фраермана, Л.А. Кассиля, А.Т. Твардовского, В.М. Шукшина, В.П. Астафьева, Р.П. Погодина, А.А. Суркова.

Навыки чтения.

Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.

Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.

Чтение по ролям и драматизация.

Работа над текстом.

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нём нравственных истин.

Составление характеристики героев путём отбора соответствующих мест текста для подтверждения определённых черт характера.

Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).

Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.

Нахождение в тесте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.

Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.

Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.

Составление рассказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.

Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.

Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употреблённых в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.

Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.

Определение жанровых особенностей произведения.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

Рекомендуемая литература для внеклассного чтения  (на выбор)

Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».

Беляев А.Р. «Золотая гора», «Прыжок в ничто».

Бондарев Ю.В. «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит Огня».

Ваншенкин К.Я. Стихотворения.

Гайдар А.П. «Школа».

Есенин С.А. Стихотворения.

Искандер ФА. «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».

Каверин В.А. «Два капитана».

Макаренко А. С. «Педагогическая поэма» (отрывки).

Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».

Рубцов Н.М. Стихотворения.

Симонов К.М. Стихотворения.

Сурков А.А. Стихотворения.

Чехов А.П. «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

Шукшин В.М. «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Устное народное творчество

13

2.

Произведения русских писателей XIX  века

49

3.

Произведения русский писателей 1-й половины ХХ века

41

4.

Произведения русский писателей 2-й половины ХХ века

32

Итого:

135

Планируемые результаты освоения учебного курса

по итогам обучения в 8 классе

Личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,  в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-  развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

- проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

- правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

- определение темы произведения (под руководством учителя);

- ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;

- участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

- пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);

- выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

- установление последовательности событий в произведении;

- определение главных героев текста;

- составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;

- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;

- заучивание стихотворений наизусть (7-9);

- самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

- правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

- ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

- определение темы художественного произведения;

- определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

- формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

- различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

- определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

- пересказ текста по коллективно составленному плану;

- нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контент;

- ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;

- знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 произведений отрывка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса  составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Про...

Рабочая программа по предмету чтение 3 класс школы IIIV вида

     Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пере...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программапо предмету «Чтение»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 6 класс

На уроках чтения и развития речи в 6  классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с ...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для детей с ОВЗ 5 класс

Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...

рабочие программы по предмету "чтение и развитие речи" 6 класс для детей с ОВЗ

пояснительная записка к рабочай программе, содержание учебного плна, календарно тематическое планирование,КИМ...