Доклад на тему " Воспитание школьников как читателей в условиях обновления содержания образования"
статья по литературе (8 класс)
Доклад выслушан участниками районного методобъединения учителей. Тема , на мой взгляд, была актуальной, т.ак как одной из важных задач современной школы является воспитание читателей, и это главная цель уроков литературы. Чтение художественных произведений, сопровождаемое знакомством с жизнью и творчеством их авторов, с необходимыми теоретическими понятиями, анализ текстов, творческие работы, связанные с прочитанным, и многое другое, чем занимаются обучающиеся на уроках литературы, безусловно, способствует становлению читателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание школьников как читателей В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«Сегодня «воевать» за русский язык — значит воевать за литературу, на нем написанную»
Инна Кабыш
Современная система школьного образования переживает этап серьезных изменений, которые связаны с задачей обеспечения поставленных государством целей создания единого образовательного пространства, что не может не отразиться на практике преподавания всех предметов, в том числе и литературы.
За последние два года появился ряд нормативных документов, направленных на достижение поставленных целей и задач: 31 мая 2021 года был принят обновленный ФГОС ООО, а в сентябре этого же года были утверждены новые документы - Примерные рабочие программы для этой ступени обучения. С 1сентября 2022 года новое поколение ФГОС вступило в силу.
Предмет литературы - особый школьный предмет.
В основе изучения литературы лежит чтение. А зачем люди читают книги? Одни затем, чтобы забыться, погрузиться в нереальный мир, и они выбирают книги, в которых изображена жизнь, мало похожая на настоящую. Другие читают для того, чтобы понять жизнь, пытаются в книге найти ответы на самые животрепещущие вопросы жизни.
Научиться читать книгу, то есть понимать ее, - одна из задач его школьного литературного образования.
Какое же место занимает чтение в жизни современных школьников? Как показывают социологические исследования — далеко не первое и даже не второе, но в десятку досуговых предпочтений входит. Что уж греха таить. Чтение обошли компьютерные игры, общение в соцсетях и даже телепередачи. Подростки не хотят тратить свое свободное время на чтение художественных книг. Основными причинами кризисной ситуации с чтением школьников социологи называют не только приверженность подростков к информационно-коммуникационным технологиям, но и изменение их отношения к книге, от которой они ждут исключительно легкой информации развлекательного характера. Кроме того, современные дети предпочитают короткие тексты, объемные произведения им тяжело читать и воспринимать, особенно это относится к литературе из школьной программы, которую они обязаны знать. Только поэтому классические произведения находятся на первом месте у школьников в списке прочитанных книг. За рамками школьной программы мало что читают. То, что не формируется мотивация к чтению, — это беда!
Одной из важных задач современной школы является воспитание читателей, и это главная цель уроков литературы. Чтение художественных произведений, сопровождаемое знакомством с жизнью и творчеством их авторов, с необходимыми теоретическими понятиями, анализ текстов, творческие работы, связанные с прочитанным, и многое другое, чем занимаются обучающиеся на уроках литературы, безусловно, способствует становлению читателя.
Внеурочная деятельность, направленная на приобщение к чтению, — традиционные библиотечные уроки, литературные конкурсы, олимпиады, декады литературы, одновременно охватывающие обучающихся всех классов, — помогает воспитывать юных читателей. Но этого недостаточно. Ведь по-прежнему у школьников отсутствует мотивация к чтению.
А школа должна предоставлять им такую возможность, иначе в результате книга не только не приобретет новых читателей, но и потеряет прежних.
Обратная связь с учителями показывает, что устарела школьная система внеклассного чтения, ее надо обновлять. Обычные уроки чтения заменить такими специальными уроками, которые должны приобщать к чтению, мотивировать интерес к книге.
Виды уроков внеклассного/самостоятельного чтения:
Урок-обзор «Книжные новинки» может подготовить как учитель, так и ученики. Задачей таких уроков будет знакомство ребят с новыми авторами и произведениями. В настоящее время достаточно сложно ориентироваться в огромном потоке выпускаемой книжной продукции. Навигатором могут служить литературные премии, конкурсы на лучшую книгу для детей, книжные выставки и ярмарки, информация о которых широко представлена в Интернете. Такие уроки целесообразно проводить хотя бы один раз в год.
Урок- реклама прочитанной книги, например, «Предлагаю прочитать!». Здесь обучающиеся представляют прочитанную ими книгу, возможно, в виде яркой тематической презентации, небольшой инсценировки или выразительного чтения фрагмента, иллюстрирования произведения с комментариями.
В центре внимания урока-портрета литературного героя, например, «Мой герой», будет литературный герой, как положительный, так и отрицательный. Школьники активно создают словесный портрет героя самостоятельно прочитанного произведения, выявляют и оценивают качества его характера, выражая собственное отношение к его поступкам. Кроме того, такие уроки имеют большое воспитательное значение.
Урок-конкурс «Лучшая книга». Особенно интенсивно школьники проявят умение формулировать собственное мнение, обосновывать его, ведь нужно быть очень убедительным, чтобы доказать, что выбранная книга самая интересная, она достойна того, чтобы ее прочитали другие.
К уроку-обсуждению книг, например, «Книги – наши друзья» школьники и учитель заранее совместно определят, какие произведения вызывают интерес, в какой форме будет представлена книга, нужно предложить прочитать ее остальным обучающимся, чтобы обсуждение прошло продуктивно. Не стоит пугаться, что обучающиеся могут предложить для чтения книгу недостаточно высокого художественного уровня. Подготовка к уроку и обсуждение такого произведения позволят увидеть его литературное несовершенство. Пусть ребята поспорят, отстаивая свое мнение, применят знания и навыки, полученные на уроках литературы в процессе изучения классических образцов. Со временем уровень их читательской квалификации будет расти, качественно улучшится самостоятельный выбор книг для чтения.
Таким образом, подростки будут читать книги, которые интересны им и их сверстникам, не по принуждению, а по собственному выбору. Для представления книг они смогут использовать цифровые технологии, где интересный, современный формат подачи материала, включающий гиперссылки на важные документы и интернет-ресурсы, тоже будет способствовать приобщению школьников к чтению. На уроках самостоятельного чтения происходит расширение читательского кругозора обучающихся, развиваются их литературный вкус и творческие способности, что благотворно скажется на литературном образовании школьников в целом.
Предварительный просмотр:
Воспитание школьников как читателей В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«Сегодня «воевать» за русский язык — значит воевать за литературу, на нем написанную»
Инна Кабыш
Современная система школьного образования переживает этап серьезных изменений, которые связаны с задачей обеспечения поставленных государством целей создания единого образовательного пространства, что не может не отразиться на практике преподавания всех предметов, в том числе и литературы.
За последние два года появился ряд нормативных документов, направленных на достижение поставленных целей и задач: 31 мая 2021 года был принят обновленный ФГОС ООО, а в сентябре этого же года были утверждены новые документы - Примерные рабочие программы для этой ступени обучения. С 1сентября 2022 года новое поколение ФГОС вступило в силу.
Предмет литературы - особый школьный предмет.
В основе изучения литературы лежит чтение. А зачем люди читают книги? Одни затем, чтобы забыться, погрузиться в нереальный мир, и они выбирают книги, в которых изображена жизнь, мало похожая на настоящую. Другие читают для того, чтобы понять жизнь, пытаются в книге найти ответы на самые животрепещущие вопросы жизни.
Научиться читать книгу, то есть понимать ее, - одна из задач его школьного литературного образования.
Какое же место занимает чтение в жизни современных школьников? Как показывают социологические исследования — далеко не первое и даже не второе, но в десятку досуговых предпочтений входит. Что уж греха таить. Чтение обошли компьютерные игры, общение в соцсетях и даже телепередачи. Подростки не хотят тратить свое свободное время на чтение художественных книг. Основными причинами кризисной ситуации с чтением школьников социологи называют не только приверженность подростков к информационно-коммуникационным технологиям, но и изменение их отношения к книге, от которой они ждут исключительно легкой информации развлекательного характера. Кроме того, современные дети предпочитают короткие тексты, объемные произведения им тяжело читать и воспринимать, особенно это относится к литературе из школьной программы, которую они обязаны знать. Только поэтому классические произведения находятся на первом месте у школьников в списке прочитанных книг. За рамками школьной программы мало что читают. То, что не формируется мотивация к чтению, — это беда!
Одной из важных задач современной школы является воспитание читателей, и это главная цель уроков литературы. Чтение художественных произведений, сопровождаемое знакомством с жизнью и творчеством их авторов, с необходимыми теоретическими понятиями, анализ текстов, творческие работы, связанные с прочитанным, и многое другое, чем занимаются обучающиеся на уроках литературы, безусловно, способствует становлению читателя.
Внеурочная деятельность, направленная на приобщение к чтению, — традиционные библиотечные уроки, литературные конкурсы, олимпиады, декады литературы, одновременно охватывающие обучающихся всех классов, — помогает воспитывать юных читателей. Но этого недостаточно. Ведь по-прежнему у школьников отсутствует мотивация к чтению.
А школа должна предоставлять им такую возможность, иначе в результате книга не только не приобретет новых читателей, но и потеряет прежних.
Обратная связь с учителями показывает, что устарела школьная система внеклассного чтения, ее надо обновлять. Обычные уроки чтения заменить такими специальными уроками, которые должны приобщать к чтению, мотивировать интерес к книге.
Виды уроков внеклассного/самостоятельного чтения:
Урок-обзор «Книжные новинки» может подготовить как учитель, так и ученики. Задачей таких уроков будет знакомство ребят с новыми авторами и произведениями. В настоящее время достаточно сложно ориентироваться в огромном потоке выпускаемой книжной продукции. Навигатором могут служить литературные премии, конкурсы на лучшую книгу для детей, книжные выставки и ярмарки, информация о которых широко представлена в Интернете. Такие уроки целесообразно проводить хотя бы один раз в год.
Урок- реклама прочитанной книги, например, «Предлагаю прочитать!». Здесь обучающиеся представляют прочитанную ими книгу, возможно, в виде яркой тематической презентации, небольшой инсценировки или выразительного чтения фрагмента, иллюстрирования произведения с комментариями.
В центре внимания урока-портрета литературного героя, например, «Мой герой», будет литературный герой, как положительный, так и отрицательный. Школьники активно создают словесный портрет героя самостоятельно прочитанного произведения, выявляют и оценивают качества его характера, выражая собственное отношение к его поступкам. Кроме того, такие уроки имеют большое воспитательное значение.
Урок-конкурс «Лучшая книга». Особенно интенсивно школьники проявят умение формулировать собственное мнение, обосновывать его, ведь нужно быть очень убедительным, чтобы доказать, что выбранная книга самая интересная, она достойна того, чтобы ее прочитали другие.
К уроку-обсуждению книг, например, «Книги – наши друзья» школьники и учитель заранее совместно определят, какие произведения вызывают интерес, в какой форме будет представлена книга, нужно предложить прочитать ее остальным обучающимся, чтобы обсуждение прошло продуктивно. Не стоит пугаться, что обучающиеся могут предложить для чтения книгу недостаточно высокого художественного уровня. Подготовка к уроку и обсуждение такого произведения позволят увидеть его литературное несовершенство. Пусть ребята поспорят, отстаивая свое мнение, применят знания и навыки, полученные на уроках литературы в процессе изучения классических образцов. Со временем уровень их читательской квалификации будет расти, качественно улучшится самостоятельный выбор книг для чтения.
Таким образом, подростки будут читать книги, которые интересны им и их сверстникам, не по принуждению, а по собственному выбору. Для представления книг они смогут использовать цифровые технологии, где интересный, современный формат подачи материала, включающий гиперссылки на важные документы и интернет-ресурсы, тоже будет способствовать приобщению школьников к чтению. На уроках самостоятельного чтения происходит расширение читательского кругозора обучающихся, развиваются их литературный вкус и творческие способности, что благотворно скажется на литературном образовании школьников в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников и ее результаты....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников и ее результаты....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников...
Представление собственного инновационного опыта «Личностно – ориентированное обучение в условиях обновления содержания образования»
Представление собственного опыта...
Программа "Психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома в условиях обновленного содержания образования"
Презентация Программы развития детского дома на 2019-2021 г.г....
Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях обновления содержания образования и повышения его качества.
Современные технологии обучения английскому языку аккумулируют дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучени...
Доклад. Преподавание литературы в условиях обновления содержания образования
Доклад по данной теме представлен на РМО. В нем рассмотрены методы и приемы, которые приобщают любовь и интерес к чтению, к книге....