«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
методическая разработка (5 класс) по теме
Диагностика младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени В.Т.Степанченко города Ржева
Тверской области
Юридический адрес: 172386, г. Ржев Тверской обл., ул.В.Степанченко,27
Тел./факс (48232)6-50-64;2-31-42;6-58-37
e-mail shkola9rzhev@rambler.ru
ИНН 6914007916 КПП 691401001 БИК 042809001
Регистрационный номер в Фонде социального страхования 6903270586
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников
в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников и ее результаты.
Работу выполнили:
Широкова Татьяна Михайловна
учитель музыки МОУ СОШ №9
им. В.Т. Степанченко г. Ржева
Смолькова Елена Юрьевна
учитель начальной школы МОУ СОШ №9
им. В.Т. Степанченко г. Ржева
Ржев 2013г.
Содержание:
- Актуальность
- Анализ ситуации
- Диагностика
- нравственной самооценки
- этики поведения
- отношения к жизненным ценностям
- нравственной мотивации
- Приложение
- Анкета для родителей
Актуальность
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника.
Младший школьный возраст - это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. В начальной школе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её детях.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.
Продолжают нарастать и негативные тенденции в детской среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди детей и молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние. Это далеко неполный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы обучающиеся столкнулись с этими негативными явлениями.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;
- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника…
Анализ ситуации
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе и в нашей школе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов. Ведь очень важно каким человеком станет сегодняшний ученик. Будет ли он толерантным, способным на чувства сострадания, сопереживания, на помощь ближнему, сумеет ли отличить «черное от белого»? Ни для кого не секрет, что в современном мире компьютерных технологий очень много соблазнов для маленького человека, дать отпор которым ребёнок не может. Семья и школа должны быть единой основой, на которой растет личность. К сожалению, в силу своей занятости, родители часто, полностью или частично, перекладывают эту роль на школьного учителя.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся — важный компонент социального заказа для образования. Особое внимание в работе педагогического коллектива МОУ СОШ № 9 имени В.Т.Степанченко уделяется духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Реализация Модели ведется в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других социальных институтов общества. Важным направлением является совершенствование организации учебного процесса. Учителя нашей школы раскрывают аксиологический потенциал изучаемого предмета посредством отбора и использования ценностно — ориентированных дидактических материалов. В форме интегрированных уроков этики с русским языком, литературным чтением, окружающим миром, технологией, изобразительным искусством, музыкой элементы этической направленности включены в предметы учебного цикла. Очень важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.
Предмет обследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Объект исследования: развитие духовно-нравственных качеств личности 3-классников.
Характеристика класса
На начало 2013-2014 учебного года в 3 «Б» классе обучается 25человек. Из них 13 мальчиков и 12 девочек.
В классе обучаются дети из следующих семей:
полные семьи – 17;
неполные семьи – 7;
многодетные семьи – 1;
К началу обучения в 3 классе у детей сформированы познавательная и учебная мотивации. Ребята добросовестно относятся к учебной деятельности. За время работы в первом и втором классе ребята учились готовить сообщения по разным предметам (чтение, окружающий мир), предлагали провести классные часы по самостоятельно выбранным темам, выполняли различные проекты, газеты, коллективные сообщения.
По результатам второго класса – четыре отличника.
В конце второго класса учащиеся были награждены различными грамотами:
- за хорошие достижения в учении;
- за успешную учебу;
- за отличное выполнение творческих работ;
- за хорошее поведение и др.
Трудности в учебе испытывали трое обучающихся.
Большая часть обучающихся класса обладает достаточно высоким уровнем работоспособности, активности на уроках, самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Отметим, что почти все ребята класса вовлечены в деятельность системы дополнительного образования, посещают кружки, секции.
Класс дружный. В классе нет ярко выраженных групп, многие дети с удовольствием помогают друг другу, общаются во внеурочное время.
Коллектив учащихся доброжелательный, открытый, ребята переживают неудачи своих товарищей, пытаются помочь и поддержать в трудной ситуации. Ребята умеют сопереживать, способны проанализировать и оценить свой поступок и поступок товарища.
Родители стараются создать все необходимые условия для комфортного пребывания ребенка в семье и школе. Родители класса посещают родительские собрания, консультации по предметам, активно участвуют в мероприятиях классного коллектива, активно помогают школе в оборудовании кабинета для совершенствования учебного процесса.
«Духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути.
Для исследования мы выбрали методики: «Нравственная самооценка»; «Нравственная мотивация»; «Диагностика отношений к жизненным ценностям», которые позволили нам выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности).
Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;
если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;
если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Текст вопросов:
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
- Мне приятно делать людям радость
- Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
- Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
- Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
- в 3 балла - 2 единицы,
- в 2 балла - 3 единицы,
- в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Выводы по уровню развития нравственной самооценки:
Таким образом, оценка уровня развития нравственной самооценки, в общем, имеет средний и высокий уровни - 92%, тогда как низкий и ниже среднего – только 8%. Это говорит о том, что у учащихся третьего класса вышеперечисленные качества преобладают в большей степени.
Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
- Если кто-то надо мной смеется, то я…
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
- Когда меня постоянно перебивают, то я…
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Выводы:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я окажу помощь, сделаю так, чтобы над ним не смеялись, иду разбираться.
- Если кто-то надо мной смеется, то я не обращаю внимания, скажу ты лучше.
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я вежливо попрошу, уйду.
- Когда меня постоянно перебивают, то я не обращаю внимания, жду, когда наговорятся, замолчу.
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я скажу, что плохое настроение, общаюсь, отхожу.
Были и отрицательные ответы: плюну в лицо, врежу, вырублю, ору в ответ.
Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства третьеклассников этическое поведение дает положительные результаты.
Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
- Быть человеком, которого любят
- Иметь много денег
- Иметь самый современный компьютер
- Иметь верного друга
- Мне важно здоровье родителей
- Иметь возможность многими командовать
- Иметь много слуг и ими распоряжаться
- Иметь доброе сердце
- Уметь сочувствовать и помогать другим людям
- Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
- Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
- Пять положительных ответов - высокий уровень.
- 4-е, 3-и - средний уровень.
- 2-а - ниже среднего уровня.
- 0-1 - низкий уровень.
Выводы:
В Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей. Мы видим, что отношения к жизненным ценностям имеют у обучающихся положительный результат (87%).
Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
- Если кто-то плачет, то я.
- Пытаюсь ему помочь.
- Думаю о том, что могло произойти.
- Не обращаю внимания.
- Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
- Я скажу ему, чтобы он не приставал.
- Отвечу, что не могу ему помочь.
- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
- Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
- Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
- Я не обращу внимания.
- Скажу, что он размазня.
- Объясню, что нет ничего страшного.
- Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
- Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
- Обижусь в ответ.
- Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
- 4 бала - высокий уровень
- 2, 3 бала - средний уровень
- 0, 1 бал - низкий уровень
Высокий уровень нравственной мотивации и адекватная самооценка обеспечивают позитивную динамику поведения и организацию адаптивного процесса; помогают самостоятельно формулировать критерии оценки своей деятельности, самостоятельно формулировать проблемы, цели, задачи; самоконтроль и самооценку. А это, в свою очередь, окажет помощь в формировании способности к рефлексии; высокому уровню притязания; высокого уровня самооценки и веры в свои силы; чувство долга; персональной ответственности; способности работать в команде.
Результаты исследования дали нам возможность произвести выборку показателей, с помощью которых выявили обучающихся, которые нами отнесены в категорию высоконравственных или же с низким уровнем нравственности. С обучающимися, получившими самый низкий балл по определению уровня нравственности, была проведена работа: были даны рекомендации обучающемуся, родителям по формированию нравственных качеств.
Мы провели анкету для родителей. Взрослые заинтересованы в том, чтобы их дети были социально компетентными в современном обществе, значит были способными мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.
Приложение
Анкета родителей
1. Нравится ли вам школа, в которой учится ваш ребёнок (подчеркните) | |
- да | 80% |
-больше да, чем нет | 20% |
- трудно сказать | |
- больше нет, чем да | |
-нет. | |
2. Как Вы относитесь к взаимодействию церкви и школы? Подчеркните один из предложенных ответов: | |
- очень хорошо | 25% |
-хорошо | 60% |
- удовлетворительно | 10% |
- плохо | |
- очень плохо | |
- безразлично | 5% |
3. Соблюдаются ли в вашей семье национальные культурные традиции. (Нужное подчеркнуть) | |
- да | 10% |
- иногда | 25% |
- в большие праздники | 60% |
- редко | 5% |
- нет | |
4.С каким настроением приходит Ваш ребёнок из школы (подчеркните) | |
- весёлый и жизнерадостный | 40% |
- уставший, но удовлетворённый | 60% |
- раздражительный, расстроенный, неудовлетворённый | |
5. Как вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности вашего ребёнка (подчеркните)? | |
- учитывают | 30% |
- в основном учитывают | 30% |
- и да, и нет (трудно сказать) | 30% |
- мало учитывают | 10% |
- не учитывают | |
6. Что больше всего вы цените в школе, в которой учится ваш ребёнок (напишите)? | |
| |
7. Какие пожелания ребёнка и других членов вашей семьи не осуществляются в школе (напишите)?
детям, которые мешают учиться.
| |
8. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он, как выпускник школы (напишите)
| |
9 . Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в школе, чтобы ваш ребёнок обладал названными качествами (напишите)?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО воспитателей ГПД "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ГПД"
Доклад о духовно-нравственном воспитании младших школьников в рамках ФГОС....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников и ее результаты....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников и ее результаты....
Представление собственного инновационного опыта «Личностно – ориентированное обучение в условиях обновления содержания образования»
Представление собственного опыта...
Программа "Психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома в условиях обновленного содержания образования"
Презентация Программы развития детского дома на 2019-2021 г.г....
Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях обновления содержания образования и повышения его качества.
Современные технологии обучения английскому языку аккумулируют дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучени...
скринкаст "Роль урока иностранного языка в формировании функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования"
https://drive.google.com/file/d/1DCiv4esTNs83SvH1_M_hleaTv56zXJ_z/view...