Доклад. Преподавание литературы в условиях обновления содержания образования
опыты и эксперименты по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Доклад по данной теме представлен на РМО. В нем рассмотрены методы и приемы, которые приобщают любовь и интерес к чтению, к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_literatury_v_usloviyah_obnovleniya_soderzhaniya_obrazovaniya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание литературы в условиях обновления содержания образования.
В жизни и развитии человека чтение играет большую роль, так как именно чтение помогает активному формированию индивидуальности. Главным образом значение чтения велико в период интенсивного становления личности - в детские годы. Произведения, которые мы читаем в детском возрасте, запоминаются нам на всю жизнь. Именно в этом промежутке психика наиболее чувственна, что позволяет прочитанному закрепиться в нашем сознании. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека.
«…Чтение — важнейший способ освоения научного,
профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой
информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах,
газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости
источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных
человечеством».
Из «Концепция программы поддержки
детского и юношеского чтения в Российской Федерации»
Именно поэтому проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.
В настоящее время чтение видоизменяется.
Факторы, влияющие на трансформацию чтения: чтение перемещается из оффлайна в онлайн (из физической среды в электронную);
- визуальная культура оказывает на детское чтение все большее влияние;
- меняются привычки и способы действий детей и подростков при их взаимодействии с информацией, в том числе, с текстами в разных форматах;
- изменяется характер чтения, оно становится все более фрагментарным, клиповым;
- усиливаются гендерные различия, увеличивается разница между чтением девочек и чтением мальчиков
Отсюда следует, что книга утрачивает свои важнейшие функции:
- художественно-эстетическую
- нравственно-философскую
- мировоззренческую
- начинает восприниматься как обезличенный источник информации (как сайт или гиперссылка).
Одна из основных целей урока литературы – активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора. Как же решать эту задачу? В помощь учителю внеурочная деятельность.
1)Внеурочная деятельность, направленная на приобщение к чтению:
- традиционные библиотечные уроки(История книги, Книга и ее создатель, конкурсы книжных ассов, периодические издания для подростков, библиотечный репетитор)
- литературные конкурсы
- олимпиады
- декады литературы
2) Различные виды уроков внеклассного/самостоятельного чтения:
- урок-обсуждение книг. К нему школьники и учитель заранее совместно определят, какие произведения вызывают интерес, в какой форме будет представлена книга, нужно предложить прочитать ее остальным обучающимся, чтобы обсуждение прошло продуктивно.
- урок-обзор «Книжные новинки» может подготовить как учитель, так и ученики. Задачей таких уроков будет знакомство ребят с новыми авторами и произведениями. Такие уроки целесообразно проводить хотя бы один раз в год.
- урок-реклама. На нем обучающиеся представляют прочитанную ими книгу, возможно, в виде яркой тематической презентации, небольшой инсценировки или выразительного чтения фрагмента, иллюстрирования произведения с комментариями.
- урок-портрет литературного героя. В центре внимания такого урока будет литературный герой, как положительный, так и отрицательный. Школьники активно создают словесный портрет героя самостоятельно прочитанного произведения, выявляют и оценивают качества его характера, выражая собственное отношение к его поступкам. Здесь ребята обнаруживают свое умение анализировать художественный текст, обобщать и делать выводы.
- урок-конкурс на самую лучшую книгу. Особенно интенсивно школьники проявят умение формулировать собственное мнение, обосновывать его.
- Какова роль учителя на уроках самостоятельного чтения?
- консультация в выборе книг
- участие в обсуждении прочитанного, когда обучающиеся могут рассказать о понравившихся им произведениях.
Учитель, добиваясь желаемых результатов, разрабатывает так называемые стратегии чтения.
Стратегия чтения — это «план и программа действий и операций
читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включает в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие “чтец-текст”».
Сметанникова Н. Н. Стратегия воспитания
читателя в культуросозидающей модели образования
Основные стратегии чтения:
- Предтекстовые стратегии определяют задачи чтения, актуализируют знания школьников, знакомят с ключевыми словами, необходимыми понятиями, обучают умению прогнозировать содержание, мотивируют на чтение. Предтекстовые стратегии применяются до прочтения художественных произведений.
- Текстовые стратегии обучают тому, как выдвигать гипотезу о содержании, подтверждать или опровергать ее, помогают осмыслить прочитанное, развивают рефлексию, по сути, помогают восприятию художественных произведений, обучают их анализу. Текстовые стратегии применяются во время или после чтения.
- Послетекстовые стратегии обучают интерпретировать художественные произведения и корректировать собственную интерпретацию в соответствии с пониманием авторского замысла, обращать внимание на детали, ключевые слова, идеи, обобщать содержание, составлять свое мнение и аргументировать его. Послетекстовые стратегии применяются во время или после чтения произведений.
- Стратегии продвижения книг, которые обучают выбирать и презентовать прочитанные произведения, их можно применять на уроках самостоятельного чтения.
3)Урок свободного чтения
На этом уроке школьники будут читать именно художественные книги. Не должно быть обсуждения прочитанного, анализа произведения и прочей деятельности, которая характерна для уроков литературы и уроков внеклассного чтения.
На уроке свободного чтения учитель становится консультантом, который в индивидуальном порядке отвечает на вопросы читающих школьников, возможно.
Такой урок может быть включен в расписание или присутствовать в сфере внеурочной деятельности школьников. Заменить учителя литературы может библиотекарь или подготовленный классный руководитель.
На уроке свободного чтения дети будут читать произведения по собственному выбору, приносить книгу на урок и читать, так как именно на чтение им не хватает времени.
Вместе с книгами на полке могут находиться специальный журнал, в который одни ребята вносят записи об оставленной книге, другие отмечают, что взяли ее почитать, «Книга отзывов», куда читатели записывают свои впечатления о прочитанной книге.
Такая несложная работа, не требующая много времени, будет способствовать литературному развитию школьников, учитель сможет наблюдать за расширением читательского кругозора своих учеников, учитывать их читательские предпочтения для организации уроков внеклассного чтения, индивидуально привлекать к их подготовке обучающихся.
Чтобы учителю и ученику было проще ориентироваться в новых книгах, можно обратиться к :
- российским и международным литературным премиям и конкурсам на лучшую детскую книгу. Например: литературный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, международная детская литературная премия имени В. Крапивина, международная литературная премия имени П. П. Ершова, литературная премия «Алиса», международная литературная премия имени Х.-К. Андерсена, мемориальная премия Астрид Линдгрен и другие.
- детским литературным журналам, в том числе интернет-журналам, которые публикуют обзоры детских книг. Например: журнал «Читай-ка», выпускаемый «Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира», «Папмамбук», предлагающий книги для чтения «по возрастам», дающий рекомендации «что и как читать», детский сказочный журнал «Почитай-ка» и другие.
Что должен учитывать учитель? В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
- что я делаю? (предмет деятельности);
- для чего я это делаю? (какова цель);
- как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
- какой это дает результат?
- за счет чего этот результат достигнут?
Конечно, прежде всего учитель работает на результат.
Метапредметные результаты обучения
К ним относится овладение школьниками универсальными познавательными действиями (логическими, исследовательскими, работой с информацией), универсальными коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность), универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизация, самоконтроль (рефлексия), принятие себя и других и пр.). Задания должны быть составлены таким образом, чтобы школьники учились самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, ставить и формулировать задачи, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, осуществлять самоконтроль, «осознанно относиться к другому человеку, его мнению», «признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая»; «уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности» и т.д.
Группы заданий, нацеленные на достижение метапредметных
результатов.
- Первая группа заданий (логические действия) способствует выработке умений характеризовать, определять признаки, классифицировать, обобщать, делать выводы, формулировать вопросы, работать с информацией и пр.
- Вторая группа заданий способствует овладению коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность и пр.).
- Третья группа заданий способствует овладению регулятивными действиями (самоорганизации, самоконтроля, принятию себя и других и т.д.).
Для достижения результатов хочу предложить вашему вниманию новейшую технику презентации –Скрайбинг.
Скрайбинг... Скрайбер... На первый взгляд, новообразованный неологизм... Но на самом деле с этим понятием мы знакомы с детства. Ведь когда-то мы все были в определенном смысле скрайберами. С помощью простых рисунков мы пытались передать увиденное, услышанное, определенную информацию, чувства, настроение, эмоции.
Оказывается, таким образом можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить определенный материал. Данный метод получил название скрайбинг — процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.
Особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, ведению записей и дневников. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.
Это способ проиллюстрировать устную речь, чтобы упростить подачу материала. Скрайбинг превращает тезисы в визуальные образы с помощью простых графических элементов. Термин происходит от английского scribe — делать наброски, быстрые рисунки.
Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
- 1. Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Рука человека рисует в кадре картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляют титры, делают монтаж.
- 2. Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
- Необходимые инструменты и материалы:
- - листы бумаги или любой другой фон;
- - набор картинок-аппликаций;
- - видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
- - микрофон для записи звука;
- - компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.
- 3. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
- Необходимые инструменты и материалы:
- - презентационная магнитная доска;
- - набор готовых картинок, магниты;
- - видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
- - микрофон для записи звука;
- - компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.
- 4. Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
- Самый простой скрайбинг можно создать даже с помощью программы Power Point: в такой анимированной презентации изображения на слайдах появляются постепенно, в соответствии с рассказом «за кадром». В данном случае соблюдается основной принцип скрайбинга – «эффект параллельного следования».
Преимущества скрайбинга:
- Доступность приема для всех учащихся;
- Обязательное использование цитат, что предполагает индивидуальную и групповую работу с текстом, чтение произведения;
- лучшее усвоение информации;
- Позволяет «визуальному и вербальному мышлению активно работать вместе».
В заключение, давайте попробуем сами сделать наброски, применяя данный метод.
Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать,то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.
Так что вооружайтесь, фломастером или карандашом и будем творить!!!!
Представьте, что вам задали учить отрывок из стих. Константина БальмОнта «За грибами». Попробуем применить прием скрайбинга на практике.
Поскольку время наше ограничено, разделим стих на части. (Раздать листочки)
Внимательно прочитайте,
Какие ассоциации у вас возникают, при чтении строк??(спросить)
Зарисуйте и постарайтесь воспроизвести, текст стих-я , но помните, когда происходит зарисовка строк ,необходимо одновременно проговаривать текст. Так легче будет запоминать!!!
Вот мы дружною семьей —
За грибами, в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.
Был он тихий — темный бор,
Пасмурно глядел
А как наш раздался хор,
Весь он загудел.
Белка слушала во сне,
И с размаху — прыг.
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.
Ну, товарищи, вперед,
Врассыпную вдруг.
Тот, кто первый — гриб найдет,
Он мой лучший друг.
Только, братцы, примечай,
Вот вам уговор:
Чтобы этот гриб, пускай,
Был не мухомор.
Урок в трендах информатизации с применением новой технологии -скрайбинг обязательно понравится ученикам.
Главное в нашей работе -не бояться экспериментировать!
И тогда все обязательно получится!
Вот мы дружною семьей —
За грибами, в лес.
Я да он, да ты со мной,
Старый лес воскрес.
_____________________________________________________
Был он тихий — темный бор,
Пасмурно глядел
А как наш раздался хор,
Весь он загудел.
______________________________________________________
Белка слушала во сне,
И с размаху — прыг.
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.
______________________________________________________
Ну, товарищи, вперед,
Врассыпную вдруг.
Тот, кто первый — гриб найдет,
Он мой лучший друг.
______________________________________________________
Только, братцы, примечай,
Вот вам уговор:
Чтобы этот гриб, пускай,
Был не мухомор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников и ее результаты....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников и ее результаты....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
Диагностика младших школьников...
Представление собственного инновационного опыта «Личностно – ориентированное обучение в условиях обновления содержания образования»
Представление собственного опыта...
Программа "Психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома в условиях обновленного содержания образования"
Презентация Программы развития детского дома на 2019-2021 г.г....
Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях обновления содержания образования и повышения его качества.
Современные технологии обучения английскому языку аккумулируют дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучени...
скринкаст "Роль урока иностранного языка в формировании функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования"
https://drive.google.com/file/d/1DCiv4esTNs83SvH1_M_hleaTv56zXJ_z/view...