По следам литературных героев. 8-9 класс. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рабочая программа по литературе (8, 9 класс)

Цель программы: духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с произведениями русской литературы. программа предполагает возможности исследовательской и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sledam_literaturnyh_geroev_8-9_klass.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель

Егупова Альбина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

ГАОУ МО «Балашихинский лицей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«По следам литературных героев»

 

Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По следам литературных героев» имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для обучающихся 8, 9 классов. Программа направлена на духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной культурой и родным языком.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014 года № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (Министерство просвещения Российской Федерации от 28 июня 2019 года № МР-81/02вн);
  • приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05 августа 2020 года № 882 / приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 года № 391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
  • Уставом ГАОУ МО «Балашихинский лицей»;

и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной направленности и спецификой работы учреждения.

Общие положения

Актуальность программы

В современном обществе на передний план выдвигается проблема культуры общения, поэтому знание языковых норм русского языка и средств художественной изобразительности способствует повышению языковой культуры. Также анализ учебной и социальной деятельности восьмиклассников показал необходимость развития творческой активности, что и реализуется программой.

Дополнительная общеразвивающая программа «По следам литературных героев» реализуется в ГАОУ «Балашихинский лицей».

Цель программы

Духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной и мировой культурой.

Задачи программы

Предметные: знакомство с историей создания изучаемых в курсе литературы произведений и с местами и событиями, помогающими понять замысел автора.

Метапредметные: развитие мышления, памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению литературы; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, викторин, конкурсов.

Личностные: развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Особенности программы

Программа предполагает возможность проектной и исследовательской деятельности.

Категория обучающихся

Дети 14-15 лет способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Также дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности. Поэтому программа предполагает как исследовательский проект (составление игры «По следам литературных героев»), так и творческий (инсценирование, подготовку костюмов и декораций).

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 34 часа.

Формы и режим занятий по программе

В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в 2 недели. Продолжительность занятий – 2 академических часа. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (группой 20-25 человек). Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно-ролевая, логическая), проектная и исследовательская деятельность и т. д.

Структура занятия:

I этап. Организационная часть.

II этап. Основная часть.

Постановка цели и задач занятия.

Создание мотивации предстоящей деятельности.

Получение и закрепление новых знаний.

Физкультминутка.

Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.

III этап. Заключительная часть.

Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

Предметные: знакомство с историей создания изучаемых в курсе литературы произведений и с местами и событиями, помогающими понять замысел автора.

Метапредметные: развитие мышления, памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению литературы; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, викторин, конкурсов.

Личностные: развитие коммуникативных способностей обучающихся

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются интерактивные игры.

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Уровень: ООО

пп

Тема занятия

Количество часов

Формы занятий

Теория

Практика

всего

1

Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Литературный Петербург. День Онегина

1

1

2

Анкетирование. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Подбор цитат из романа в стихах «Евгений Онегин».

2

У Покрова

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Викторина.

3

Дом станционного смотрителя

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Литературное лото.

4

По следам Медного всадника

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Лингвистический анализ текста.

5

Дом Пиковой дамы

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Игра.

6

Не верьте этому Невскому проспекту (вместе с Гоголем).

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Мастерская творческого письма (Сочинение отзыва о поездке в Санкт-Петербург).

7

Маскарад у Энгельгарта

1

3

4

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Инсценирование, подбор костюмов.

8

Путями Печорина и Красинского

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Составление карты

9

Лермонтовский Пятигорск

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о лермонтовских местах Пятигорска. Подбор цитат из романа Лермонтова «Герой нашего времени».

10

Литературная Москва

1

1

2

Лекция учителя о литературных местах Москвы с видеорядом. Анкетирование. Викторина.

11

Куда делся дом Фамусова?

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Игра «Портреты».

12

Трактир Тестова или По следам героя «Палаты №6»

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Составление меню.

13

Зайдем в Нехорошую квартиру

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

14

Она звалась Мариной

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Литературный вечер.

15

Подготовка и защита проекта игры «По следам литературных героев»

4

4

Защита проекта.

Итого объем программы

14

20

34

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Литературный Петербург. День Онегина.

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

 Практика. Анкетирование «Какие произведения о Петербурге ты читал?»

2. У Покрова.

 Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Викторина.

3. Дом станционного смотрителя

Теория. «Маленький человек». Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Литературное лото.

4. По следам Медного всадника

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

5. Дом Пиковой дамы

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Игра

6. Не верьте этому Невскому проспекту (вместе с Гоголем).

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Мастерская творческого письма (Сочинение отзыва о поездке в Санкт-Петербург). Сочинение историй.

7. Маскарад у Энгельгарта.

Практика. Подбор костюмов. Инсценирование эпизода из романа.

8. Путями Печорина и Красинского.

Практика. Составление карты.

9. Лермонтовский Пятигорск.

Теория. Лекция учителя с видеорядом о лермонтовских местах Пятигорска.

Практика. Подбор цитат из романа Лермонтова «Герой нашего времени».

10.Литературная Москва.

Теория. Лекция учителя о литературных местах Москвы с видеорядом.

Практика. Анкетирование «Какие произведения о Москве ты читал?»

Викторина «По Москве за литературными героями».

11. Куда делся дом Фамусова?

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

12. Трактир Тестова или По следам героя «Палаты №6». 

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Составление меню ресторана Тестова.

13. Зайдем в Нехорошую квартиру.

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Аукцион вещей.

14. Она звалась Мариной…

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями

Практика. Литературный вечер.

15. Подготовка и защита проекта игры «По следам литературных героев».

Практика. Подготовка и защита игры.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

2. Оборудование: компьютер, принтер.

3. Инструменты и расходные материалы: ножницы, ватман, ткань для подготовки костюмов.

Формы реализации: Очная, без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы.

Список информационных ресурсов

Список литературы для педагогов

  1. Урок-литературно-музыкальная композиция по лирике М.Цветаевой – в кн.: Открытые уроки по литературе. 9-11 классы/Авт. – сост. Л. И. Косивцова, Л. А. Тропкина. – Волгоград: Учитель. 2003.
  2.  Раков Ю. По следам литературных героев. - М., «Просвещение», 1973.
  3. https://babs71.livejournal.com/917769.html
  4. https://dzen.ru/a/Y2f8-X2dxStA5Tcs
  5. https://www.culture.ru/poems/5081/domik-v-kolomne
  6. https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-poeme-pushkina-domik-v-kolomne
  7. https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/literaturnoe_loto_po_sledam_povesti_a_s_pushkina_stantsionnyi_smotritel
  8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/20/prezentatsiya-mednyy-vsadnik
  9. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/02/14/prezentatsiya-n-v-gogol-nevskiy-prospekt
  10. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/03/24/prezentatsiya-m-yu-lermontov-maskarad
  11. https://urok.1sept.ru/articles/646332
  12. https://www.literaturus.ru/2015/10/marshrut-peremeshhenij-pechorina-karta-puteshestvij.html
  13. https://urok.1sept.ru/articles/550505
  14. https://raven-yellow.livejournal.com/271100.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»

Аннотация к программеИнтенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития литературного творчества и журналистской работы ПРЕСС-ЦЕНТР «СВЕЖИЙ ВЕТЕР»

     Программа развития литературного творчества и журналистской работы Пресс-центр «Свежий ветер» имеет художественную направленность, предусматривает развитие и реа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Литературный альянс" на 144 ч.

Пояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературный альянс» разработана в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Литературный альянс" на 144 ч.

Пояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературный альянс» разработана в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании ...

По следам литературных героев. 5-7 класс. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Программа направлена на духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с мировой культурой и родным языком, предполагает возможности исследовательской и проектной деятел...