По следам литературных героев. 5-7 класс. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
рабочая программа по литературе (5, 6, 7 класс)

Программа направлена на духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с мировой культурой и родным языком, предполагает возможности исследовательской и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sledam_literaturnyh_geroev.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

Егупова Альбина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы ГАОУ МО «Балашихинский лицей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«По следам литературных героев»

Введение

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По следам литературных героев» имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для обучающихся 5, 6 классов. Программа направлена на духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной культурой и родным языком.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014 года № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (Министерство просвещения Российской Федерации от 28 июня 2019 года № МР-81/02вн);
  • приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05 августа 2020 года № 882 / приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 года № 391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
  • Уставом ГАОУ МО «Балашихинский лицей»;

и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной направленности и спецификой работы учреждения.

   


Общие положения

Актуальность программы

В современном обществе на передний план выдвигается проблема культуры общения, поэтому знание языковых норм русского языка и средств художественной изобразительности способствует повышению языковой культуры. Также анализ учебной и социальной деятельности шестиклассников показал необходимость развития творческой активности, что и реализуется программой.

Дополнительная общеразвивающая программа «По следам литературных героев» реализуется в ГАОУ «Балашихинский лицей».

Цель программы

Духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной и мировой культурой.

Задачи программы

Предметные: познакомиться с историей создания изучаемых в курсе литературы произведений и с местами и событиями, помогающими понять замысел автора.

Метапредметные: развивать мышление, память, воображение, мотивацию к дальнейшему изучению литературы; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, викторин, конкурсов.

Личностные: развивать коммуникативные способности обучающихся.

Особенности программы

Программа предполагает возможность проектной и исследовательской деятельности.

Категория обучающихся

Дети 12-13 лет способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Также дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности. Поэтому программа предполагает как исследовательский проект (составление игры «По следам литературных героев»), так и творческий (инсценирование, подготовку костюмов и декораций).

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 учебный год.

Формы и режим занятий по программе

В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в 2 недели. Продолжительность занятий – 2 академических часа. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (группой 20-25 человек). Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно-ролевая, логическая), проектная и исследовательская деятельность и т. д.

Структура занятия:

I этап. Организационная часть.

II этап. Основная часть.

Постановка цели и задач занятия.

Создание мотивации предстоящей деятельности.

Получение и закрепление новых знаний.

Физкультминутка.

Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.

III этап. Заключительная часть.

Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

Предметные: учащиеся познакомятся  с историей создания изучаемых в курсе литературы произведений и с местами и событиями, помогающими понять замысел автора.

Метапредметные: развитие мышления, памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению литературы; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, викторин, конкурсов.

Личностные: развитие коммуникативных способностей обучающихся

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются интерактивные игры и защита проекта.

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Уровень: ООО

пп

Тема занятия

Количество часов

Формы занятий

Теория

Практика

всего

1

Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Введение в образовательную программу. Род, жанр, приключенческая литература.

0,5

0,5

1

Анкетирование

2

В гостях у Тома Сойера и Гекльберри Финна.

1

1

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Викторина.

3

На Бейкер-Стрит, 221 б (по следам Шерлока Холмса).

0,5

1,5

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Игра «Детектив»

4

Подвиги Д, Артаньяна.

0,5

4,5

5

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Изготовление костюма. Инсценирование эпизода из романа.

5

По следам Робинзона Крузо.

0,5

1,5

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Игра.

6

От Боденвердера до Санкт-Петербурга (по следам барона Мюнхгаузена).

0,5

1,5

2

Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Мастерская творческого письма (Сочинение историй)

7

По следам капитана Флинта (Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»).

2

2

Квест

8

Мечты человека как зеркало в будущее (по рассказу Р. Брэдбери «Каникулы»)

2

2

Кластер, круги, прием «Займи позицию»

9

Диана Уинн Джонс «Дом с характером»..

0,5

1.5

2

Буктрейлер, отзыв

10

По космическим следам Алисы Селезневой. Фантастические повести современных русских писателей. К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится»

0,5

1,5

2

Презентация. Беседа. Викторина.

11

За дикой собакой динго. Проблема дружбы и первой любви в повести Р. И. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

2

2

4

Беседа. Сочинение продолжения. Создание обложки.

12

Идем в музей. Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века о Великой Отечественной войне. Б. Л. Васильев. «Экспонат №».

1

2

3

Беседа. Письмо в 1941 год или страничка Книги памяти

13

Задержимся в детстве. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. А. Г. Алексин.

1

1

2

Беседа. Сочинение.

14

Подготовка и защита проекта игры «По следам литературных героев».

3

3

Защита проекта

Итого объем программы

8,5

25,5

34

Содержание программы

1.  Вводное занятие.

Теория. Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Введение в образовательную программу. Род, жанр, приключенческая литература.

Практика. Анкетирование «Какие произведения приключенческой литературы ты читал?»

2.  В гостях у Тома Сойера и Гекльберри Финна. 

Теория. Преемственность. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Викторина.

3.  На Бейкер-Стрит, 221 б (по следам Шерлока Холмса).

Теория. Детективная литература. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Игра «Детектив».

4.  Подвиги Д, Артаньяна.

Теория. Исторический роман. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Изготовление костюма. Инсценирование эпизода из романа.

5.  Острова Робинзона Крузо.

Теория. Робинзонада. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Игра «Как выжить в лесу?»

6.  От Боденвердера до Санкт-Петербурга (по следам барона Мюнхгаузена).

Теория. Вымысел, быличка, сказание, рассказ. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Сочинение историй.

7.  По следам капитана Флинта (Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»)

Практика. Квест.

8. Мечты человека как зеркало в будущее (по рассказу Р. Брэдбери «Каникулы»)

Практика. Кластер, круги, прием «Займи позицию»

9. Диана Уинн Джонс «Дом с характером».

Теория. Буктрейлер.

Практика. Отзыв.

10. По космическим следам Алисы Селезневой. Фантастические повести современных русских писателей. К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится»

Теория. Фантастика. Презентация. Беседа. Викторина.

11. За дикой собакой динго. Проблема дружбы и первой любви в повести Р. И. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

Теория. Верность и преданность, понимание и любовь, доброта и забота, общность интересов, взаимное доверие и привязанность.

Практика. Сочинение продолжения. Создание обложки.

12. Идем в музей. Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века о Великой Отечественной войне. Б. Л. Васильев. «Экспонат №».

Теория. Беседа.

Практика. Письмо в 1941 год или страничка Книги памяти.

13. Задержимся в детстве. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. А. Г. Алексин.

Теория. Дружба и понимание.

Практика. Сочинение «Хотел бы я дружить с Ваней Беловым?»

14. Подготовка и защита проекта. Игра «По следам литературных героев».

Практика. Защита игры. 

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

2.   Оборудование: компьютер, принтер.

3. Инструменты и расходные материалы: ножницы, ватман, ткань для подготовки костюмов.

Формы реализации: Очная, без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы.

Список информационных ресурсов

Список литературы для педагогов

  1. Раков Ю По следам литературных героев. - М., «Просвещение», 1973.
  2. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/08/14/intellektualnaya-igra-po-knige-m-tvena-priklyucheniya-toma
  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/03/18/kvest-igra-yunye-detektivy
  4. https://studylib.ru/doc/3890715/igra--kak-vyzhit._-v-lesu
  5. https://history.wikireading.ru/313668
  6. https://terekhova-mv.livejournal.com/3744.html
  7. https://prishvinka.ru/o_nas/my_i_o_nas/2023/flint.pdf
  8. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/miechty_chielovieka_kak_zierkalo_v_budushchieie_po_rasskazu_r_bredbieri_kanikuly
  9. https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-povesti-bulycheva-devochka-s-kotoroj-nichego-ne-sluchitsja
  10. https://obrazovaka.ru/test/devochka-s-zemli-s-otvetami-online.html
  11. https://briefly.ru/diana_uinn_dzhons/dom_s_kharakterom/
  12. https://trikky.ru/dom-s-harakterom-152051.html
  13. https://ndbmarshak.ru/news/6231/
  14. https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-vnieklassnogho-chtieniia-v-4-klassie.html
  15. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/09/23/problemy-druzhby-i-pervoy-lyubvi-v-povesti-r-fraermana-dikaya
  16. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/01/20/urok-literatury-po-rasskazu-b-vasileva-eksponat-no
  17. https://multiurok.ru/files/chas-chteniia-po-rasskazu-a-aleksina-tretii-v-piat.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»

Аннотация к программеИнтенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития литературного творчества и журналистской работы ПРЕСС-ЦЕНТР «СВЕЖИЙ ВЕТЕР»

     Программа развития литературного творчества и журналистской работы Пресс-центр «Свежий ветер» имеет художественную направленность, предусматривает развитие и реа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Литературный альянс" на 144 ч.

Пояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературный альянс» разработана в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Литературный альянс" на 144 ч.

Пояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературный альянс» разработана в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании ...

По следам литературных героев. 8-9 класс. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Цель программы: духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с произведениями русской литературы. программа предполагает возможности исследовательской и проектной деят...