План урока литературы по теме "Художественный мир поэм В.В.Маяковского"
план-конспект урока (11 класс) на тему
Материал предназначен для учителей литературы, преподающих в 11 классе, а также для старшеклассников и студентов при написании сочинения или для подготовки к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока литературы в 11 классе по теме "Мир поэм Маяковского" | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественный мир поэм Маяковского
У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди – любому известно!
На мне ж
с ума сошла анатомия –
Сплошное сердце –
гудит повсеместно.
В.В.Маяковский
I.Поэмы «о времени и о себе». (Поэзия большой исторической наполненности. Поэт, живя современностью, чувствует значимость эпохи. Музыка времени в творчестве Маяковского.)
II.Поэтический мир поэм В. Маяковского.
1.Лиро-эпический характер поэмы «Облако в штанах» (1915г.) - "Тринадцатый апостол":
а) поиск новых форм для выражения собственных ощущений - «ноктюрн на флейте водосточных труб». Буржуазному миру, где человеческие чувства изуродованы, противостоит образ лирического героя, страстно тоскующего о человеческом счастье, устремлённого в будущее: главная ценность в мире – человек, а в человеке - сердце;
б) лирическое «Я» - двуединый образ поэта – «бешеный и безукоризненно нежный»
У меня в душе ни одного седого волоса
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду красивый,
двадцатидвухлетний…
Хотите – буду от мяса бешеный
И, как небо, меняя тона –
Хотите –
буду безукоризненно нежный,
Не мужчина, а – облако в штанах!
в) «Облако в штанах» - поэма о неприятии лжи старого мира и о правде большого человеческого чувства. Конкретное - посвящение М. Денисьевой; обобщённое – разговор с поколением. «Воздействие было огромным. «Облако…» излучало из себя энергию, отбирало и перестраивало людей. Поэма была во всех своих элементах манифестом нового искусства, вместе с тем она являлась и реальным его образцом… поэма воспринималась действительно ка голос некоего тринадцатого апостола, проповедующего борьбу на баррикадах и близкую неминуемую революцию». (С.Спасский - поэт.)
2.Поэма «Война и мир» (1916г.) – трагедия человека в мире чистогана.
Кто это, кто?
Это массомясая
быкомордая орава…
А мне
сквозь строй,
сквозь грохот
как пронести любовь к живому?..
А я
на земле
один
Глашатай грядущих правд.
Славься, человек,
Во веки веков живи и славься!
Всякому,
живущему на земле,
Слава!
3.Поэма «Человек» (1917 г.) - о несовместимости подлинно человеческого с мещанским:
Это я сердце флагом пОднял,
Небывалое чудо двадцатого века!
4. «Про это» - письмо – дневник женщине.
5. «Я меряю по коммуне стихов сорта». Поэзия и революция – стихия революции:
а) поэма «Владимир Ильич Ленин» (1924 г.)- лиро-эпическая поэма, написанная после смерти Ленина, – осмысление образа вождя революции; поэзия Маяковского – это энциклопедия советской жизни двадцатых годов двадцатого века; искренность передачи настроения миллионов; Маяковский не писал, а «молил, грозил, просил, агитировал», одобрял, славил, утверждал, клеймил, высмеивал, пародировал, каламбурил, веселил – выступал как участник жизни, борец за преобразования;
б) поэма «Хорошо!» (1927 г.)- «сердце с правдой вдвоём» - написана к десятой годовщине великой Октябрьской социалистической революции; высокая патетика, полемическая страстность, вдумчивая сосредоточенность, гневный сарказм, самоирония, нарочитая грубоватость, неповторимый юмор.
6. «Новизна в поэтическом произведении обязательна» (В. Маяковский «Как делать стихи»):
а) пафос новаторства – образность, метафоричность («время течёт; сегодня день вбежал второпях»,
Партия – это рука миллионопалая,
Сжатая в один громящий кулак).
б) ритмико-интонационная структура стиха (характер построения фразы, ритмическое использование смысловых пауз, тоническая система стихосложения, смысловая рифма, расширенный состав поэтической лексики)
Будет любовь иль нет?
Какая –
Большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
Должно быть маленький
смирный любёночек.
в) авторские неологизмы – «изиздеваюсь, поцелуишко, божище» – усиливают эмоциональную экспрессивность: «я планов наших люблю громадьё,.. в аплодисментном плане, бронзы многопудье».
III. «Гений всегда открывает своими творениями новый, никому до него не известный мир действительности» (В. Г. Белинский). Маяковский – поэт больших чувств и великих идей. Он обращался к силе Человека, к силе его разума и сердца.
Я хочу быть понят родной страной,
А не буду понят — что ж?!
По родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь. (В.Маяковский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе "Модель мира В. Маяковского"
Данный урок литературы проводится в системе уроков по творчеству В. Маяковского как заключительный урок. Групповая работа даёт возможность каждому учащемуся проявить себя. На уроке используется интера...
Интерактивный тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче"
Интерактивная презентация-тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче". Данную презентацию можно использовать как и...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "САТИРА МАЯКОВСКОГО"
В помощь учителю литературы!...
Урок литературы в 11 классе по теме "Сатира Маяковского"
Конспект урока поможет учителю раскрыть богатство сатиры Маяковского....
Презентация урока литературы в 10 классе "Поэма Е.Евтушенко "Бабий Яр", разработанная учителем русского языка и литературы МБОУ"Школа №44", Калаковой Ириной Викторовной
Презентация представляет собой биографию поэта Евгения Евтушенко , историю написания поэмы "Бабий Яр"...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир"
Поэзия В.Маяковского - это диалог-отклик на любую боль, причинённую всему живому...