Литература, 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
В данном разделе Вы можете ознакомиться с планами уроков по литературе в 6 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6-м классе
Тема урока: "А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания романа."
Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.
Задачи:
- Знать жанровые особенности романа.
- Рассказать об истории создания романа "Дубровский".
- Определить характер отношения героев.
- Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.
- Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.
- Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.
- Учиться анализировать текст.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Оборудование урока – слайд – презентация, тексты произведения.
. Методические приемы – рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста.
. Эпиграфы к уроку:
« Пушкин … унес с собою … великую тайну.
И вот теперь без него мы эту тайну разгадываем».
Ф. М. Достоевский.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя. (Слайды 1 -7).
3. Обсуждение вступительной статьи к роману «Дубровский». ( стр. 77-78 учебника)
- Как появилась идея написать роман ?
- На каком основании сделан вывод о том, что роман не завершен Пушкиным?
- Какова была дальнейшая судьба Дубровского, судя по планам Пушкина?
Комментарии учителя:
Образ Дубровского ( в черновиках: Андрей Зубровский, Островский) имел несколько прототипов. Характерность истории,
рассказанной Пушкину Нащокиным, для русской жизни 30-х годов
Х1Х в. подтверждалась болдинскими и псковскими впечатлениями Пушкина. ( Слайд 5)
Пушкин знал о деле нижегородского помещика ( фамилия та же, что у героя), у которого в 1802г. Незаконно было отнято имение его родственника. И.Л. Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила писателю включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах – решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова. Пылкий
нрав, честолюбие толкают Дубровского на поступки, которые превращаются в преступление. Для Пушкина интересна судьба русского дворянина, который стал жертвой несправедливости.
Роман « Дубровский» при жизни Пушкина не был опубликован. Издатели дали рукописи название по имени главного героя. В литературоведении до сих пор не умолкает спор о жанре произведения, его завершенности, причинах отказа Пушкина его печатать, но выяснена реальная основа романа.
Действие романа происходит в 1820-е годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует. Внимательно прочитав роман, мы увидим, что он не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени.
4. Характеристика романа. Элементы композиции.
- Где происходит действие первой главы? Прочитайте описание Кистеневки и Покровского. Как это описание помогает понять
Имущественное положение героев романа?
= Обратите внимание на замечание автора о Троекурове и Андрее Дубровском: « Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах и наклонностях. В некоторых отношениях и судьба
их была одинакова». Обоснуйте мысль автора, сопоставляя известное о героях. (Слайды 8-9)
(Судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь).
- Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, где находилось имение»?
( Значит Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится).
- Что давало ему такую власть?
(« богатство, знатный род и связи.»
- Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками и чиновниками? Чем это объяснить? Каких людей подбирал Троекуров для исполнения своих прихотей?
(Соседи-помещики и чиновники относились к Троекурову льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».
Для автора важно показать, что богатство не делает людей
Лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит других людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких, бесчестных людей. К таким можно отнести Спицына, который дал показания на суде в пользу Троекурова, Шабашкина, с помощью которого
было отнято у Дубровских имение.)
-Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время?
(Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина,не
знающего ни в чем отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при « довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые- он по существу издевался над ними).( Слайд 10. « Дефорж в клетке с медведем»).
- Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал Дубровского?
(« будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. Андрей Гаврилович Дубровский, как и Троекуров, был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал свое мнение»; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником»- все это вызывало уважение Троекурова.)
- Как во время ссоры проявились характеры героев?
(Для ответа на этот вопрос можно зачитать эпизод « На псарне» и проследить, как автор оценивает внутреннее состояние героев.)(Слайд 11. « На псарне»).
-Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского? Хотел ли
Троекуров обидеть своего приятеля?
Выделим глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова. (« Велел тотчас догнать и воротить непременно»,
«вторично послал» за соседом. Получив письмо оскорбленного
Дубровского: « Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», а потом «разбранил гостей», нарочно
поехал полями Дубровского», «без него скучал». Обидеть Дубровского Троекуров не хотел.)
- Что чувствовал Дубровский, покинув Покровское?
( Оскорбленный Дубровский уехал домой и потребовал письменного извинения, на что имел полное право. Он возмущен тем, что Троекуров посмеялся над ним, поддержав дерзкую шутку своего холопа, что он не уважает в нем « старинного русского дворянина» и не внушает этого своим крепостным.)
-Какое обстоятельство сделало примирение невозможным?
( Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова-
«известных разбойников». Троекуров « вышел из себя», « хотел
было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.)
-Обратим внимание на иронический тон автора, каким он пишет о «войне» между соседями.
- Какой способ мести избирает Троекуров?
(Троекуров выбрал самый подлый способ мести- он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: « В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причем сделать это под видом законности, чужими руками.)
- Мог ли Дубровский догадываться о черных замыслах Троекурова?
(Андрей Гаврилович даже не мог представить размеров опасности, которая его подстерегает. Человек честный и прямой, он и не предполагал, что может стать «жертвой ябеды».)
- Охарактеризуйте заседателя Шабашкина. ( Слайд 12. «Шабашкин и Троекуров».)
(Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: « отвешивает поклон за поклоном», « с благоговением
Ожидая» приказаний Троекурова, «поклонился до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.)
- Как Троекуров обращается с Шабашкиным?
( С пренебрежением- он знает, что ему подчиняются все, в том числе и законники»: « Как бишь тебя зовут? Зачем ты пожаловал, выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на « ты».)
-Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?
(« Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, устрашая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы». Шабашкин понимает, « что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного
Нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».)
- Что Чувствует Дубровский, получив письмо из суда?
(Дубровский «изумлен», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность.)
Останавливаем внимание на завершении первой главы сценой встречи Троекурова и Дубровского по дороге в город, в суд: бывшие товарищи стали «противниками».
- Как раскрываются характеры героев в сцене суда? ( Слайд 13. « Сцена в уездном суде»)
( В этой сцене подчеркнуто безразличное отношение к А.Г. Дубровскому. Поручик Дубровский « стоя прислонился к стенке».
Троекуров ведет себя надменно и самоуверенно. Он встречен « с изъявлениями глубокого подобострастия». « Писаря встали и заложили перья за ухо… придвинули ему кресла из уважения к его чину…». Старик Дубровский совершающейся на его глазах несправедливостью.)
- Какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение?
(Конечно же, богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его
гордость, растоптать человеческое достоинство.)
- Как ведут себя представители власти- судьи?
(«Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», « Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.)
- Как вели себя истец и ответчик?
( « Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда свое удовольствие». « Дубровский стал неподвижен, потупя голову».)
- Как повлияло решение суда на Дубровского- отца?
( Неожиданное решение нанесло страшный удар старому Дубровскому, лишив его дома, земли, имущества. Он помешался и впал в совершенное детство. Преступное решение суда привело Дубровского к сумасшествию.)
- Каким должно быть настроение выигравшего процесс Троекурова? Почему решение суда не доставило ему радости?
( Троекуров должен бы радоваться своему успеху на суде, но внезапное помешательство Дубровского « сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашел слишком далеко, В нем говорила совесть.)
- Зачем Троекурову был суд? Какую цель он преследовал?
(Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка не нужна была ему, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он Желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести своего противника до сумасшествия он, конечно ,не хотел.)
-Как изменился старый Дубровский со времени суда?
( « Здоровье было плохо», « силы ослабевали», « был не в состоянии
Думать о своих делах, о хозяйственных распоряжениях».)
5.Вывод:
Ребята, какой итог можно подвести в конце нашей беседы?
( Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях.)
5. Домашнее задание. Подготовить характеристику Владимира Дубровского по плану. ( Слайд 14, план раздаётся учащимся на листочках).
1.Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?
2.Каковы отношения отца и сына Дубровских?
3.Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
4.Как встретил Владимира родной дом?
5. Что побудило Кириллу Петровича предпринять попытку помириться с Дубровским? Подкрепите ответ текстом.
6.Почему не состоялось перемирие друзей?
7.Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? 8.Как сами Дубровские относятся к своим крепостным?
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе в 6 классе.
Тема: Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Тип урока: комбинированный.
Цель:
- О: рассмотреть в поэмах Гомера отражение быта, нравов и верований древних греков; общечеловеческие типы и вечные жизненные конфликты; отвагу и смелость героев;
П: отрабатывать умения анализа текста произведения, умение правильно формулировать выводы, высказывать суждения;
- развивать мышление как процесс абстрагирования (анализ, синтез, сравнение), зрительную, слуховую память; внимание, семантическое восприятие, устную речь,;
- воспитывать интерес к чтению произведений мифологического характера, нравственные качества (доброту, сочувствие и сопереживание героям), трудолюбие, сосредоточенность, самостоятельность.
Оборудование: учебник, портрет автора.
Методы: словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, беседы, самостоятельной работы.
Ход урока:
Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Как настроение? К уроку готовы? Будем начинать занятие.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок- сегодня у нас гости. Я думаю, мы очень постараемся и покажем нашим гостям, что мы можем и как мы любим литературу.
Вступительное слово:
-Что мы с вами сегодня будем делать? Давайте представим, что мы сидим на берегу моря и слушаем его шум. Если не моря, то реки.
-О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? О чем мы будем говорить?
(О море)
-Давайте поиграем в игру «Верно»- «Неверно», проверим домашнее задание и скажем, о чем еще будем говорить.
Игра «Верно или неверно»: необходимо отвечать на вопросы «да» или «нет», учащиеся отвечают самостоятельно.
- Верно ли, что миф – это сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; вымысел. (Да)
- Верно ли, что мифология – это совокупность мифов; научная дисциплина, изучающая мифы и сказания. (Да)
- Верно ли, что мифологический – значит сказочный, легендарный, вымышленный. (Да)
- Верно ли, что боги, легендарные герои, полубоги, титаны - это главные герои мифов. (Да)
- Верно ли, что Зевс – отец всех богов, самый главный? (Да)
- Верно ли, что мифологема – это заимствование автором у мифа мотива, темы или её части для использования в литературном произведении. (Да)
- Верно ли, что литература это вид искусства. (Да)
- Верно ли, что Посейдон- бог моря? (Да)
-Так о чем же еще мы будем говорить?
(О морских путешествиях, о мифах, легендах)
-Верно. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать на корабле вместе с отважным Одиссеем.
Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять запад Малой Азии еще в XV—XIV вв. до н. э. Переселение в Малую Азию было связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада (Греция) все дальше и дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).
Война с Троей требовала большой армии, а следовательно, объединения греческих династов. Не все из них хотели идти на Трою, но страх перед главным организатором похода, могущественным царем Микен Агамемноном, заставил подчиниться несогласных.
Незадолго до 1200 г. до н. э. Троя была полностью разрушена. Это был героический период могущества ахеян, который именно этой войной и завершился, после чего настали долгие годы упадка.
- Ребята, то, что я вам сейчас рассказала, это история или миф?
(История)
Да.Такова историческая основа Троянской войны.
В мифах и легендах это объясняется по-другому. Причина войны — похищение Парисом, троянским царевичем, спартанской царицы Елены.
Парис был судьей в споре трех главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты — за звание самой красивой. Он должен был одной из них вручить золотое яблоко (яблоко раздора).
Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы — Елену, жену царя Спарты Менелая.
В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев-царей, среди них был и хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке — огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, — на десятом году сражений была взята и разрушена
Троя.
-А это что было: история или мифы?
-Мифы
-Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с поэмой , где описаны приключения Одиссея на пути домой.
А написал эту поэму Гомер. Написана она не так, как пишут современные стихи. Написана она гекзаметром.
Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов. Гекзаметр (греч. hexametros, "шестимерник") - древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В античной поэзии дактилический гекзаметр был наиболее распространенным размером, встречаясь главным образом в героическом эпосе, почему получил название «героический» или «эпический стих». Вопрос: Какой прием применялся при написании «Илиады»? Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов. Гекзаметр (греч. hexametros, "шестимерник") - древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В античной поэзии дактилический гекзаметр был наиболее распространенным размером, встречаясь главным образом в героическом эпосе, почему получил название «героический» или «эпический стих». Этот вид стихосложения основывался на ритмическом чередовании долгих и кратких слогов. Гекзаметр имел обязательную цезуру, то есть паузу, в середине третьей или четвертой стопы.
Давайте запишем термин в тетрадь.
-ФИЗМИНУТКА.
Резерв: Задание (коллективная работа): прочитать биографию автора, выделить основные черты жизни и творчества, записать.
(Если времени недостаточно): Гомер — древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э
Анализ произведения:
Задание № 1 (коллективная работа, устно): чтение произведения «Одиссея» по частям, ответить на вопросы после каждой части. (Комментарий)
Задание № 2 (самостоятельно): найдите в тексте примеры:
1 ряд – гиперболы;
2 ряд – сравнений;
3 ряд – повторов.
Подведение итога: (Рефлексия)
- Что мы сегодня с вами рассматривали?
(Поэму Гомера «Одиссея»)
- Чему учит произведение?
(Быть честными, отважными, находчивыми)
-Записывают в тетради: Что у меня сегодня получилось… Что не получилось… Что хотелось бы еще узнать…
Будь смел и отважен ,
Прочти много книг.
В большом мире знаний плыви, ученик.
К заветной мечте
И чудесной земле
В нагруженном знаниями корабле!
Дом. Зад:
- Дочитать выразительно «Одиссею»
- Нарисовать картинку к тому эпизоду, который вам больше всего понравился.
на столах лежат бананы, если им понравился урок, то
объясняю ребятам, они пишут свое мнение и
прикрепляют на одну пальму, если не понравился, то на
вторую.
Учитель:
Пожелания ученикам:
Будь смел и отважен-
Прочти много книг,
В большом море Знаний
Плыви, ученик!
К заветной мечте и чудесной земле.
В нагруженном знаниями корабле!ние Гомера «Илиада»?
Домашнее задание: стр. 34-45 читать
Предварительный просмотр:
Гомер. «Илиада» и «Одиссея»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- творчество древнегреческого поэта Гомера;
- жанр эпической поэмы;
- эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея»;
- подвиги героев «Илиады» и «Одиссеи»;
- характеристика Одиссея и его странствия.
Тезаурус
Гомер – древнегреческий поэт-сказитель, создатель «Илиады» и «Одиссеи».
Сказитель – рассказчик, исполнитель народных сказок и былин.
Эпическая поэма – поэма в стихах о героических событиях или жизни народа.
Ахилл – герой древнегреческой мифологии, один из военачальников в походе против Трои.
Одиссей – герой древнегреческой мифологии, царь Итаки, сын Лаэрта.
Агамемнон – царь Микен, предводитель ахейцев.
Троянский конь – в древнегреческой мифологии огромный деревянный конь, с которым связан финал Троянской войны.
Ахиллесова пята – уязвимое место у героя Троянской войны Ахиллеса.
Сцилла и Харибда – так древние греки называли двух чудовищ, которые обитали по обеим сторонам Мессинского залива и нападали на моряков.
Сирена – в мифологии демоническое существо, верхняя часть тела у которого была женской, а нижняя — птичьей.
Циклоп – одноглазый великан.
Список литературы
Обязательная литература:
Литература. Примерные рабочие программы: Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной: 5-9 класс. – М. : «Просвещение», 2014. 352 с.
Дополнительная литература:
1. Шталь И. В. Гомеровский эпос: Опыт текстологического анализа «Илиады». – М. : Высшая школа, 1975. 246 с.
2. Гомер. Гомерова Илиада, Пер. с др.-греч. Е. И. Кострова и А. И. Любжина. – М. : Р.Валент, 2019, 536 с.
3. Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. – М. : Восточная литература, 1996, 328 с.
4. Шталь И. В. «Одиссея» – героическая поэма странствий: Серия «Из истории мировой культуры». М. : Наука, 1978, 165 с.
5. Тихонов А. А. Одиссея разума и разум Одиссея. Ульяновск : КТП, 2003, 166 с.
Открытые электронные ресурсы:
1. Интернет портал «Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)» URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-4435.htm (Дата обращения 11.07.2019);
2. Интернет портал «Классическая литература» URL: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/iliada_analiz_poehmy_gomera/62-1-0-1304 (Дата обращения 11.07.2019);
3. Интернет портал «Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)» URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-2431.htm (Дата обращения 11.07.2019);
4. Интернет портал «Библиотека Максима Мошкова» URL: http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt (Дата обращения 11.07.2019);
5. Интернет портал «Научная страница доцента А. Л. Барковой» URL: http://mith.ru/alb/antic/index.htm (Дата обращения 11.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Гомер – легендарный древнегреческий поэт, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Считается, что половина найденных древнегреческих папирусов – отрывки из произведений Гомера. Хотя некоторые исследователи считают, что они принадлежат перу разных авторов.
Имя «Гомер» означает «провожатый» или «слепец». Гомера принято изображать как слепого сказителя с лирой в руке.
Точные данные о дате и месте рождения не известно. Наиболее вероятный период его жизни – VIII-IХ век до нашей эры. В то время Древняя Греция переживала свой расцвет. Со своими песнями Гомер путешествовал по городам. Темой его поэзии были былые свершения, великие войны и герои.
По словам великого философа Платона, духовным развитием Греция обязана именно Гомеру.
Эпическая поэма – объёмное произведение о героических событиях или о жизни народа.
«Илиада» рассказывает о событиях Троянской войны. Название поэмы происходит от греческого названия Трои – Илион.
Сюжет начинается с похода ахейцев (их ещё называют данайцами) – жителей одной из областей в Древней Греции – на богатый город Илион (Трою), которым правил царь Приам. Ахейцами руководил царь Агамемнон, а самым главным воином у него был Ахилл (ещё его называют Ахиллес).
Троянским войском руководил принц Гектор, отважный воин, которому не было равных, и только Ахиллес превосходил его силой.
Согласно мифу, причиной войны стало похищение троянским царевичем Парисом Елены Прекрасной, жены ахейского царя Менелая.
В основе сюжета – великий «гнев Ахилла», жажда мести за смерть друга Патрокла, которого убил Гектор.
Ахилл считался неуязвимым, так как мать искупала его в волшебной реке царства мёртвых Стикс. Но при этом мать держала сына за пятку. Таким образом, пятка его была слабым местом, в которое в итоге и попала стрела врага. Отсюда выражение «Ахиллесова пята», то есть самое уязвимое место.
В «Одиссее» рассказывается о возвращении домой после падения Трои одного из греческих царей – Одиссея. Сейчас бы мы назвали «Одиссею» сиквелом «Иллиады». Одиссей – главный герой поэмы «Одиссея» и второстепенный персонаж «Илиады», царь острова Итака, один из предводителей ахейцев в Троянской войне. Мужество и рассудительность Одиссея сочетается с хитростью, ловкостью и изобретательностью. Вот как Одиссей говорит сам о себе: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих / Хитростей славных и громкой молвой до небес вознесённый». Получается, что он сам признаёт хитрость своей главной чертой.
Оружие Одиссея – не только меч, но и слово, и с его помощью он нередко одерживает блестящие победы. Гомер также подчёркивает, как сильно его герой тоскует по родной Итаке, где его ждут верная жена Пенелопа и сын Телемах.
«Илиада» – поэма героическая, действие её происходит на поле брани. «Одиссея» – поэма сказочно-приключенческая и бытовая, действие её разворачивается в дальних странах, где живут великаны и чудовища. Если составить последовательность странствий Одиссея, то получится шесть историй:
• в гостях у Алкиноя, царя народа богатых мореходов;
• приключения на острове циклопов;
• встреча с сиренами в море;
• плавание между двух чудовищ Сциллой и Харибдой;
• возвращение на Итаку;
• расправа с женихами Пенелопы.
И вторая поэма Гомера подарила нам ещё одно крылатое выражение: «Между Сциллой и Харибдой», что означает оказаться между двумя враждебными силами.
Рассмотрим эпизод «Одиссей на острове циклопов». Однажды корабли Одиссея прибивает к острову циклопов – одноглазых великанов, занимающихся овцеводством. Дружина Одиссея случайно попадает в пещеру циклопа Полифема, сына бога моря Посейдона. Циклоп спрашивает имя Одиссея и хитрец отвечает «Никто». Циклоп соглашается отведать вина, предложенное Одиссеем, и засыпает. Тогда Одиссей с помощниками с силой вставляют ему деревянное копьё в глаз. На вой циклопа сбегаются товарищи и спрашивают, кто тебя обидел, но тот кричит «Никто!», и все разбегаются. Из пещеры Одиссей с дружиной выбираются, спрятавшись под овцами, когда ослеплённый циклоп выпускал стадо на пастбище. Так Одиссею и его спутникам удаётся избежать неминуемой гибели.
Как проявилось хитроумие Одиссея в троянской войне? Ведь именно ему пришла идея построить огромного коня и с его помощью, спрятав там воинов, проникнуть в неприступную Трою. И этот эпизод вошёл в поговорку: «Бойся ахейцев (данайцев), дары приносящих» и выражение «Троянский конь».
Теоретический материал для углублённого изучения
Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель и философ. Образ незрячего старца был характерен для античного восприятия реальности, поскольку древние греки видели неразрывную связь между даром поэтическим и даром пророческим. Учёные доказали, что первая из гомеровских поэм – «Илиада» создана около 800 года до нашей эры, а «Одиссея» написана веком или двумя позже. По жанру они относятся к эпическим поэмам, хотя сохранили следы устной народной поэзии.
«Илиада» и «Одиссея» – это памятники эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю, памятники самого раннего этапа развития древнегреческой литературы.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчёркивание элементов.
Подчеркните верный ответ.
Вопрос: «Подчеркните жанр произведений Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Варианты: исторический роман, эпическая поэма, сказка, баллада, рассказ.
Нужно проанализировать пройденный материал, вспомнить один из вопросов по теме, который обсуждался на уроке и сопоставить этот факт со своими имеющимися знаниями по литературе и истории. Такие жанры как рассказ и исторический роман возникли в более позднее время. Баллада, сказка и исторический роман тоже не подходят для произведений Гомера.
Правильный ответ: эпическая поэма.
Восстановление последовательности элементов
Восстановите последовательность действий в поэме «Одиссея»: расправа с женихами Пенелопы; между Сциллой и Харибдой; возвращение на Итаку; встреча с сиренами в море; приют у Алкиноя, царя мореходов; на острове циклопов.
Нужно вспомнить последовательность действий в поэме «Одиссея». Сопоставляя факты, обсуждаемые на уроке, выстраиваем фразы-«элементы» в правильную цепочку.
Правильный ответ: приют у Алкиноя, царя мореходов; на острове циклопов; встреча с сиренами в море; между Сциллой и Харибдой; возвращение на Итаку; расправа с женихами Пенелопы.
Предварительный просмотр:
Жанр баллады в мировой литературе. Баллады Ф. Шиллера «Кубок», "Перчатка". Сюжетное своеобразие.
Цель: познакомить учеников с биографией Шиллера, с жанром баллады и особенностями художественного перевода на примере сопоставления текстов.
- Орг. момент.
- Рассказ о писателе:
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился в Южной Германии. Его родители были потомками нескольких поколений деревенских булочников. Его отец был младшим офицером армии герцога Карла. В те времена, когда Ф.Шиллер был маленьким, Германия была отсталой страной. Она была разделена на 300 независимых государств и 1.5 тысячи рыцарских владений. Вы представляете, как много было государств, а Германия по размерам гораздо меньше России. Каждое из этих государств управлялось князем или герцогом, которые распоряжались в них, как хотели.
Детство Шиллера прошло в одном из таких государств, которое называлось Вюртембергским, им управлял герцог Карл.
Родители Шиллера хотели, чтобы он стал священником, он учился в латинской школе, но Карлу вздумалось открыть школу для детей военных. По его приказу отец отдал Шиллера. Там Фридрих изучал юридические науки, потом медицину. Жить там было нелегко: дети учились там 8 лет, находились в школе постоянно, без каникул. Их могли выпороть, дать пощечину, обыскать, прочитать письма их родных. В этой школе была запрещена художественная литература. То, что запрещено, всегда вызывает интерес, и Шиллер тайком читает Шекспира, Гете, пробует писать сам.
После учебы Фридрих некоторое время работает фельдшером, но увлечение литературой было сильней. Он испытывал лишения, так как профессия писателя не приносила дохода. Умер он в 46 лет в бедности. Шиллер оставил после себя много произведений: драмы, стихи, баллады. Нас интересуют именно его баллады.
- Определение баллады и ее особенностей: чтение статьи учебника о балладе.
Давайте выделим основные черты баллады. Что вы запомнили?
- основаны на историческом или легендарном событии
- на протяжении всего произведения читатель находится в напряжении
- неожиданный поворот сюжета.
- Шиллер написал много баллад, самые известные из них – «Кубок», «Ивиковы журавли», «Перчатка». Русскому читателю они известны благодаря переводам Жуковского, Лермонтова и др.
- Чтение баллады в переводе Жуковского и беседа:
Какая картина предстает в 1 строфе?
Можем ли предположить, что это будет за сраженье?
Как меняется настроение во 2 строфе?
Что можем сказать о зверях? Как описывает их автор? Что испытывает человек, видя их?
Почему автор так подробно описывает зверей и их выход?
Как ведут себязвери по отношению друг к другу?
Гости ждут битвы. Зачем?
В следующем отрывке мы встречаемся с героиней баллады. Какая она? Как вы думаете, какой у нее характер? Какое описание дано ей? Любит ли онарыцаря? Зачем посылает его за перчаткой?
Как описаны действия рыцаря? Как ведет себя Делорж? Какие качества характера он проявляет?
Почему Делорж бросает перчатку?
Что неожиданно для читателя в этой балладе?
Как вы думаете, о чем эта баллада?
Какие качества прославляет Шиллер?.
- Работа над переводом Лермонтова: просчитать его перевод
Работа по группам: в чем отличие 2 переводов баллады?
(вспомогательные вопросы:
-ритм баллады,
-как здесь описывается дама?
-В каком переводе она более коварна?
- Что нового появляется в описании действий рыцаря?
7. Подведение итогов: какой перевод понравился больше и почему?
8. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос, согласны ли вы с высказыванием В.А.Жуковского: «Переводчик в прозе – раб, в поэзии – соперник».
Предварительный просмотр:
Введение
Конспект урока будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, приветствие, вступление, актуализация опорных знаний, собери слово, мозговой штурм, работа с портретом, работа по теме, изучение нового, физкультминутка, закрепление, работа с эпиграфом, историческая справка, анализ стихотворения, тест, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс»
Цель урока:
- Задачи: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова; дать понятие о мотиве в лирике; формировать навыки анализа поэтического текста стихотворения «Утёс»
Образовательные:
- развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений;
- литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность;
- воспитывать стремление к знаниям;
- прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.
Развивающие:
- стимулировать познавательный процесс;
- развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;
- развивать интерес к литературе, русскому языку;
- развивать умения работы с книгой, другими источниками информации.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности;
- формировать умение работать в команде;
- воспитывать эстетический вкус.
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
- отчёт дежурного;
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Скажет каждый!
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Руки – на месте?
Ноги – на месте?
Локти – у края.
Спина – прямая.
II. Актуализация знаний учащихся.
«Собери слово».
На столах у вас конверты. Извлеките содержимое. Перед вами набор букв. Расставив их в правильной последовательности, вы узнаете ключевое слово нашего урока.
Ученикам предлагается собрать слово.
Собрали слово «одиночество» под грустную музыку.
Мозговой штурм
- Ребята, а что такое одиночество?
- Подберите однокоренные слова к слову «одиночество».
Правильно, один, одинокий, одинок.
- Какого цвета одиночество для каждого из вас?
- Какую музыку вы слышите, когда представляете одиночество? Какой мотив вам напевает одиночество?
Работа с портретом.
- Посмотрите внимательно на портрет М. Ю. Лермонтова. Что вы можете рассказать о поэте? Какую личность вы видите? Обратите внимание на внешность поэта, детали его образа. Какие у него глаза? (Ответы детей)
- Все верно, М.Ю. Лермонтов кажется печальным, одиноким. Как вы думаете, с чем это связано? Молодцы. Правильно, семейные проблемы оказали огромное влияние на формирование не только личности поэта, но и на его дальнейшую творческую жизнь.
- Как вы думаете, какие мотивы прослеживаются в творчестве М.Ю. Лермонтова?
- Что такое мотив?
Запишите, пожалуйста, в рабочие листы.
Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.( Запись в р/л)
III. Изучение нового материала
Беседа. Запись темы урока в рабочие листы.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Правильно, мотиву одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова. Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочий лист.
Обратите внимание, на доске записаны опорные слова нашего сегодняшнего урока. Давайте сформулируем цели нашего урока. (Расширить представление о творчестве М.Ю. Лермонтова; узнать, что такое мотив, одиночество, мотив одиночества в творчестве поэта; анализировать стихотворения).
За каждый правильный ответ вы будете получать интересную картинку. Когда мы будем подводить итог нашего урока, вам нужно будет из этих картинок сконструировать кое-что интересное.
Работа с эпиграфом.
Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Мотив одиночества прослеживается еще в одном из стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс».
Слово учителя.
Стихи не пишутся – случаются.
Как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.
- Согласны ли вы с тем, что стихи случаются?
- Случались ли у вас стихи?
- В какие моменты жизни вам хотелось выразить свои чувства в стихах?
- Как случилось у М.Ю. Лермонтова стихотворение «Утёс»…
Историческая справка.
Ребята, а вам известно на какое время в истории России приходится творчество Лермонтова?
Наиболее плодотворное время у Михаила Юрьевича выпало на тридцатые годы девятнадцатого века. Это период истории Российской империи, когда в обществе наступил этап депрессии и разочарования. После поражения восстания декабристов нужно было искать новые ответы на извечный вопрос: «Что делать?». Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели поэта.
Но через все события красной линией пройдет его стремление к возвышенному, борьбе, байроновскому идеалу свободы.
- Чтение стихотворения «Утёс»
- Работа со стихотворением «Утёс».
- Учитель читает стихотворение «Утёс» наизусть.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Физминутка
Потягушки
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление
Беседа.
Что вы услышали в этом стих-и?
Каким оно вам показалось?
Анализ стихотворения «Утёс».
Какие образы создал автор в этом стихотворении? (Образ золотой тучки и утёса – великана.)
Можно ли что-то сказать о характерах этих образов? Какие они? –Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение? (Тучка – весёлая, маленькая (молодая): тучка, а не ТУЧА, играет; умчалась; лёгкая, беззаботная, беспечная. Утёс-великан, старый (в морщине), грустный (плачет), одинокий.)
Запишите, пожалуйста, несколько эпитетов к образу тучки и к образу утесав рабочие листы.
Почему плачет утёс? О чём он задумался?
Можно ли помочь старому утёсу? Что можно предложить, чтобы он не грустил? Как вы думаете, о чем он мечтает?
Физкультминутка.
Ребята, скажите, а у вас есть мечта? Закройте глаза и представьте себе, как ваша мечта путешествует по всему земному шару. Адама
И попадает она в песчаные степи Аравийской земли. (Включается аудиозапись со стихотворением «Три пальмы»).
Чтение стихотворения «Три пальмы». Аудиозапись.
Три пальмы
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит шумя караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
У пальм из восточного сказания М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» тоже была мечта. Какая? (ответы детей).
Работа в группах со стихотворением «Три пальмы».
Ребята, предлагаем вам образовать группы по пять человек. Выберите, пожалуйста, капитана своей команды. За две минуты вы должны прочитать информацию, которая есть у каждого из вас. После этого командир вашей группы меняется с командиром другой группы. В новой группе лидеры рассказывают участникам других групп свою информацию. Время работы в группе – 1 мин. Как только вы услышите звуковой сигнал – пора менять группу. После того, как вы передадите каждому свою информацию, мы выполним с вами небольшое задание, которое будет оценено.
.
Группа 1 «Философы».
Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит?
Группа 2. «Историки».
Расскажите интересные факты стих-я «Три пальмы».
Интересный факт № 1.
Баллада «Три пальмы» написана в первой половине 1839 года и впервые напечатана в «Отечественных записках». Критики с восторгом отзывались об этом произведении.
Интересный факт № 2.
Какую роль играет подзаголовок «Восточное сказание»? (Автор предупреждает о восточном происхождении стихотворение, которое написано на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное. Такое сказание равнозначно жанру баллады в литературе).
Интересный факт № 3.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.
Группа 4. «Экологи».
Какую проблему поднимает автор в своем произведении?
В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Поэт предупреждает: беззащитная природа может отомстить обидчикам, и эта месть будет безжалостна и жестока, как и поступки людей, возомнивших себя царями природы.
Группа 3. «Литературоведы».
Сколько раз автор обращает внимание на количество пальм? С чем это связано?
Автор три раза обращает внимание на количество пальм. Связано это с устным народным творчеством: число «три» - символическое.
Лексическая работа:
РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).
ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.
ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.
ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.
ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.
Группа 5. «Географы».
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Географическая справка
Арави́йская пусты́ня — пустыня в Африке, северо-восточная часть Сахары. Расположена между долиной Нила и Красным морем; на юге переходит в Нубийскую пустыню. Обширные пространства Аравийской пустыни заняты движущимися барханами, песчаными массивами, а в центральной её части наблюдаются выходы коренных пород.
Оа́зис (устар. оаз) — расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.
Тест. В рабочих листах.
На листах оценивания напишите свою фамилию.
- В каком году написана баллада «Три пальмы»?
а) 1839; б) 1841.
- На чем основан философский смысл произведения?
а) история; б) религия.
- Какие проблемы поднимает автор в своем произведении?
а) проблему взаимоотношений человека и природы; б) проблема воспитания и образования.
- Сколько раз автор обращает внимание на количество пальм?
а) 1; б) 3.
- Что такое оазис?
а) расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне; б) природный постоянный водный поток.
А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.
- А.
- Б.
- А.
- Б.
- А.
5 = 5 б.
4 = 4 б.
3 = 3 б.
2 = 2 б.
1 = 1 б.
Молодцы! Поставили оценки своим товарищам.
V. Подведение итогов урока.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили эти задачи?
ВЫВОД:
Ребята, человек может жить по-разному: может как тучка поспать на груди утеса и умчаться, оставив его вы одиночестве, а можно жить и для других, как это сделали пальмы. М.Ю. Лермонтов честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Но как хочется рядом с собой видеть человека, который разделит твое одиночество, пожертвует чем-то, пусть незначительным, ради тебя, а ты, в свою очередь, поможешь другому, как вы сегодня помогли друг другу.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Ребята, что происходит с оазисом в пустыне?
Верно, он погибает.
А нашему оазису грозит гибель? Конечно, нет. Ведь он сделан с любовью ♥
Домашнее задание:
Подготовить письменный ответ на вопрос «Чем я могу помочь одинокому человеку?».
Наш урок подходит к концу. А помните, ребята, в начале урока я вам говорила, что за каждый правильный ответ вы получаете картинку. Пришло время эти картинки собрать воедино. Собирать их нужно вместе, командой. Собирают оазис. Что у вас получилось? Оазис. Теперь капитаны групп подойдите с получившимися оазисами к доске и закрепите их на ватман.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 6 классе. Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».
Класс: 6
Предмет: Русская литература
Учебник: «Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013
Тема урока: анализ лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».
Цели урока:
1. Образовательные: обучение анализу лирического произведения, дать первоначальное понятие о балладе.
2. Практические: совершенствовать навыки анализа стихотворного текста.
3. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и любви к Родине, природе, живописи, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.
личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;
коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;
-Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Литература: Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www.testsoch.com)
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство
Ход урока
I.Организационный момент
- Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?
- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?
- Вы любите природу своего края?
II. Актуализация знаний.
- «Крестьянин пашет, каменщик строит, священник молится и судит судья. Что же делает поэт?» - так начинает свою статью «Жизнь стиха» поэт Н.С Гумилев. Так что же делает поэт?
(Задача поэта – не сообщить о своей любви, а суметь передать читателю силу своего чувства и вызвать у него сходные эмоции. Для достижения этой цели поэты используют различные художественные приемы, изобразительно-выразительные средства. «Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни, они то учат, то зовут, то благословляют. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают»
III. Создание проблемной ситуации:
- Кокой теме посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?
- Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края. Для каждого человека природа и малая родина неотделимы друг от друга. Вот и М Ю. Лермонтов много стихов посвятил теме природы.
- Какую роль играет подзаголовок стихотворения – «Восточное сказание»
(Автор определяет жанр стихотворения, подчеркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания).
III. Постановка учебной задачи.
- Какие цели поставим?
В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа». В результате анализа стихотворения мы с вами должны определить основную мысль (идею) стихотворения;
выполнить анализ стихотворения, найти в нем те изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору раскрыть главную мысль стихотворения;
оформить письменно анализ стихотворения и тем самым научиться анализировать поэтический текст;
выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует.
IV. Открытие новых знаний.
- Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении
(В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу». В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.
- Каков жанр стихотворения?
Понятие баллады. Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой
V. Самостоятельная работа. Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем.
Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:
1 – описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм (1,2 строфы)
2 – упреки пальм небу, Богу (3 строфа)
3 –описание каравана (4,5,6 строфы)
4 – приветливая встреча усталых путников(7 строфа)
5 – гибель пальм (8 строфа)
6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм (9 и 10 строфы)
VI. Продолжение анализа.
- Почему стали роптать на Бога три пальмы?
Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать – таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника.
- Почему пальмы были погублены?
Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.
- Как изображены пальмы?
Они напоминают людей, но словно заколдованных –караван не разглядел в пальмах живую душу
- С какой целью употреблена аллитерация?
Понятие аллитерации. Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев
- Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?
Повторение понятия антитеза. Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу.
Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.
- Определить стихотворный размер . Вспомним размер стиха. Каким написано стихотворение «Зимнее утро»? (ямбом, жизнелюбие Пушкина очень хорошо передано) А что у Лермонтова? Он часто пользуется трехсложными размерами, когда в стопе, т.е. в соединении ударных и безударных слогов, 3 слога. Трехсложных размеров 3:дактиль, амфибрахий, анапест. Стихотворение написано амфибрахием.
VII. Знакомство с планом анализа лирического произведения.
(раздаточный материал)
- Творческая история.
- Тема и идея.
- Композиция и внутренний сюжет (если есть).
- Лирический герой и система образов.
- Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.
- Жанр.
- Особенности ритмики, размера, рифмы.
- Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?
- Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.
VIII. Обобщение нового знания. Заполнение таблицы. (работа в группах, каждая группа анализирует средства выразительности в своей части стихотворения)
Тропы
Олицетворения
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Столбом кружился песок, как в море челнок
Стали на Бога роптать, приветствуют караван
Гордые пальмы, пылающей грудью, знойные лучи, пепел седой
Питомцы столетий, одежды их сорвали, степной нелюдим
Фонетика
Аллитерация
По корням упругим топор застучал
И пали без жизни питомцы столетий
Морфология
Синтаксис
Обратный порядок слов
Пепел седой,
Жанр стихотворения
Баллада
Антитеза
Первая и последние строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.
IX. Выводы по стихотворению.
- Какой бы вы сделали вывод по балладе «Три пальмы»?
(Люди несут гибель природе вопреки собственным интересам. Связи между людьми и природой нарушены. Кто виноват? Сам человек, потому что он преследует сиюминутные цели).
- В чем философский смысл стихотворения?
(Каждая личность уникальна и неповторима и рождена для общей пользы, как природа; а вот современное Лермонтову общество живет по законам каравана, их мы уже знаем. Он эти законы почувствовал на себе, может быть, поэтому в его стихах столько одиночества и печали.)
X. Рефлексия деятельности (итог урока).
XI. Домашнее задание. Письменное оформление анализа стихотворения по плану.
Приложение.
Анализ стихотворения
Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» написано в 1838 году. Это яркое поэтическое размышление на философскую тему, оно имеет подзаголовок – «Восточное сказание», что предупреждает читателя о чем-то сказочном, экзотическом. Действительно, в произведении переплетаются реальные и фантастические события. Это позволяет отнести стихотворение к жанру баллады.
Тема стихотворения «Три пальмы» раскрывается автором в ходе развития сюжета. Главными героинями повествования выступают три пальмы, которые росли в аравийской пустыне. Пустыня безлюдна:
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Еще не склонялся под кущей зелёной…
Пальмы недовольны тем, что они одиноки, что их красоту никто никогда не видел, а их жизнь уже близится к концу. И они возроптали на Бога:
И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"
Их ропот услышан, и вскоре появился караван. Несколько веков пальмы росли в пустыне - появились люди и срубили их, и теперь в пустыне все дико и бесплодно.
Стихотворение состоит из нескольких частей. Первая и вторая строфы посвящены описанию оазиса в пустыне, третья строфа – упреки пальм к Богу, четвертая, пятая, шестая строфы посвящены описанию каравана, седьмая строфа – приветствие пальм, восьмая строфа – гибель пальм, девятая и десятая строфы – описание бесплодной пустыни.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что люди часто не умеют ценить красоту природы, они безжалостны к природе, природа для них лишь источник их благополучия. Вот и торговцы, оказавшись в оазисе, в пальмах увидели лишь топливо для своего ночного костра и легко сгубили то, что росло веками. Но есть еще и другой смысл данной баллады – религиозный. Пальмы возроптали на Бога – и были наказаны. Жизнь идет своим чередом, так предначертано свыше. А пальмы не хотят с этим мириться, они сами желают строить свою судьбу, то ест, не могут смирить свою гордыню. И автор в данном стихотворении поднимает тему гордыни, которая близка не только ему, его поколению. Она актуальна и в наши дни.
Ритм стихотворения неторопливый, размеренный, плавный, музыкально-мелодичный. Все подчинено тому, что читатель видит перед собой не только картины, нарисованные поэтом, но при этом еще и думает, размышляет о жизни, о своем предназначении, о той пользе, которую он должен принести другим.
В своем стихотворении автор использует различные изобразительно-выразительные средства, которые преображают стихотворение, делают нарисованные картины более яркими и выразительными. Чтобы описать оазис в пустыне автор использует следующие эпитеты: из «почвы бесплодной», «от знойных лучей», «летучих песков», махровой главою». Оазис противопоставляется пустыне бесплодной.
Благодаря олицетворениям, используемым в тексте для описания действий пальм, таким как, «стали на Бога роптать», « приветствуют пальмы караван» создается впечатление, что пальмы – это живые люди, только заколдованные. Они недовольны своей судьбой. Они посмели «роптать» на Бога. А караван не сумел увидеть в них живых людей и расколдовать их.
Метафоры в стихотворении «питомцы столетий», «одежду их сорвали малые дети», «степной нелюдим» помогают понять внутренний мир героев баллады.
Сравнения «столбом кружился песок», «как в море челнок» также помогают нарисовать яркую картину природы. Благодаря им, мы видим перед собой картину, как неторопливо двигается по пустыне караван, представляем коня, поднимающегося «на дыбы» и прыгающего «как барс».
Автор использует средства выразительности в области фонетики. Аллитерация «По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий» помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.
Первая строфа и последняя противопоставлены друг другу. В первой строфе изображена радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, «степного нелюдима», терзающего свою добычу. Данная антитеза служит для того, чтобы лучше увидеть разницу между красотой природы и безжалостным уничтожением этой природы руками всемогущего человека.
Стихотворный размер – амфибрахий, способ рифмовки парный.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» волнует уже не одно поколение людей. Читая стихотворение в детские годы, человек видит в нем что-то сказочное, прекрасное, учится любить, беречь природу, окружающий нас мир, нашу хрупкую планету, а также задумывается об отношении к людям, друг другу, а повзрослев, начинает задумываться о цели своего существования в этом мире.
Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.
Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».
Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.
Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».
Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.
Предварительный просмотр:
Чтение, 7 класс.
Дата: ___________
Урок 13. Тема: Народные песни. «Эх, кабы на цветы не морозы…»
Цель: знакомство с русской народной песней «Эх, кабы на цветы не морозы…» и другими видами русских народных песен.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с разнообразием жанров русских народных песен, учить слушать музыку.
- Развивающие: продолжать работу по развитию речи уч-ся, навыков выразительного чтения;
- Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством, патриотизм, любовь и бережное отношение к русской культуре.
План урока:
- Оргмомент.
- Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа.
- Постановка учебной задачи.
- Проверка Д/з.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Подведение итогов.
- Д/З.
Оборудование: учебник, запись песен.
Ход урока.
I. Оргмомент. Включить русскую народную песню.
II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа.
- Ребята, с какого музыкального произведения начался наш урок?
- Правильно, а что это за песня?
Дети: Эта песня народная.
- Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?
Дети: У русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.
- А как вы думаете, чему будет посвящён сегодня наш урок?
Правильно, русская народная песня – это песня, слова и музыка которой сложилась, сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.
III. Целевая установка.
- Сегодня мы с вами познакомимся с жанрами русских народных песен и с песней «Эх, кабы на цветы не морозы…».
VI. Проверка Д/з. Чтение по ролям Ильи Муромца и разбойников. Пересказ былины «Три поездки Ильи Муромца».
IV. Изучение нового материала.
Русских народных песен очень много, и они делятся на жанры (Просмотр песен). Подробнее остановимся на нескольких жанрах русских песен:
- Календарно-обрядовые песни – древнейший вид народного творчества, связанный с сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года. В этих песнях отражены тревога и ликование, неуверенность и просьба. Чаще всего в таких песнях действует какой-то главный образ, который олицетворяет обряд.
Сейчас вы прослушаете, несколько отрывков данного жанра. Определите, какому обрядовому празднику соответствует эти музыкальные произведения.
(Дети прослушивают обрядовые песни и определяют принадлежность к определённому обрядовому празднику («Колядка», «Масленица»)
- Игровые песни к ним относятся хороводные и плясовые.
(Ансамбль «Ложкарей» выступают под музыкальное сопровождение «Камаринская»).
- Скажите, на каких инструментах играли наши ложкари? Назовите их. (трещотка, ложки, самодельные шумовые инструменты)
- Лирические песни
Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов УНТ. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра.
Одним из видов лирических песен являются семейно-бытовые песни – о замужней жизни молодой женщины. Эти песни исполняются протяжно, где обращаются к кому-либо, показывают свои чувства и мысли.
С одной из лирических семейно-бытовых песен мы сегодня познакомимся.
Но сначала нам нужно подготовиться. И выполнить небольшую речевую разминку.
Речевая разминка:
Прочитайте эту фразу глазами. Уж шипит, а жук жужжит.
Работать будем по цепочке.
- 1-й прочитает её шепотом.
- 2-й прочитает её чуть громче.
- 3-й прочитает громко.
- А теперь все вместе прочитаем её шепотом.
- Прочитаем её чуть громче.
- Прочитаем громко.
- А теперь давайте прочитаем её с разным настроением. Грустным и весёлым.
- Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.
а) Первичное восприятие текста чтение песни «Эх, кабы на цветы не морозы…»
Запись песни в исполнении Анны Литвиненко.
- Понравилась вам песня?
Словарная работа.
- Какие слова вам были непонятны?
Кручина – грусть, тоска.
Тужить – грустить.
б) Вторичное восприятие текста и художественный анализ.
Работаем в парах. Чтение вслух (Учащиеся читают песню друг другу)
- Какие слова повторяются в этой песне? (ах, кабы)
- Как вы думаете, хорошо ли живется молодой женщине у богатого мужа? Выскажите свои предположения о причине ее тоски и кручины.
- С каким явлением природы сравнивает женщина свою тоску? Что было бы с цветами и с ней, если бы в природе –не морозы, а в ее жизни – не кручина?
- Докажите, ссылаясь на текст, что девушка вышла замуж не по любви, а по приказу. Почему она не могла поступить иначе?
- Прочитайте последние 2 строчки песни. Скажите, в этих строчках заключено мнение только одной молодой женщины или всего народа? Можете ли вы согласиться с этим мнением?
V. Физминутка.
в) Работа над выразительным чтением.
VI. Закрепление.
Сегодня мы с вами знакомились с различными жанрами русских народных песен. Сейчас проверим ваши знания. Все песни, с которыми мы познакомились, записаны на карточках, соотнесите названия песен с жанрами. (Дети выходят к доске и соотносят название песен с жанрами)
VII. Подведение итогов.
Мы лишь поверхностно рассмотрели некоторые жанры русских народных песен. Еще многие вопросы остались неосвещенными.
Хотелось бы узнать, что сегодня на уроке вам понравилось?
А какое у вас настроение, мы сейчас проверим, если хорошее вы все хором произносите «АХ!!!». А если не очень, то «О-хо-хо!!!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...