Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс 9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochja_programma_9_klass.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс 9
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений литература 5 - 11 классы. М.: Дрофа, 2001.
Учебник «Литература. 9 класс». Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература: Поурочные разработки по литературе 9 класс. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. Издательство «ВАКО» 2004.
Пояснительная записка
Выбор программы обусловлен следующими мотивами:
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
соответствует стандарту основного общего образования по литературе 1998 года;
социальным заказом родителей;
построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;
включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;
обеспечивает условия для реализации практической направленности;
учитывает возрастную психологию учащихся.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 9 кл. (102 ч.) | |||||
№ | Дата | Раздел, тема урока | Организация сам. работы | Лексический запас учащихся | Приложение |
I четверть (9 недель) | |||||
1 |
| Литература как искусство слова и её роль в жизни человека | Беседа, тестирование | Литература как искусство слова |
|
2 |
| Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» -величайший памятник древнерусской литературы | Лекция, | Слово как жанр древнерусской литературы |
|
3 |
| Художественные особенности «Слово о полку Игореве» | беседа |
|
|
4 |
| Классицизм в русском и мировом искусстве. Хар-ка литературы XVIIIв. Особенности русского классицизма | Лекция | Классицизм |
|
5 |
| М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Реформатор русского языка и системы стихосложения. | Лекция, практикум |
|
|
6 |
| М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения. | Выразительное чтение, беседа | Ода |
|
7 |
| Внеклассное чтение. Оды Ломоносова | Выразительное чтение, беседа |
|
|
8 |
| Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям» | Рассказ, выразительное чтение, беседа |
|
|
9 |
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта | Практикум |
|
|
10 | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». | ||||
11 | Герои и события комедии | ||||
12 | Тема воспитания в комедии. Классицизм. | ||||
13 |
| Сентиментализм в России | Лекция | Сентиментализм |
|
14 |
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Обличительный пафос произведения | Рассказ, беседа |
|
|
15 |
| Особенности повествования в «Путешествии…» жанр путешествия и его содержательное наполнение | Пересказ | Жанр путешествия |
|
16 |
| Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стих. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутреннему миру героини | Лекция | Сентиментализм |
|
17 |
| Русская литература XIX в. Золотой век русской литературы. Романтическая лирика начала XIX в. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Отношение к слову. | Лекция, практикум, анализ лирического стихотворения | Романтизм |
|
18 |
| В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы | Беседа, практикум | Баллада |
|
19 |
| К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение в дикости лесов…». Элегическая грусть в скоротечности человеческой жизни Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в любви | Беседа, выразительное чтение | Лирический герой |
|
20 |
| Р.р. Обучение анализу лирического стихотворения | Практикум |
|
|
21 |
| А.С.Грибоедов: личность и судьба | Лекция |
|
|
22 |
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Знакомство с героями. 1 действие | Беседа | Комедия |
|
23 |
| «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. | Чтение | Монолог |
|
24 | «Можно ль против всех!» Анализ третьего действия. | ||||
25 | «Не образумлюсь… Виноват…». Анализ четвертого действия. | ||||
26 |
| Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина. | Чтение по ролям |
|
|
27 |
| Р.р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний» | Конспект. Дом.соч |
|
|
28 |
| Итоговый урок по творчеству А.С. Грибоедова. Тест. |
|
|
|
29 |
| А.С. Пушкин. Лицейские годы и жизнь в Петербурге. | Лекция, беседа |
|
|
II четверть (7 недель) | |||||
30 |
| Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. | Беседа, выразительное чтение |
|
|
31 |
| Любовная лирика Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил» | Семинар | Адресаты лирики Пушкина |
|
32 |
| Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина. | Выразительное чтение |
|
|
33 |
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии | Практикум
|
|
|
34 |
| Обучение анализу лирического стихотворения: восприятие, истолкование, оценка. | Практикум |
|
|
35 |
| Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Жанр | Лекция | Роман в стихах. Реализм |
|
36 |
| Система образов. Онегин, Ленский. Сюжет. Онегинская строфа | Беседа | Онегинская строфа |
|
37 |
| Онегин и Ленский. | Беседа |
|
|
38 |
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ 2-х писем | Практикум |
|
|
39 |
| Татьяна и «высший свет». | Беседа |
|
|
40 |
| Семинар |
|
| |
41-42 |
| р/р Сочинение по творчеству Пушкина. | Урок развития речи |
|
|
43 |
| Вн. чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и безумства» | Чтение, беседа | Трагедия |
|
44 |
| Контрольная работа (тест) по творчеству Пушкина А.С. |
|
|
|
45 |
| М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. | Лекция, беседа |
|
|
46 |
| Мотивы вольности и одиночества. «Парус», «И скучно и грустно…» | Практикум |
|
|
47 |
| Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» | Практикум |
|
|
48 |
| Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России. «Родина» | Семинар |
|
|
49 |
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции | Лекция | Психологический роман Сюжет, фабула, композиция. |
|
50 |
| Печорин как представитель «портрета поколения». Загадка образа Печорина в гл. «Бэла». | Беседа | Предопределение, предписание, рок, фатализм, фаталист. |
|
51 | Печорин и Максим Максимыч. | ||||
52 |
| Анализ главы «Тамань». | Беседа |
|
|
53 |
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери». | Беседа |
|
|
54 | Повесть «Фаталист» и ее философское значение. | ||||
55 |
| Дружба и Любовь в жизни Печорина | Практикум |
|
|
56 |
| р/р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | Классное сочинение |
|
|
III четверть(10 недель) | |||||
57 |
| Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества | Лекция | Поэма |
|
58 |
| История создания поэмы «Мертвые души». | Беседа, практикум |
|
|
59 |
| Обзор содержания поэмы. | Беседа |
|
|
60-61 |
| Образы помещиков-дворян по поэме «Мертвые души». | Беседа |
|
|
62 |
| Образ Чичикова. | Беседа | Герой и антигерой |
|
63
|
| «Мёртвые души»- поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Оценка Белинского | Семинар | Юмор, сатира, ирония, сарказм
|
|
64 |
| р/р Подготовка к дом. сочинению «Худ. деталь и ее роль в создании образа Манилова, Коробочки… | Домашнее сочинение |
|
|
65 |
| Зачет по творчеству Н.В. Гоголя. |
|
|
|
66 |
| И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. «Первая любовь» | Беседа |
|
|
67 |
| История любви как основа сюжета повести «Первая любовь.» | Беседа |
|
|
68 |
| Вн/чт. Тургенев. «Ася». | Беседа |
|
|
69 |
| Творческий путь Ф.И. Тютчева и А.А. Фета | Беседа | Жанр лирических произведений |
|
70 |
| Творческий путь Н.А. Некрасова. | Беседа | Жанр лирических произведений |
|
71 |
| Л.Н. Толстой. Слово о писателе. | Беседа |
|
|
72 |
| «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой. | Беседа | Психологизм |
|
73 |
| Анализ главы «Я проваливаюсь». |
|
|
|
74 | А.П. Чехов. «Маленькая трилогия». | ||||
75 | «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | ||||
76 |
| Русская литература XX в.: многообразие жанров и направлений | Лекция |
|
|
77 |
| И.А.Бунин. Слово о писателе. «Жизнь Арсеньева» | Лекция, беседа |
|
|
78 |
| Главы о юности героя. | Практикум |
|
|
79 |
| М. Горький. Судьба писателя. «Мои университеты» |
|
|
|
80 |
| М. Горький. «Мои университеты» | Комментированное чтение. |
|
|
81-82 |
| А.А. Блок. Основные мотивы лирики поэта. | Беседа |
|
|
83-84 |
| С.А. Есенин. Основные мотивы лирики поэта. | Беседа |
|
|
85 |
| В.В. Маяковский. Жизнь поэта и его лирика. | Беседа, практикум |
|
|
86 |
| А.А. Ахматова. Основные мотивы лирики. | Беседа |
|
|
87 |
| М.А.Булгаков. «Мертвые души». Чичиков и его окружение | Лекция, беседа | Фантастика, сатира |
|
88 |
| Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя | Практикум |
|
|
89 |
| М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя | Беседа |
|
|
Четвертая четверть | |||||
90 |
| Композиция рассказа. Автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа | Практикум | Реализм |
|
91 |
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. | Беседа |
|
|
92 |
| А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» («Книга про бойца») | Чтение |
|
|
93 |
| А.Т. Твардовский. Образ Василия Теркина. | Беседа |
|
|
94 | Русская литература 60-90-х годов 20 века. | ||||
95 |
| В.М. Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин» | Чтение |
|
|
96 | В.П. Астафьев. Повесть «Царь-рыба» | Чтение |
|
| |
97 | В.Г. Распутин. Повесть «Деньги для Марии» | ||||
98 | А.В. Вампилов. Пьеса «Старший сын» | ||||
Зарубежная литература | |||||
99 | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» | ||||
100-101 | Мольер. Пьеса «Мещанин во дворянстве» | ||||
102 | Итоги года. Задание на лето. |
Тематическое планирование
Темы курса | Часы |
Введение | 1 |
Литература Древней Руси | 2 |
Литература 18 века | 13 |
Литература 19 века | 59 |
Литература 20 века | 18 |
Русская литература 60-90-х годов 20 века | 5 |
Зарубежная литература | 3 |
Итоги года | 1 |
Всего: | 102 часа |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
воспроизводить содержание литературного произведения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
определять род и жанр произведения;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение.
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Учебники
Учебник-хрестоматия «Литература. 9 класс: Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная
Н.Г. Быкова. Полная хрестоматия 9 класс. М.: Эксмо, 2007.
Для учителя (преподавателя)
Обязательная
- Государственный стандарт основного общего образования по литературе;
- Программа основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета литература в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Литература.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Т.А. Калганова. М.: Дрофа 2001.
- Поурочное планирование к учебнику «Литература. 9 класс» (авт. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева). –М.: «ВАКО», 2004.
Дополнительная
- . Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по литературе издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
- Полная хрестоматия 9 класс. Н.Г. Быкова. М.: Эксмо, 2007.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Ставится за сочинение: Глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Ставится за сочинение: Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | Ставится за сочинение: В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | Ставится за сочинение: Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1» | Ставится за сочинение: Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2». | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план по географии 6 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно-тематический план по географии 6 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно-тематический план по географии 7 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно-тематический план по географии 8 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно-тематический план по географии 9 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно тематический план по математике 9 класс
Рабочая программа по математике (базовый уровень) для 9 класса. Учебники:Мордкович А.Г. «Алгебра» (базовый уровень), 9 класс, Атанасян Л.С. «Геометрия 7- 9»....
Учебно-тематическое по биологии для 8 класса
часть моей рабочей программы...