Главные вкладки
«Детство, опаленное войной».
проект по литературе (9 класс)
Работа ученицы 9 класса МКОУ «Иванковская основная общеобразовательная школа».
Работа на тему: «Детство, опаленное войной» - доклад, выполненный в программe Microsoft Word/
Эта работа представляет собой документальный материал, собранный ученицей 9класса МКОУ «Иванковская основная общеобразовательная школа» Дулиной Екатериной.
Работа открывает новую страницу в истории Великой Отечественной войны, рассказывает о трудной жизни советских детей в годы войны, о преданности Родине, любви к своему народу, небывалой стойкости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvo_22.docx | 519.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации Главное управление образования Курганской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр»
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество-2022»
Номинация « Великая Отечественная война»
«Детство, опаленное войной».
Подготовила:
Учащаяся 9 класса
Основное место учебы: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Иванковская основная общеобразовательная школа»
Адрес образовательного учреждения: 641136, Курганская область, Альменевский район, с.Иванково, пер.Российский 7.
e-mail: ivankovo2015@mail.ru
Руководитель:
Харасова Оксана Владиславовна
Должность и место работы:
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Иванковская основная общеобразовательная школа»
Адрес места работы: 641136, Курганская область, Альменевский район, с. Иванково, пер. Российский 7.
Контактный телефон: 8-9323158063
e-mail: oksana.harasova@mail.ru
с. Иванково, 2022 год.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Р.Рождественский
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………2-4
2.Дети войны в сельском хозяйстве..………………………………………………………………… 4-7
3.Дети на оборонном заводе.………………………………………… 7-8
4.Выводы и заключение ………………………………………………… 8-9
5.Список источников и использованной литературы.…………………………………………………………… ……9
6.Приложение ……………………………………………………………. 10
Аннотация
на работу ученицы 9 класса МКОУ «Иванковская основная общеобразовательная школа».
Работа на тему: «Детство, опаленное войной» - доклад, выполненный в программe Microsoft Word/
Эта работа представляет собой документальный материал, собранный ученицей 9класса МКОУ «Иванковская основная общеобразовательная школа»
Работа открывает новую страницу в истории Великой Отечественной войны, рассказывает о трудной жизни советских детей в годы войны, о преданности Родине, любви к своему народу, небывалой стойкости.
1.Введение
Великая Отечественная война для нашего народа навсегда останется в памяти. Эта безжалостная война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Бессмертен подвиг всех, кто боролся и победил фашизм! За послевоенные годы родились и выросли уже несколько поколений россиян. Мы не видели этой войны, но знаем о ней, и мы, потомки участников тех событий, должны помнить, «какой ценой завоевано счастье». О том времени мы узнаем из книг, фильмов и учебников. Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: « Достаточно, все уже сказано». Всего сказать не удастся никогда. Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто знает это страшное слово «война». Среди них дети войны.
Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, живым, сейчас.
Моя работа актуальна, потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. И сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как цветы.
Вот поэтому я и хочу поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Я считаю: войну забывать нельзя. «Когда войну забывают,- говорили древние,- начинается новая, потому что память-главный враг войны».
Проблема исследования: жизнь детей, наших земляков, в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Цель исследования:
1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению.
2. Возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений. 3.Развитие навыков поисковой, исследовательской работы, умения анализировать исторические документы. 3.Увековечить память о земляках, детях войны. Задачи:
1.Ознакомление моих сверстников с отдельными судьбами детей в годы войны;
2.Приобщение к истории и культуре своего народа;
3.Воспитание уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны Методы исследования Теоретические:
1.Сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, анкетирование и др.);
2.Беседы с ветеранами
3.Опрос одноклассников, односельчан.
Практические: -
1.Систематизация и обобщение материалов. 2. Анализ и обработка материалов . 3. Подготовленный материал использован на классных часах
ГИПОТЕЗА: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине
Ожидаемые результаты:
- формирование и развитие у наших сверстников чувства сопереживания и гордости за тех, кто пережил страшные годы, и за государство в целом;
- овладение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество»;
- данный материал можно использовать как дополнительный на уроках и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы в музей Боевой Славы школы. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.
2.Дети войны в сельском хозяйстве.
Тема детей и войны является, на мой взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.
На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.
Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы. Дети войны…. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они просто жили, просто воспринимали то, что происходило, страдая вместе со всей страной. Он просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили мощные электростанции и проложили железные дороги, полетели в космос и содержали могучую армию.
Они не любят вспоминать войну. Ведь надо иметь мужество и волю, чтобы разбередить затянувшиеся душевные раны. Но эти люди могут многое рассказать нам. Воспоминания нахлынут, и, вспоминая все новые подробности, словно вернувшись в те непростые годы, они будут рассказывать нам о своей войне. Их детская память отметит, наверно, не самое важное, возможно, просто мелочи, пустяки. Но это - память сердца.
Из Постановления объединенного заседания бюро РК ВКП(б) и исполкома райсовета депутатов трудящихся Альменевского района от 26 июля 1941 г:
6. … считать мобилизованным все трудоспособное население, в том числе подростков и престарелых на проведение прополки, уборки сена, хлебов и заготовки сельхозпродуктов. Для того, чтобы колхозники работали весь световой день, в поле организовать во всех колхозах полевые станы и общественное питание, а для малых детей —ясли.
В целях оказания практической помощи колхозам и совхозам района в деле быстрейшего проведения уборочных работ и хлебосдачи государству — исполком райсовета бюро РК ВКП(б) постановляют:
Направить всех учащихся старших классов и вторых трудоспособных членов семей рабочих, служащих, а также от 50 до 80% рабочих и служащих учреждений райцентра (там же, л.275) на уборку урожая.
Из материалов книги «Вехи истории Альменевского района Курганской области»:
На плечи женщин и подростков легла большая часть нелегкого крестьянского труда. Во время летних каникул учителя и учащиеся заготовляли дрова, ремонтировали школьные здания, собирали металлолом, лекарственные растения, грибы, ягоды, работали на пришкольных участках, на животноводческих фермах и т. д. Трудно сказать, чего не делали учителя и учащиеся в годы войны. Героический труд в тылу во имя победы позволил наращивать стране свою мощь.
Я никогда не задумывалась о том, что мои бабушка и дедушка-дети войны(Приложение1). А когда я узнала об этом и попросила их вспомнить о том времени, я увидела войну с другой стороны, словно глазами тех военных мальчишек и девчонок.
Мой дедушка, Сабиров Нуриохмет Нурмухаметович, родился 1 октября 1929г. в деревне Сулюклино Сафакулевского района. Бабушка, Сабирова(Абдрахманова ) Манвара Валеевна родилась 20 декабря 1929 г. в с.Иванково Альменевского района. Когда началась война, они уже закончили 4 класса.
Бабушка вспоминает: «Электрического света не было, тетради были только в школе. Домашние задания делали на чем придется. Писали гусиными перьями или химическим карандашом. Вечером читали при лучине, т.к. керосин достать было невозможно. Пекли хлеб наполовину с лебедой, летом выручали грибы и ягоды, рыба. Через нашу деревню проходила военная дорога, теперь это улица Центральная. Когда по ней проходили обозы, мы выменивали ягоды, грибы на хлеб. В колхозе давали 1 килограмм зерна на неделю для семьи. Наша мама иногда приносила с колхозных работ немного жмыха. Мы грызли его, он был прессованным, потом у нас болели животы. Соли тоже не было. Женщины приносили воду из соленого озера, вываривали ее, так набиралось немного соли».
У дедушки мама умерла, когда он был маленьким, отец женился второй раз, родилась сестренка Галия. Но когда ей исполнился год, ее мать умерла. Началась война, отец ушел на фронт. Дедушка с сестренкой остались одни. Тогда их взяла к себе тетя, родная сестра отца. У нее самой было трое детей, но она их не бросила. На всех хватило тепла ее большого сердца.
Во время войны дедушка работал в колхозе. Он на лошади возил на поля топливо для тракторов, воду в бочках на пастбище для скота. Верхом на лошади развозил почту по шести деревням. Бабушка тоже работала в колхозе, вместе с другими детьми они помогали взрослым на полях, собирали колоски, пололи, работали наравне со взрослыми. Дедушка рассказывает: «На второй день войны многие односельчане получили повестки. Потом забирали всех мужиков на войну. В деревне остались старики, женщины и мы- дети. В тот момент мы начали понимать трудности жизни.
Печку топить дров не было. За дровами в лес страшно было идти: там лесник охранял. Пришлось топить избушки соломой. Зимой ходили по сугробам на поля и искали остатки снопов пшеницы. Если находили, растирали колоски, собирали зерно в ведро. Иногда оставались ночевать там же в поле под копнами соломы.
Были дни, когда нечего было кушать, и мы лежали, свернувшись калачиком от голода, не было сил вставать. Весной нашей основной едой была крапива. Не забывается вкус гнилой картошки, которую находили, когда копали огороды вручную. Вкуснее этой картошки ничего не было в те времена». В 1946 г. за труд в тылу дедушка награжден медалью «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне».
А бабушка вспоминает, вытирая слезы платочком: «Даже в войну мы все- таки оставались детьми. Нам хотелось бегать, играть, веселиться. Мы собирались с ребятами и играли в лапту, хоть на какое-то время забывая о войне, голоде, страданиях. Портфеля у меня не было, мама сшила мне сумку из полотна. С ней я и ходила в школу. В школе было очень холодно, и на уроках мы сидели в стеганках и шапках. Старики ходили с санками в лес за растопкой каждый день, чтобы не загасить огонь в печи, потому что спичек не было ».
Учет выполненных работ велся в трудоднях. (Приложение 2). Во время войны был установлен обязательный минимум трудодней в году для подростков — членов семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет — в размере не менее 50 трудодней в году, но без разбивки по периодам. Еженедельно в трудовую книжку колхозника записывалось количество выработанных им трудодней.(Приложение2).
Бабушка говорит, что работали «за палочки», а в конце года на заработанные трудодни давали зерно, всем по – разному: кому несколько центнеров, а кому – несколько килограммов.
Когда закончилась война, их отправили в г.Челябинск в ФЗУ. Там они и встретились. Дедушка учился шахтерскому делу, а бабушка работала на одном из заводов г.Копейска. В 1950 г они поженились, а в 1961г. вернулись жить в с.Иванково. Дедушке очень понравилось наше село. Где бы ни работал мой дедушка, он трудился ответственно, самоотверженно. В 1973г. он награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда». Бабушка тоже работала в колхозе телятницей, птичницей, несколько лет пекла дома хлеб для колхоза. За рождение 9 детей она награждена орденами 1,2,3 степени, медалью за материнство. С дедушкой они прожили в любви и согласии 72 года, вырастили 9 достойных детей. Сейчас у них 13 внуков и 18 правнуков. Я их очень люблю, я горжусь ими. Я хочу, чтобы они жили долго- долго. Мои дорогие бабушка и дедушка – это люди, которым приходилось недоедать, недосыпать, ходить в обносках. Они, дети войны, смогли достойно воспитать своих детей и внуков. Они точно знают, что им рассказать и в чем состоит смысл жизни. Эти люди ценят жизнь. Эти люди никогда не забудут свое прошлое, свое детство.
3.Дети на оборонном заводе.
Собирая материал к своей краеведческой работе, я обратилась к учителям нашей школы. Преснякова Н.В. рассказала о том, что её мама, Иванова Мария Михайловна, тоже была ребенком войны.
«В далеком 1944г. моя мама тринадцатилетней девочкой начала работать на часовом заводе в гальваническом цехе. Первый государственный завод имени С.М.Кирова был эвакуирован в г.Златоуст из Москвы в ноябре 1941г. (Приложение 3). Фронту нужны были танки, самолеты. А завод выпускал часовые механизмы для них: златоустовскими часами было укомплектовано 92% советских танков и 98% самолетов времен войны, на каждом третьем истребителе стоял авиационный хронометр (АЧХО), сделанный в Златоусте. Мама работала в самом вредном цехе, там никелировали детали, красили, золотили. Детям можно было работать только днем, но часто начальник цеха, Левин Исаак Самойлович, приходил в конце смены и говорил: "Мусечка, вот тебе талон на питание, останься еще на смену, фронту нужны танки". Со слезами мама вспоминала свой первый день, когда пришла на завод. "Девочка, ты к маме?"- спросил её мужчина.- "Нет, я работать",- смущенно ответила она. И пожилой мужчина отвернулся, махнув рукой.. Полуголодные, полураздетые, они, ваши ровесники военной поры, наравне со взрослыми работали ответственно, понимали, что это нужно, это необходимо, чтобы победить врага. Мама рассказывала, что надеть было нечего, и бабушка сшила ей тужурку, муфту вместо варежек, а на ногах -сшитые из фуфайки бурки. Морозы тогда были лютые, пока добежишь до дома - вся замерзнешь. Говорила она с теплотой и об отзывчивости и доброте совсем незнакомых людей. Их цех находился в подвале драмтеатра города Златоуста, никакой вентиляции не было, работали с кислотой. Трудились в резиновых сапогах, которые почему-то были на пять размеров больше и часто на одну ногу, но не роптали, терпели, потому что знали - всем сейчас нелегко. Мама проработала 44 года на одном заводе, в одном и том же цехе. В День Победы она надевала свои медали, обязательно смотрела парад и плакала, вспоминала своих уже ушедших подруг. Её не стало два года назад. У мамы есть награды: медаль "За трудовое отличие", орден «Знак Почета», медаль «Ветеран труда», медаль-знак «Победитель социалистического соревнования». Добрая, отзывчивая, щедрая, всегда готовая прийти на помощь, веселая певунья- такой она останется в наших сердцах».
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!
Валентина САЛИЙ
3. Выводы
Через исследовательскую работу я поняла, что:
1. Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах Великой Отечественной войны, я как будто соприкоснулась с живой историей. Я почувствовала безграничную любовь и уважение к ним, благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой работе в тылу и особенностях жизни в военное время, я убедилась в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью.
2.Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время Вов характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.
4.Заключение
Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя.
В своей работе мне хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основе моей работы - воспоминания старожилов нашего села.
Эту работу я намерена продолжать дальше, потому что в наследство от наших дедов нам досталось неимоверное богатство: мирное небо. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.
Источники;
1.Материалы школьного краеведческого музея МКОУ «Иванковская ООШ».
2.Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
3. Ф.И.Шакирова «Вехи истории Альменевского района Курганской области» с.Альменево, 2011г.
4. zlat-zchz.com›интересное-о-нас-int..(ресурсы интернета).
Приложения.1 Сабировы Нуриахмет Нурмухаметович и Манвара Валеевна.
1950г.
2022г.
2.Трудоде́нь — мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год. В СССР действовал обязательный минимум трудодней в год для трудоспособного колхозника. В апреле 1942 года, в условиях войны, обязательный минимум трудодней был увеличен и установлена уголовная ответственность за его невыполнение.
Зарплата членам колхозов не начислялась. Учёт выполненных работ вёлся в трудоднях. При этом за одинаковую работу начисления в трудоднях могли сильно отличаться не только в разных районах, но даже в соседних хозяйствах. После выполнения обязательств перед государством (обязательные поставки, внесения натуроплаты за услуги машинно-тракторных станций, возврат семенных ссуд, формирование семенного и фуражного фондов, продажа части продукции государству или на колхозном рынке) остаток урожая распределялся между колхозниками[1]. Как правило, его распределение происходило один раз в год. Колхозник получал за свою годовую работу долю колхозного годового дохода пропорционально начисленным ему трудодням (главным образом в натуральном виде зерном, реже другой сельскохозяйственной продукцией). Не существовало единых норм выдачи на трудодень. Объём получаемого за трудодень зависел от оставшегося в распоряжении колхоза имущества, что дифференцировало «ценность» трудодней в разных хозяйствах. На трудодень могло распределяться от сотни грамм до нескольких килограмм зерна. В неурожайные годы хлебозаготовки не отменялись, из-за чего выдача зерна за трудодни могла быть мизерной или даже вообще не производиться[2] (например, так произошло в 1946 году массово в большинстве колхозов[3]). .
В апреле 1942 года, в условиях войны, обязательный минимум трудодней был увеличен и установлена уголовная ответственность за его невыполнение. Был установлен обязательный минимум трудодней в году для подростков — членов семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет — в размере не менее 50 трудодней в году[5], но без разбивки по периодам. Еженедельно в трудовую книжку колхозника записывалось количество выработанных им трудодней[5]. Подростки от 12 до 16 лет хотя и должны были выработать не меньше 50 трудодней в год, но за невыполнение такого минимума они уголовной ответственности не несли. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
3.Знаменательные моменты истории Златоустовского Часового Завода Осенью 1941 года из Москвы в Златоуст был эвакуирован Первый Государственный часовой завод им. С. М. Кирова, в конце ноября начался монтаж оборудования, а 25 декабря 1941 года была выпущена первая продукция — детали к боеприпасам. Этот день и является днем рождения завода.
Мы, несмотря на тяжелые производственные условия и молодые кадры, предприятием было выпущено более 300 тысяч приборов времени и более 14 млн. деталей для боеприпасов.
Златоустовскими часами было укомплектовано 92% советских танков и 98% самолетов времен войны, на каждом третьем истребителе стоял авиационный хронометр (АЧХО) сделанный в Златоусте.
1941. 16 октября. В связи с военной обстановкой в Москве прекратил свою работу 1-й Государственный часовой завод им. Кирова.
22 октября. По распоряжению Народного комиссариата общего машиностроения СССР началась эвакуация из Москвы в Златоуст 1-го Государственного часового завода им. Кирова (директор завода И. И. Бочаров).
26 ноября. Народный комиссариат общего машиностроения СССР преобразован в Народный комиссариат минометного вооружения СССР (нарком - П. И. Паршин). В подчинении наркомата находится и 1-й Государственный часовой завод им. Кирова, эвакуированный в Златоуст.
28 ноября. В Москве завершена эвакуация 1-го Государственного часового завода им. Кирова. Было вывезено 1260 единиц оборудования, значительное количество основных и вспомогательных материалов, прочего производственного имущества и инвентаря. Вместе с оборудованием и имуществом завода была эвакуирована часть рабочих, ИТР, служащих численностью 296 человек.
30 ноября. Состоялся "прощальный спектакль" драматического театра "Горе от ума". В здании театра приступил к работе эвакуированный из Москвы 1-й Государственный часовой завод: начаты размещение и монтаж оборудования.
25 декабря. Дал первую продукцию Златоустовский часовой завод, созданный на базе эвакуированного в Златоуст 1-го Государственного часового завода им. С. М. Кирова. Первым начал работу цех N2 (прессо-автоматный), приступивший к выпуску детали N 24 (взрывателя). 1945. Несмотря на тяжелые производственные условия и молодые кадры, часовой завод за годы войны выпустил для танковой и авиационной промышленности, военно-морского флота 303263 часовых механизма, а еще 14494940 деталей для боеприпасов. Златоустовскими часами было укомплектовано 92% советских танков и 98% самолетов времен войны, на каждом третьем истребителе стоял авиационный хронометр (АЧХО), сделанный в Златоусте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Детство, опаленное войной"
дать знания о ВОВ, познакомить учащихся сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе в годы ВОВ....
Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"
Данный урок-путешествие в историю, посвященный Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок в...
"Детство, опаленное войной"
Разработка сценария выступления учащихся к 9 маю....
Детство, опаленное войной
Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....
Детство, опаленное войной
В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...
Устный журнал "Детство, опаленное войной"
Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...
Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""
Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...
Комментарии
Катя! Ты уже стала семейным
Катя! Ты уже стала семейным летописцем, начала записывать историю своей семьи. Молодец! Спасибо за участие Вахте памяти, за интересный рассказ о родных! Продолжай собирать материал о героях своей семьи, чтобы было что рассказать внукам, правнукам. Оксана Владимировна, спасибо Вам за то, что учите своих учеников хранить память, помогаете им участвовать в проектах!