Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Данный урок-путешествие в историю, посвященный Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок вошли задачи, в условиях которых используются числовые данные хроники событий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года. Благодаря данному уроку можно не только повторить темы «Действия с обыкновенными и десятичными дробями», «Проценты», «Решение уравнений», «Масштаб», «Действия с положительными и отрицательными числами», «Координаты на плоскости», но и показать героизм, и самопожертвование советских детей, как на фронте, так и в тылу. Которые, не щадили себя ни на войне, ни в цехах заводов, ни на колхозных полях. Которые шли на любые испытания и жертвы ради достижения победы над врагом. Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны должен помочь и нынешнему молодому поколению возвеличивать славу родного Отечества. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России так же сильны, как и боевое оружие.
Материал адресован учителям, которые стремятся расширить содержание предмета математики, показать практическое применение его в новых условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtoreniya_v_6_klasse.__detstvo_opalennoe_voynoy.docx | 37.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока математики в 6 классе.
Урок-путешествие в историю, посвящённый Дню Победы
«Детство, опаленное войной»
Тема урока: решение задач с военной тематикой.
Тип урока: урок – повторение материала за курс математики 6 класса.
Цели урока:
- повторение материала за курс математики 6 класса;
- повышение информационной культуры обучающихся;
- развитие познавательной активности;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению;
- расширение знаний об истории Великой Отечественной войны.
Оборудование: плакаты и фотографии времен Великой Отечественной войны, мультимедийная презентация, магнитофон, записи песен «Священная война», «День Победы».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Экскурс в историю Великой отечественной войны.
Решение задач с военной тематикой.
- Физкультминутка.
- Практическая работа.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Учитель: На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война. Сегодня на уроке мы вспомним некоторые события того тяжелого и героического времени и с помощью цифр проследим за некоторыми событиями и фактами самой жестокой войны в истории человечества .
Тем, кто видел эту войну. Тем, кто выжил в эту войну. Тем, кому 66 лет назад не было и 16-ти... тем, чье детство опалено огнем Великой отечественной войны посвящается наш урок математики.
(звучит музыка «Священная война» )
Учитель: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье. Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Учитель: Великую Отечественную войну не случайно называют Великой. Она подняла весь народ на борьбу с фашистами.. В этой борьбе наравне со взрослыми самое активное участие принимали дети.
Ученик: Дети войны и веет холодом, Дети войны - и пахнет голодом, Дети войны - и дыбом волосы: На челках детских седые волосы... Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими. | Какая разница, где был под немцами, В Дахау, Лидице или Освенциме? Их кровь алеет на плацах маками. Трава поникла, где дети плакали Дети войны - боль отчаянна, И сколько надо им минут молчания! |
Учитель: Более 30 миллионов советских людей погибли в эти страшные годы. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Каждый год 9 мая мы чтим всех погибших минутой молчания.
Ученик: Задание 1. Сколько же лет населению Земли придется молчать, чтобы почтить память всех погибших? Если каждому погибшему посвятить минуту молчания. (Ответ: 30 лет) (Минута молчания).
Учитель: 1941-1945 Страшные годы...
Ученик: Задание 2. На момент вторжения немецко-фашистских агрессоров враг превосходил наши войска по личному составу в 145 раза, по тяжелым и средним танкам в 1.5 раза, по самолетам новых типов в 3 15 раза, по орудиям и минометам в 1.25 раза. Каково было вооружение захватчиков, если в войсках, прикрывавших Западные границы СССР, было 2.9 млн. человек, 1540 самолетов нового типа, 34695 орудий и минометов, 1800 тяжелых и средних танков?
Учитель: Каждая семья проводила на войну мужа, сына, брата... Но остались старики, женщины и ... дети. С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, выращивали овощи для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
А многие ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы.
Ученик: Из детских воспоминаний токаря Городецкого металлозавода:
Работа в военных цехах была для нас мальчишек, тяжелой, однако мы храбрились, трудились наравне со взрослыми, иногда по суткам не выходя из цеха. Спать приходилось урывками, по несколько минут. В среднем спали и отдыхали 20% от суток.
Задание 3. Сколько часов спали и отдыхали ребята того времени?
Учитель: Рабочие подростки в те грозные дни войны творили поистине героические дела. Еще один пример. На военном заводе ребята проверяли качество патронов. Пуля должна была весить ровно 9 граммов. За смену план проверки составлял 12 ящиков. Весил ящик в среднем около 551125 кг.
Ученик: Задание 4. Какой вес в среднем за смену поднимал один ребенок? И сколько пуль ему надо было проверить?
Учитель: За время войны СССР вдвое опередил Германию по производству основных видов вооружения.
Ученик: Задание 5. В феврале 1942 года Харьковский тракторный завод, эвакуированный за Урал, на котором работали в основном женщины и подростки, выпустил в 2 раза больше танков, чем в январе, в марте в 5раз, а в апреле уже в 7 раз. Сколько танков завод выпустил в январе и в апреле, если всего за эти месяцы на фронт отправлено 1515 танков?
Учитель: В школьных пошивочных мастерских девочки шили для армии белье, гимнастерки, вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. Труд- вот наше боевое оружие в смертельной схватке с врагом — говорили они.
Условия работы школ во время войны были также очень тяжелыми... Не хватало учебников, тетрадей... из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Зимой часто не было электричества, дров, керосина. Но, уже первые недели учебного года показали, что школьники хорошо понимают огромную историческую ответственность, свалившуюся на их плечи.
Ученик: Из воспоминаний: Теперь стыдно учиться плохо. Не такое теперь время, чтобы лодырничать. Школа — наш фронт. Пусть не надеется Гитлер, что ему удастся помешать нам учиться.
Учитель: Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной рвались участвовать в боевых действиях, они шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах.
Ученик: Из детских воспоминаний:
Задание 6. Только что из разведки вернулся отряд. Нас подняли по тревоге. Враг совсем рядом. Надо успеть захватить переправу. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, фашистские танки находятся от неё на расстоянии 20 км, а наши - 24 км? При этом нужно учесть, что на пути советских танков есть трудно проходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч. Максимальная скорость советского танка «Тигр» -56 км/ч, а скорость фашистского танка того же класса Т-Ш - 40 км/ч.
Ученик: Задание 7. Для защиты плацдарма необходимо построить оборонительные сооружения. Сколько потребуется колючей проволоки, чтобы сделать заграждение в четыре ряда по периметру плацдарма в форме прямоугольника с шириной 1,23 км и длиной 2 320 км?
Физкультминутка:
Аты-баты, аты – баты,
Мы шагаем как солдаты,
К верху руки поднимаем,
Сильными мы стать мечтаем,
Поглядим по сторонам (Руки в стороны, повороты туловища)
Не крадется ли враг к нам?
Улыбнутся еще нужно
И на место сядем дружно.
Учитель: Бесстрашных подростков за годы войны набралось не мало. Среди них были и молодые девушки, которым пришлось не только спасать и перевязывать раненых, но и стрелять из снайперки, подрывать мосты, ходить в разведку... К сожалению многие не вернулись с войны. Они остались на поле боя, до конца выполнив долг перед Родиной.
Учитель: Эта юная девушка отдала свою жизнь во имя Победы, во имя мира на Земле. Всего в боевых действиях в годы войны участвовали 34476700 советских военнослужащих, из них 490000 женщин. Только в Советском Союзе женщины сражались в воздухе наравне с мужчинами. Смелых летчиц фашисты боялись и называли их «ночными ведьмами». А «ведьмам» было по 17-20 лет.
Ученик: Задание 8. Сколько боевых вылетов совершили «ночные ведьмы» с мая 1942-го по май 1945-го, если в течение одного месяца они в среднем делали около х-вылетов. Х- это простое число, которое больше 659 и меньше 673?
(Ученики решают задачу самостоятельно с последующей проверкой.)
Учитель: Дети, оставшиеся без родителей, в оккупированных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д. Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Но особой страницей легли в историю войны почти 3 страшных голодных блокадных года Ленинграда.
Ученик: Задание 9. Сколько дней продолжалась блокада? Это трехзначное число, которое делится на 9 и на 100.
Учитель: Блокада началась в конце августа 1941 года, когда были перерезаны из Ленинграда в страну. В начале декабря люди начали пухнуть и чернеть от голода, падать на улицах, замерзать в постелях, стали умирать. В жизни ленинградцев наступили самые страшные, самые тяжелые дни. Они умирали у станков, у тисков, в цехах, и дома. Январь и февраль 42 года были самыми черными месяцами ленинградской доклады. Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думали , что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. В своем новогоднем приказе Гитлер писал, что благодарит своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады». И самоуверенностью маньяка заявлял, что штурмовать Ленинград он больше не намерен, т.к. В ближайшее время «Ленинград выжрет самого себя» и, «Как спелое яблоко упадет к нашим ногам». Все туже затягивалась петля блокады. Город покинули птицы. Инстинкт жизни подсказали, что здесь их ждет голодная смерть. Город голодал, город искал еду. Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Ученик: Многие Дети оказывались в блокадном кольце Ленинграда, и из последних сил пытались остаться живыми в этих нечеловеческих условиях. Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше.
Задание10. Сколько граммов хлеба ежедневно получала семья, состоявшая из одного рабочего, служащей и двух иждивенцев?
Учитель: Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Хлеб войны. Каким он был?
Ученик: Задание11. Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф « секретно». Муки не хватало, в хлеб добавляли мякину, отруби, целлюлозу.
Пищевая целлюлоза | 10% |
Хлопковый жмых | 10% |
Обойная пыль | 0,1 |
Вытряски из мешков | 2% |
Кукурузная мука | 0,03 |
Ржаная мука | 73% |
Учитель: Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь. Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?
Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Но Ленинград не сдавался.
Ученик: Мы ели все, что можно было есть, | Чтобы нависшую беду |
Учитель: Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.
Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная «Дорогой жизни».
Ученик: Задание 12. Вычислите протяженность «Дороги жизни», если на карте этот отрезок равен 7 см, а карта выполнена в масштабе 1: 500000
Учитель: Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости и свободы: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Празднуя очередную годовщину великой Победы, мы снова и снова вспоминаем, тех, кто вырвал победу для нашей страны из лап фашистских захватчиков. Вам, ребята, надо помнить и гордиться подвигами своего народа Практическая работа: В честь победы в Великой Отечественной войне произведём наш «Звёздный салют Победы» (звучит музыка «День Победы»)
Постройте на координатной плоскости 1) отрезки АВ, СД, ОР, КМ, ТЕ по координатам их концов А(-3;-2), В(-6;4), С(-1;-3), Д(-4;8), О(0;-4;), Р(0;11), К(1;-3), М(4;8), Т(2;-2), Е(6; 4).
2) отрезки: А1 А2, А2 А3; А4 А5 , А5 А1 , А4 А3 , если А1 (-7,5; 9), А2(-5;14), А3(-2,5; 9), А4(-8; 12), А5(-2; 12).
3) отрезки: А1 А2, А2 А3 ; А4 А5 , А5 А1 , А4 А3 , если А1 (7,5; 9), А2(5;14), А3(2,5; 9), А4(8; 12), А5(2; 12).
4) отрезки: А1 А2, А2 А3 ; А4 А5 , А5 А1 , А4 А3 , если А1 (-3,5; 15), А2(0;20), А3(2,5; 15), А4(-3; 18), А5(3; 18).
Рефлексия:
- Какие факты, события, цифры вы запомнили?
- Что можете сделать вы, чтобы такое никогда не повторилось?
Ученик: Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли –
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
Домашнее задание:
Узнайте у своих родных о родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и подсчитайте, сколько дней члены вашей семьи сражались и приближали Победу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русской литературы "Строки,опаленные войной!"
Разработка урока в 11 классе на тему"Строки, опаленные войной" Надеюсь, что данный материал поможет провести урок, на котором будут звучать стихотворения поэтов-фронтовиков....
Открытый урок по литературе "Строки, опаленные войной!"
Открытый урок ,посвящен писателям и поэтам, героям Великой Отечественной войны. В разработке урока показаны авторы и произведения во время ВОВ....
Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)
Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...
Презентация "Опаленные войной ".посвященное памяти участников Великой отечественной войны.
Вахта памяти "Помню,горжусь" из семейного архива ....
Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.
Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....
Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""
Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...
Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»
Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...