Детство, опаленное войной
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное поколение, которое не знает войны. Но память о тех днях жива. В семье вам рассказывают о погибших родственниках, исковерканных судьбах близких. В школе вы знакомитесь с событиями войны. Важно знать и помнить о судьбах ваших сверстников – военном поколении детей, живших у нас в Базковской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_opalennoe_voynoy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Детство, опаленное войной.
Цели: познакомить учащихся с историей жизни детей на правобережье Дона в годы Великой Отечественной войны;
сформировать оценочные компетенции учащихся,
прививать уважение и сострадание к судьбам военного поколения.
Оборудование: компьют презентация, муз сопровождение
Ход мероприятия.
Учитель: В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали «Войны». Вы – дети, очередное поколение, которое не знает войны. Но память о тех днях жива. В семье вам рассказывают о погибших родственниках, исковерканных судьбах близких. В школе вы знакомитесь с событиями войны. Сегодня мы поговорим о судьбах ваших сверстников – военном поколении детей, живших у нас в Базковской.
«Вставай страна огромная» - музыка.
Ученица: Решающее было за войсками 197 стрелковой дивизии. В декабрьском наступлении, сломив сопротивление перед своим фронтом частей румынских пехотных дивизий, воины соединений комбрига Запорожченко 20 декабря 1942 года освободили территорию бывшего Базковского района.
Ученик: Вновь мирная жизнь, а война продолжается. … Теперь началась борьба за свое возрождение. Вот эта жизнь глазами девочки 13 лет, теперь Лосевой Марии Константиновны, жительницы гШахты.
Как только итальянцы снялись с передовых позиций, жители , собрав свой оставшийся от погромов, и скитаний скарб, на быках вернулись домой, в Базки.
Был яркий солнечный день. Ослепительно белый снег скрипел под ногами и … тишина. Фронт ушел. Ехали по протоптанной немцами дороге, боясь напороться на мины. Все разбито. Кое-как заколотили досками окна, растопили русскую печь и взобрались на нее, чтоб согреться.
На другой день началась перекличка приехавших домой жителей. Дети, несмотря на запреты родителей не ходить далеко, быстрей, чем взрослые стали общаться. И сразу разговор о школе. В здании школы хозяйничали немцы. Ни окон, ни дверей. А рядом – небольшой дом (бывший интернат для школьников с хуторов).
Ученица: Через неделю ребята сообщили, что в этом здании появились два учителя, которые просили придти детей в школу. Собрались с десяток оборванцев, одеты кто во что, Василий Иванович спросил: «Ну, что? Будем заниматься? «Да!» - заорали они.
И началась работа. Под руководством Василия Ивановича и его жены убрали мусор, забили кирпичом окна, оставив внизу по одному стеклу. Учитель сложил печь-времянку. Распределили дежурства. Дежурный был обязан приходить в школу в 5 часов утра с охапкой дров растопись печь.
Ученик: Учителей было двое по всем предметам. Учебников не было. Писали между строчками найденных книг кто чем. Умудрялись сделать чернила из ягод крушины, залитых кипятком в ржавой банке с равными гвоздями.
Потом подъехали еще учителя. Учились В Базковской школе с марта по август 1943г, одолев программу за 6-й класс. А 1 сентября мы были уже учениками 7-го класса отремонтированной кое-как Базковской школы.
Ученица: Наши милые добрые учителя тех тяжелых военных лет! Как старались каждый по-своему, как умел, чтоб мы выросли трудолюбивыми, добрыми, чуткими, отзывчивыми людьми, показывая все это на своем примере.
Надежда Георгиевна Ковалева – преподаватель русского языка. Была строга и добра, учила нас не только грамоте, но и этике, эстетике.
Александр Савич Зотьев – наш директор школы. Очень любил детей. Ему так хотелось хот как-то скрасить наше босоногое детство. Он устраивал соревнования, игры в снежки всей школы , вечера.
Ученик: Лидия Терентьевна Воротникова организовала агитбригаду и мы выезжали с концертами в х.Альшинский, Водянский, где нас встречали не только аплодисментами, но и ждали с корчажками молока и вкусными пирожками. Они знали, что «артисты» полуголодные.
А Владимир Андрианович Попов – математик очень любил умненьких детей. Он организовал кружок юных математиков, который мы посещали, чуть ли не всем классом.
Петр Васильевич Сивоволов – наш физрук, военрук. Ох, как он нас выручал. Каждую субботу в школе мы собирались на тематические «посиделки» Готовили беседы на различные темы. Ну, а после «посиделок» - танцы Вот тут Петр Васильевич с баяном, с шутками всегда был с нами.
Ученица: Федор Михайлович Кондратьев пришел в школу с полей сражений раненым. Не было учебников, разбиты библиотеки . И наш любимый молодой учитель (совершенно безвозмездно) приглашал нас вечерами в школу и мы в темном прохладном классе , затаив дыхание, слушали «Старуху Изергиль», читаемые им по памяти. А в воскресенье мы шли к нему в Громки, где он читал нам запрещенные тогда М.Зощенко, С.Есенина.
Каждый из учителей отдал нам частичку своей души , человеколюбия.
Ученица: А разве забудешь, как мы работали в колхозе во время летних каникул за трудодни, которые почему-то не оплачивали. Днем на тележке, запряженной коровой, возили хлеб с тока (сейчас новая школа) на элеватор, а вечером до 12 часов ночи мы, молодежь, на ручных веялках веяли зерно.
Или всем классом шли на прополку хлеба. Осот руками дергали. Или жука-черепашку собирали в бутылки , или шли на белогорскую меловую гору , там вытачивали мелки для городских школ.
Копнили сено на лугу (жили неделю в шалашах). А когда нас привезли с уборки подсолнечника (тоже вручную) нас родные не узнали. Грязные, оборванные, голодные, больные. Ребята с завхозом Лосевым К.Ив. ездили на заготовку дров для школы в х.Затон. Оттуда плотами сплавляли.
Ученица: Но, несмотря на огромные трудности в нашей жизни, кипела жизнь ученическая. Мы участвовали в физкультурных соревнованиях района, олимпиадах, художественные смотры были. Разбивали клумбы с цветами. А за школой в 1946 году посадили клены на память. Теперь они такие старые, как и мы. Трудное время было. И трудное было детство. Но тогда как-то не чувствовалось это. Трудно жилось. Но хотелось пойти в кино, на танцы. Деньги зарабатывала, подрабатывая написанием афиш для клубов, расписывала горшки в мастерской.…
Так жили наши земляки в годы великого испытания, и мы должны быть внимательны к людям военного поколения.
УЧИТЕЛЬ: Мы живем в мире, строим планы,, ставим перед собой цели и стремимся к ним. Но вдруг вспыхивает пожар войны. И все наши надежды превращаются в пепел. Приходится начинать сначала, залечивать страшные раны и строить новую жизнь.
Мальчишкам, играющим в войну,
Я в больших ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.
Ты смотри внимательней, дружок, -
Тот без рук, а этот вот без ног.
Третий черный, зубы лишь как мел,
Видно в танке заживо сгорел.
На четвертом – ордена как щит,
Он в Берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В сорок третьем утонул в Днепре.
У шестого на глазах слеза –
Сорок лет как вышибло глаза.
Горсть солдат ребятам протяну –
Не играйте, мальчики, в войну.
Муз сопровождение «Солнечный круг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Детство, опаленное войной"
дать знания о ВОВ, познакомить учащихся сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе в годы ВОВ....
Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"
Данный урок-путешествие в историю, посвященный Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок в...
"Детство, опаленное войной"
Разработка сценария выступления учащихся к 9 маю....
Детство, опаленное войной
Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....
Устный журнал "Детство, опаленное войной"
Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...
Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""
Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...
Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»
Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...