Мастер-класс
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Бокша Марина Вячеславовна

 «Всякая мысль подобна тесту: стоит помять её хорошенько — всё из неё сделаешь».

Однажды мою голову посетила мысль: а что если подростки не охладели к чтению? Что если они готовы развиваться, но не видят в русской классической литературе, инструмента, с помощью которого они смогли бы это сделать? Например, подросток может быстро прочитать краткое содержание любого художественного произведения. Тут же сделать вывод: мне не понравилась сюжетная линия, неинтересно.

На мой взгляд, на начальном этапе изучения художественного произведения, каждый подросток сталкивается с 5 стадиями принятия неибежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. К сожалению, ученики застревают на стадии отрицания и ничего не хотят делать.

Моя задача, как современного педагога, помочь ребёнку быстрее перейти к стадии принятия. Здесь задача усложняется. Ну, во-первых, сроки короткие (ограниченное количество часов для изучения произведения). Во-вторых, для того, чтобы анализировать произведение, поверхностного знания текста может быть недостаточно.

Детей нужно приманить. Аналогия с человеком, который стоит на берегу и боится зайти в воду, потому что, по его мнению, вода в реке холодная. Но параллельно, человек видит, как резвятся в воде другие, и ему хочется также. Моя задача – показать, что художественный текст может быть не просто интересным, но и простым. В тот момент, когда подросток начинает думать о том, что это всё доступно и понятно, именно тогда он начитает читать полный текст.

          Мемы как раз-таки мотивируют детей. Через мем – технологию подростков можно и нужно приманивать. В мемах должен быть дидактический потенциал (совокупность средств, обеспечивающих эффективность достижения целей обучения).  Когда дети самостоятельно (ну они так считают) извлекают информацию, в короткие сроки её перерабатывают (на уроке), думая, при этом: какой я умный, замечательный и ловкий, они подхватывают вот эту волну собственной значимости: «ага, можно сориентироваться на уроке, быстро понять элементы сюжета, описать их, затем получить свою законную тройку и со спокойной душой иди дальше». 

Но, важно, чтобы в голову ребёнка закралась мысль: «если бы я знал полный текст произведения, то смог бы показать, на что я действительно способен». И в этот момент я понимаю, что подросток перестаёт бояться «холодной воды» и с удовольствием заходит в эту реку.  

Приведу пример. На предыдущем уроке литературы в 10 классе, перед каникулами (сейчас мы изучаем роман Тургенева «Отцы и дети»), ребёнок, не владеющий прочитанным текстом в полном объёме стал обвинять меня в том, что я, цитирую: «защищаю Базарова», но доказать свою точку зрения до конца он не смог, т.к. владение текстом было поверхностное.  Далее мальчик первый раз спросил, какие главы романа читать дальше (т.е. его что-то задело). И в этот момент я поняла: сработало, я его прикормила.

Уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри, предлагаю вам побыть сейчас теми людьми, которых я приглашу в реку. Не бойтесь, как только вы поймёте, что это легко, понятно и доступно, вы перестанете испытывать напряжение и сможете сполна насладиться русской классической литературой.

 

Обучающие будут создавать мемы на компьютере.

Педагоги будут создавать мемы своими руками.

Пока фокус группы знакомятся с заданиями мы с вами вспомним героев рассказа И.С. Тургенева

Слайды рубрики «Угадай героя» + вспоминаем элементы сюжета рассказа.

Вывод:

Сегодня мы вместе с фокус-группами обеспечили в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися и педагогами изученного материала, глубины его усвоения.

Применение мем-технологии способствует развитию основных умений (например, нахождению информации: чтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, выделение главного и второстепенного содержания); развивает критическое мышление и творческие способности подростков.  

Эту технологию можно и нужно использовать на всех уроках.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_boksha_m.v.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс. «Технология мемов на уроках литературы».

Слайд 2

« Всякая мысль подобна тесту: стоит помять её хорошенько — всё из неё сделаешь » . И.С. Тургенев

Слайд 4

Рубрика «Угадай героя»

Слайд 5

Вспомним рассказ И.С. Тургенева «Муму ». Завязка Герасим спасает собачку. Кульминация Барыня просит избавиться от собачки. Герасим принимает нелёгкое решение… Развязка Герасим уходит туда , откуда и прибыл - в деревню. Развитие действия Герасим полюбил собачку.

Слайд 6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...