Адаптированная программа по чтению
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи для 7 класса (далее программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой. Чтение. 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор-составитель З.Ф. Малышева Москва «Просвещение», 2017 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_lit_9_klass.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Рассмотрено | Согласовано | Утверждена |
на заседании ШМО учителей русского языка и литературы | Заместитель директора по УР | Приказ №195-о от 01.09.22 |
Протокол №1 от 26.08.2022 | « 29 » 08 2022г. | Директор школы Алексеева Н.В. |
Руководитель МО Терехова К.С. | Галактионова О.С. | |
Рабочая программа
по чтению (адаптированная)
в 9 классе
на 2022-2023 учебный год
Рабочую программу
составила
Терехова Кристина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Велиж
2022
Пояснительная записка
Место предмета «Чтение и литературное чтение» в учебном плане
На изучение данного предмета в соответствии с учебным планом Школы отводится 4 часа в неделю (34 учебных недель); всего 136 часов.
Цели и задачи курса:
Изучение чтения и развитие речи в9 классе направлено на достижение следующей цели: создать условия по развитию речи учащейся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ художественных произведений. Цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- способствовать совершенствованию техники чтения на доступных пониманию произведений или отрывков из произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей;
- способствовать развитию правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной форме;
- способствовать на примере чтения художественной литературы решению проблемы социальной адаптации в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;
- формировать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- уделять большое внимание развитию речи учащейся и её мышлению;
- воспитывать интерес к чтению произведений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
Обучающийся научится:
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух целыми словами 90 - 110 слов в минуту; выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса), читать диалоги по ролям.
- Отвечать на вопросы учителя.
- Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно.
- Читать «про себя» с выполнением заданий.
- Выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения, высказывать отношение к поступкам героев.
- Выбирать слова и выражения, характеризующие героев, события, картины природы.
- Находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться подстрочным словарем.
- Делить текст на части с помощью учителя.
- Озаглавливать части текста и составлять с помощью учителя план в форме повествовательных и вопросительных предложений.
- Пересказывать по плану.
- Подбирать к иллюстрациям соответствующее место из текста.
- Самостоятельно читать несложные рассказы с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Обучающийся получит возможность научиться:
• Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
• Выделение главной мысли произведения.
• Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста.
• Составление характеристики героя с помощью учителя.
• Деление прочитанного на части, составление плана.
• Пересказ по плану.
• Выделение в тексте метких выражении, художественных определении и сравнений. Подробный и краткий пересказ прочитанного.
• Пересказ с изменением липа рассказчика.
• Заучивание наизусть стихотворений.
Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам; пересказывать содержание произведения, находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему. рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным .
Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.
• Русские народные песни ( на выбор)
• И.А.Крылов «Кот и Повар».
• М.Ю.Лермонтов «Тучи».
• Н.А.Некрасов «Саша» • Ф.И.Тютчев
«Обвеян вещею дремотой…»
• А.А.Фет «Это утро, радость эта…»
• В.Маяковский «Необычайное приключение ,бывшее с В.Маяковским летом на даче».(отрывок)
• М.И.Цветаева. «Красною кистью..» •
С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
• Н.М. Рубцов «Зимняя песня».
• М.Горький «Песня о Соколе» (прозаический отрывок наиз.)
• А.Н.Толстой. «Русский характер» (прозаический отрывок наиз.)
1-й уровень
• читать вслух правильно, бегло, выразительно;
• читать про себя доступные по содержанию тексты;
• выделять идею произведения (с помощью учителя);
• называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;
• самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;
• ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
• выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);
• использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе;
• выучить наизусть 10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
2-й уровень
• уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
• участвовать в анализе произведения;
• выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
• пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
• высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
• учить стихотворения наизусть;
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Чтение и литературное чтение»
Устное народное творчество (15 часов).
Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, загадка, пословица, поговорка, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь мысль произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.
Произведения русских писателей XIX века (60 час).
Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни В.А. Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А.Крылова, Н.В. Гоголь, Н.А.Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н.Толстого, А.Н. Майкова, А.А. Фета, А. П. Чехова. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определять главную мысль и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.
Произведения русских писателей XX века (45часов).
Знать основные события жизни А.М. Горького, В.В. Маяковского, С. А. Есенина, М.И. Цветаевой, К.Г. Паустовского, М. А. Шолохова, А.А. Фадеева, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, Е.И. Носова, Н. М. Рубцова, Ю.И. Коваля. Определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.
Произведения зарубежной литературы. (16часов)
Знакомство с произведениями писателей Р.Л. Стивенсона, Э.Сентон - Томпсона, Д. Дарелла.
Уроки внеклассного чтения (9 часов).
Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).
Учебно-тематическое план
по учебному предмету
«Чтение»
№№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
I. | Введение. Устное народное творчество | 15 ч |
II. | Из произведений русской литературыXIX века. | 60 ч |
III. | Из произведений русской литературы ХХ века. | 45 ч |
IV. | Из произведений зарубежной литературы | 16 ч |
| Итого | 136 ч |
Календарно-тематическое планирование | |||||
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (15 часов) | |||||
1 | Вводный урок. Жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки | 1 | .09 | ||
2 | Жанры устного народного творчества. Былина. Сказка. Народная песня | 1 | .09 | ||
3 | Русская народная песня «Колыбельная». | 1 | .09 | ||
4 | Русская народная песня «За морем синица жила». | 1 | .09 | ||
5 | Былина «На заставе богатырской». | 1 | .09 | ||
6 | Былина «На заставе богатырской». | 1 | .09 | ||
7 | Урок развития речи. Пересказ былины по плану | 1 | .09 | ||
8 | Урок развития речи. Сочинение по картине «В.М. Васнецова «Три богатыря» | 1 | .09 | ||
9 10 11 12 | Русская народная сказка «Сказка про Василису Премудрую». | 4 | .09 .09 .09 .09 | ||
13 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | 1 | .09 | ||
14 | Внеклассное чтение по теме «Былинные герои Древней Руси» | 1 | .09 | ||
15 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Проверка техники чтения. Я Пынясов Хитрый огурчик. | 1 | .09 | ||
ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (60 часа) | |||||
16 | В.А. Жуковский. Страницы биографии. | 1 | .09 | ||
17 18 19 20 21 | Сказка «Три пояса». 1ч. – Три сестры главные героини сказки. 2ч. – Встреча в лесу. 3ч. – Подарок старой женщины. 4ч.- Во дворе у князя. 5ч. - Людмила избранница князя. | 5 | |||
22 | Обобщающий урок по творчеству В.А. Жуковского. | 1 | .10 | ||
23 | Урок развития речи. Сочинение-отзыв по плану | 1 | .10 | ||
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769 – 1844г.) – 4 часа | |||||
24 | И.А. Крылов. Биография. | 1 | .10 | ||
25 | Басня как литературный жанр. | 1 | .10 | ||
26 | Басня «Кот и Повар». | 1 | .10 | ||
27 | Внеклассное чтение. Урок- экскурсия «Подруга жизни – басня». | 1 | .10 | ||
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН(1799 – 1837)- 16 часов | |||||
28 29 | А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии». | 2 | |||
30 31 32 33 34 35 | Поэма «Руслан и Людмила». Встреча с героями. Руслан и его соперники. Схватка Руслана с Рогдаем. Встреча с головой. Раскрытие секрета могущества Черномора. Победа Руслана над всеми силами. | 6 | |||
36 37 38 39 40 41 | А. С. Пушкин. Повесть. «Барышня – крестьянка». 1.Быт и жизнь двух соседей помещиков. 2.План Лизы. 3.Встреча двух помещиков. 4. В гостях у Берестовых. 5. Счастливый конец повести. | 6 | |||
42 | Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина | 1 | |||
43 | Внеклассное чтение. «По страницам произведений А.С. Пушкина» | 1 | |||
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 -1841)- 6 часов | |||||
44 | М.Ю. Лермонтов. Биография поэта. | 1 | .11 | ||
45 | Стихотворение «Тучи». | 1 | 11 | ||
46 | «Баллада». | 1 | .11 | ||
47 | Стихотворение «Морская царевна». | 1 | .11 | ||
48 | Внеклассное чтение. Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». «Листок». | 1 | .12 | ||
49 | Р.Р. Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Кривая уточка» | 1 | .12 | ||
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 – 1852) - 7 часов | |||||
50 | Н.В. Гоголь. Страницы биографии. | 1 | .12 | ||
51 52 53 54 55 56 | «Майская ночь, или Утопленница». (Отрывки) Главы «Ганка», «…Утопленница», «Пробуждение». | 6 | |||
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821 – 1878)-6 часов | |||||
57 | Н.А. Некрасов – народный поэт. | 1 | .12 | ||
58 | Стихотворение «Рыцарь на час». | 1 | .12 | ||
59 60 61 | Поэма «Саша». (Отрывки) | 3 | |||
62 | Внеклассное чтение «Вспоминаем прочитанное». | 1 | .12 | ||
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820 – 1892) – 5 часов | |||||
63 | А.А. Фет. Страницы биографии. | 1 | .01 | ||
64 | Стихотворение «На заре ты её не буди» | 1 | .01 | ||
65 | Стихотворение «Помню я: старушка няня». | 1 | .01 | ||
66 67 | Стихотворение «Это утро, радость эта». | 2 | |||
А. П. ЧЕХОВ(1860 – 1904)- 7 часов | |||||
68 | А. П. Чехов. Страницы биографии. | 1 | .01 | ||
69 70 | Рассказ «Злоумышленник». | 2 | |||
71 72 73 | Рассказ «Пересолил». | 3 | |||
74 | Обобщающий урок по произведениям русской литературы XIX ВЕКА. | 1 | 01 | ||
ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (45 часа) АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868 – 1936)- 4 часа | |||||
75 76 | А.М. Горький. Биография писателя | 2 | |||
77 78 79 | «Песня о Соколе». | 3 | |||
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893 -1930)-3 часа | |||||
80 | В. В. Маяковский. Страницы биографии. | 1 | |||
81 82 | Стихотворение. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 2 | |||
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892 -1941) 3 часа | |||||
83 | Страницы биографии | 1 | |||
84 | Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась». | 1 | |||
85 | Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел». | 1 | |||
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ (1892 -1968)-6 часов. | |||||
86 | К . Г. Паустовский. Биография писателя. «Я навсегда и всем сердцем привязан к России». | 1 | |||
87 88 89 90 | Рассказ «Стекольный мастер». | 4 | |||
91 | Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Старик в потертой шинели» | 1 | |||
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН(1895 – 1925) -5 часов | |||||
92 | С. А. Есенин. Страницы биографии. | 1 | |||
93 | Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». | 1 | |||
94 | Стихотворение «Собаке Качалова» | 1 | |||
95 | Р.Р. Описание картины В.Д. Поленова «Ранний снег». Внеклассное чтение «Красота и звуки родного края в произведениях С. Есенина | 1 | |||
97 | М.А. Шолохов. Страницы биографии. | 1 | |||
98 99 100 101 | Рассказ «Судьба человека». | 4 | |||
102 103 | Р.Р. Пересказ эпизода. «Побег Андрея из плена» Изложение. | 2 | |||
104 | Внеклассное чтение М. Шолохов. «Наука ненависти» | 1 | |||
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ (1925 -2002)- 5 часов | |||||
105 | Е. И. Носов. Страницы биографии. | 1 | |||
106 107 108 | Рассказ «Трудный хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 3 | |||
109 | Р.Р. Проверка техники чтения. Ю. Ермолаев. «Два пирожных» | 1 | |||
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ (1936 – 1971)- 4часа | |||||
110 111 | Н. М. Рубцов. Страницы биографии. Стихотворение «Тихая моя Родина». | 2 | |||
112 | Стихотворение «Русский огонёк» | 1 | |||
113 | Стихотворение «Русский огонёк» | 1 | |||
ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ КОВАЛЬ (1938 – 1995)- 7 часов | |||||
114 | Ю. И. Коваль. Слово о писателе. | 1 | |||
115 116 117 118 119 | Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». | 5 | |||
120 | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ Контрольная работа | 1 | |||
ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНОЙ литературы (16 часов) РОБЕРТ ЛУИС СИВЕНСОН (1850 – 1894) -2 часа | |||||
121 122 | Р. Стивенсон. «Баллада» «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. | 2 | |||
ЭРНЕСТ СЕТОН – ТОМПСОН(1860-1946) – 6 часов | |||||
123 | Э. Сетон – Томпсон. Страницы биографии. | 1 | |||
124 125 126 127 | Э. Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап». | 4 | |||
128 | Внеклассное чтение. «Война и поэзия». | 1 | |||
ДЖЕРАЛЬД ДАРРЕЛ (1925 -1995) – 5 часов | |||||
129 | Д. Даррел. Страницы биографии. | 1 | |||
130 131 132 133 | Рассказ «Живописный жираф». | 4 | |||
134 | Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных авторов. | 1 | |||
135 | Обобщающий урок за курс 9 класса | 1 | |||
136 | Итоговый урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные программы по чтению и развитию речи в коррекционной школе 8 вида
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс и 8 класс...
Адаптированная программа по чтению. 3 класс.
Цели курса: · формирование практически значимых знаний и умений;· развитие логического мышления учащихся средствами ...
Рабочая адаптированная программа по чтению для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цели и задачи Обучение чтению направлено на достижение следующей цели: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.Основными задачами обучения чте...
Адаптированная программа по чтению.5 класс
Адаптированная программа по чтению 5 класс...
Адаптированная программа по чтению.6 класс
Адаптированная программа по чтению по новым ФГОС.6 класс...
Адаптированная программа по чтению
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи для 7 класса (далее программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под р...
Адаптированная программа по чтению
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи для 7 класса (далее программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под р...