Технологическая карта внеклассного мероприятия: «Подвигу всегда есть место на Земле…»
план-конспект по литературе

Разработала: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Адамовская основная общеобразовательная школа»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия:

« Подвигу всегда есть место на Земле…»

Разработала: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Адамовская основная общеобразовательная школа»

Милюшина Диана Николаевна

Цель: формирование у учащихся активной читательской позиции, собственного суждения и высказывания;

создание условий для формирования у учащихся представлений о подвиге.

Задачи урока (образовательные, воспитательные, развивающие):

1) отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарный запас учащихся;

2) воспитывать у детей чувство сострадания, доброты, милосердия, чувство гордости за героев, совершивших подвиг;

3) развивать речь детей, наблюдательность.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать смысл понятия « подвиг», рассуждать по теме занятия, соотносить собственное поведение с морально - нравственными ценностями и установками.

Метапредметные: осознанно строить высказывание; слушать собеседника и вести диалог;

освоение форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: формирование духовно – нравственных чувств; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения ;принятие и освоение социальной роли обучающегося; оценка и характеристика героев и их поступков;

уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение взаимодействовать с учителем и со сверстниками; вносить необходимые коррективы; высказывать своё предположение; умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; самооценка; самоанализ.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать свое предположение, умение слушать и понимать речь других; умение сотрудничать; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, находить правильные ответы; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; развитие познавательной инициативы (умения задавать вопросы и участвовать в учебном сотрудничестве); умение выделять новую информацию из сообщений; умение логически рассуждать; умение выбирать, сопоставлять и обосновывать свой выбор; умение сравнивать цель и результат.

Методы обучения:

 создание проблемной ситуации;

 поисковый;

 наглядно-иллюстративный;

 словесный.

Формы организации учебной деятельности:

1. Фронтальная.

2. Индивидуальная.

3. Групповая

Этап

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

Формируемые

УУД

#1052;отивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности.

Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности:

-Прежде чем начать наш урок, я хотела бы задать вам важный вопрос: «Зачем, с какой целью вы пришли сегодня на это занятие?»

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Самоопределение,

Смыслообразование.

(Личностные)

II. Актуализация. Формулирование темы занятия

Цели:

- организовать формулирование темы внеклассного занятия учащимися;

Принимают проблемную ситуацию.

Предлагают свои ответы.

Создаёт условия для успешного формулирования темы занятия учащимися:

-Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, хочу зачитать вам вот такие строки, а вы, пожалуйста, внимательно послушайте и ответьте на вопрос.

«В жизни всегда есть место подвигу.

В сороковые война народная

Звала на подвиг простых солдат,

Их имена до сих пор звучат,

Их судьбы все еще служат примером служения Родине, чести и веры….

В мирное время герои России

Тоже много великих дел совершили.

Своим трудолюбием, патриотизмом,

Стремленьем трудиться на благо Отчизны,

Прославились граждане нашей страны,

Труды их беречь мы будем должны….

- О чем это стихотворение?

-Постарайтесь назвать тему нашего занятия

(«Подвигу всегда есть место на Земле…»)

Участие в диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь формулировать тему с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового материала

(Совместная деятельность по достижению цели)

Цель:

- организовать работу над понятием «Подвиг»

- организовать работу по

поиску информации в словаре

Работает группа «Эксперты». Зачитывают несколько ответов на поставленный вопрос: «Что такое подвиг?»

(опрос среди учащихся 5-9 кл.)

Работа учащихся 5 класса. Определение слова «Подвиг» с помощью толкового словаря

.

- Готовясь к сегодняшнему разговору, мы выяснили, как вы, ребята, понимаете, что такое подвиг? Я передаю слово экспертам, (учащимся 9 класса), которые занимались обработкой ваших ответов.

- А теперь давайте узнаем, какое определение слову “подвиг” дается в словарях. (Ученики 5 класса)

Формировать духовно – нравственные чувства; развивать мотивацию к учебной деятельности.

Уметь аргументировать своё мнение

(Регулятивные УУД)

Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм

(Личностные)

Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

IV. Закрепление нового материала Цель:

-организовать работу в группах

-организовать выразительное прочтение стихотворений учащимися.

Работают в группах.

Отвечают на вопрос, опираясь на жизненный опыт

Учащиеся 7-8 класса читают стихотворение К.М.Симонова «Сын артиллериста»

Учащийся 5 класса читает стихотворение А.И.Фатьянова «Баллада о Матросове»

Отвечают на вопросы учителя

Прочтение своего сочинения «Что такое подвиг?» учащейся 6 класса.

Ученик 9 класса читает отрывок из поэмы Бориса Макарова «Алдар».

Слушают учителя.

-Предлагаю вам написать на листах, какими качествами характера должен обладать человек, способный совершить героический подвиг.

(Создаёт условия для успешной работы в группах).

- Я предлагаю вам, ребята, послушать сейчас стихотворение «Сын артиллериста», автором которого является поэт Константин Михайлович Симонов. Ему принадлежат замечательные слова: "Из благодарной памяти человечества никогда не исчезнет великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, принёсших свободу народам многих стран".

Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов.

(Размещает портрет Ивана Лоскутова на доске).

- В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста". Артиллерист лейтенант Иван Лоскутов совершил подвиг: вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов.

-Подвиг победителей, очистивших землю от вражеского нашествия, не подвластен времени...

- Еще одно стихотворение о герое Великой Отечественной войны нам прочтет Ученик 5 класса Шадрин Константин.

(Размещает портрет Александра Матросова на доске).

-В феврале 1943 года возле небольшой деревни Чернушки, затерявшейся среди лесов и болот, совершил свой бессмертный подвиг девятнадцатилетний красноармеец Александр Матросов. В критическое мгновение боя он вступил в единоборство с вражескими пулеметчиками, засевшими в дзоте. Прорвавшись к огневой точке врага и расстреляв патроны, мужественный воин без колебаний лег грудью на огнедышащую амбразуру и заставил на время замолчать дзот. Те драгоценные секунды оказались решающими для атакующих.

-Многих героев Великой Отечественной войны мы не знаем, а ещё больше осталось неизвестных в тылу врага! Эти люди совершили подвиг на войне во имя спасения жизни других людей.

Мы с вами живем в мирное время, а можно ли совершить подвиг в наши дни?

- Написать сочинение на тему «Что такое подвиг?»-такое задание было у ученицы 6 класса, Коневиной Анжелы.

- У каждого человека есть свой герой, есть свой пример для подражания. Для меня таким героем является герой России - Алдар Цыденжапов.

-Предлагаю послушать отрывок из поэмы Бориса Макарова «Алдар»

(Размещает портрет Алдара Цыденжапова на доске).

-В тот трагический день миноносец «Быстрый» готовился к боевому походу на Камчатку. На борту были все члены экипажа. Командиры отдавали последние распоряжения. И вдруг в машинном отделении прорвало топливный трубопровод энергоустановки. Горючее под огромным давлением вырвалось наружу. Появилась искра – и мгновенно вспыхнул пожар.
Девятнадцатилетний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов сориентировался моментально. Поняв, что через секунду корабль взлетит на воздух, Алдар кинулся в самое пекло, чтобы перекрыть топливо и предотвратить взрыв. На нем горела и плавилась одежда, дышать было нечем, но он продолжал закручивать вентиль. Матрос начал выбираться из отсека, только когда пламя совсем ослабело. Удивительно, как ему удалось в тот момент не потерять сознание, так как позже медики установили, что у матроса ожог 100 процентов поверхности тела.
Алдара в тяжелейшем состоянии увезли в госпиталь. Врачи четыре дня боролись за его жизнь. До последнего надеялись на чудо. Но 28 сентября 2010 года Алдара Цыденжапова не стало. До дембеля он не дожил месяц.

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме

Самоопределение

(Личностные)

Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)

Умение слушать и понимать речь других;

Формирование умения сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД)

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-организовать рефлексию: #1085;астроения и эмоционального состояния

#1088;ефлексия деятельности

и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Учащиеся 9 класса осознают практическую значимость

(подготовка к написанию сочинения-категория «подвиг»).

Самооценка.

Создаёт условия для рефлексивной деятельности.

Организует самооценку учебной деятельности.

-Что нового узнали? С каким понятием познакомились? Чему научились?

-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

-Зачем нам нужно было это занятие?

-Покажите с помощью цветных карточек, каким на ваш взгляд получилось занятие? (желтые карточки -узнал много нового, занятие понравилось; красные карточки - занятие не понравилось, чувствовал себя неуверенно).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке (Личностные УУД).

Итог занятия. Домашнее задание

Принимают д/з.

Создаёт условия для осознанного д/з.

Написать сочинения, стихи на тему: « В жизни есть всегда место подвигу».

Приложение к внеклассному занятию «Подвигу всегда есть место на Земле…»

Портреты героев

Александр Матросов

Иван Лоскутов

C:\Users\Admin\Desktop\

C:\Users\Admin\Desktop\

Алдар Цыденжапов

H:\фото

Борис Макаров.

«Алдар».

Отрывок.

…Чтоб остаться живым,

Надо было разжать обожженные пальцы,

И, отпрянув от едкого дыма

И злого огня,

Люк открыть,

И нырнуть под спасительный панцирь

К голубому началу

Над морем встающего дня…

Но тогда б миноносец

Сломало ударом –

Взрывом топлива, бьющего с воем из труб.

И корабль, и друзья

Степняка-морехода Алдара

Превратились в один бы

Под волнами

Скрывшийся труп.

И заплакали б матери, жены, невесты

На Российской земле

От морей до морей.

И взлетели бы в небо,

Как в той нестареющей песне,

Души братьев-матросов

Цепочкой седых журавлей...

Но огонь не пройдет

Ни по кубрикам

И ни по трюмам.

Он умрет побежденным, покорно остыв.

…И тебе никогда

Не придется, Арюна,

За любимого брата

Испытывать стыд.

…Будут мною гордиться

И мама, и папа.

…Земляки-забайкальцы,

Я вас не подвел.

…Поднимайтесь, друзья,

Поскорее

По трапу!

Я горю.

Дым крылат и когтист,как орел.

Он впивается в горло,

Мешая дыханью.

Из горбатого клюва –

И клекот,

И злость…

…Ах, мои одноклассники,

Как же мне с вами

Мало тропок степных

Исходить довелось…

…Вот и всё –

Вентиль крепко затянут,

И клапаны все перекрыты.

Миноносец спасен.

И команда его спасена.

Можно выйти на палубу

В люк, прямо в небо открытый.

Я живой.

И я выполнил долг свой

Сполна.

…Вы: Арюна….. Ирина…. Булат –

Мои сестры и брат мой,

Папа,

Мама,

Я выдержу.

Встану!

Смогу!..

Я со смертью

За жизнь

До конца буду драться.

Я вернусь на корабль

И в родную Агу…

Он вернется.

А небо порошей дорогу ему устилает…

…Это значит,

Что душу Алдара

С почетом к себе принимает.

Он вернется.

…Грохочут

Прощальные

Гулкие

Залпы.

Он вернется

Не раз к нам

сегодня и завтра…

…Залп! –

И эхо над степью,

Как чайка,

Несется.

Он вернется к нам –

Совестью нашей

Вернется.

Залп! –

Да будем же, люди,

Стремиться пройти

свои жизни недаром,

Чтоб по праву

Себя называть

земляками

Алдара.

Залп! –

И эхо

Над всей

Над Россией

Несется.

Он вернется…

«БАЛЛАДА О МАТРОСОВЕ»

Фатьянов А. И.

По волюшке-воле,по чистому полю
Гуляют шальные снега
Сковозь снежную россыпь
С друзьями Матросов
В атаку идёт на врага.
А в огненном круге
Свинцовая вьюга -
Строчит пулемёт на пути.
И к вражьему доту
Не может пехота,
Не может на шаг подойти.
Над нами, ребята,
Пылают закаты,
За нами наш город родной!
Россия, Россия,
Деревни и хаты,
Берёзы над тихой рекой.
У речки, у моста
Промолвил Матросов:
"Мне, может, зари не встечать,
Но я по болоту
Пройду к пулемёту,
Заставлю его замолчать!"
Подкрался Матросов
К немецкому доту,
Он клятвы своей не забыл!
Поднялся Матросов, -
И сердцем отважным
Солдат амбразуру закрыл!
Споём же, ребята!
Пусть в песне крылатой
Живёт комсомолец-герой!
Россия, Россия,
Такого солдата
Запомним навеки с тобой!

Константин Михайлович Симонов
«Сын артиллериста»

Отрывок.

Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.

А у майора Петрова
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,—
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.

Десять лет пролетело.
Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над родиною война.
Деев дрался на Севере;
В полярной глуши своей
Иногда по газетам
Искал имена друзей.
Однажды нашел Петрова:
«Значит, жив и здоров!»
В газете его хвалили,
На Юге дрался Петров.
Потом, приехавши с Юга,
Кто-то сказал ему,
Что Петров, Николай Егорыч,
Геройски погиб в Крыму.
Деев вынул газету,
Спросил: «Какого числа?»—
И с грустью понял, что почта
Сюда слишком долго шла...

А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров
К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров.
Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах.
Вошел высокий военный,
Косая сажень в плечах.
В первые две минуты
Майор его не узнал.
Лишь басок лейтенанта
О чем-то напоминал.
— А ну, повернитесь к свету,—
И свечку к нему поднес.
Все те же детские губы,
Тот же курносый нос.
А что усы — так ведь это
Сбрить!— и весь разговор.
— Ленька?— Так точно, Ленька,
Он самый, товарищ майор!

— Значит, окончил школу,
Будем вместе служить.
Жаль, до такого счастья
Отцу не пришлось дожить.—
У Леньки в глазах блеснула
Непрошеная слеза.
Он, скрипнув зубами, молча
Отер рукавом глаза.
И снова пришлось майору,
Как в детстве, ему сказать:
— Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.

А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
— Ну, так иди скорей.
Нет, погоди немножко.—
Майор на секунду встал,
Как в детстве, двумя руками
Леньку к себе прижал:—
Идешь на такое дело,
Что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я
Туда посылать не рад.
Но как отец... Ответь мне:
Отец я тебе иль нет?
— Отец,— сказал ему Ленька
И обнял его в ответ.

— Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
— Понял меня?— Все понял.
Разрешите идти?— Иди!—
Майор остался в землянке,
Снаряды рвались впереди.
Где-то гремело и ухало.
Майор следил по часам.
В сто раз ему было б легче,
Если бы шел он сам.
Двенадцать... Сейчас, наверно,
Прошел он через посты.
Час... Сейчас он добрался
К подножию высоты.
Два... Он теперь, должно быть,
Ползет на самый хребет.
Три... Поскорей бы, чтобы
Его не застал рассвет.
Деев вышел на воздух —
Как ярко светит луна,
Не могла подождать до завтра,
Проклята будь она!

Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!

Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!

Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»— летели снаряды.
«Огонь!»— заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
— Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!

И на командном пункте,
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
— Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.

В атаку пошла пехота —
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Когда размотали повязку,
Что наспех он завязал,
Майор поглядел на Леньку
И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только... совсем седой.

Он обнял майора, прежде
Чем в госпиталь уезжать:
— Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была...

Вот какая история
Про славные эти дела
На полуострове Среднем
Рассказана мне была.
А вверху, над горами,
Все так же плыла луна,
Близко грохали взрывы,
Продолжалась война.
Трещал телефон, и, волнуясь,
Командир по землянке ходил,
И кто-то так же, как Ленька,
Шел к немцам сегодня в тыл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Фотокросс. Школа глазами животного"

Общая частьПредметИнформатика5 классТема мероприятияФотокросс «Школа глазами домашнего животного»Планируемые образовательные результаты...

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Морские кадеты - слава России"

Классный час, посвящённый кадетским традициям. В данном сценарии 4 информационных блока, которые ведут "военные историки" и "знатоки кадетских традиций", и 4 разговорных блока, в котором обсуждение ор...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 9 - х классах "Чем мы засоряем свою речь?"

Внеклассное мероприятие проводимое социальным педагогом в коррекционной школе в 9 - классах, с целью профилактики девиантного поведения....

Технологическая карта внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе "Есть или не есть?!"

Учебный предмет: биологияКласс: 8 УМК: «Биология. Человек» 8 класс, автор: Д.В. Колесов Тема урока: «Есть или не есть?!»Тип урока: обобщение и систематизация знаний по тем...

Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе «Великий подвиг советского народа»

Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе «Великий подвиг советского народа» для обучающихся 5 класса...

Технологическая карта внеклассного мероприятия Тема: «Подвиги победы»

Воспитательное мероприятие  в год Памяти и славы....

Технологическая карта внеклассного мероприятия на тему: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней… (с) И. А. Бунин»

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине вывода советских войск из Афганистана...