Технологическая карта внеклассного мероприятия: «Подвигу всегда есть место на Земле…»
план-конспект по литературе
Разработала: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Адамовская основная общеобразовательная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie._podvigu_vsegda_est_mesto_na_zemle.docx | 187.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеклассного мероприятия:
« Подвигу всегда есть место на Земле…»
Разработала: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Адамовская основная общеобразовательная школа»
Милюшина Диана Николаевна
Цель: формирование у учащихся активной читательской позиции, собственного суждения и высказывания;
создание условий для формирования у учащихся представлений о подвиге.
Задачи урока (образовательные, воспитательные, развивающие):
1) отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарный запас учащихся;
2) воспитывать у детей чувство сострадания, доброты, милосердия, чувство гордости за героев, совершивших подвиг;
3) развивать речь детей, наблюдательность.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать смысл понятия « подвиг», рассуждать по теме занятия, соотносить собственное поведение с морально - нравственными ценностями и установками.
Метапредметные: осознанно строить высказывание; слушать собеседника и вести диалог;
освоение форм познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: формирование духовно – нравственных чувств; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения ;принятие и освоение социальной роли обучающегося; оценка и характеристика героев и их поступков;
уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение взаимодействовать с учителем и со сверстниками; вносить необходимые коррективы; высказывать своё предположение; умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; самооценка; самоанализ.
Коммуникативные УУД: умение аргументировать свое предположение, умение слушать и понимать речь других; умение сотрудничать; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, находить правильные ответы; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; развитие познавательной инициативы (умения задавать вопросы и участвовать в учебном сотрудничестве); умение выделять новую информацию из сообщений; умение логически рассуждать; умение выбирать, сопоставлять и обосновывать свой выбор; умение сравнивать цель и результат.
Методы обучения:
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный.
Формы организации учебной деятельности:
1. Фронтальная.
2. Индивидуальная.
3. Групповая
Этап | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |
#1052;отивация (самоопределение к учебной деятельности) Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Осознанно входят в пространство учебной деятельности.
| Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности: -Прежде чем начать наш урок, я хотела бы задать вам важный вопрос: «Зачем, с какой целью вы пришли сегодня на это занятие?»
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Самоопределение, Смыслообразование. (Личностные) | |
II. Актуализация. Формулирование темы занятия Цели: - организовать формулирование темы внеклассного занятия учащимися; | Принимают проблемную ситуацию.
Предлагают свои ответы. | Создаёт условия для успешного формулирования темы занятия учащимися: -Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, хочу зачитать вам вот такие строки, а вы, пожалуйста, внимательно послушайте и ответьте на вопрос. «В жизни всегда есть место подвигу. В сороковые война народная Звала на подвиг простых солдат, Их имена до сих пор звучат, Их судьбы все еще служат примером служения Родине, чести и веры…. В мирное время герои России Тоже много великих дел совершили. Своим трудолюбием, патриотизмом, Стремленьем трудиться на благо Отчизны, Прославились граждане нашей страны, Труды их беречь мы будем должны…. - О чем это стихотворение? -Постарайтесь назвать тему нашего занятия («Подвигу всегда есть место на Земле…») | Участие в диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь формулировать тему с помощью учителя (Регулятивные УУД). | |
III. Изучение нового материала (Совместная деятельность по достижению цели) Цель: - организовать работу над понятием «Подвиг» - организовать работу по поиску информации в словаре | Работает группа «Эксперты». Зачитывают несколько ответов на поставленный вопрос: «Что такое подвиг?» (опрос среди учащихся 5-9 кл.) Работа учащихся 5 класса. Определение слова «Подвиг» с помощью толкового словаря . | - Готовясь к сегодняшнему разговору, мы выяснили, как вы, ребята, понимаете, что такое подвиг? Я передаю слово экспертам, (учащимся 9 класса), которые занимались обработкой ваших ответов. - А теперь давайте узнаем, какое определение слову “подвиг” дается в словарях. (Ученики 5 класса) | Формировать духовно – нравственные чувства; развивать мотивацию к учебной деятельности. Уметь аргументировать своё мнение (Регулятивные УУД) Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм (Личностные) Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |
IV. Закрепление нового материала Цель: -организовать работу в группах -организовать выразительное прочтение стихотворений учащимися.
| Работают в группах. Отвечают на вопрос, опираясь на жизненный опыт Учащиеся 7-8 класса читают стихотворение К.М.Симонова «Сын артиллериста» Учащийся 5 класса читает стихотворение А.И.Фатьянова «Баллада о Матросове» Отвечают на вопросы учителя Прочтение своего сочинения «Что такое подвиг?» учащейся 6 класса. Ученик 9 класса читает отрывок из поэмы Бориса Макарова «Алдар». Слушают учителя. | -Предлагаю вам написать на листах, какими качествами характера должен обладать человек, способный совершить героический подвиг. (Создаёт условия для успешной работы в группах). - Я предлагаю вам, ребята, послушать сейчас стихотворение «Сын артиллериста», автором которого является поэт Константин Михайлович Симонов. Ему принадлежат замечательные слова: "Из благодарной памяти человечества никогда не исчезнет великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, принёсших свободу народам многих стран". Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов. (Размещает портрет Ивана Лоскутова на доске). - В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста". Артиллерист лейтенант Иван Лоскутов совершил подвиг: вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов. -Подвиг победителей, очистивших землю от вражеского нашествия, не подвластен времени... - Еще одно стихотворение о герое Великой Отечественной войны нам прочтет Ученик 5 класса Шадрин Константин. (Размещает портрет Александра Матросова на доске). -В феврале 1943 года возле небольшой деревни Чернушки, затерявшейся среди лесов и болот, совершил свой бессмертный подвиг девятнадцатилетний красноармеец Александр Матросов. В критическое мгновение боя он вступил в единоборство с вражескими пулеметчиками, засевшими в дзоте. Прорвавшись к огневой точке врага и расстреляв патроны, мужественный воин без колебаний лег грудью на огнедышащую амбразуру и заставил на время замолчать дзот. Те драгоценные секунды оказались решающими для атакующих. -Многих героев Великой Отечественной войны мы не знаем, а ещё больше осталось неизвестных в тылу врага! Эти люди совершили подвиг на войне во имя спасения жизни других людей. Мы с вами живем в мирное время, а можно ли совершить подвиг в наши дни? - Написать сочинение на тему «Что такое подвиг?»-такое задание было у ученицы 6 класса, Коневиной Анжелы. - У каждого человека есть свой герой, есть свой пример для подражания. Для меня таким героем является герой России - Алдар Цыденжапов. -Предлагаю послушать отрывок из поэмы Бориса Макарова «Алдар» (Размещает портрет Алдара Цыденжапова на доске). -В тот трагический день миноносец «Быстрый» готовился к боевому походу на Камчатку. На борту были все члены экипажа. Командиры отдавали последние распоряжения. И вдруг в машинном отделении прорвало топливный трубопровод энергоустановки. Горючее под огромным давлением вырвалось наружу. Появилась искра – и мгновенно вспыхнул пожар. | Уметь оформлять свои мысли в письменной форме Самоопределение (Личностные) Выполнять роль в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД) Умение слушать и понимать речь других; Формирование умения сотрудничать в совместном решении учебной задачи (Коммуникативные УУД) | |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:
-организовать рефлексию: #1085;астроения и эмоционального состояния #1088;ефлексия деятельности и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Осознают новые знания и умения. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Учащиеся 9 класса осознают практическую значимость (подготовка к написанию сочинения-категория «подвиг»). Самооценка. | Создаёт условия для рефлексивной деятельности. Организует самооценку учебной деятельности. -Что нового узнали? С каким понятием познакомились? Чему научились? -Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе? -Зачем нам нужно было это занятие? -Покажите с помощью цветных карточек, каким на ваш взгляд получилось занятие? (желтые карточки -узнал много нового, занятие понравилось; красные карточки - занятие не понравилось, чувствовал себя неуверенно).
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке (Личностные УУД). | |
Итог занятия. Домашнее задание | Принимают д/з. | Создаёт условия для осознанного д/з. Написать сочинения, стихи на тему: « В жизни есть всегда место подвигу». |
Приложение к внеклассному занятию «Подвигу всегда есть место на Земле…»
Портреты героев | |
Александр Матросов | Иван Лоскутов |
Алдар Цыденжапов | |
Борис Макаров.
«Алдар».
Отрывок.
…Чтоб остаться живым,
Надо было разжать обожженные пальцы,
И, отпрянув от едкого дыма
И злого огня,
Люк открыть,
И нырнуть под спасительный панцирь
К голубому началу
Над морем встающего дня…
Но тогда б миноносец
Сломало ударом –
Взрывом топлива, бьющего с воем из труб.
И корабль, и друзья
Степняка-морехода Алдара
Превратились в один бы
Под волнами
Скрывшийся труп.
И заплакали б матери, жены, невесты
На Российской земле
От морей до морей.
И взлетели бы в небо,
Как в той нестареющей песне,
Души братьев-матросов
Цепочкой седых журавлей...
Но огонь не пройдет
Ни по кубрикам
И ни по трюмам.
Он умрет побежденным, покорно остыв.
…И тебе никогда
Не придется, Арюна,
За любимого брата
Испытывать стыд.
…Будут мною гордиться
И мама, и папа.
…Земляки-забайкальцы,
Я вас не подвел.
…Поднимайтесь, друзья,
Поскорее
По трапу!
Я горю.
Дым крылат и когтист,как орел.
Он впивается в горло,
Мешая дыханью.
Из горбатого клюва –
И клекот,
И злость…
…Ах, мои одноклассники,
Как же мне с вами
Мало тропок степных
Исходить довелось…
…Вот и всё –
Вентиль крепко затянут,
И клапаны все перекрыты.
Миноносец спасен.
И команда его спасена.
Можно выйти на палубу
В люк, прямо в небо открытый.
Я живой.
И я выполнил долг свой
Сполна.
…Вы: Арюна….. Ирина…. Булат –
Мои сестры и брат мой,
Папа,
Мама,
Я выдержу.
Встану!
Смогу!..
Я со смертью
За жизнь
До конца буду драться.
Я вернусь на корабль
И в родную Агу…
Он вернется.
А небо порошей дорогу ему устилает…
…Это значит,
Что душу Алдара
С почетом к себе принимает.
Он вернется.
…Грохочут
Прощальные
Гулкие
Залпы.
Он вернется
Не раз к нам
сегодня и завтра…
…Залп! –
И эхо над степью,
Как чайка,
Несется.
Он вернется к нам –
Совестью нашей
Вернется.
Залп! –
Да будем же, люди,
Стремиться пройти
свои жизни недаром,
Чтоб по праву
Себя называть
земляками
Алдара.
Залп! –
И эхо
Над всей
Над Россией
Несется.
Он вернется…
«БАЛЛАДА О МАТРОСОВЕ»
По волюшке-воле,по чистому полю
Гуляют шальные снега
Сковозь снежную россыпь
С друзьями Матросов
В атаку идёт на врага.
А в огненном круге
Свинцовая вьюга -
Строчит пулемёт на пути.
И к вражьему доту
Не может пехота,
Не может на шаг подойти.
Над нами, ребята,
Пылают закаты,
За нами наш город родной!
Россия, Россия,
Деревни и хаты,
Берёзы над тихой рекой.
У речки, у моста
Промолвил Матросов:
"Мне, может, зари не встечать,
Но я по болоту
Пройду к пулемёту,
Заставлю его замолчать!"
Подкрался Матросов
К немецкому доту,
Он клятвы своей не забыл!
Поднялся Матросов, -
И сердцем отважным
Солдат амбразуру закрыл!
Споём же, ребята!
Пусть в песне крылатой
Живёт комсомолец-герой!
Россия, Россия,
Такого солдата
Запомним навеки с тобой!
Константин Михайлович Симонов
«Сын артиллериста»
Отрывок.
Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.
А у майора Петрова
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,—
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.
Десять лет пролетело.
Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над родиною война.
Деев дрался на Севере;
В полярной глуши своей
Иногда по газетам
Искал имена друзей.
Однажды нашел Петрова:
«Значит, жив и здоров!»
В газете его хвалили,
На Юге дрался Петров.
Потом, приехавши с Юга,
Кто-то сказал ему,
Что Петров, Николай Егорыч,
Геройски погиб в Крыму.
Деев вынул газету,
Спросил: «Какого числа?»—
И с грустью понял, что почта
Сюда слишком долго шла...
А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров
К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров.
Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах.
Вошел высокий военный,
Косая сажень в плечах.
В первые две минуты
Майор его не узнал.
Лишь басок лейтенанта
О чем-то напоминал.
— А ну, повернитесь к свету,—
И свечку к нему поднес.
Все те же детские губы,
Тот же курносый нос.
А что усы — так ведь это
Сбрить!— и весь разговор.
— Ленька?— Так точно, Ленька,
Он самый, товарищ майор!
— Значит, окончил школу,
Будем вместе служить.
Жаль, до такого счастья
Отцу не пришлось дожить.—
У Леньки в глазах блеснула
Непрошеная слеза.
Он, скрипнув зубами, молча
Отер рукавом глаза.
И снова пришлось майору,
Как в детстве, ему сказать:
— Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
— Ну, так иди скорей.
Нет, погоди немножко.—
Майор на секунду встал,
Как в детстве, двумя руками
Леньку к себе прижал:—
Идешь на такое дело,
Что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я
Туда посылать не рад.
Но как отец... Ответь мне:
Отец я тебе иль нет?
— Отец,— сказал ему Ленька
И обнял его в ответ.
— Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
— Понял меня?— Все понял.
Разрешите идти?— Иди!—
Майор остался в землянке,
Снаряды рвались впереди.
Где-то гремело и ухало.
Майор следил по часам.
В сто раз ему было б легче,
Если бы шел он сам.
Двенадцать... Сейчас, наверно,
Прошел он через посты.
Час... Сейчас он добрался
К подножию высоты.
Два... Он теперь, должно быть,
Ползет на самый хребет.
Три... Поскорей бы, чтобы
Его не застал рассвет.
Деев вышел на воздух —
Как ярко светит луна,
Не могла подождать до завтра,
Проклята будь она!
Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!
Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»— летели снаряды.
«Огонь!»— заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
— Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!
И на командном пункте,
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
— Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
В атаку пошла пехота —
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Когда размотали повязку,
Что наспех он завязал,
Майор поглядел на Леньку
И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только... совсем седой.
Он обнял майора, прежде
Чем в госпиталь уезжать:
— Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была...
Вот какая история
Про славные эти дела
На полуострове Среднем
Рассказана мне была.
А вверху, над горами,
Все так же плыла луна,
Близко грохали взрывы,
Продолжалась война.
Трещал телефон, и, волнуясь,
Командир по землянке ходил,
И кто-то так же, как Ленька,
Шел к немцам сегодня в тыл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеклассного мероприятия "Фотокросс. Школа глазами животного"
Общая частьПредметИнформатика5 классТема мероприятияФотокросс «Школа глазами домашнего животного»Планируемые образовательные результаты...
Технологическая карта внеклассного мероприятия "Морские кадеты - слава России"
Классный час, посвящённый кадетским традициям. В данном сценарии 4 информационных блока, которые ведут "военные историки" и "знатоки кадетских традиций", и 4 разговорных блока, в котором обсуждение ор...
Технологическая карта внеклассного мероприятия в 9 - х классах "Чем мы засоряем свою речь?"
Внеклассное мероприятие проводимое социальным педагогом в коррекционной школе в 9 - классах, с целью профилактики девиантного поведения....
Технологическая карта внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе "Есть или не есть?!"
Учебный предмет: биологияКласс: 8 УМК: «Биология. Человек» 8 класс, автор: Д.В. Колесов Тема урока: «Есть или не есть?!»Тип урока: обобщение и систематизация знаний по тем...
Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе «Великий подвиг советского народа»
Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе «Великий подвиг советского народа» для обучающихся 5 класса...
Технологическая карта внеклассного мероприятия Тема: «Подвиги победы»
Воспитательное мероприятие в год Памяти и славы....
Технологическая карта внеклассного мероприятия на тему: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней… (с) И. А. Бунин»
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине вывода советских войск из Афганистана...